Уникальная станция «Университет»
05.08.2016 724 0 0 russos

Уникальная станция «Университет»

---
0
В закладки
Из многочисленных станций метрополитена «Университет» — единственная, сооруженная в мягких податливых породах закрытым способом в обделке из тюбингов с помощью блокоукладчиков. Это уникальная станция. Метростроевцы, сооружавшие ее, приобрели колоссальный профессиональный навык по проходке выработок в мягких и песчаных грунтах, с успехом использовавшийся позже на строительстве других линий метрополитена, например, при проходке под железнодорожными путями Октябрьского направления на участке продления Замоскворецкой линии метрополитена, Черемушкинского участка продления Калужско Рижской линии…



Первый кол под сооружение станции «Университет» был забит в землю маркшейдером И.И. Аникиным 26 декабря 1956 года. Он обозначил центр рабочего ствола шахты №508, через который потом и выполнялись работы по сооружению станции. А до этого у СМУ-5 была целая эпопея по поводу изменения проекта станции. Дело в том, что она расположена в аптских песках, т.е. в мягких податливых породах. И первоначально считалось, что соорудить станцию закрытым способом в таких условиях нельзя. Поэтому предполагали ее строительство осуществить в открытом котловане глубиной 23-25 метров. Разработка породы велась бы шагающим экскаватором... Это сейчас котлованы глубиной по 30 метров вполне обычное явление, а тогда это было нечто невероятным. Но обращение группы инженеров СМУ–5 и Управления Мосметростроя в правительство помогло решить этот спорный вопрос — проект был переделан. Проходку станционных тоннелей решили вести закрытым способом и даже не щитами, а блокоукладчиками.

1. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 26,5 метров). Диаметр центрального зала 9,5 метров, боковых — 8,5 метров. Обделка из чугунных тюбингов. Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. И это последняя построенная станция такого типа.


2. По обе стороны проспекта Вернадского (на пересечении с Ломоносовским проспектом) расположены два вестибюля-ротонды. Оба вестибюля выстроены по схожему проекту, представляют собой одноэтажные здания с плоской крышей, широким карнизом, опирающимся на ряд колонн, опоясывающих вестибюли по периметру.


3. К середине лета 1958 года станция была вчерне готова. К этому времени были готовы и два наклонных хода.


4. Как я писал выше, строительные работы начались в конце декабря 1956 года.Ствол глубиной 37 метров был пройден за 22 дня. Во время проходки ствола в забой неоднократно спускались комиссии, чтобы подтвердить возможность сооружения станции закрытым способом в мягких грунтах. Первые работы по проходке горных выработок начались сразу же после майских праздников 1957 года. Для метростроевцев проходка в песках была отчасти новой, так как до этого большинство работало с карбонами и известняком.


5. За полтора месяца были сооружены рудвор, водоотливная и подходная штольня к правому станционному тоннелю. Разрезка монтажной камеры для блокоукладчика выполнялась с помощью пилот-тоннеля. Так же с его помощью велась в дальнейшем проходка всех трех станционных тоннелей.


6. С обретением опыта проходки в местных мягких породах станционного тоннеля диаметром 8,5 м, вслед за правым тоннелем станции был раскрыт забой и под левый станционный тоннель. На проходку каждого из боковых (путевых) тоннелей понадобилось восемь месяцев.


7. Средний станционный тоннель диаметром 9,5 м был пройден последним за шесть месяцев. Проходка всех тоннелей была закончена 28 мая 1958 года.


8. Эта съемка производилась в марте 2013 года. так что не удивляйтесь старым видам.


9. Один из наклонов расположен перпендикулярно к оси станции и соединён с центральным залом коридором с мостиком над путями.


10. Проемы в центральный зал из коридора к наклону.


11. Довольно нетипичное решение для Московского метро. Особо аккуратно пришлось производить работы по раскрытию обделки этого станционного тоннеля для сооружения мостиков и примыкания к коридору. Работать приходилось в мягких грунтах.


12. При нагнетании раствора за обделку произошел неприятный случай — раствор по породе поднялся наверх и заполнил кабельные каналы в какой-то котельной, которая стояла над тоннелями. Но в целом, это не первый и не последний раз такое :)


13. Массивные пилоны станционного зала облицованы светлым мрамором. Глухой торец станции никак не украшен, отделан таким же мрамором (у стены располагается служебная лестница в подплатформенные помещения).


14. Путевые стены станции отделаны глазурованной керамической плиткой: верх — жёлтого цвета, низ — чёрного. Пол выложен серым и розовым гранитом.


15. Википедия утверждает, что это первая станция Московского метрополитена, на которой заработала сеть 3G от МТС.


16. Режиссер Георгий Данелия снимал на этой станции сюжеты к двум своим фильмам: Я шагаю по Москве и Настя.


17. Темный эскалатор :)


18. Одна из двух станций Московского метрополитена, название которой на путевой стене написано с прописной буквы (вторая станция — Серпуховская).

.::кликабельно::.

19. Огромное спасибо пресс-службе Московского метро и Службе тоннельных сооружений за помощь в организации этой съемки.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]