Как "сумасшедший грек" Костаки собрал уникальную коллекцию русского авангарда
14.07.2019 45 0 0 vakin

Как "сумасшедший грек" Костаки собрал уникальную коллекцию русского авангарда

---
0
В закладки
Как

Эль Лисицкий. Эскиз памятника Розе Люксембург. 1919-1920. Из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках

В конце июня в Музее современного искусства в греческом городе Салоники (State Museum of Contemporary Art, SMCA) открылась постоянная экспозиция русского революционного авангардного искусства под названием Costakis Restart (полное название "Thessaloniki. Costakis collection. Restart" - "Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт").

Советский революционный авангард дав но вошел в обиход мирового художественного процесса. Работы Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Александра Родченко, Владимира Татлина, Любови Поповой и многих других прочно заняли почетные места в экспозициях крупнейших мировых музеев.

Как

Для проекта Costakis Restart в Музее современного искусства в Салониках была проведена существенная реконструкция

И все же выставка в Салониках - событие экстраординарное. Она отражает уникальную коллекцию советского искусства, собранную на протяжении десятилетий греческим коллекционером Георгием Костаки.

Выставка из 400 шедевров - лишь треть из почти 1300 работ коллекции Костаки, нашедшей постоянное пристанище в греческом городе.

Как и почему эти работы оказались в руках у грека, а потом и в самой Греции - захватывающая, полудетективная история, способная стать материалом для увлекательного фильма.

Шофер-коллекционер

В советские годы в среде художников и любителей запретного тогда авангарда имя Георгия Дионисиевича Костаки было легендарным.

В отличие от многих других западных собирателей, Костаки был в СССР человеком не приезжим. Он родился в Москве в 1913 году в семье греческого коммерсанта. Несмотря на революцию, семья из России не уехала, и более того, сумела даже сохранить греческое гражданство.

Как

Большую часть своей жизни Георгий Дионисиевич Костаки прожил в Москве. Снимок 1973 года

Не получив никакого специального образования, Костаки в 30-е годы работал шофером в греческом посольстве, возил дипломатических работников в антикварные магазины и постепенно сам втянулся в коллекционирование. Поначалу вполне традиционное: классическая живопись старых голландцев, фарфор, серебро.

"Продолжая в том же духе, я мог бы разбогатеть, но… не больше. Все то, что я собирал, уже было и в Лувре, и в Эрмитаже, да, пожалуй, и в каждом большом музее любой страны, и даже в частных собраниях. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное", - вспоминал он позднее.

Что-то необыкновенное встретилось ему случайно в одной московской квартире, где он увидел два-три холста авангардистов (в том числе картину Ольги Розановой "Зеленая полоса" (1917), которые произвели на него "сильнейшее впечатление".

Как

Надежда Удальцова. "Желтый кувшин", 1913. Из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках

"И вот я купил картины авангардистов, принес их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись, и в них ворвалось солнце. С этого момента я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году".

"Сумасшедший грек"

Наступившее внезапно прозрение и неожиданное очарование не только забытым и заброшенным, но и в суровые сталинские времена считавшимся идеологически вредным искусством понимания среди прежних соратников коллекционера не встретило.

"Большая часть моих друзей и родных смотрели на меня с жалостью. Они были убеждены, что, продавая свою старую коллекцию и приобретая то, что, по их мнению, было "ерундой", я совершал большую ошибку. В кругах московских коллекционеров у меня появилось не очень лестное прозвище "сумасшедший грек" - собиратель никому не нужного и бесполезного мусора".

Костаки, тем не менее, не сдавался. Он неутомимо разыскивал еще живых художников русского авангарда - Татлина, Родченко, Степанову, Гончарову, Ларионова, их друзей и родственников, скрупулезно, методично в течение трех десятилетий собирая свою коллекцию.

Все эти годы он продолжал работать в системе посольств, причем на низовых, не дипломатических должностях. С 1940 года он был шофером в английском посольстве. Затем перешел в посольство Канады, где в течение 37 лет, с 1942 по 1979 год работал администратором и заведовал местной советской прислугой посольства: шоферами, садовниками, поварами и горничными, ежедневно отчитываясь перед самым младшим чиновником посольства.

В 60-70-е годы квартира Костаки на проспекте Вернадского стала неофициальным музеем современного искусства в Москве - местом, где практически ежедневно собирались художники, музыканты, литераторы, иностранные дипломаты.

Как

Георгий Костаки в своей московской квартире

Более чем внушительно выглядит список посещавших квартиру Костаки знаменитостей, причем не только из мира искусства, но и политики, и бизнеса: Марк Шагал, Анри Картье-Брессон, Анджей Вайда, Майя Плисецкая, дочь Малевича Уна, жена Кандинского Нина, Эдвард Кеннеди, Дэвид Рокфеллер.

Здесь же проходили школу авангарда будущие всемирно известные мастера советского нон-конформизма: Лидия Мастеркова, Франциско Инфанте, Эдуард Штейнберг, Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Олег Васильев, Лев Кропивницкий, Дмитрий Плавинский, Игорь Макаревич и многие-многие другие.

