Выборы мэра: конкурс?
---
Депутаты Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа одобрили отмену прямых выборов мэров. Теперь глав муниципалитетов в регионе будут подбирать конкурсные комиссии.
Такое решение было принято на заседании парламента 27 июня. Как сообщает информационное агентство REGNUM, одним из доводов в пользу отмены выборов стало озвученное председателем Законодательного собрания округа Сергеем Ямкиным мнение, что на пост мэра зачастую претендуют некомпетентные люди, которые способны даже победить на выборах на волне популизма. В то же время, подчеркнул Ямкин, конкурсная система, будучи опробованной, позволила избрать в главы муниципалитетов и районов профессиональных менеджеров и хозяйственников с опытом административной работы.
Глава Заксобрания также отметил, что избирательная кампания обходится бюджету недешево: к примеру, выборы главы района стоят примерно 25 миллионов рублей. Эти средства решено впредь направлять на первоочередные нужды муниципалитетов, сказал Ямкин.
В последние годы в ряде российских регионов прямые выборов мэров отменили. В то же время споры о необходимости этих выборов ведутся, и в течение 2018 года, например, предлагалось восстановить такие выборы во Владивостоке и Улан-Удэ.
О том, что происходит в России с механизмами определения глав городов и районов и почему, а также вероятных перспективах в этой области, рассказал Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий.
«Ситуация с отменами прямых выборов мэров, которую мы сейчас наблюдаем в некоторых регионах, говорит о растерянности элиты, региональной и федеральной, оттого что общество начинает приходить в движение. Совершенно очевидно, что привычная модель, когда власть спокойно управляла спокойным и пассивным обществом, уходит в прошлое, и элиты пытаются как-то подстроиться. Тем не менее, я признаков возможного восстановления прямых выборов мэров не вижу.
Чего испугается законодатель региональный (а возможно, и федеральный), почему не захочет восстанавливать выборы? Скорее региональный, к слову: у нас, конечно, могут быть какие-то отмашки Москвы, но эти вопросы решаются все же в регионах. Испугаться он может нескольких вещей.
Первое: на персонализированных выборах, когда голосуют не за партию, а за кандидата, может сильнее выразиться негативизм в отношении действующего руководителя и/или представителя партии власти. Как это получилось в прошлом году на четырех губернаторских выборах. Партия власти всегда наберет большинство – может быть, менее уверенное, может, не абсолютное, но получит большинство. А вот отдельная фигура, особенно если она не популярная и не нравится, или если появляется яркий оппонент, может потерпеть поражение.
Второе: выборный мэр всегда легитимней и политически сильней, чем назначенный, что, скорее всего, не понравится губернатору. Третье: выборы мэров волей-неволей выведут на поверхность конфликты, трения и противоречия, которые всегда в региональных и городских элитах были. Даже в спокойное время, когда в федеральной повестке была тишь да гладь и доминирование партии власти, в регионах (чаще под ковром, конечно) страсти всегда бушевали. Региональная политика не переставала быть конкурентной.
От региона к региону ситуация очень отличалась, но как общий тренд — это так. Если же противостояние приобретает легально институциональную форму, форму выборов, значит, все эти конфликты будут вылезать на поверхность. И этого тоже испугаются. Так что я не верю в восстановление прямых выборов. Выборы мэров уже фактически упразднились.
Что будет в результате с обратной связью власти с населением? Естественно, она при таком положении дел не действует. Но все же возобновление разговоров о выборности мэров есть свидетельство разве что растерянности и потери ориентации правящими региональными элитами. Они просто не знают, за что хвататься. Но, скорее всего, успокоятся и сообразят, что прямые выборы для них слишком опасны.
