Пенсионный возраст и «гаражная экономика». Что и как влияет на безработицу
---
В России вскоре резко возрастет число безработных среди граждан предпенсионного возраста. По прогнозам Минтруда, уже в 2020 году уровень безработицы в этой категории населения поднимется в 1,6 раза, сообщили информационному агентству «Интерфакс» в ведомстве.
Аналитики Минтруда полагают, что представители этой возрастной группы вскоре начнут массово регистрироваться на бирже труда, так что среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных в 2020-2022 годах превысит 150 тысяч человек.Сейчас этот показатель составляет 92 тысячи человек в месяц, а в целом, по официальной информации, численность официально зарегистрированных безработных в России составляет 732 тысячи человек.
Как подсчитали в Минтруда, для выплаты пособий по безработице уже в 2020 году потребуется не 54,3 млрд рублей, как в 2019 году, а 56,9 млрд рублей. При этом размер пособий Минтруд увеличивать не планирует, сообщает информационное агентство РБК. Минимальное пособие по-прежнему будет составлять 1,5 тысяч рублей, максимальное – 8 тысяч рублей, а для предпенсионеров – 11,3 тысячи рублей. Эти сведения приводятся в пояснительной записке к разработанному Минтрудом проекту постановления правительства России «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».
Рост безработицы вследствие увеличения пенсионного возраста эксперты считали наиболее очевидным результатом. При этом высказывалось опасение, что если даже работодателей обяжут путем введения неких правовых норм принимать на работу людей предпенсионного возраста, то может начаться рост безработицы среди других возрастов, в особенности молодежи, только что окончившей учебные заведения и не имеющей опыта работы. О целом наборе оснований для роста безработицы, в том числе среди людей предпенсионного возраста, и о мерах, которые можно было бы принять, чтобы сгладить остроту ситуации, рассказал Андрей Чураков, политолог, координатор Комитета гражданских инициатив Архангельской области.
«Повышение пенсионного возраста было вызвано не демографическими проблемами, хотя в числе причин, по которым было принято такое решение, упоминался и тот факт, что в стране сокращается количество трудоспособного населения. Но основной причиной было недостаточное количество средств в Пенсионном фонде. То есть власти пытались закрыть чисто финансовую проблему Пенсионного фонда, а не решили некие масштабные проблемы экономики.
На момент принятия решения было понятно, что постоянно добавлять деньги из бюджета в Пенсионный фонд, как делали на протяжении нескольких лет подряд, уже сложно. Плюс ко всему, бюджетные затраты постоянно возрастали. Это требовалось прекратить; решили действовать через увеличение пенсионного возраста. Этот шаг сразу же сэкономил Пенсионному фонду энную сумму. Однако с учетом того, что люди все равно будут выходить на пенсию, пусть и попозже, думаю, что в течение пяти лет проблема может возникнуть снова. И тогда опять придется искать какой-то выход.
Что касается безработных, то я сказал бы, что обсуждать этот вопрос с достаточной достоверностью сложно, поскольку Росстат выдает удивительные цифры: не далее как сегодня я видел, что он насчитал, что в стране работает примерно треть граждан. Ясно, конечно, что дети и пенсионеры не работают, но все же где остальные россияне, понять сложно. И по так называемой «гаражной» или «теневой» экономике идут странные цифры: назывались и 20 миллионов человек, и 12 миллионов человек. Так вот, есть подозрения, что негативные ожидания по поводу роста безработицы на деле связаны с двумя моментами.
Первый имеет отношение к социальной составляющей, в том числе к пособиям по безработице. Где-то с месяц назад начались разговоры о том, что неплохо было бы пересмотреть их размер. И если пересматривать в сторону увеличения, то неплохо бы сократить период получения. К тому же люди, которым до выхода на пенсию осталось год-два, и которые, допустим, занимались неким бизнесом без регистрации, могут массово становиться на учет, потому что постоянно проскакивает тема «если вы нигде официально зарплату не получаете, то вы будете лишены возможности получать бесплатные медицинские услуги». Для тех, кто работает «в тени» и по возрасту приближается к 60 годам, это уже серьезный вопрос.