Попытки легализоваться и отъезд

В первый раз картины из собрания Костаки появились в официальном советском музее в 1967 году - в рамках проходившей в Третьяковской галерее и приуроченной к 50-летию революции выставки "Революционное искусство".

Время было еще почти оттепельное, и, воодушевленный успехом, Костаки решился на радикальный шаг. Он нашел в центре Москвы заброшенный особняк и предложил министру культуры Екатерине Фурцевой сделать в этом здании на основе его коллекции первый в СССР Музей современного искусства, и сам вызвался стать его директором. Отказ был предсказуем и ожидаем.

Костаки понял, что в СССР добиться заветной цели - сделать свою коллекцию доступной широкому зрителю и вместе с тем сохранить ее как результат собственного длительного коллекционерского труда, как плод собственной любви и страсти - ему не удастся.

Как

Густав Клуцис. "Динамический город". 1919-1921. Из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках

Понимал он и то, что вывезти столь крупное собрание - легальным или нелегальным путем - тоже не получится.

Выход оставался один - тяжелый, нежелательный, компромиссный, но выход. Коллекцию надо разбить на части.

В 1977 году он решил передать в дар Третьяковской галерее значительную часть своей коллекции. Как вспоминала впоследствии куратор галереи Ирина Пронина, "сам вопрос о приеме в дар части коллекции Костаки на долгое время застрял в недрах министерства культуры СССР, проходя обсуждения в высших сферах различных ведомств. Не было готового ответа на столь смелое предложение, чиновникам требовалось проявить творчество и не ошибиться с запятой в нужном месте известной фразы "разрешить нельзя запретить".

Как

Казимир Малевич. "Женский портрет", 1910-1911. Из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках

В итоге коллекцию приняли. Однако о том, чтобы сохранить цельность даже поступившей в фонды крупнейшего музея русского искусства части уникального собрания речи и не было. Немалая часть работ попала в фонды, остальные - даже те, что были удостоены экспозиции, - были распределены по различным залам галереи, и никакого указания их принадлежности собранию Костаки во время экспонирования не было. Лишь сейчас в Третьяковской галерее начинают идентифицировать эти работы.

Как бы то ни было, в обмен на передачу столь значительного дара в фонд официального советского музея 64-летнему Георгию Костаки позволили не только выехать из СССР, но и вывезти с собой оставшуюся часть своей коллекции. Решение было вынужденным. Как вспоминает дочь коллекционера Алики Костаки, принимал он его со слезами на глазах.

Новая жизнь старой коллекции

Уже в 1977 году, в год отъезда Костаки на Запад, подборка работ из его коллекции выставлялась в Художественном музея Дюссельдорфа в Германии. В 1979-80 гг. его картины составили существенную часть французской половины легендарной выставки "Париж-Москва", проходившей в Центре Помпиду.

Как

Александр Родченко. "Две фигуры", 1920. Из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках

Особой вехой в новой жизни старой коллекции стала ее презентация в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в 1981 году - именно тогда она была должным образом задокументирована и снабжена внушительным каталогом. Как писала в сопроводительном тексте к каталогу куратор выставки Маргит Роуэлл, "когда мы открыли поступившие к нам коробки с картинами, я сразу поняла, что историю авангарда надо писать заново".

В течение 80-х годов коллекция интенсивно путешествовала по миру: Хьюстон, Оттава, Индианаполис, Чикаго, Стокгольм, Лондон, Хельсинки, Монреаль. В 1992 году она стала основой серии выставок "Великая Утопия" (Франкфурт, Амстердам, Нью-Йорк, Москва).

Георгий Костаки умер в 1990 году, не дождавшись исторического события - в 1995 году в Национальной галерее в Афинах впервые после 1977 года две части знаменитой коллекции воссоединились.

Увы, ненадолго. Предпринимавшиеся с тех пор неоднократные попытки провести совместную выставку двух разъединенных частей собрания сталкиваются с непреодолимыми пока бюрократическими и юридическими препонами.

Как

Михаил Матюшин. Музыкально-живописная конструкция. 1918. Из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках

Тем не менее, в Москве в 2014 году, в ознаменование 100-летнего юбилея коллекционера, в здании Третьяковской галереи на Крымском валу прошла обширная выставка российской части коллекции Костаки под названием "Георгий Костаки. "Выезд из СССР разрешить...".

В 1998 году министерство культуры Греции начало переговоры о приобретении в собственность греческого государства вывезенной из СССР части коллекции Костаки. В марте 2000 года 1 277 работ были переданы в государственный Музей современного искусства в Салониках, расположенный в отреставрированном здании монастыря католического ордена лазаритов - "Мони Лазаристон". Именно здесь и открылась только что постоянная экспозиция Costakis Restart.

Costakis Restart

Директор музея в Салониках Мария Цанцаноглу - блестящий знаток, страстный поклонник и пропагандист русского авангарда, друг многих российских художников.

