Платные дороги без альтернатив: почему закон не навредит
17.07.2019 338 0 0 davydov-index

Платные дороги без альтернатив: почему закон не навредит

---
0
В закладки
Готовится ко второму чтению законопроект, разрешающий вводить плату за проезд по дорогам Крайнего Севера даже в случае отсутствия бесплатной альтернативной дороги. Между тем в эту зону, указывает газета «Коммерсантъ», входит до 70% территории России. Таким образом нововведение в случае принятия будет достаточно масштабным, хотя и не коснется владельцев легковых машин и мотоциклов.

Платные дороги без альтернатив: почему закон не навредит дороги, будет, дорог, частные, норма, инвестиции, Севера, Москвы, закон, дорожной, Крайнего, деньги, трудно, трафик, дорогах, доход, государство, слишком, строительство, районах


Изначально планировалось, что норма будет применима только для новых дорог, однако после доработки законопроекта оказалось, что плату предлагается вводить и на ранее построенных мостах и дорогах, если те были отремонтированы на частные деньги. Рассмотрение этой версии документа думским Комитетом по транспорту и строительству планировалось на 16 июля.

В настоящее время действует закон, запрещающий взимания платы за проезд, если у платной дороги нет бесплатной альтернативы. Однако Минтранс хочет снять это ограничение для районов Крайнего Севера, поскольку там особенно значительна потребность в развитии дорожной сети, а бюджетных средств на это не хватает.

О том, каковы могут быть последствия принятия этого законопроекта и в чем его особенности, рассказал Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«В этом законопроекте нет никакой особенной новизны. Уже много лет в седьмой главе Закона о дорогах и дорожной деятельности (полное название – Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ) сказано, что платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу не более чем втрое длиннее платной. То есть даже действующий закон позволяет, к примеру, пустить платную дорогу на Воронеж из Москвы с заездом в Казань. Так что уже существующие нормы не слишком будут отличаться от новых.

Кроме того, многолетний опыт – действительно долгий, лет 15 уже – показывает, что привлекать частые инвестиции для создания платных дорог чрезвычайно трудно. Причем трудно это делать даже в окрестностях Москвы, потому что требуется совпадение массы условий, и прежде всего – наличие трафика, состоящего из потребителей, которые готовы за использование дороги платить. А прогнозировать этот трафик непросто (даже оценить всего лишь, что люди вообще поедут – тоже серьезная инженерная задача; а к этому прибавляется и экономическая задача: люди поедут в условиях такого-то тарифа, а при другом тарифе уже нет).

Так что неудивительно, что с учетом этих обстоятельств и соображений, будет ли на этой дороге трафик, составленный из платежеспособной клиентуры, частные инвестиции в дороги невелики. Инвесторы не слишком спешат входить даже в проекты в центре России и вокруг Москвы или Петербурга, где трафик является рекордными для всей территории страны. А то, что частные инвестиции придут в строительство дорог в районах Крайнего Севера, пока является чисто гипотетической возможностью.

Так что новая норма, которую готовят для рассмотрения в Госдуме, – это норма «про запас», на всякий случай. В обозримом будущем, то есть в ближайшие годы, платных дорог за частные деньги в этих районах никто строить не собирается. Эта норма «на будущее», причем неопределенное будущее. С чисто практической точки зрения она не имеет значения. Мы в Институте экономики транспорта и транспортной политики, занимаясь этим вопросом, хорошо знаем, что найти частного инвестора для строительства дороги даже в самом обжитом районе страны очень непросто.

Кто бы, будь то банк или компания, ни обдумывал возможность вложить деньги в такое строительство, обязательно задают транспортным планировщикам простой вопрос: а если у меня будет тариф в условные сто рублей, сколько у меня будет народа? А если двести рублей? Умножают эти трафики на тарифы и получают прогнозируемый годовой доход. А потом сравнивают этот годовой доход лет на 10 вперед с тем, что должны вложить в стройку уже сейчас. И результат не нравится.

Допустим даже, половину оплатит государство; считают заново с этим прицелом. Результат опять оказывается неудовлетворительным. Иногда и при раскладе «инвестор вложит 10% средств, а государство – 90» получается не очень привлекательный итог. Так что найти частного инвестора на такие стройки трудно, а для малонаселенных территорий – тем более. Потому и получается, что ничего страшного в новом законопроекте нет», – сказал Михаил Блинкин.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]