Второй момент экономический. На основе данных, которые я видел в рамках своей работы, есть основания считать, что уже к концу 2019 года мы можем получить серьезный экономический кризис, в результате которого многим придется сокращать бизнес или закрывать его. Таков, на мой взгляд, будет эффект от пенсионной реформы и от повышения НДС. Да, повысив НДС мы очень хорошо поправили ситуацию в бюджете и не знаем даже, куда теперь еще потратить деньги, бюджет у нас уже пухнет. А с другой стороны, этот шаг изъял и без того небольшие финансовые ресурсы, которые имел бизнес для того, чтобы как-то развивать себя или хотя бы поддерживать. Отложенный эффект увеличения НДС как раз и прогнозируется на финал текущего года, отсюда и такие ожидания.
Что касается инструментов, которые могут помочь сгладить ситуацию, то ничего сверхнового тут не придумаешь. И мировая практика, и все размышления приводят более или менее к одному выводу: было бы полезно ввести льготный период налогообложения для создающихся предприятий, как то было в начале 1990-х. Только, конечно, продумать контрольный механизм, чтобы под видом создания не пошел активный процесс перерегистрации давно работающего бизнеса. Но это могло бы помочь создать рабочие места, плюс мы как будто могли бы пойти на подобные меры, учитывая, что бюджет у нас заполнен. Это не только смягчило бы остроту проблемы в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной дало бы хороший эффект. Тут возможен эффект кумулятивный, влияние в том числе на наполняемость местных, региональных бюджетов.
Вообще в чем проблема с «гаражной» экономикой? В основе предпринимательства без регистрации лежит нежелание и неспособность многих наших сограждан выстроить взаимоотношения с контролирующим органом. Не хватает грамотности, да и сами контролирующие органы зачастую ведут себя не как заинтересованные в развитии бизнеса, а с точностью до наоборот. Это даже просто вопрос психологии таких структур. Если же вводить льготные налоговые периоды, то люди перестанут бояться входить в систему», – сказал Андрей Чураков.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Аналитики Минтруда полагают, что представители этой возрастной группы вскоре начнут массово регистрироваться на бирже труда, так что среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных в 2020-2022 годах превысит 150 тысяч человек.Сейчас этот показатель составляет 92 тысячи человек в месяц, а в целом, по официальной информации, численность официально зарегистрированных безработных в России составляет 732 тысячи человек.
Как подсчитали в Минтруда, для выплаты пособий по безработице уже в 2020 году потребуется не 54,3 млрд рублей, как в 2019 году, а 56,9 млрд рублей. При этом размер пособий Минтруд увеличивать не планирует, сообщает информационное агентство РБК. Минимальное пособие по-прежнему будет составлять 1,5 тысяч рублей, максимальное – 8 тысяч рублей, а для предпенсионеров – 11,3 тысячи рублей. Эти сведения приводятся в пояснительной записке к разработанному Минтрудом проекту постановления правительства России «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».
Рост безработицы вследствие увеличения пенсионного возраста эксперты считали наиболее очевидным результатом. При этом высказывалось опасение, что если даже работодателей обяжут путем введения неких правовых норм принимать на работу людей предпенсионного возраста, то может начаться рост безработицы среди других возрастов, в особенности молодежи, только что окончившей учебные заведения и не имеющей опыта работы. О целом наборе оснований для роста безработицы, в том числе среди людей предпенсионного возраста, и о мерах, которые можно было бы принять, чтобы сгладить остроту ситуации, рассказал Андрей Чураков, политолог, координатор Комитета гражданских инициатив Архангельской области.
«Повышение пенсионного возраста было вызвано не демографическими проблемами, хотя в числе причин, по которым было принято такое решение, упоминался и тот факт, что в стране сокращается количество трудоспособного населения. Но основной причиной было недостаточное количество средств в Пенсионном фонде. То есть власти пытались закрыть чисто финансовую проблему Пенсионного фонда, а не решили некие масштабные проблемы экономики.