Как

Глава фонда Heritage Art Foundation Кристина Краснянская, министр культуры и спорта Греции Лидия Кониорду и директор Музея современного искусства в Салониках Мария Цанцаноглу на церемонии открытия проекта Costakis Restart

Однако процесс возрождения коллекции Костаки в Салониках был бы невозможен без участия российского Heritage Art Foundation. Его глава Кристина Краснянская два года работала над проектом, занимаясь не только экспозицией, но и созданием нового архитектурного пространства в Музее и изданием внушительного каталога коллекции.

Разделы экспозиции и каталога - "Прото-авангард", "Кубофутуризм", "Супрематизм и непредметное искусство", "Школа органической культуры. Аналитическое искусство", "Конструктивизм", "Искусство и производство", "Космизм и электроорганизм", "Пост-авангард" - отражают широчайший, поистине энциклопедический охват искусства русского авангарда в коллекции Георгия Костаки.

В планах - превращение музея в Салониках в один из ведущих мировых центров по изучению русского авангарда.

Как

Спектакль "Победа над Солнцем" на сцене Оперного театра в Салониках

А изюминкой презентации стал показ тщательно восстановленной театром Стаса Намина футуристической оперы "Победа над Солнцем" Михаила Матюшина по либретто Велемира Хлебникова и Алексея Крученых в костюмах по эскизам Казимира Малевича.

Автор Александр Кан
Источник - www.bbc.com
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
ГУМ Red Line
ГУМ Red Line
ГУМ Red Line
20.06.19 ---
Фонтан в ГУМе меняет оформление каждый сезон. Как он выглядит сейчас? Заглянула посмотреть, а там на первой линии такое странное… Иногда в ГУМе проводятся выставки.
Игорь Добровольский – новая звезда современного искусства
Добровольский - один из самых креативных художников в мире современного искусства. Работы Игоря находятся в коллекциях некоторых самых известных людей и коллекционеров,
корни и крона
Дерево современного искусства. 1933 год
Как же просто уничтожить современное искусство
В 2011 году в музее немецкого города Дортмунд уборщица уничтожила произведение современного искусства, застрахованное на 800 000 евро. Произведение под названием «Когда
уборщица
уборщица
уборщица
04.03.19 ---
В 2011 году в музее немецкого города Дортмунд уборщица уничтожила произведение современного искусства, застрахованное на 800 000 евро. Произведение под названием «Когда
Гавр. Музей современного искусства имени Андре Мальро
Во время пребывания в Гавре я решил посетить и местную художественную галерею - Музей современного искусства им. Андре Мальро. Далее в моем блоге...
Доступное современное искусство
На острове Штванице (Ostrov Štvanice), именуемом также Большой остров или Большая Венеция я попала на выставку современного чешского искусства. Картины были просто
Салоники византийские
Граффити в Салониках встречаются часто. Портить стены домов, это конечно нехорошо, но некоторые вещи смотрятся интересно. Но репортаж посвящен не граффити, а
дерево
дерево
дерево
29.07.18 ---
1940. Дерево современного искусства, посаженного 60 лет назад
О природе и современном искусстве Стокгольма
С утра, по традиции, отправилась гулять. В Стокгольме с этим проблем нет. Город очень зелёный, парков много. А некоторые парки ничем не отличаются от леса. Жаль, что
Чувственные работы Джейми Адамса
Джейми Адамс (Jamie Adams) родился в 1961 году в пригороде Питтсбурга, штат Пенсильвания, настоящее время проживает в Сент-Луисе, штат Миссури. Он учился в университете
Музей современного военного искусства
Один из крупнейших военных музеев Германии расположен не в Берлине, как можно было бы подумать, а в небольшом Дрездене. Музей расположен в районе Альбертштадт, где
На краю цвета в самом центре Москвы. Уникальная выставка
Я продолжаю открывать для себя музеи Москвы и чувствую огромную радость от того, что вижу и узнаю. Так получилось, что за последний месяц я побывала в трех  частных
Атака на русский авангард в Генте
Еще не отгремел скандал с шоу Модильяни, чьи поддельные картины собираются уничтожить, как вдруг вот это…. Еврейская Венера, Михаил Ларионов Открытое письмо
Метрополитен музей Прогулка VII Прикладное искусство (Мир глазами дочери)
Собрание шедевров прикладного искусства в Метрополитен музее поражает своей полнотой и разнообразием. Так, в 1917 по завещанию в музей была передана коллекция Айзека
Севастополь в галерее современного искусства
Сегодня побывал в галерее современного искусства под открытым небом. Давали Севастополь. Современные виды в картинах одного севастопольского художника. Мне понравилось.
Такаши Мураками
Японский поп-мастер Такаши Мураками в Музее современного искусства Чикаго. Это первая крупная ретроспектива Мураками в MCA.
В музее уличного искусства 2.0
Открытие нового сезона в питерском музее уличного искусства привлекло меня прежде всего появлением в экспозиции рисунков от весьма известных в мире стрит-арта художников
Выставка Василия Верещагина в Русском музее
В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге 20 апреля 2017 года открылась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения русского художника-баталиста Василия
На высоте в галерее Erarta
С гордостью представляем вам первую выставку проекта "OnTheRoofs" на территории России! 25-го марта в музее современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) пройдёт