Номер 13 - счастливый трамвай
---
Путешествие в 1984 год.
Почему он счастливый?
Да потому, что большинство путешествий в другие города и края и даже к морю у меня начинались с посадки в этот трамвай маршрута Чкаловский - Жд. вокзал.
Счастьем было вырваться из душного и обыденного города куда-нибудь в Геленджик или в деревню к бабушке.
Но ещё большим счастьем было вернуться в свой любимый, тёплый и зелёный Ростов на на трамвае №13 маршрута Жд. вокзал - Чкаловский, году эдак в 1984-ом. Через половину города в свою маленькую родную “хрущевку” на окраине южного мегаполиса.
Я ещё успел застать то время, когда чешские трамваи “Татра Т3” были почти новенькими с красными и серо-голубыми сиденьями, а мальчишки иногда делили между собой право занять именно алое. Ведь красный - это цвет нашего флага и пионерского галстука, советского паспорта и Сборной СССР по хоккею. Короче - НАШ цвет!
О, ребята-демократы поставляли нам вагоны европейского уровня. И Ростов в этом отношении был европейским городом. Ведь только здесь ширина колеи соответствовала международным стандартам.
Тринадцатый трамвай имел младшего собрата, ехавшего с теми же остановками, но только до Старого базара. Это был маршрут №16. Правда, короче немного. Центральным рынком и высадкой в сердце Ростова заканчивалась поездка на нем.
Господи, но почему мы иногда не ценим того, что имеем? И вообще, как-то не принято у нас описывать с любовью общественный транспорт. Разве, что в ностальгической телепередаче типа “моё советское детство” или за столом с седыми друзьями на свой очередной юбилей, когда тебе уже за сорок.
Моё осознанное детство пришлось на 80-е года, а в тринадцатом и шестнадцатом трамваях за 10 лет я провел не менее трех тысяч часов!!! Это почти полгода. Как тут неё вспомнить…
Остановки
“Конечная” трамвая на Чкаловском. В 80-е это был многолюдный “пятачок” на котором умещались военные заводы “Гранит” и “Прибор”, спорткомплекс “Спутник” и бассейн “Дельфин”. Тут же находились кафе “Лакомка” и клуб судомоделистов “Парус”. Обычно я, после занятий в клубе или бассейне, садился на лавочку и терпеливо ждал, когда тронется в обратный путь “Тринадцатый”.
Ждать приходилось долго по меркам ребёнка 80-х и совсем немного по моим стариковским ощущениям мужика в 47 лет. Каких то минут пятнадцать. За это время водитель отмечалась в диспетчерской и успевала выпить чай с пирожком.
Ну все, поехали.
На последней остановке в час- пик народу набивалось достаточно много. Ведь работали на всю мощь “номерные” заводы, школьники ходили в кружки, а в бассейне “Дельфин” плавали будущие чемпионы. И после 18:00 на трамвае все разъезжались по домам.
Проехали значит мы безлюдную остановку на
ул. “Белорусская” и открыли двери уже на “Домиках”.
2. Вот тут уже внутри стало тесно. Людей сильно прибавило рабочими завода “Ростсельмаш” и его “детищ” - “КОНОРДА” И “СИТО”.
Для мальчишек стало опасно. В трамвае на “Домиках” появился контролёр. А большинство пацанов ехали “зайцами”. Иногда приходилось протискиваться сквозь грустную толпу пассажиров к задней двери, чтобы выйти и снова войти в переднюю, пока строгая тётя с повязкой на рукаве проверяла билеты в конце вагона.
3. Ну а дальше моя остановка на которой я садился и сходил. Переулок “Беломорский” называется. Ежедневно две посадки и две отсидки по 15 минут. И того не менее получаса. И полный “отстой”, в прямом смысле, если все сидячие места заняты.
А еще прибавим время ожидания минут по десять.
Здесь мы в самом сердце легендарного Чкаловского (аналог “Хитровки”). А дальше следуют переулки “Сальский” и “Обский”. Чувствуете, как “повеяло” географией?
4. На “Обском” находилась моя родная школа №97 и я иногда здесь выходил. Ехал две остановки, если не шел пешком. Вспомнилось, что здесь вагон заметно пустел. Школьники и их родители освобождали пространство. (а в другую сторону наоборот).
Вагоновожатой по нашему поселку надо было ехать с особой осторожностью, поскольку частыми были диверсии на трамвайном полотене.
Нет, под откос вагоны никто не пускал. Просто местные пацаны подкладывали под колеса строительные пистоны или клали на рельсы пробки от нарзана и лимонада чтобы их сплющить.
Так, что проезжая через Чкаловский можно было часто услышать хлопки, напоминающие очереди из автомата Калашникова. Об этом подробнее Вы прочтёте в моей серии рассказов “Диверсант”.
5. “Мирный” - остановка отнюдь не миролюбивого посёлка внутри Чкаловского. Здесь гангстеры Толстопятовы устроили ограбление Продмага со стрельбой из самодельного оружия.
6. Остановка “Стадион СКА”. О самом стадионе я ранее достаточно подробно писал ранее. Так что “проехали”.
7. Улица "им.Мартовицкого". Здесь я выезжал за пределы моего маленького мирка на поселке и ехал по Ростову уже по-взрослому.
Улица была названа в память о человеке, задержавшем на какое-то время бандитов Толстопятовых, которых догоняла милиция. Ценой собственной жизни. Говорят, что он был пьян. Но разве это так важно?
От остановки “Мирный” до
“Фурмановской” в дневные часы трамвай несся с “бешенной” для него скоростью в 65 км/час и это был его максимум, заявленный производителем. Выходил парадокс: иногда на трамвае можно было доехать домой быстрее, чем на автобусе и даже на “тачке”.
Перед остановкой водитель переводила стрелку. А однажды забыла и я “благополучно” поехал на “Северный” жилой массив. Выскочил на следующей вместе с десятком пассажиров, которые сильно пополнили мой словарный запас нецензурными выражениями.
“Нариманова”
Еще одна стрелка, короткая пауза. Посадка большого количества людей. Кто сказал, что трамвай не “резиновый”? Неправда, он “каучуковый”!
Предельно заполненный салон на этом отрезке пути становился “вотчиной” знаменитых ростовских карманников, продолжателей ювелирного дела “Кирпича” по срезанию и выниманию кошельков. Пару раз и я был свидетелем таких историй.
“Школьная”. Проще говоря - завод “Горизонт”. Теперь здесь расположился торговый центр, очень популярный у ростовчан в начале 2000-х годов.
А ещё, после этой остановки, трамвай мог запросто свернуть в депо. Если вдруг на полпути обнаруживалась неисправность. Конечно, переведя “стрелки”...
Продолжение следует…
Г. Малыгин
https://gensmal.livejournal.com/
https://vk.com/gensmal
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]