Мартышка и дизайн
---
Прелюбопытный взгляд на развитие цивилизации и историю человека у французского философа Александра Кожева.
Расскажу очень коротко.
Миллионы лет эволюция развивалась по ВОСХОДЯЩЕЙ. Психика живых существ усложнялась. От амёб - к жучкам, от жучков - к лягушкам, от лягушек - к обезьянам.
Обезьяны стали ПИКОМ развития, но они попробовали двинуться дальше.
Однако склон горы, по которой ползла эволюция, закончился.
Опираться было не на что, и обезьяна просто ПРЫГНУЛА вверх в тщетной надежде зацепиться за воздух.
Пока она летела - создала искусство, культуру, науку и прочие ОБНАДЁЖИВАЮЩИЕ вещи.
Но чудес не бывает. На воздух нельзя опереться. Обезьяна лихорадочно цеплялась за пустоту несколько столетий, но обессилела и упала обратно на вершину горы.
Кожев задает вопрос: вернулась ли эта ПОДПРЫГНУВШАЯ обезьяна (то есть человек) в состояние стопроцентного животного?
Или из своего недолгого полёта она всё же что-то вынесла? Какой-то "НАДживотный остаток"?
На первый взгляд мы вернулись в состояние абсолютных животных: пожрать, поспать, потрахаться, поразвлекаться - всё, что нам нужно. От мартышки и не отличишь. Все прежние опоры - искусство, культура, наука, религия - лишились всякого авторитета и воспринимаются так же, как собака воспринимает мячик. Как развлечение, как игра.
Неужели действительно ничего не осталось после нашего ПРЫЖКА?
Кожев считает, что осталось; и этот остаток весьма неожиданный: ДИЗАЙН.
То есть единственное, что человек прихватил с собой с неба - это эстетическое чувство, субъективное понятие об эргономичности, красоте и стиле.
Не надо путать это с искусством. В отличие от искусства дизайн не имеет никакого смысла и несёт никакой метафизической нагрузки.
Дизайн - это "ну чтобы симпотно и удобно было".
Единственное, что отличает ПОСТчеловека от животного.
Расскажу очень коротко.
Миллионы лет эволюция развивалась по ВОСХОДЯЩЕЙ. Психика живых существ усложнялась. От амёб - к жучкам, от жучков - к лягушкам, от лягушек - к обезьянам.
Обезьяны стали ПИКОМ развития, но они попробовали двинуться дальше.
Однако склон горы, по которой ползла эволюция, закончился.
Опираться было не на что, и обезьяна просто ПРЫГНУЛА вверх в тщетной надежде зацепиться за воздух.
Пока она летела - создала искусство, культуру, науку и прочие ОБНАДЁЖИВАЮЩИЕ вещи.
Но чудес не бывает. На воздух нельзя опереться. Обезьяна лихорадочно цеплялась за пустоту несколько столетий, но обессилела и упала обратно на вершину горы.
Кожев задает вопрос: вернулась ли эта ПОДПРЫГНУВШАЯ обезьяна (то есть человек) в состояние стопроцентного животного?
Или из своего недолгого полёта она всё же что-то вынесла? Какой-то "НАДживотный остаток"?
На первый взгляд мы вернулись в состояние абсолютных животных: пожрать, поспать, потрахаться, поразвлекаться - всё, что нам нужно. От мартышки и не отличишь. Все прежние опоры - искусство, культура, наука, религия - лишились всякого авторитета и воспринимаются так же, как собака воспринимает мячик. Как развлечение, как игра.
Неужели действительно ничего не осталось после нашего ПРЫЖКА?
Кожев считает, что осталось; и этот остаток весьма неожиданный: ДИЗАЙН.
То есть единственное, что человек прихватил с собой с неба - это эстетическое чувство, субъективное понятие об эргономичности, красоте и стиле.
Не надо путать это с искусством. В отличие от искусства дизайн не имеет никакого смысла и несёт никакой метафизической нагрузки.
Дизайн - это "ну чтобы симпотно и удобно было".
Единственное, что отличает ПОСТчеловека от животного.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]