Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино
03.06.2019 343 0 0 aleksei-turchin

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино

---
0
В закладки

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио

О монтажных вольностях дистрибьютора на примере фильмов «Рокетмен» и «Однажды в Америке».

На минувшем Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера фильма «Рокетмен» – музыкально-биографической истории жизни и творчества Сэра Элтона Джона, снятая при его непосредственном участии. В широкий прокат России и Беларуси лента выходит с небольшим опозданием и появится на наших экранах не раньше 6 июня. За неделю до премьеры в ряде кинотеатров прошли закрытые показы, где зрителей ждал неприятный сюрприз. Оказалось, что из фильма пропали около 20 минут хронометража.

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио

Кадр из фильма "Рокетмен"

Среди вырезанных сцен оказались эпизоды с демонстрацией употребления наркотиков и постельная сцена с двумя мужчинами. Из финальных титров также убрали семейную фотографию Элтона Джона с его супругом и текст, в котором сообщалось, что музыкант обрёл свою любовь: вместо этого ограничились сообщением, что Элтон основал фонд борьбы со СПИДом.

Представители прокатчика пояснили, что на подобные меры они пошли ради соответствия требованиям законодательства. Речь, судя по всему, идёт о статье 6.21 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за “пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних”.

История с монтажными вольностями, которые себе позволяют прокатчики, не нова.

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио

Пожалуй, одним из самых ярких примеров вмешательства в авторский замысел можно считать историю выхода в североамеркианский прокат фильма «Однажды в Америке», который в эти дни отмечает своё 35-летие: его премьера, как и у «Рокетмена», так же состоялась на Каннском кинофестивале в 1984-ом году.

Сегодня эта криминальная драма Серджио Леоне считается произведением эпичного размаха и глубины: уже который год она не покидает список ста лучших фильмов по версии кинопортала IMDb, над её метафоричностью всё ещё ломают копья исследователи, а в своей безграничной любви к ней признавался сам Мартин Скорсезе.

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио

Но так было не всегда.

Работая над картиной, Леоне отснял от 8 до 10 часов материала, из которого смонтировал версию фильма продолжительностью 269 минут (4 часа 29 минут). Для премьеры на Каннском фестивале Леоне сократил ленту на 40 минут и удостоился 15-минутных стоячих оваций. Именно в таком виде её прокатывали в кинотеатрах Европы.

После европейского триумфа, Леоне согласовал прокат фильма США: там его дистрибьюцией занималась компания The Ladd Company, которая без ведома Леоне сократила хронометраж ленты с 4 часа 29 минут до 2 часов 19 минут.

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио

Дженнифер Коннели и Серджио Леоне на премьере фильма

На полу монтажной осталось 2 часа фильма: из него исчезли многие сцены из детства, сцены встречи постаревших героев, эпизод пропажи одного из персонажей, эпизод изнасилования и многое другое. Кроме того, монтажу подверглась последовательность событий: вместо флэшбэков зритель наблюдал историю героев в хронологическом порядке.

В таком виде фильм утратил логику повествования, а весь акцент был сделан на сценах насилия: из масштабного полотна «Однажды в Америке» превратился в рядовой гангстерский боевик.

Следствием вмешательства в авторский замысел стал провал фильма в прокате и его разгром критиками.

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио

Кинокритик Роджер Эберт назвал полную версию лучшим фильмом 1984-го,
а урезанную -- худшим фильмом года

Однако были и те обозреватели, которые высказались не против фильма, но против того произвола, что себе позволила The Ladd Company. Сокращения фильма сравнили с сокращением оперы Вагнера и подчеркнули: если произведение таким задумали – эту задумку стоит уважать.

История проката фильмов «Рокетмен» и «Однажды в Америке» демонстрируют простую вещь: прокатчик в первую очередь заботится о своих доходах и это нормально: их цель – привлечь в залы как можно больше зрителей. Загвоздка с «Рокетменом» в том, что даже после удаления части сцен, фильм всё равно получил прокатный рейтинг 18+.

Т.е. несовершеннолетние, ради которых фильм подвергся, по сути, цензурированию, всё равно не смогут попасть на сеанс фильма, а наблюдать за последствиями работы ножниц – и платить за это – будут зрители совершеннолетние, которые являются целевой аудиторией ленты и, наверняка, прекрасно осведомлены о предпочтениях своего кумира.

С другой стороны, есть реальный прецедент возможной попытки уничтожения кинотеатра из-за показа в нём «Матильды». И это тоже нельзя не учитывать.

Но это уже иная, куда более грустная, серьёзная и комплексная проблема, которую кинопрокатчик, занимающийся вынужденной (само)цензурой; Минкульт, заявляющий, что не понимает, о чём речь; и законодатель, принимающий спорные поправки в КоАП, предпочитают решать примерно так:

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио

Т.е. никак: обычный художественный фильм в очередной раз показал, что разрушение барьеров и диалог у нас мало кому интересны.

Страх и цензура: Как прокатчики убивают кино фильма, Леоне, минут, «Однажды, фильм, прокат, Каннском, Америке», фильмов, «Рокетмен», которые, можно, авторский, вмешательства, замысел, вместо, премьеры, который, равно, Серджио


уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]