Парадные старого Тифлиса
---
Купцы - они и в Грузии купцы, честно заработанные денежки вкладывали не только в развитие бизнеса, но и в строительство доходных домов в тбилисском районе Сололаки, украшая их фресками, лепниной, коваными лестницами, витражами и деревянными резными дверьми. Далеко не все архитектурные красоты дожили до наших дней в прежнем великолепии.
В Санкт-Петербурге обитатели бывших доходных домов, ещё и по сей день под завязку забитых коммунальными квартирами, отгораживаются от ценителей исторического архитектурного наследия домофонами, кодовыми замками и консьержами, а пожить в старом фонде мечтает практически любой переехавший в Северную Пальмиру провинциал-романтик. В Тбилиси обстановка несколько иначе: состояние большинства зданий в Сололаки настолько плачевное, что и скрывать сохранившиеся кое-где фрески или лепнину бессмысленно, пусть уж все видят остатки былой роскоши, пока она ещё, покосившись, хоть как-то держится - двери в большинство парадных, за редким исключением, Вы обнаружите открытыми настежь.
Парадная "Калейдоскоп", ул. Бетлеми, 3
Самая инстаграмная, а иначе корректнее не выразиться, настолько данное слово стало каноническим в наше время, парадная - лестница с витражами, получившая название "Калейдоскоп". Здесь можно легко провести и полчаса, выждав, пока очередная девица отснимет себе годный контент. Скоротать время получится в картинной галерее на втором этаже, обходя таблички "Частная собственность", вывешенные уставшими от шумных посетителей жильцами. Даже кодовый замок и домофон повесили на вход, чтобы хоть как-то ограничить поток, тщётно - желающие всё равно проникают внутрь.
2.
В облачную и пасмурную погоду посещать "Калейдоскоп" практически бессмысленно - желаемый вау-эффект для Ваших фото мгновенно исчезает. Ориентируемся на положение солнца, приходим с утра, запасаемся терпением и после ловим радужные переливы на деревянной балюстраде и лестничных ступенях в перерывах между фотосессиями других посетителей.
3.
Подружки меняются нарядами, передавая шляпы и пиджаки, но больше немого недоумения вызвал грузинский парнишка в белой рубашке, который откровенно ныл своей спутнице: "Ну сфоткай, чтоб красиво было, не получается же!" Так и хотелось ему ответить в стиле стэнд-ап комика Каргинова с характерным кавказским акцентом: "Братан, ты нормальный человек вообще? Даже девице твоей не интересно, а ты тут нюни развёл!"
4.
Дом братьев Сейлановых, ул. Галактиони Табидзе, 13
В отреставрированный в 2018м году особняк купцов первой гильдии братьев Сейлановых, разбогатевших на табачном бизнесе, попасть оказалось сложнее всего - на дверях установлен домофон, а из жильцов никто не показывался долгое время. Заглянуть удалось с экскурсией, нагрянувшей в особняк. Гид набрал номер, поговорил с кем-то из жильцов на грузинском, и вуаля, заветная дверца открылась. Не парадная, а картинная галерея с большими панно, написанными маслом, мозаичным полом и богатой лепниной!
5.
Братья Сейлановы владели десятком доходных домов, а сами проживали именно в этом здании, построенном в 1911м году, каждый занимал по этажу. Вообще, о них мало известно, а сам дом прозвали в народе "Табакерка". Он пережил и разворовывание в лихие 90е, и пожар, и потоп, так что понятно, почему после случившейся реставрации жильцы приняли решение отгородиться от случайных гостей домофоном, пусть данное желание и идёт вразрез с традиционным грузинским гостеприимством, гости тоже разные случаются.
6.
Любопытно, что пока дело не дошло реставрации, жильцы сами пытались заботиться о сохранности картин, да не совсем удачно - покрыли панно лаком, и те стали темнеть. При восстановительных работах сию оплошность устранили.
7.
Картины, принадлежащие частично кисти азербайджанского художника, отражают представления об остальном мире. Здесь и Америка с индейцами вокруг костра и переселенцами из Европы в цилиндрах, и среднеазиатские пейзажи с храмовыми постройками на фоне гор, и верблюды, бредущие по песчаным дюнам, и собор, напоминающий Нотр-Дам, и итальянские палаццо, и африканские племена, и Россия со златоглавыми церквями и деревянными усадьбами.
