Как сон разума стал рождать чудовищ
---
Мрачный Гойя переизобрел уютный жанр каприччо
В 1799 году Гойя опубликовал альбом офортов, которые назвал по их жанру — «Капричос» («Los Caprichos», от итальянского capriccio — «каприз»). Серия изображений резко отличалась от придворных картин испанского художника: эмоциональный перелом часто связывают с тяжелой и загадочной болезнью, пришедшейся на 1792–1793 годы, в результате которой Гойя оглох. «Капричос» были художественным экспериментом, в основание которого была положена фантастика сна и сатира на современное общество — настолько гротескная, что, кажется, затевалась не ради бичевания пороков, а чтобы выплеснуть яд. Инквизиция спешно изъяла альбом, но сейчас эти работы помнят лучше, чем многие прежние и последующие заслуги Гойи: мрачные фантазии пришлись по вкусу декадентам и модернистам.
Франсиско Гойя. Все погибнут. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Вот они и ощипаны. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Как ее ощипывают! 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Ведь он разбил кувшин. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. У них уже есть на что сесть. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Скверная ночь. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Вверх и вниз. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Неужели никто нас не развяжет. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Гойя полностью предопределил наше восприятие жанра каприччо. Однако в XVIII веке итальянское слово «каприччо» значило совершенно иное, а в эмоциональном смысле — даже полностью противоположное: «каприз» был не мрачным, а легким. Каприччо было прежде всего архитектурной фантазией — причудой художника, решившего совместить внутри одного произведения здания, древние развалины и другие объекты, не сообразуясь с их реальными размерами и местоположением. Наибольшего успеха в сопряжении далековатых построек достигли художники Марко Риччи и Джованни Паоло Панини.
Джованни Паоло Панини. Каприччо с античными развалинами. Между 1725 и 1730 годом
© Wikimedia Commons
Джованни Паоло Панини. Римский каприччо. 1758 год
© Wikimedia Commons
Марко Риччи. Древнеримский каприччо. До 1730 года
© Wikimedia Commons
Традиция каприччо наложилась на другую моду XVIII столетия — жанр ведуты (от итальянского veduta — вид): так называли изображение города с особенно выгодной для обзора точки. Иногда вместо реального города художники изображали полностью или частично вымышленный, идеальный — такие работы называли vedute ideale, vedute di fantasia или каприччо. Особой популярностью ведуты пользовались в Венеции: выдающимся их мастером был Каналетто, а в создании гравированных vedute ideale прославился Джамбаттиста Пиранези.
Каналетто. Портик с фонарем. Около 1740–1744 годов
© Wikimedia Commons
Джамбаттиста Пиранези. Римская древность. 1756 год
© Wikimedia Commons
Впрочем, было и более узкое понимание жанра каприччо — которое обосновывалось неуемной фантазией художника. Еще в XVI веке каприччо называли серии литературных и музыкальных произведений, объединенных не жанром, а иными формальными чертами (самые ранние словесные каприччо — capricciosi ragionamenti — написал Пьетро Аретино). Первым слово «каприччо» к изобразительному искусству применил гравер-маньерист начала XVII века Жак Калло, за ним были Стефано делла Белла, Джованни Баттиста Тьеполо и тот же Пиранези.
Джованни Баттиста Тьеполо. Семья сатира. Около 1738–1739 годов
Civici musei e gallerie di storia e arte di Udine
Жак Калло. Два танцора с лютней. 1617 год
The Metropolitan Museum of Art
Жак Калло. Два танцора с флейтой и тамбурином. 1617 год
The Metropolitan Museum of Art
Стефано делла Белла. Из цикла «Каприччо». Около 1642 года
The Metropolitan Museum of Art
Джованни Баттиста Тьеполо. Женщина с руками на вазе. Около 1738–1739 годов
Museo Civico, Bassano del Grappa
Гойя мог прочесть в словаре Академии изящных искусств такие определения жанра: каприччо — это «идея или замысел, которые художник воплощает, не руководствуясь доводами рассудка и общепринятыми правилами»; это «произведение искусства, в котором воображение с изяществом и хорошим вкусом отказывается от соблюдения правил». Гойя порывал со всеми правилами — и в этом полностью соответствовал словарю; он, однако, первым замешал каприччо на безжалостной романтической иронии, социально-политической сатире и жуткой материи сна, которая, в соответствии с названием самого знаменитого офорта, рождает чудовищ.
Книги -
Murray С. J. Encyclopedia of the Romantic Era. 1760–1850. London, 2003.
Sager Eidt L. M. Writing and Filming the Painting: Ekphrasis in Literature and Film. Amsterdam/New York, 2008.