На момент принятия решения было понятно, что постоянно добавлять деньги из бюджета в Пенсионный фонд, как делали на протяжении нескольких лет подряд, уже сложно. Плюс ко всему, бюджетные затраты постоянно возрастали. Это требовалось прекратить; решили действовать через увеличение пенсионного возраста. Этот шаг сразу же сэкономил Пенсионному фонду энную сумму. Однако с учетом того, что люди все равно будут выходить на пенсию, пусть и попозже, думаю, что в течение пяти лет проблема может возникнуть снова. И тогда опять придется искать какой-то выход.
Что касается безработных, то я сказал бы, что обсуждать этот вопрос с достаточной достоверностью сложно, поскольку Росстат выдает удивительные цифры: не далее как сегодня я видел, что он насчитал, что в стране работает примерно треть граждан. Ясно, конечно, что дети и пенсионеры не работают, но все же где остальные россияне, понять сложно. И по так называемой «гаражной» или «теневой» экономике идут странные цифры: назывались и 20 миллионов человек, и 12 миллионов человек. Так вот, есть подозрения, что негативные ожидания по поводу роста безработицы на деле связаны с двумя моментами.
Первый имеет отношение к социальной составляющей, в том числе к пособиям по безработице. Где-то с месяц назад начались разговоры о том, что неплохо было бы пересмотреть их размер. И если пересматривать в сторону увеличения, то неплохо бы сократить период получения. К тому же люди, которым до выхода на пенсию осталось год-два, и которые, допустим, занимались неким бизнесом без регистрации, могут массово становиться на учет, потому что постоянно проскакивает тема «если вы нигде официально зарплату не получаете, то вы будете лишены возможности получать бесплатные медицинские услуги». Для тех, кто работает «в тени» и по возрасту приближается к 60 годам, это уже серьезный вопрос.
Второй момент экономический. На основе данных, которые я видел в рамках своей работы, есть основания считать, что уже к концу 2019 года мы можем получить серьезный экономический кризис, в результате которого многим придется сокращать бизнес или закрывать его. Таков, на мой взгляд, будет эффект от пенсионной реформы и от повышения НДС. Да, повысив НДС мы очень хорошо поправили ситуацию в бюджете и не знаем даже, куда теперь еще потратить деньги, бюджет у нас уже пухнет. А с другой стороны, этот шаг изъял и без того небольшие финансовые ресурсы, которые имел бизнес для того, чтобы как-то развивать себя или хотя бы поддерживать. Отложенный эффект увеличения НДС как раз и прогнозируется на финал текущего года, отсюда и такие ожидания.
Что касается инструментов, которые могут помочь сгладить ситуацию, то ничего сверхнового тут не придумаешь. И мировая практика, и все размышления приводят более или менее к одному выводу: было бы полезно ввести льготный период налогообложения для создающихся предприятий, как то было в начале 1990-х. Только, конечно, продумать контрольный механизм, чтобы под видом создания не пошел активный процесс перерегистрации давно работающего бизнеса. Но это могло бы помочь создать рабочие места, плюс мы как будто могли бы пойти на подобные меры, учитывая, что бюджет у нас заполнен. Это не только смягчило бы остроту проблемы в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной дало бы хороший эффект. Тут возможен эффект кумулятивный, влияние в том числе на наполняемость местных, региональных бюджетов.
Вообще в чем проблема с «гаражной» экономикой? В основе предпринимательства без регистрации лежит нежелание и неспособность многих наших сограждан выстроить взаимоотношения с контролирующим органом. Не хватает грамотности, да и сами контролирующие органы зачастую ведут себя не как заинтересованные в развитии бизнеса, а с точностью до наоборот. Это даже просто вопрос психологии таких структур. Если же вводить льготные налоговые периоды, то люди перестанут бояться входить в систему», – сказал Андрей Чураков.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]