Четыре конструктивистских клуба
12.07.2019 368 0 0 architectstyle

Четыре конструктивистских клуба

---
0
В закладки
Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Архитектура первых послереволюционных лет должна была отвечать вызовам нового времени, девизом которого можно считать "разрушим до основанья, а затем...". Принципиально новые архитектурные решения привели к созданию нового архитектурного стиля - конструктивизма. Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Наиболее ярко эти тенденции отражались в зданиях рабочих клубов, предназначавшихся для как политических и культурных мероприятий пролетариата.
Давайте посмотрим сравнительно неплохо сохранившиеся четыре клуба.

Начинаем мы с Дома культуры имени Русакова (1929, Константин Мельников). Здание по форме напоминает огромную шестерёнку (пролетарские мотивы!). Выступы - это балконы зрительного зала, вынесенные наружу. В клубе было шесть залов, которые можно было объединить в один с помощью "живых стен".
Почти 20 лет назад клуб был передан в аренду театру Виктюка, который начал бесконечный ремонт. Однако в 2014 году были получены деньги из московского бюджета и дело сдвинулось. Внешний облик был восстановлен "под двадцатые годы".

Вот еще одно фото - вид сзади.
Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Еще одно детище Мельникова - клуб завода "Каучук" (1927). Прежде всего бросается в глаза сочетание круглого фасада с прямоугольниками сзади. В нем я бывала, причем неоднократно (в перестройку здесмь было немало интересных мероприятий) и свидетельствую: клуб большой, удобный, с массой закоулков и помещений для разных целей.
В 90-е годы клуб захирел, в нем располагалась уйма контор, весь фасад был увешан рекламой. Сейчас здесь числится некий Арт-центр на Плющихе: сбоку расположено принадлежащее ему заведение  "Караоке на Плющихе". Здание находится в аварийном состоянии :(

Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Вид сзади
Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Дворец культуры ЗИЛ строился уже на излете конструктивизма в 1930-1937гг (архитекторы братья Веснины). Идеи конструктивизма в 30-е годы становились опальными, и не весь проект был реализован. Не могу не сказать, что дворец культуры был построен на месте разоренного кладбища - некрополя Симонова монастыря (возможно неполная реализация проекта спасла остальную часть монастыря?).
Авторы проекта опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша.
Здание сильно пострадало в войну, потом несколько раз реставрировалась. Последняя реставрация прошла после 2008 года, когда ДК перестал быть собственностью ЗИЛа и был передан городским властям, чтобы стать "флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений." Культурный центр ЗИЛ открылся в 2012 году и занял достойное место в бурной культурной жизни города.
Здание главным фасадом выходит в парк, поэтому получить целостное представление о его формах непросто: зелень мешает.
Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе


Наконец, дом культуры имени Зуева (архитектор Илья Голосов, 1927-29).
Учитывая предназначение здания именно как клуба рабочих, Илья Голосов придал ему  сходство с промышленной архитектурой. Центральный стеклянный цилиндр (так необычно выглядит лестница) вызывает ассоциацию с корпусом элеватора, горизонтальный «пояс» третьего этажа напоминает заводской переход-галерею. Большие застеклённые поверхности на фоне серой (когда-то) бетонной штукатурки усиливают впечатление промышленного сооружения.
В результате перестроек начальный облик здания изменился, но он и сейчас сразу же привлекает своей необычностью.
Четыре конструктивистских клуба культуры, Здание, сзади, конструктивизма, города, рабочих, фасада, облик, имени, проекта, жизни, монастыря, своей, клуба, здания, Голосов, мероприятий, использование, напоминает, Плющихе

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]