Вологодская обл., деревня Архангельское, церковь Михаила Архангела, 1770 г.
---
Сие белоснежное архитектурное чудо расположено в небольшой вологодской деревеньке, население которой по нынешним временам не дотягивает до трёх сотен человек. И созерцая в изумлении громадное здание, живописнейшим образом дополняющее окружающий ландшафт, в очередной раз ловишь себя на печальной мысли: а ведь наверняка деревня эта когда-то знавала и лучшие времена.
Достоверно известно, что каменный храм Михаила Архангела уже существовал здесь в 1770 году - на первом этаже в приделе того же Михаила Архангела в то время уже проводились службы. Как и в большинстве случаев, каменное здание было построено на месте прежней деревянной церкви, первоначальные документальные сведения о которой относятся аж к XV в.
В местах этих жили ремесленники, крестьяне и купечество, судя по всему, народ не бедствовал – оттого и новая церковь вышла на славу, видно, строили на совесть, чтобы и память о себе осталась, и перед соседями не стыдно было J
Этот задел прочности – как и во многих других случаях – в годы советской власти очень пригодился, ибо после прекращения служб в 1932 году, в годы войны, здание, по воспоминаниям местных жителей, использовалось в качестве сборного пункта для формируемых армейских дивизий, в 60-е годы - как зернохранилище, а впоследствии, уже с прохудившейся кровлей и выбитыми стёклами, на десятилетия вовсе оказалось без присмотра.
Итак, перед нами двухэтажное здание – с “тёплым” храмом на первом этаже и ”холодным” на втором. Апсида почти во всю ширину четверика:
Окна каждого яруса имеют однообразное оформление, общее как для четверика, так и для трапезной. Окна первого этажа:
Цоколь, в нелучшем состоянии:
Окна второго этажа:
Третий ярус четверика и пятиглавие:
Обращают на себя внимание барабаны, из которых световым является только центральный:
Весьма необычная задумка – опоясать восьмигранные барабаны изящными колоннадами:
Выглядит оригинально и западает в память:
Прямо-таки изюминка этого здания J:
Еще одна симпатичная деталь, воронка водосточной трубы, не факт, что копирует подлинник, но глаз однозначно радует:
Вход в церковь с запада, через арку первого яруса колокольни, оттуда же попадают на лестницу, ведущую на второй этаж:
Лестница с круглыми ступенями, нынче требующая основательного ремонта:
Этот самый первый ярус с трех сторон украшен портиками, как-то не слишком вяжущимися с более-менее барочными элементами основного здания храма. Да и капители у пилястр отличаются, плюс рустовка на углах: выходит, колокольня - позднейшая пристройка либо перестройка:
Но как бы то ни было, колокольня хороша несомненно:
Вологодские колокольни – как выяснилось – вообще штука приятная и полезная, при наличии возможности на них подняться. Или залезть. А то – и вознестись, в зависимости от того, что наверху обнаружится J.
Нет, судя по замкам на дверях, на эту подняться, увы, не удастся:
Ну да ничего – не последняя ведь она, колокольня-то эта, отыщем ещё.
Мои любимые круглые окна:
Шпиль, явно современный, с какими-то завитушками:
Есть версия, что церковь строилась мастерами, приглашёнными из Тотьмы – но лично мне в это не очень верится, во всяком случае, тотемские храмы и колокольни примерно того же времени выглядят совсем иначе, а конкретно вот так:
Панорама местности со стороны речной долины (речушка называется Бохтюга, и церковь посему иногда именуется Михайло-Архангельской Бохтюжской):
Напоследок обойдем здание с севера, здесь часть окон заложена:
Говорят, второй этаж храма расписан фресками – пребывающими нынче в весьма плачевном состоянии и требующими незамедлительной реставрации. Живопись датируется 1863 годом, много лет простояла под открытым небом – новую кровлю взамен обветшавшей и провалившейся старой положили лишь в 1998 году.
Автором росписей был местный житель, академик портретной живописи Платон Семёнович Тюрин – он же расписывал интерьеры Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря, их мы сможем увидеть в дальнейшем, ибо сей собор открывают для прихожан.
В советское время в пустом здании Михаило-Архангельской церкви-красавицы случилось несколько пожаров, после которых к середине 1980-х годов встал вопрос о сносе здания, не имевшего официального статуса объекта культурного наследия. И лишь титаническими усилиями местных краеведов этот летальный исход удалось предотвратить.
Были предприняты неоднократные попытки изыскания средств на безотлагательные реставрационные работы – но мизерных сумм катастрофически не хватало, здание продолжало разрушаться, фрески осыпались. В 1989 г наконец-то была разработана проектная документация на консервационные и ремонтно-реставрационные работы, но в 1993 году дело вновь застопорилось.
Планомерные первоочередные восстановительные работы были начаты в 1998 году – на протяжении последующего десятилетия были приведены в порядок колокольня, кирпичная кладка, кровля, окна, фундамент. Здание ожило – внутри потихоньку осуществляются мероприятия по спасению остатков живописи.
