ОНФ: Пиар крепчает?
---
Запретить продавать в розничных магазинах алкоголь крепостью более 5 градусов предложили на совещании Общероссийского народного фронта.
Это предложение внес один из экспертов ОНФ Игорь Ефремов. Совещание было посвящено борьбе со злоупотреблением алкоголем; в нем участвовали сопредседатель центрального штаба ОНФ Леонид Рошаль, представители Минздрава, МВД, Госдумы, Росалкогольрегулирования, передала пресс-служба ОНФ.
Инициатива предусматривает также, что крепкий алкоголь будет продаваться в специализированных магазинах. Кроме того, предлагается повышать цену на такой алкоголь быстрее, чем на слабоалкогольные напитки, отмечает газета «Коммерсантъ». О том, есть ли рациональное зерно в такой идее, а также о том, к чему может привести ее реализация, рассказал директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
«Ни малейшего смысла в предложении Общероссийского народного фронта запретить продажу крепкого алкоголя в розницу нет. Предложение это имеет целью вовсе не борьбу со злоупотреблением алкоголем. Просто Общероссийскому народному фронту надо на чем-то пиариться, а на экономике это сделать не получится. Вот и совсем недавно обсуждалась – и тоже не без участия ОНФ – еще одна алкогольная тема. Это тема запрета на продажу алкоголя покупателям в возрасте младше 21 года.
У нас все любят темы, связанные с алкоголем и табаком, жаль только, что связанные с наркотиками не трогают! А ведь за последние 120 лет главный итог антиалкогольных кампаний в разных странах, начиная с Соединенных Штатов и с их «сухого закона», заключался в том, что росло потребление наркотиков. Так уж оно получается. И, обратите внимание, сейчас Всемирная организация здравоохранения ни слова не сказала против легализации марихуаны в ряде стран и в отдельных штатах стран.
Возвращаясь к возможному запрету на продажу алкоголя лицам до 21 года: теперь Минздрав изменил свое мнение и выдал на-гора законопроект, предлагающий запретить продажу крепкого алкоголя лицам, не достигшим 21 года. А пиво, вино, другой слабый алкоголь продавать он не запрещает. Увы, это тоже абсолютно бессмысленно идея: эффект будет негативным по целому ряду причин. Поясню кратко.
Молодежь в возрасте до 21 года в России предпочитает пиво. Ну, и вино. Можно, значит, предположить, что в случае принятия законопроекта в выигрыше останутся пивовары и виноделы. Но на деле мы получим совсем иной результат. Прежде всего, говоря о той части молодежи, которая все же пьет крепкий алкоголь – а это происходит в основном в слаборазвитых регионах с низкими зарплатами и низким уровнем и качеством жизни, – надо отметить, что пьет она в основном нелегальный алкоголь. Поэтому на рынке легального крепкого алкоголя ограничения, накладываемые на молодежь, никак не отразятся.
Однако и пивовары не выгадают: запрет однозначно вызовет у людей в возрасте от 18 до 21 года протестный интерес к крепкому алкоголю. И тоже вряд ли речь пойдет об алкоголе легальном. Я считаю это дискредитацией самой идеи законотворчества – когда принимается закон, который однозначно не будет выполняться или даст отрицательный эффект. Здесь именно такой случай.
Надо же учитывать, что население не рванет тут же выполнять этот закон, как послушное стадо. Человек не так устроен. Если изучать потребительское поведение, то станет понятно, что в данном случае мы получим строго обратный желаемому эффект.
Что же касается запрета на продажу алкоголя до 21 года в США, то хочу сказать: я месяц ездил по Америке, побывал в шести крупнейших городах Соединенных Штатов и прекрасно видел, что это профанация. Да, запрет на продажу формально действует, но, по данным самих американцев, на возраст от 17 до 21 года приходится пик потребления алкоголя в молодежной среде. По достижении 21 года начинается снижение интереса к нему — потому что уже напились, напробовались, запретный плод больше не сладок. США вообще есть традиция уехать учиться в другой город, там во время учебы пить, курить марихуану, а затем делаться снова законопослушным гражданином.
Что же касается спецторговли, то такая мера также не оказалась бы полезной. Нам пытаются приводить в пример западные страны, однако там совсем иная культура потребления. У нас 96% алкоголя покупается в магазинах, и только 4% – в барах, кафе и ресторанах. Взгляните на Швецию и Финляндию: там примерно по 500 специализированных магазинов, однако есть и порядка 8 тысяч кафе, баров и ресторанов в каждой стране. Если суммировать продажи в этих заведениях и продажи в спецмагазинах, то окажется, что на одну торговую точку с алкоголем приходится столько же покупателей у них, сколько у нас. Только там алкоголь относительно зарплат значительно дешевле, чем у нас, буквально в разы. А в Западной Европе он еще дешевле, поэтому там до 40% алкоголя выпивается в барах, кафе и ресторанах.
Что же произойдет, если у нас, по примеру этих стран, убрать крепкий алкоголь из магазинов? Надо сказать, что у нас примерно 60% магазинов, торгующих алкоголем, – это магазины категории «у дома». То есть это небольшие магазины, как правило, со сниженными ценами на ряд социальных продовольственных товаров – хлеб, молоко и т.д. Если изъять оттуда крепкий алкоголь, оставив только пиво и вино, то они серьезно потеряют в обороте. Потому что алкоголь, главным образом крепкий, в обороте малого магазина составляет примерно 40%.
