Кто «смотрит» за регионами. И почему
---
Ряду российских регионам со слабой экономикой назначили кураторов из числа федеральных министров. Информация об этом появилась в газете «Ведомости», ссылающейся на письмо заместителя председателя правительства РФ Виталия Мутко главе правительства Дмитрию Медведеву. Подлинность письма подтвердили три федеральных чиновника.
Кураторство назначено тем регионам, чьи показатели по среднедушевым доходам населения, уровню безработицы, инвестиций в основной капитал и доле населения с доходами ниже прожиточного минимума оказались самыми плохими. Предполагается, что для этих регионов будут определять приоритетные направления развития, а кураторы будут координировать работу ведомств и способствовать выбору самых важных проектов.
Отчитываться о работе министрам-кураторам предстоит перед правительством, а контролировать ее непосредственно будет Виталий Мутко.
При этом первый заместитель председателя правительства и министр финансов Антон Силуанов станет курировать Курганскую область, министр труда Максим Топилин – Алтайский край, министр строительства Владимир Якушев – Республику Марий Эл, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев – Республику Адыгея, а министр экономического развития Максим Орешкин – сразу три региона, Республику Алтай, Карелию и Туву. Регионами Северного Кавказа и Дальнего Востока будут и впредь заниматься профильные ведомства.
О том, что может дать такое кураторство и может ли профиль министерства означать, что в том или ином регионе упор будет делаться на некую конкретную сферу (например, в Марий Эл – на строительство, а в Адыгее – на развитие сельского хозяйства), рассказал политолог Илья Гращенков, президент Центра развития региональной политики.
«Практика введения кураторства в регионах не нова, она существовало прежде и активно применялась не только на уровне федеральных министров, но и на уровне региональных. Например, в правительстве Московской области при губернаторе Громове каждый министр в обязательном порядке курировал какой-нибудь район. Причем это абсолютно не означало, что профиль министра как-то влияет на территорию, которую он курирует.
Вообще смысл кураторства заключается в том, чтобы глава правительства или глава региона на совещание мог обратиться напрямую кому-либо присутствующему за более или менее исчерпывающей информацией для контроля по цифрам, реализуемым проектам. Ну, или по национальным проектам, если это кураторство для федерального правительства.
Этих проектов достаточно много, они являются приоритетными по отношению к другим, однако бывает достаточно сложно определить степень их исполняемости. Иногда производятся манипуляции с цифрами, манипуляции со сроками, манипуляции с разным уровнем отчетности – то ли она идет от регионов, то ли от каких-то министерств… Словом, премьеру тяжело сделать какие-то однозначные выводы. Поэтому нужен кто-то по статусу не ниже министра, кто может оперативно как минимум доложить ситуацию, а как максимум – видеть всю полноту картины, имеет доступ ко всем источникам информации.
Так что, думаю, вопрос о влиянии профильности министерств на судьбу курируемых министрами регионов здесь не стоит. Министр строительства не будет развивать в Марий Эл одно лишь строительство. И то, что Тувой будет заниматься глава Минэкономразвития, не говорит о том, что этот регион – средоточие интересов экономического развития России. Скорее роль могли сыграть какие-то действия министров, в результате которых они лучше познакомились с тем или иным регионом. Например, глава Минэкономразвития возглавлял комиссию, разбиравшую вопрос, правильно ли в Тыве расходуются средства.
Хотя, конечно, мы все понимаем, что на деле проблемы Тывы наиболее близки Сергею Шойгу – он мог бы считаться неформальным куратором региона. А та же Карелия была всегда, можно сказать, за Николаем Патрушевым, который сейчас возглавляет Совет безопасности. То есть, по сути, у каждого региона есть «свой» человек из федерального центра, некто оттуда, кто наиболее близок этому региону. А это значит, что существует кураторство и неформальное.
