Как "резали" фильм "О бедном гусаре замолвите слово..."
---
"Пожалуй, в моей биографии нет более многострадальной картины, чем "О бедном гусаре замолвите слово", - так отзывался о своём фильме режиссёр Эльдар Рязанов. Все пошло наперекосяк с самого начала. Первым делом сценарий, написанный Эльдаром Рязановым в соавторстве с талантливейшим Григорием Гориным, забраковали в Комитете по кинематографии. Без объяснения причин и витиеватых фраз с извинениями. Когда же Рязанов решил узнать причину, ему сказали "что фильм не нужен – картин "на историческом материале" уже много"
В сердцах Рязанов забрал сценарий и сказал: "Сценарии о чести и совести вам действительно не нужны, их у вас навалом!" И отнес сценарий на телевидение, зная, что между руководителями Комитета по кинематографии и Гостелерадио существовала ничем не объяснимая неприязнь. Рязанов ждал решения около месяца и когда уже хотел напомнить о себе, подтолкнуть решение своего вопроса, раздался телефонный звонок - телевидение решило ставить фильм
Но Рязанов тогда ещё не догадывался, в каких муках предстоит рождаться этой картине. Вот ещё фраза из его мемуаров: "Фильм "О бедном гусаре..." находился под неусыпным надзором, меня дергали еженедельно. Поправки и замечания сыпались регулярно, а во время подготовительного периода картину дважды закрывали"
Первый раз вопрос о закрытии картины встал в конце декабря 1979 года, когда начались военные действия в Афганистане. Сей факт, далекий, казалось бы, от кинопроизводства, тем не менее чуть не стал роковым для фильма Рязанова. Причина была озвучена, и она оказалась настолько нелепой, что поначалу воспринималось как шутка. Итак, согласно сюжету фильма, один из главных героев — Мерзляев — был жандармским офицером. Так вот, в свете последних политических событий любое упоминание силового ведомства было строжайше запрещено. К тому же в сценарии вроде как чересчур мрачными красками был изображен сотрудник Тайной канцелярии.
Перед Гориным и Рязановым встала задача – либо обелить в сценарии жандармское «Третье отделение», либо найти какой-то хитрый выход, чтобы сюжетная интрига двигалась, но "тайная канцелярия" как бы была ни при чем. Министр телевидения Сергей Георгиевич Лапин сказал Рязанову: "Обстановка сейчас не для комедий, международная обстановка осложнилась. В Афганистане идет война. Зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию?" Надо было либо все бросать, либо выбрать меньшее из зол. И соавторы решили сделать Мерзляева штатским, не профессиональным блюстителам порядка, а любителя, стукача по вдохновению. Мерзляеву присвоили графский титул, чин действительного тайного советника и должность "чиновника по особым поручениям". Тайного осведомителя Третьего отделения, платного агента Артюхова, которого играл Бурков, сделали личным камердинером графа. По новому сценарию он занимается провокациями лишь потому, что ему обещана "вольная"
Примерно к марту 1980 года съемочная группа была полностью сформирована, все главные герои найдены, костюмы сшиты и даже упакованы в громадные контейнеры для выезда в двухмесячную экспедицию в Питер. Словом, все проблемы, как казалось, остались позади. Ан нет. Буквально за день до отъезда в Северную столицу Рязанов получил очередной удар под дых: картину все-таки решено закрыть. По личному распоряжению председателя Гостелерадио, без объяснения причин и обратного хода.
И вновь наступил период мучительной борьбы режиссера за свое многострадальное детище. К делу были подключены высокие чины. И спасла ситуацию... болезнь председателя Гостелерадио Сергея Лапина. Он угодил в кремлевскую больницу, и туда же, зная об этом, лег подлечиться директор "Мосфильма" Николай Сизов, пообещавший помочь Рязанову. Сложно сказать, какие аргументы привел Сизов Лапину, но спустя время фильм разрешили-таки снимать
И снова обратимся к мемуарам Рязанова: "...Обсуждений, пока писался сценарий и снималась картина, было немало. На каждом из них мы несли потери, теряли реплики, сцены, ситуации, вещь выхолащивалась, становилась более аморфной, беззубой, упрощенной. Ни на одном из обсуждений мы ничего не приобрели, мы только проигрывали. Война велась с неизменным нашим поражением. У нас оставалось только одно право, к которому, в конце концов, и свелась вся эта длинная битва с телевидением, – право довести картину до конца. Мы отдавали многое, лишь бы уцелела картина. Теперь нас, конечно, легко осуждать... Картина ухудшалась на глазах, но все равно для руководителей телевидения она оставалась персоной «нон грата»..."
Когда же съемки все-таки были завершены, Рязанов уже с покорностью принял тот факт, что художественный совет, в который входили руководство телевидения и дирекция "Мосфильма", картину практически разгромил. Было высказано пятнадцать довольно принципиальных замечаний, которые следовало воплотить в жизнь: сократить, переделать и опять сократить. Но главное - комиссии не понравился столь трагический финал. По мнению Николая Сизова, актер Бубенцов не должен умирать. Рязанов уже морально готовился к провалу. Но случилось непредвиденное! Заместитель председателя Гостелерадио Стелла Ивановна Жданова выступила в защиту печальной концовки фильма, взвешенно и резонно отметив, что картина снята в жанре трагикомедии. Мол, если переделать финал, то разрушится авторский замысел и фильм превратится в сущую безделицу
Премьера была назначена на 1 января 1981 года. Все плохое, казалось, осталось позади. Но оказалось, что без ведома Рязанова за несколько дней до премьеры на телевидении из ленты все же вырезали несколько эпизодов, в том числе смерть Бубенцова. Зрителю в результате купюры становилось неясным, умер ли Бубенцов.
Фильм показали в неуместное время – 1 января люди ждут новогодние комедии в духе «Иронии судьбы». Массовые зрители «Гусара» практически не заметили, за исключением небольшой части интеллигенции. Были прекрасные отзывы, письма, телеграммы, звонки с восторгами и благодарностью, добрые отклики Булата Окуджавы, Людмилы Петрушевской, Бориса Васильева, Станислава Рассадина, Игоря Ильинского, Андрея Вознесенского. Газеты практически промолчали
Рязанов и Горин надеялись на повторный показ. Но фильм лег на полку на долгие годы. Мол, не нашел он отклика в зрительских сердцах — и все тут! Целых пять лет «О бедном гусаре…» не выпускали на телеэкраны. Эльдар Рязанов, который первое время еще пытался бороться, в итоге сложил оружие: ну, значит, так тому и быть. Пока — 4 января 1986 года — картину вдруг вновь не показали по Центральному телевидению, все так же неожиданно для самого режиссера. И на сей раз все будто прозрели! Ах, какие потрясающие актерские работы! А сколько аллюзий на день сегодняшний! Словом, настоящий киношедевр!
Источники
При подготовке использовались фрагменты из книги Ольги Афанасьевой "Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или...". Издательство: Алгоритм - 2015 год
www.loveread.ec/read_book.php?id=47520&p=21#gl_19
www.womanhit.ru/archive/548773-o-bednom-gusare-zamolvite-slovo.html
www.kp.ru/daily/24003/81681/
Взято: dubikvit.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]