Исследования Успенского собора в Московском Кремле
Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника
Автор - В. И. Федоров
Статья напечатана в Архитектурно-краеведческой библиотеке "Русский город"
Соборная площадь Московского Кремля, снимки сделаны в хмурый осенний день 2012 года. Слева Грановитая палата, справа вдали Собор 12 апостолов. В центре кадра - Успенский собор....
Несколько моих фотографии прошлых лет даны только для "масштаба" и визуального напоминания, поскольку в Московском Кремле в наши дни редко кто бывает, а уж в Успенском соборе и тем более.
Интерьер Успенского собора, хорошо видны круглые столпы
Деталь интерьера - царское место.
Вид на восточный фасад и апсиды собора
Вид на Успенский собор с колокольни Ивага Великого .... дух заьватывае ))
А дальше - интереснейшая статья, но сугубо научная:
Создание главного сооружения Московского Кремля - Успенского собора - результат не единовременного действия, а сложного общественно-политического и историко-художественного процесса. Только всестороннее и последовательное изучение этого процесса с привлечением натурных данных может дать правильное представление об Успенском соборе 1479 г., его архитектурных достоинствах и месте в кремлевском ансамбле (ил. 13).
Комплексное исследование памятника, начавшееся с 1962 г., впервые включило в столь полном объеме натурное изучение Успенского собора 1479 г., остатков предшествующих ему соборных храмов конца XIII в., 1326, 1472 гг. и территории центральной части Кремля.
Начальный этап сложения архитектурного облика центральной части Московского Кремля относится к XII столетию. Именно в это время было определено место основных кремлевских соборов. С большим мастерством используя ландшафт Боровицкого холма, зодчие сгруппировали их на вершине. Причем главный храм занял самую высокую точку возвышенности, а два других - место на ее бровке. Первоначальное местоположение соборов было закреплено в конце XIII в. в камне. Кардинальная перестройка основных кремлевских сооружений при Иване Калите не только не разрушила сложившийся к этому времени архитектурный образ Кремля, но и подтвердила уже существовавшие градостроительные акценты ансамбля. В результате строительных работ, предпринятых в первой половине XIV в., и сооружения белокаменной крепости Дмитрия Донского, оформился целостный архитектурный ансамбль, олицетворяющий идею "собирательности", столь характерную для политических устремлений древней Москвы. В конце XV - начале XVI в. итальянским архитекторам пришлось столкнуться с уже готовой архитектурно-планировочной системой кремлевского ансамбля и в рамках заданной общей программы предложить свои частные, главным образом строительно-технические решения 1).
___________
1) Так, кирпичные стены 1485-1495 гг., возведенные с участием иностранных мастеров, повторили в основном трассу белокаменных стен крепости Дмитрия Донского, шесть проездных башен также были построены на месте белокаменных. И лишь в основании холма, по заболоченной пойме реки Неглинной, благодаря использованию итальянской конструкции фундамента (белокаменных столбов-устоев с кирпичными арками) итальянские мастера, "града прибавивши", возвели новую линию стен с угловой Собакиной башней над родником. Новые храмы в XV-XVI вв., сохраняя свои наименования, возводились на прежних местах.
Рис. 13.
Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг.
Вид после реставрации фасадов в 1976-1978 гг.
Продолжение в Альманахе "Русский город"