Новые же кураторы, повторю, поставлены для более полного восприятия положения дел в регионе. И я бы отметил вот что: во всех регионах, куда назначены кураторы-министры, существуют две важные проблемы. Первая – это бюджетная дотационность, которая обязательно должна контролироваться федеральным центром (иначе регионы могут повторить путь Хакасии, которую неконтролируемые бюджетные займы привели в число должников). Вторая – что главы регионов, попавших под кураторство, не очень эффективны и не очень хороши как лоббисты, и им нужен кто-то, кто может в этом помочь. Нужен кто-то, с кем можно посоветоваться, чтобы территория не выглядела бы почти брошенной на произвол судьбы», – считает Илья Гращенков.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Кураторство назначено тем регионам, чьи показатели по среднедушевым доходам населения, уровню безработицы, инвестиций в основной капитал и доле населения с доходами ниже прожиточного минимума оказались самыми плохими. Предполагается, что для этих регионов будут определять приоритетные направления развития, а кураторы будут координировать работу ведомств и способствовать выбору самых важных проектов.
Отчитываться о работе министрам-кураторам предстоит перед правительством, а контролировать ее непосредственно будет Виталий Мутко.
При этом первый заместитель председателя правительства и министр финансов Антон Силуанов станет курировать Курганскую область, министр труда Максим Топилин – Алтайский край, министр строительства Владимир Якушев – Республику Марий Эл, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев – Республику Адыгея, а министр экономического развития Максим Орешкин – сразу три региона, Республику Алтай, Карелию и Туву. Регионами Северного Кавказа и Дальнего Востока будут и впредь заниматься профильные ведомства.
О том, что может дать такое кураторство и может ли профиль министерства означать, что в том или ином регионе упор будет делаться на некую конкретную сферу (например, в Марий Эл – на строительство, а в Адыгее – на развитие сельского хозяйства), рассказал политолог Илья Гращенков, президент Центра развития региональной политики.
«Практика введения кураторства в регионах не нова, она существовало прежде и активно применялась не только на уровне федеральных министров, но и на уровне региональных. Например, в правительстве Московской области при губернаторе Громове каждый министр в обязательном порядке курировал какой-нибудь район. Причем это абсолютно не означало, что профиль министра как-то влияет на территорию, которую он курирует.
Вообще смысл кураторства заключается в том, чтобы глава правительства или глава региона на совещание мог обратиться напрямую кому-либо присутствующему за более или менее исчерпывающей информацией для контроля по цифрам, реализуемым проектам. Ну, или по национальным проектам, если это кураторство для федерального правительства.
Этих проектов достаточно много, они являются приоритетными по отношению к другим, однако бывает достаточно сложно определить степень их исполняемости. Иногда производятся манипуляции с цифрами, манипуляции со сроками, манипуляции с разным уровнем отчетности – то ли она идет от регионов, то ли от каких-то министерств… Словом, премьеру тяжело сделать какие-то однозначные выводы. Поэтому нужен кто-то по статусу не ниже министра, кто может оперативно как минимум доложить ситуацию, а как максимум – видеть всю полноту картины, имеет доступ ко всем источникам информации.
Так что, думаю, вопрос о влиянии профильности министерств на судьбу курируемых министрами регионов здесь не стоит. Министр строительства не будет развивать в Марий Эл одно лишь строительство. И то, что Тувой будет заниматься глава Минэкономразвития, не говорит о том, что этот регион – средоточие интересов экономического развития России. Скорее роль могли сыграть какие-то действия министров, в результате которых они лучше познакомились с тем или иным регионом. Например, глава Минэкономразвития возглавлял комиссию, разбиравшую вопрос, правильно ли в Тыве расходуются средства.
Хотя, конечно, мы все понимаем, что на деле проблемы Тывы наиболее близки Сергею Шойгу – он мог бы считаться неформальным куратором региона. А та же Карелия была всегда, можно сказать, за Николаем Патрушевым, который сейчас возглавляет Совет безопасности. То есть, по сути, у каждого региона есть «свой» человек из федерального центра, некто оттуда, кто наиболее близок этому региону. А это значит, что существует кураторство и неформальное.
Новые же кураторы, повторю, поставлены для более полного восприятия положения дел в регионе. И я бы отметил вот что: во всех регионах, куда назначены кураторы-министры, существуют две важные проблемы. Первая – это бюджетная дотационность, которая обязательно должна контролироваться федеральным центром (иначе регионы могут повторить путь Хакасии, которую неконтролируемые бюджетные займы привели в число должников). Вторая – что главы регионов, попавших под кураторство, не очень эффективны и не очень хороши как лоббисты, и им нужен кто-то, кто может в этом помочь. Нужен кто-то, с кем можно посоветоваться, чтобы территория не выглядела бы почти брошенной на произвол судьбы», – считает Илья Гращенков.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]