8.
9.
10.
11.
Добраться до верхних этажей попросту не успел, девушка-гид вежливо попросила покинуть здание и прикрыла дверь, удостоверившись, что она закрыта. Видимо, чтобы не портить налаженные отношения с жильцами, ведь столько сил и средств вложили в реставрацию, что видно невооружённым глазом.
12.
Дом Эвелины Тер-Акоповой, ул. Галактиони Табидзе, 24
Пройти мимо красного особняка на пересечении улиц Табидзе и Асатиани, не задержав взгляд на обшарпанном фасаде, маскаронах и ажурном балкончике, в принципе, невозможно, уж очень он бросается в глаза не только своими деталями, но и общим плачевным состоянием, трещинами в стенах и покосившимися перекрытиями. Равно как бросается в глаза и надстроенный третий этаж.
13.
Изначально построенный в 1896м году дом принадлежал Эвелине Тер-Акоповой, о судьбе которой практически ничего неизвестно кроме того, что она являлась супругой купца первой гильдии и владела лесопилками на Мадатовском острове на реке Кура. А третий этаж появился в 1930е годы.
14.
В доме несколько входов; парадный, предназначенный для хозяйки, Вы без проблем сможете обнаружить. Сейчас в здании помимо квартир разместился хостел, так что попасть внутрь не должно составить труда по сравнению с особняком братьев Сейлановых.
15.
16.
Фамилия бывшей хозяйки выложена мозаикой на мраморном полу при входе в парадную.
17.
У основания кованой лестницы с мраморными ступенями сохранилась стойка фонаря, когда-то, говорят, помимо плафона фонарь венчала скульптура женщины. Так как свет проникает в парадную откуда-то сверху, а минимальное освещение оставляет желать лучшего, исправный фонарь при входе бы точно не помешал.
18.
Сколько лет указателю квартир - лишь старожилы знают.
19.
Потрескавшиеся шаткие мраморные ступени ужасно гремят по кованому основанию, провода хаотично опутывают лестничные пролёты. Дом отчаянно молит о реставрации, только мольбы до сих пор не услышали - ведь по соседству в столь же ужасающем состоянии находятся десятки домов, под балконами которых страшновато проходить.
20.
21.
Дом купца Ашака Хачатряна, ул. Джибладзе/ Ахоспирели 3/7
Чтобы обнаружить знаменитую своей потолочной росписью парадную, пришлось изрядно потрудиться несмотря на наличие точного адреса. Тотальная стройка в округе или снос аварийных зданий, обилие заборов и куч строительного мусора не вселяли никакой надежды, однако помогли другие ценители архитектурной старины, и заветные резные деревянные двери в дом купца Ашака Хачатряна 1902го года постройки всё-таки предстали взору после плутания по дворам и закоулкам около старой армянской церкви. При входе практически затёртая и закрытая досками надпись на армянском: "Входи с добром".
22.
Сам купец прожил здесь сравнительно недолго и в 1915м году накануне Революции продал дом служившему в церкви по соседству священнику Арама Теймуразянцу. Для священника с семьёй целый дом оказался велик, поэтому он заселился на третий этаж, а квартиры на двух других сдавал кожевникам и сапожникам. Большевики до Тифлиса добрались лишь в 1921м году, и доходные дома постигла та же печальная участь, что и в Санкт-Петербурге. Правда, сам Арам не дожил несколько месяцев до сего события, а семья отхватила от советской власти по полной. В церкви организовали школу бокса, вдову с четырьмя детьми выгнали практически выгнали из собственного дома, выделив им крохотную комнату даже без окон, а остальное пространство разделили на коммунальные квартиры всё для тех же сапожников и кожевенных мастеров.
23.
Одна из дочерей священника впоследствии стала известной балериной и переехала в Харьков, основав там балетную школу. Вторая вместе с супругом углубилась во врачебное дело и организовала первую в Тбилиси скорую помощь. О судьбе двух других детей ничего не известно.
