Как делают вертолёты для России
---
С детства любил вертолёты, почему-то даже больше, чем самолёты, разбирался и разбираюсь в видах, модификациях, смотрел фильмы, поэтому, когда получил предложение съездить на авиационный завод в Улан-Удэ, то прямо таки прыгал от восторга. Очень люблю зрелищные производства сложных вещей, а тут еще и вертолёты. Так что каких-то 5 с лишним часов полёта, и мы на месте.
Приглашаю вас вместе со мной сегодня прогуляться по заводу и посмотреть основные этапы сборки вертолёта, а также на устройство самого завода.
Экскурсию по заводу мы начнем с азов, с самого элементарного – с механосборочного цеха:
Попадая сюда, даже и не понимаешь, что точно производят на этом заводе. Вокруг лишь станки, вытачивающие и обрабатывающие отдельные металлические детали.
Неспециалист здесь даже и не поймёт, зачем нужны те или иные железки
Изготовление деталей здесь сродни искусству: каждая простая заготовка металла глубоко внутри скрывает в себе блестящую деталь сложной формы, просто нужно уметь её грамотно извлечь, что и делается на сложном оборудовании. В наше время уже, конечно, не вручную, а под контролем оператора.
А вот здесь уже что-то более узнаваемое и понятное. В такой «вафельнице» гнётся большой лист оргстекла:
Получается большая заготовка, из которой потом нарезается остекление кабины и иллюминаторы:
Делают даже такие выпуклые блистеры, которые сильно увеличивают угол обзора.
Интересно, что в перспективе завод в Улан-Удэ будет производить остекление для всех вертолётов, выпускаемых в России.
Но пройдём уже в более зрелищный цех, где уже осуществляют сборку вертолётов:
Линии разных цветов не просто так. У каждой собираемой модели вертолёта свой цвет линии. На сиреневой линии собирают Ка-226, а на зелёной модификации Ми-8:
Весь технологический поток выглядит так:
Это не конвейерная лента, а сбора на станциях. Перемещаясь от поста к посту, сначала просто отдельные части будущего вертолёта всё больше и больше обрастают новыми деталями.
Если в начале всё выглядит как отдельные небольшие детали, то к середине цеха можно уже различить куда пойдёт та или иная собранная часть будущего фюзеляжа:
Здесь, например, проклёпывается рампа:
А здесь будущие части уже готовы к сборке в единую конструкцию и даже подготовлены к покраске:
Не могу не отметить прекрасный модернистский коридор, соединяющий цеха с «офисами», где происходит проектирование.
Проектирование фюзеляжа – это всегда борьба с лишним весом. Нужно сделать корпус максимально лёгким, но в то же время прочным, поэтому внутри тонкой внешней оболочки устанавливается множество рёбер жесткости
На этом этапе уже узнаются хвостовые балки:
Ну, а если пройти дальше, то даже человек далёкий от авиации и вертолётов узнает очертания кабины Ми-8, одного из самых массовых вертолётов (если не самого массового) за всю историю вертолётостроения:
Здесь фюзеляжи проходят окончательную сборку, к будущему вертолёту присоединяют пол:
Дособирают среднюю часть:
Здесь будущие вертолёты уже приобретают хорошо знакомую всем форму:
Интересно, что на заводе различные модификации и модернизации Ми-8 собирают в одном потоке
У некоторых модификаций, например, нет остекления под ногами у пилотов, зато есть «нос» в котором можно установить радиолокационное оборудование, с которым летать становится сильно проще. Каждый вертолёт собирается в той комплектации, которую хочет заказчик.
Здесь вертолёт внезапно уже покрашен в крупными пикселями, но это не машина для военных, а выставочный образец
И вот она, финишная прямая. За ворота этого цеха выходит, хоть и неокрашенная, но уже готовая машина:
Через улицу вертолёт попадает в цех, где его уже дооснащают и красят под желания заказчика:
Этот цех завода был построен в советское время не только для покраски вертолётов. В случае чего, он может вмещать и большие самолёты типа Ту-154.
На площадке стояло пару готовых для отгрузки заказчику вертолётов:
Работники завода, правда, посетовали, что, увы, представленные вертолёты – очень базовая комплектация, но таковы требования заказчика. В России сейчас острая нехватка малой авиации, соединяющей удалённые населенные пункты друг с другом и с «большой землёй», но денег особо нет, поэтому и заказывают что попроще, лишь бы было.
На заводе постоянно проводятся испытательные и демонстрационные полёты:
Интересно, что завод не просто имеет свой аэродром для испытаний, но и с помощью него может отгружать свою продукцию напрямую в любую точку мира, поскольку взлетно-посадочная полоса здесь может принимать даже «Русланы».
При заводе есть учебный центр:
Вроде стандартные классы, только с двигателями вертолётов в разрезе:
Но самое удивительное – это тренажер:
Так выглядит место проверяющего: четыре монитора, с которых можно контролировать все системы виртуального вертолёта и действия пилота
Тренажер – это не просто компьютер, это полноценная кабина вертолёта со всеми приборами, ручками и тумблерами:
Причем ландшафт разнообразный: специально и горы, и посадка на платформу в море, и аэродром. Можно менять погоду, время года, переключать ночь и день.
Завод расширяется, строится новый логистический центр (а рядом еще будет технопарк):
Строится новый покрасочный цех
В общем, очень интересный визит был. Спасибо «Вертолётам России» за приглашение. С завода будет еще видео, так что не переключайтесь )))
Взято: usolt.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]