Источники - arzamas.academy и Википедия
В 1799 году Гойя опубликовал альбом офортов, которые назвал по их жанру — «Капричос» («Los Caprichos», от итальянского capriccio — «каприз»). Серия изображений резко отличалась от придворных картин испанского художника: эмоциональный перелом часто связывают с тяжелой и загадочной болезнью, пришедшейся на 1792–1793 годы, в результате которой Гойя оглох. «Капричос» были художественным экспериментом, в основание которого была положена фантастика сна и сатира на современное общество — настолько гротескная, что, кажется, затевалась не ради бичевания пороков, а чтобы выплеснуть яд. Инквизиция спешно изъяла альбом, но сейчас эти работы помнят лучше, чем многие прежние и последующие заслуги Гойи: мрачные фантазии пришлись по вкусу декадентам и модернистам.
Франсиско Гойя. Все погибнут. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Вот они и ощипаны. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Как ее ощипывают! 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Ведь он разбил кувшин. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. У них уже есть на что сесть. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Скверная ночь. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Вверх и вниз. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Франсиско Гойя. Неужели никто нас не развяжет. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes
Гойя полностью предопределил наше восприятие жанра каприччо. Однако в XVIII веке итальянское слово «каприччо» значило совершенно иное, а в эмоциональном смысле — даже полностью противоположное: «каприз» был не мрачным, а легким. Каприччо было прежде всего архитектурной фантазией — причудой художника, решившего совместить внутри одного произведения здания, древние развалины и другие объекты, не сообразуясь с их реальными размерами и местоположением. Наибольшего успеха в сопряжении далековатых построек достигли художники Марко Риччи и Джованни Паоло Панини.
Джованни Паоло Панини. Каприччо с античными развалинами. Между 1725 и 1730 годом
© Wikimedia Commons
Джованни Паоло Панини. Римский каприччо. 1758 год
© Wikimedia Commons
Марко Риччи. Древнеримский каприччо. До 1730 года
© Wikimedia Commons
Традиция каприччо наложилась на другую моду XVIII столетия — жанр ведуты (от итальянского veduta — вид): так называли изображение города с особенно выгодной для обзора точки. Иногда вместо реального города художники изображали полностью или частично вымышленный, идеальный — такие работы называли vedute ideale, vedute di fantasia или каприччо. Особой популярностью ведуты пользовались в Венеции: выдающимся их мастером был Каналетто, а в создании гравированных vedute ideale прославился Джамбаттиста Пиранези.
Каналетто. Портик с фонарем. Около 1740–1744 годов
© Wikimedia Commons
Джамбаттиста Пиранези. Римская древность. 1756 год
© Wikimedia Commons
Впрочем, было и более узкое понимание жанра каприччо — которое обосновывалось неуемной фантазией художника. Еще в XVI веке каприччо называли серии литературных и музыкальных произведений, объединенных не жанром, а иными формальными чертами (самые ранние словесные каприччо — capricciosi ragionamenti — написал Пьетро Аретино). Первым слово «каприччо» к изобразительному искусству применил гравер-маньерист начала XVII века Жак Калло, за ним были Стефано делла Белла, Джованни Баттиста Тьеполо и тот же Пиранези.
Джованни Баттиста Тьеполо. Семья сатира. Около 1738–1739 годов
Civici musei e gallerie di storia e arte di Udine
Жак Калло. Два танцора с лютней. 1617 год
The Metropolitan Museum of Art
Жак Калло. Два танцора с флейтой и тамбурином. 1617 год
The Metropolitan Museum of Art
Стефано делла Белла. Из цикла «Каприччо». Около 1642 года
The Metropolitan Museum of Art
Джованни Баттиста Тьеполо. Женщина с руками на вазе. Около 1738–1739 годов
Museo Civico, Bassano del Grappa
Гойя мог прочесть в словаре Академии изящных искусств такие определения жанра: каприччо — это «идея или замысел, которые художник воплощает, не руководствуясь доводами рассудка и общепринятыми правилами»; это «произведение искусства, в котором воображение с изяществом и хорошим вкусом отказывается от соблюдения правил». Гойя порывал со всеми правилами — и в этом полностью соответствовал словарю; он, однако, первым замешал каприччо на безжалостной романтической иронии, социально-политической сатире и жуткой материи сна, которая, в соответствии с названием самого знаменитого офорта, рождает чудовищ.
Книги -
Murray С. J. Encyclopedia of the Romantic Era. 1760–1850. London, 2003.
Sager Eidt L. M. Writing and Filming the Painting: Ekphrasis in Literature and Film. Amsterdam/New York, 2008.
Источники - arzamas.academy и Википедия
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]