24.
Фонарь у основания кованого ограждения лестницы, как и в многих других парадных не сохранился и не функционирует, осталась лишь стойка. Фотографы и инстаграмеры любят ловить здесь свет, становясь у лестничной завитушки и с интересом заглядывая вверх, где если какое убранство и интерьерные детали и существовали в начале прошлого века, то до наших дней также не сохранились.
25.
Дом купца Вартанова Б.Ф., ул. Шалвы Дадиани 18
Следующий дом не выглядел снаружи особо примечательным и, казалось бы, не представлял интереса, если бы не раздобытые сведения, что при входе сохранились четыре панно с росписью. Домом некогда владел купец Белгар Фомич Вартанов, сам и квартировал на верхних этажах, а квартиры на нижних сдавал в аренду.
26.
Диву даёшься - как не растащили деревянное убранство парадной, как не сняли фигурные рамы со стен, а аккуратно коснувшись увядающего наследия, понимаешь. Не дерево вовсе, а искусная лепнина из гипса, превосходно пережившая столько лет.
27.
Четыре девушки - греческие оры, привратницы неба, дочери Зевса и Фемиды, богини времён года. Догадайтесь сами, где весна, где лето, где осень, а где зима.
28.
Однажды кто-то пытался закрасить написанные маслом панно, но жильцы смогли отстоять красоту. Жаль, что в парадной при входе довольно темно и в солнечный день, так что о качественных снимках можно, в принципе, и не помышлять.
29.
И на закуску ещё одна парадная в весьма питерском стиле, адрес которой я запамятовал, поскольку завело в неё любопытство и приветливо открытая дверь, а не подготовленная карта с отмеченными точками и списком адресов.
30.
Отнюдь не все примечательные парадные представлены в данном обзоре, ещё для одного особенного дома, чья судьба связана сразу с несколькими выдающимися в истории Грузии личностями, я отвёл отдельную заметку. Взяв на вооружение сей гид или любой другой из многих, доступных по паре кликов в сети, Вы прекрасно разнообразите свою прогулку по старому Тифлису, ведь в районе Сололаки Вы так или иначе окажетесь. Keep it locked!
Другие посты о Грузии:
Стрит-арт Тбилиси
Грузинский Стоунхендж
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
В Санкт-Петербурге обитатели бывших доходных домов, ещё и по сей день под завязку забитых коммунальными квартирами, отгораживаются от ценителей исторического архитектурного наследия домофонами, кодовыми замками и консьержами, а пожить в старом фонде мечтает практически любой переехавший в Северную Пальмиру провинциал-романтик. В Тбилиси обстановка несколько иначе: состояние большинства зданий в Сололаки настолько плачевное, что и скрывать сохранившиеся кое-где фрески или лепнину бессмысленно, пусть уж все видят остатки былой роскоши, пока она ещё, покосившись, хоть как-то держится - двери в большинство парадных, за редким исключением, Вы обнаружите открытыми настежь.
Парадная "Калейдоскоп", ул. Бетлеми, 3
Самая инстаграмная, а иначе корректнее не выразиться, настолько данное слово стало каноническим в наше время, парадная - лестница с витражами, получившая название "Калейдоскоп". Здесь можно легко провести и полчаса, выждав, пока очередная девица отснимет себе годный контент. Скоротать время получится в картинной галерее на втором этаже, обходя таблички "Частная собственность", вывешенные уставшими от шумных посетителей жильцами. Даже кодовый замок и домофон повесили на вход, чтобы хоть как-то ограничить поток, тщётно - желающие всё равно проникают внутрь.
2.
В облачную и пасмурную погоду посещать "Калейдоскоп" практически бессмысленно - желаемый вау-эффект для Ваших фото мгновенно исчезает. Ориентируемся на положение солнца, приходим с утра, запасаемся терпением и после ловим радужные переливы на деревянной балюстраде и лестничных ступенях в перерывах между фотосессиями других посетителей.
3.