А если говорить об основаниях ожидать изменений, то я бы сказал, что этих оснований у нас с каждым днем все больше. Страна потихоньку приходит в движение. Вопрос в том, как на это движение будет реагировать правящий политический класс. Думаю все же, что пока он будет бояться. Что нас ждет в близкой перспективе, в течение нескольких ближайших лет? Сложно сказать. Изменения неизбежны, но их трудно прогнозировать. А в отдаленной перспективе в России будет демократия европейского толка», – сказал Борис Макаренко.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Такое решение было принято на заседании парламента 27 июня. Как сообщает информационное агентство REGNUM, одним из доводов в пользу отмены выборов стало озвученное председателем Законодательного собрания округа Сергеем Ямкиным мнение, что на пост мэра зачастую претендуют некомпетентные люди, которые способны даже победить на выборах на волне популизма. В то же время, подчеркнул Ямкин, конкурсная система, будучи опробованной, позволила избрать в главы муниципалитетов и районов профессиональных менеджеров и хозяйственников с опытом административной работы.
Глава Заксобрания также отметил, что избирательная кампания обходится бюджету недешево: к примеру, выборы главы района стоят примерно 25 миллионов рублей. Эти средства решено впредь направлять на первоочередные нужды муниципалитетов, сказал Ямкин.
В последние годы в ряде российских регионов прямые выборов мэров отменили. В то же время споры о необходимости этих выборов ведутся, и в течение 2018 года, например, предлагалось восстановить такие выборы во Владивостоке и Улан-Удэ.
О том, что происходит в России с механизмами определения глав городов и районов и почему, а также вероятных перспективах в этой области, рассказал Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий.
«Ситуация с отменами прямых выборов мэров, которую мы сейчас наблюдаем в некоторых регионах, говорит о растерянности элиты, региональной и федеральной, оттого что общество начинает приходить в движение. Совершенно очевидно, что привычная модель, когда власть спокойно управляла спокойным и пассивным обществом, уходит в прошлое, и элиты пытаются как-то подстроиться. Тем не менее, я признаков возможного восстановления прямых выборов мэров не вижу.
Чего испугается законодатель региональный (а возможно, и федеральный), почему не захочет восстанавливать выборы? Скорее региональный, к слову: у нас, конечно, могут быть какие-то отмашки Москвы, но эти вопросы решаются все же в регионах. Испугаться он может нескольких вещей.
Первое: на персонализированных выборах, когда голосуют не за партию, а за кандидата, может сильнее выразиться негативизм в отношении действующего руководителя и/или представителя партии власти. Как это получилось в прошлом году на четырех губернаторских выборах. Партия власти всегда наберет большинство – может быть, менее уверенное, может, не абсолютное, но получит большинство. А вот отдельная фигура, особенно если она не популярная и не нравится, или если появляется яркий оппонент, может потерпеть поражение.
Второе: выборный мэр всегда легитимней и политически сильней, чем назначенный, что, скорее всего, не понравится губернатору. Третье: выборы мэров волей-неволей выведут на поверхность конфликты, трения и противоречия, которые всегда в региональных и городских элитах были. Даже в спокойное время, когда в федеральной повестке была тишь да гладь и доминирование партии власти, в регионах (чаще под ковром, конечно) страсти всегда бушевали. Региональная политика не переставала быть конкурентной.
От региона к региону ситуация очень отличалась, но как общий тренд — это так. Если же противостояние приобретает легально институциональную форму, форму выборов, значит, все эти конфликты будут вылезать на поверхность. И этого тоже испугаются. Так что я не верю в восстановление прямых выборов. Выборы мэров уже фактически упразднились.
Что будет в результате с обратной связью власти с населением? Естественно, она при таком положении дел не действует. Но все же возобновление разговоров о выборности мэров есть свидетельство разве что растерянности и потери ориентации правящими региональными элитами. Они просто не знают, за что хвататься. Но, скорее всего, успокоятся и сообразят, что прямые выборы для них слишком опасны.
А если говорить об основаниях ожидать изменений, то я бы сказал, что этих оснований у нас с каждым днем все больше. Страна потихоньку приходит в движение. Вопрос в том, как на это движение будет реагировать правящий политический класс. Думаю все же, что пока он будет бояться. Что нас ждет в близкой перспективе, в течение нескольких ближайших лет? Сложно сказать. Изменения неизбежны, но их трудно прогнозировать. А в отдаленной перспективе в России будет демократия европейского толка», – сказал Борис Макаренко.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]