В результате часть таких магазинов может закрыться или оказаться не в состоянии удерживать цены на социально значимые продукты. То есть подобное нововведение было бы совершенно бесполезным для всех. Я бы сказал, что оно относится к категории «надо что-то предложить», «надо что-то делать». Авторы таких инициатив хотят показать, что «что-то делают», вот и все», – убежден Вадим Дробиз.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Это предложение внес один из экспертов ОНФ Игорь Ефремов. Совещание было посвящено борьбе со злоупотреблением алкоголем; в нем участвовали сопредседатель центрального штаба ОНФ Леонид Рошаль, представители Минздрава, МВД, Госдумы, Росалкогольрегулирования, передала пресс-служба ОНФ.
Инициатива предусматривает также, что крепкий алкоголь будет продаваться в специализированных магазинах. Кроме того, предлагается повышать цену на такой алкоголь быстрее, чем на слабоалкогольные напитки, отмечает газета «Коммерсантъ». О том, есть ли рациональное зерно в такой идее, а также о том, к чему может привести ее реализация, рассказал директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
«Ни малейшего смысла в предложении Общероссийского народного фронта запретить продажу крепкого алкоголя в розницу нет. Предложение это имеет целью вовсе не борьбу со злоупотреблением алкоголем. Просто Общероссийскому народному фронту надо на чем-то пиариться, а на экономике это сделать не получится. Вот и совсем недавно обсуждалась – и тоже не без участия ОНФ – еще одна алкогольная тема. Это тема запрета на продажу алкоголя покупателям в возрасте младше 21 года.
У нас все любят темы, связанные с алкоголем и табаком, жаль только, что связанные с наркотиками не трогают! А ведь за последние 120 лет главный итог антиалкогольных кампаний в разных странах, начиная с Соединенных Штатов и с их «сухого закона», заключался в том, что росло потребление наркотиков. Так уж оно получается. И, обратите внимание, сейчас Всемирная организация здравоохранения ни слова не сказала против легализации марихуаны в ряде стран и в отдельных штатах стран.
Возвращаясь к возможному запрету на продажу алкоголя лицам до 21 года: теперь Минздрав изменил свое мнение и выдал на-гора законопроект, предлагающий запретить продажу крепкого алкоголя лицам, не достигшим 21 года. А пиво, вино, другой слабый алкоголь продавать он не запрещает. Увы, это тоже абсолютно бессмысленно идея: эффект будет негативным по целому ряду причин. Поясню кратко.
Молодежь в возрасте до 21 года в России предпочитает пиво. Ну, и вино. Можно, значит, предположить, что в случае принятия законопроекта в выигрыше останутся пивовары и виноделы. Но на деле мы получим совсем иной результат. Прежде всего, говоря о той части молодежи, которая все же пьет крепкий алкоголь – а это происходит в основном в слаборазвитых регионах с низкими зарплатами и низким уровнем и качеством жизни, – надо отметить, что пьет она в основном нелегальный алкоголь. Поэтому на рынке легального крепкого алкоголя ограничения, накладываемые на молодежь, никак не отразятся.
Однако и пивовары не выгадают: запрет однозначно вызовет у людей в возрасте от 18 до 21 года протестный интерес к крепкому алкоголю. И тоже вряд ли речь пойдет об алкоголе легальном. Я считаю это дискредитацией самой идеи законотворчества – когда принимается закон, который однозначно не будет выполняться или даст отрицательный эффект. Здесь именно такой случай.
Надо же учитывать, что население не рванет тут же выполнять этот закон, как послушное стадо. Человек не так устроен. Если изучать потребительское поведение, то станет понятно, что в данном случае мы получим строго обратный желаемому эффект.
Что же касается запрета на продажу алкоголя до 21 года в США, то хочу сказать: я месяц ездил по Америке, побывал в шести крупнейших городах Соединенных Штатов и прекрасно видел, что это профанация. Да, запрет на продажу формально действует, но, по данным самих американцев, на возраст от 17 до 21 года приходится пик потребления алкоголя в молодежной среде. По достижении 21 года начинается снижение интереса к нему — потому что уже напились, напробовались, запретный плод больше не сладок. США вообще есть традиция уехать учиться в другой город, там во время учебы пить, курить марихуану, а затем делаться снова законопослушным гражданином.
Что же касается спецторговли, то такая мера также не оказалась бы полезной. Нам пытаются приводить в пример западные страны, однако там совсем иная культура потребления. У нас 96% алкоголя покупается в магазинах, и только 4% – в барах, кафе и ресторанах. Взгляните на Швецию и Финляндию: там примерно по 500 специализированных магазинов, однако есть и порядка 8 тысяч кафе, баров и ресторанов в каждой стране. Если суммировать продажи в этих заведениях и продажи в спецмагазинах, то окажется, что на одну торговую точку с алкоголем приходится столько же покупателей у них, сколько у нас. Только там алкоголь относительно зарплат значительно дешевле, чем у нас, буквально в разы. А в Западной Европе он еще дешевле, поэтому там до 40% алкоголя выпивается в барах, кафе и ресторанах.
Что же произойдет, если у нас, по примеру этих стран, убрать крепкий алкоголь из магазинов? Надо сказать, что у нас примерно 60% магазинов, торгующих алкоголем, – это магазины категории «у дома». То есть это небольшие магазины, как правило, со сниженными ценами на ряд социальных продовольственных товаров – хлеб, молоко и т.д. Если изъять оттуда крепкий алкоголь, оставив только пиво и вино, то они серьезно потеряют в обороте. Потому что алкоголь, главным образом крепкий, в обороте малого магазина составляет примерно 40%.
В результате часть таких магазинов может закрыться или оказаться не в состоянии удерживать цены на социально значимые продукты. То есть подобное нововведение было бы совершенно бесполезным для всех. Я бы сказал, что оно относится к категории «надо что-то предложить», «надо что-то делать». Авторы таких инициатив хотят показать, что «что-то делают», вот и все», – убежден Вадим Дробиз.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]