На престольные праздники в церкви проводятся службы.
И есть надежда, что худшие времена для этого чуда провинциальной архитектуры остались позади.
Достоверно известно, что каменный храм Михаила Архангела уже существовал здесь в 1770 году - на первом этаже в приделе того же Михаила Архангела в то время уже проводились службы. Как и в большинстве случаев, каменное здание было построено на месте прежней деревянной церкви, первоначальные документальные сведения о которой относятся аж к XV в.
В местах этих жили ремесленники, крестьяне и купечество, судя по всему, народ не бедствовал – оттого и новая церковь вышла на славу, видно, строили на совесть, чтобы и память о себе осталась, и перед соседями не стыдно было J
Этот задел прочности – как и во многих других случаях – в годы советской власти очень пригодился, ибо после прекращения служб в 1932 году, в годы войны, здание, по воспоминаниям местных жителей, использовалось в качестве сборного пункта для формируемых армейских дивизий, в 60-е годы - как зернохранилище, а впоследствии, уже с прохудившейся кровлей и выбитыми стёклами, на десятилетия вовсе оказалось без присмотра.
Итак, перед нами двухэтажное здание – с “тёплым” храмом на первом этаже и ”холодным” на втором. Апсида почти во всю ширину четверика:
Окна каждого яруса имеют однообразное оформление, общее как для четверика, так и для трапезной. Окна первого этажа:
Цоколь, в нелучшем состоянии:
Окна второго этажа:
Третий ярус четверика и пятиглавие:
Обращают на себя внимание барабаны, из которых световым является только центральный:
Весьма необычная задумка – опоясать восьмигранные барабаны изящными колоннадами:
Выглядит оригинально и западает в память:
Прямо-таки изюминка этого здания J:
Еще одна симпатичная деталь, воронка водосточной трубы, не факт, что копирует подлинник, но глаз однозначно радует:
Вход в церковь с запада, через арку первого яруса колокольни, оттуда же попадают на лестницу, ведущую на второй этаж:
Лестница с круглыми ступенями, нынче требующая основательного ремонта:
Этот самый первый ярус с трех сторон украшен портиками, как-то не слишком вяжущимися с более-менее барочными элементами основного здания храма. Да и капители у пилястр отличаются, плюс рустовка на углах: выходит, колокольня - позднейшая пристройка либо перестройка:
Но как бы то ни было, колокольня хороша несомненно:
Вологодские колокольни – как выяснилось – вообще штука приятная и полезная, при наличии возможности на них подняться. Или залезть. А то – и вознестись, в зависимости от того, что наверху обнаружится J.
Нет, судя по замкам на дверях, на эту подняться, увы, не удастся:
Ну да ничего – не последняя ведь она, колокольня-то эта, отыщем ещё.
Мои любимые круглые окна:
Шпиль, явно современный, с какими-то завитушками:
Есть версия, что церковь строилась мастерами, приглашёнными из Тотьмы – но лично мне в это не очень верится, во всяком случае, тотемские храмы и колокольни примерно того же времени выглядят совсем иначе, а конкретно вот так:
Панорама местности со стороны речной долины (речушка называется Бохтюга, и церковь посему иногда именуется Михайло-Архангельской Бохтюжской):
Напоследок обойдем здание с севера, здесь часть окон заложена:
Говорят, второй этаж храма расписан фресками – пребывающими нынче в весьма плачевном состоянии и требующими незамедлительной реставрации. Живопись датируется 1863 годом, много лет простояла под открытым небом – новую кровлю взамен обветшавшей и провалившейся старой положили лишь в 1998 году.
Автором росписей был местный житель, академик портретной живописи Платон Семёнович Тюрин – он же расписывал интерьеры Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря, их мы сможем увидеть в дальнейшем, ибо сей собор открывают для прихожан.
В советское время в пустом здании Михаило-Архангельской церкви-красавицы случилось несколько пожаров, после которых к середине 1980-х годов встал вопрос о сносе здания, не имевшего официального статуса объекта культурного наследия. И лишь титаническими усилиями местных краеведов этот летальный исход удалось предотвратить.
Были предприняты неоднократные попытки изыскания средств на безотлагательные реставрационные работы – но мизерных сумм катастрофически не хватало, здание продолжало разрушаться, фрески осыпались. В 1989 г наконец-то была разработана проектная документация на консервационные и ремонтно-реставрационные работы, но в 1993 году дело вновь застопорилось.
Планомерные первоочередные восстановительные работы были начаты в 1998 году – на протяжении последующего десятилетия были приведены в порядок колокольня, кирпичная кладка, кровля, окна, фундамент. Здание ожило – внутри потихоньку осуществляются мероприятия по спасению остатков живописи.
На престольные праздники в церкви проводятся службы.
И есть надежда, что худшие времена для этого чуда провинциальной архитектуры остались позади.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]