Подружки меняются нарядами, передавая шляпы и пиджаки, но больше немого недоумения вызвал грузинский парнишка в белой рубашке, который откровенно ныл своей спутнице: "Ну сфоткай, чтоб красиво было, не получается же!" Так и хотелось ему ответить в стиле стэнд-ап комика Каргинова с характерным кавказским акцентом: "Братан, ты нормальный человек вообще? Даже девице твоей не интересно, а ты тут нюни развёл!"
4.
Дом братьев Сейлановых, ул. Галактиони Табидзе, 13
В отреставрированный в 2018м году особняк купцов первой гильдии братьев Сейлановых, разбогатевших на табачном бизнесе, попасть оказалось сложнее всего - на дверях установлен домофон, а из жильцов никто не показывался долгое время. Заглянуть удалось с экскурсией, нагрянувшей в особняк. Гид набрал номер, поговорил с кем-то из жильцов на грузинском, и вуаля, заветная дверца открылась. Не парадная, а картинная галерея с большими панно, написанными маслом, мозаичным полом и богатой лепниной!
5.
Братья Сейлановы владели десятком доходных домов, а сами проживали именно в этом здании, построенном в 1911м году, каждый занимал по этажу. Вообще, о них мало известно, а сам дом прозвали в народе "Табакерка". Он пережил и разворовывание в лихие 90е, и пожар, и потоп, так что понятно, почему после случившейся реставрации жильцы приняли решение отгородиться от случайных гостей домофоном, пусть данное желание и идёт вразрез с традиционным грузинским гостеприимством, гости тоже разные случаются.
6.
Любопытно, что пока дело не дошло реставрации, жильцы сами пытались заботиться о сохранности картин, да не совсем удачно - покрыли панно лаком, и те стали темнеть. При восстановительных работах сию оплошность устранили.
7.
Картины, принадлежащие частично кисти азербайджанского художника, отражают представления об остальном мире. Здесь и Америка с индейцами вокруг костра и переселенцами из Европы в цилиндрах, и среднеазиатские пейзажи с храмовыми постройками на фоне гор, и верблюды, бредущие по песчаным дюнам, и собор, напоминающий Нотр-Дам, и итальянские палаццо, и африканские племена, и Россия со златоглавыми церквями и деревянными усадьбами.
8.
9.
10.
11.
Добраться до верхних этажей попросту не успел, девушка-гид вежливо попросила покинуть здание и прикрыла дверь, удостоверившись, что она закрыта. Видимо, чтобы не портить налаженные отношения с жильцами, ведь столько сил и средств вложили в реставрацию, что видно невооружённым глазом.
12.
Дом Эвелины Тер-Акоповой, ул. Галактиони Табидзе, 24
Пройти мимо красного особняка на пересечении улиц Табидзе и Асатиани, не задержав взгляд на обшарпанном фасаде, маскаронах и ажурном балкончике, в принципе, невозможно, уж очень он бросается в глаза не только своими деталями, но и общим плачевным состоянием, трещинами в стенах и покосившимися перекрытиями. Равно как бросается в глаза и надстроенный третий этаж.
13.
Изначально построенный в 1896м году дом принадлежал Эвелине Тер-Акоповой, о судьбе которой практически ничего неизвестно кроме того, что она являлась супругой купца первой гильдии и владела лесопилками на Мадатовском острове на реке Кура. А третий этаж появился в 1930е годы.
14.
В доме несколько входов; парадный, предназначенный для хозяйки, Вы без проблем сможете обнаружить. Сейчас в здании помимо квартир разместился хостел, так что попасть внутрь не должно составить труда по сравнению с особняком братьев Сейлановых.
15.
16.
Фамилия бывшей хозяйки выложена мозаикой на мраморном полу при входе в парадную.
17.
У основания кованой лестницы с мраморными ступенями сохранилась стойка фонаря, когда-то, говорят, помимо плафона фонарь венчала скульптура женщины. Так как свет проникает в парадную откуда-то сверху, а минимальное освещение оставляет желать лучшего, исправный фонарь при входе бы точно не помешал.
18.
Сколько лет указателю квартир - лишь старожилы знают.
19.
Потрескавшиеся шаткие мраморные ступени ужасно гремят по кованому основанию, провода хаотично опутывают лестничные пролёты. Дом отчаянно молит о реставрации, только мольбы до сих пор не услышали - ведь по соседству в столь же ужасающем состоянии находятся десятки домов, под балконами которых страшновато проходить.
20.
21.
Дом купца Ашака Хачатряна, ул. Джибладзе/ Ахоспирели 3/7
Чтобы обнаружить знаменитую своей потолочной росписью парадную, пришлось изрядно потрудиться несмотря на наличие точного адреса. Тотальная стройка в округе или снос аварийных зданий, обилие заборов и куч строительного мусора не вселяли никакой надежды, однако помогли другие ценители архитектурной старины, и заветные резные деревянные двери в дом купца Ашака Хачатряна 1902го года постройки всё-таки предстали взору после плутания по дворам и закоулкам около старой армянской церкви. При входе практически затёртая и закрытая досками надпись на армянском: "Входи с добром".
22.
Сам купец прожил здесь сравнительно недолго и в 1915м году накануне Революции продал дом служившему в церкви по соседству священнику Арама Теймуразянцу. Для священника с семьёй целый дом оказался велик, поэтому он заселился на третий этаж, а квартиры на двух других сдавал кожевникам и сапожникам. Большевики до Тифлиса добрались лишь в 1921м году, и доходные дома постигла та же печальная участь, что и в Санкт-Петербурге. Правда, сам Арам не дожил несколько месяцев до сего события, а семья отхватила от советской власти по полной. В церкви организовали школу бокса, вдову с четырьмя детьми выгнали практически выгнали из собственного дома, выделив им крохотную комнату даже без окон, а остальное пространство разделили на коммунальные квартиры всё для тех же сапожников и кожевенных мастеров.
23.
Одна из дочерей священника впоследствии стала известной балериной и переехала в Харьков, основав там балетную школу. Вторая вместе с супругом углубилась во врачебное дело и организовала первую в Тбилиси скорую помощь. О судьбе двух других детей ничего не известно.
24.
Фонарь у основания кованого ограждения лестницы, как и в многих других парадных не сохранился и не функционирует, осталась лишь стойка. Фотографы и инстаграмеры любят ловить здесь свет, становясь у лестничной завитушки и с интересом заглядывая вверх, где если какое убранство и интерьерные детали и существовали в начале прошлого века, то до наших дней также не сохранились.
25.
Дом купца Вартанова Б.Ф., ул. Шалвы Дадиани 18
Следующий дом не выглядел снаружи особо примечательным и, казалось бы, не представлял интереса, если бы не раздобытые сведения, что при входе сохранились четыре панно с росписью. Домом некогда владел купец Белгар Фомич Вартанов, сам и квартировал на верхних этажах, а квартиры на нижних сдавал в аренду.
26.
Диву даёшься - как не растащили деревянное убранство парадной, как не сняли фигурные рамы со стен, а аккуратно коснувшись увядающего наследия, понимаешь. Не дерево вовсе, а искусная лепнина из гипса, превосходно пережившая столько лет.
27.
Четыре девушки - греческие оры, привратницы неба, дочери Зевса и Фемиды, богини времён года. Догадайтесь сами, где весна, где лето, где осень, а где зима.
28.
Однажды кто-то пытался закрасить написанные маслом панно, но жильцы смогли отстоять красоту. Жаль, что в парадной при входе довольно темно и в солнечный день, так что о качественных снимках можно, в принципе, и не помышлять.
29.
И на закуску ещё одна парадная в весьма питерском стиле, адрес которой я запамятовал, поскольку завело в неё любопытство и приветливо открытая дверь, а не подготовленная карта с отмеченными точками и списком адресов.
30.
Отнюдь не все примечательные парадные представлены в данном обзоре, ещё для одного особенного дома, чья судьба связана сразу с несколькими выдающимися в истории Грузии личностями, я отвёл отдельную заметку. Взяв на вооружение сей гид или любой другой из многих, доступных по паре кликов в сети, Вы прекрасно разнообразите свою прогулку по старому Тифлису, ведь в районе Сололаки Вы так или иначе окажетесь. Keep it locked!
Другие посты о Грузии:
Стрит-арт Тбилиси
Грузинский Стоунхендж
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]