Метро Нью Йорка робко шагает в XXI век
---
В нью-йоркском метро нынче праздник! Я знаю, что вы думаете: неужели они сумели избавиться от мусора, крыс, или хотя бы бомжей? Сделали так, что все поезда перестали постоянно задерживаться? Конечно нет. Но всё же сделан шаг в верном направлении. Ну, то есть как "сделан"... По крайней мере этот шаг начат.
Так что же именно случилось в крупнейшей в мире системе метро? Здесь, пока что в тестовом режиме, начали внедрять технологию бесконтактной оплаты проезда. Ту самую, которая во всех современных системах мира (и в Москве в том числе!) работает уже лет десять, а то и больше. Чтобы понять, почему Нью Йорк так сильно отстаёт в этом от других городов, давайте посмотрим на историческую оплату нашего проезда...
1. На протяжении первой половины ХХ века цена на проезд в метро НЙ не менялась, она была зафиксирована на уровне 5 центов. Сперва нужно было покупать билеты, а потом систему упростили, поставив на входах и выходах со станций турникеты. Как и в московском метро моего детства оплата производилась пятицентовыми монетами, известными в народе как "никели". Кинул монетку, проходи.
2. В конце сороковых - начале пятидесятых стало ясно, что оплату надо поднимать. Сначала она стала стоить 10 центов - к счастью и такая монета в Америке есть. Но потом цена выросла до 15 центов, а это одной монетой не заплатишь. Надо было придумывать другое решение, и власти решили ввести жетоны, которые надо было отдельно покупать у кассиров. На протяжении следующих 50 лет оплата поднималась ещё несколько раз. Жетоны тоже меняли свою форму. Вот несколько образцов из одного из самых интересных музеев Нью Йорка:
К середине 1990х цена проезда достигла $1.50, поднявшись за 40 лет десятикратно.
3. И именно в девяностых власти решили, что пришла пора распрощаться наконец с жетонами, и внедрить новую современную технологию: магнитные карты. Тогда казалось, что внедряя такой метод оплаты, город идёт в ногу с прогрессом. Так в Нью Йорке появилась Метрокарта - гибкий проездной из дешёвого пластика.
4. Ради экономии считывающие устройства для этих карт добавили сверху к уже существующим турникетам. Долгое время они находились рядом со щелью для жетонов, но потом в 2003 году, с очередным подорожанием метро жетоны были упразднены, а отверстия для них закрыты заглушкой. Видите металлический прямоугольник рядом со щелью для магнитной карты? Раньше именно сюда опускали жетоны.
Технология магнитных карт оказалась не очень надёжной, и уже 10 лет спустя мировое метро сделало следующий шаг, в сторону бесконтактных билетов. Например, в Лондоне карту Oyster ввели в 2003 году. Магнитные карты нашего метро было так легко повредить, что автоматы отказываются пополнять их, если им уже больше года, и выдают пассажирам новую. С ними вообще немало проблем.
Однако, переход на другую систему оплаты - штука нелёгкая, и уж точно недешёвая. Особенно для метро, в котором аж 470 станций!
Это проблема первопроходцев - тех, кто первыми начинает пользоваться новыми технологиями. Обычно первые версии этих технологий имеют кучу проблем, но но ты уже вложился в то, чтоб начать ими пользоваться. И Нью Йорк на лишние десять лет остался с проблематичными магнитными картами в своём метро.
Похожая проблема была в Японии с мобильными телефонами. Когда в самом начале 2000x появились первые мобильники способные выходить в интернет, и скачивать довольно убогие и простенькие странички, японцы эту тему быстренько освоили. Они построили на этой основе кучу разных услуг: можно было оплачивать счета, получать новости, проверять погоду, и т.д. И всё это они делали с кнопочных телефонов году так в 2005! Но зато, когда в мире появились Айфоны и Андроиды, эти новые девайсы медленно покоряли японский рынок, потому что местные жители уже привыкли всё делать с помощью своих старых кнопочных мобильников.
Но я что-то отвлёкся. Вернёмся в Нью Йорк и его метро.
5. Наконец властям стало очевидно, что надо вложить в платёжные системы немного денег, и вот на днях город наконец запустил первые турникеты, способные принимать бесконтактные платежи. Пока что они существуют только на некоторых станциях в центре, но планируется за следующие пару лет поставить их по всей системе.
6. Любопытно, что и в этот раз сами турникеты менять не стали: просто спереди тех, что уже есть, присобачили устройство для считывания бесконтактных карт, с небольшим экранчиком. Заметьте, что рам же есть щель для приёма магнитных карт, и заглушка на отверстие, куда раньше опускались жетоны! То есть, три поколения технологии в одном турникете.
7. Самое милое, что сбоку до сих пор существует дверка в отверстие для возврата жетонов! (Раньше если ты бросил жетон, а потом передумал заходить в метро, можно было нажать кнопку, и турникет его выплёвывал в эту ячейку.)
Я даже заглянул внутрь. Там лежал непонятный камушек. Решил его не трогать.
8. Любопытно что с этими турникетами Нью Йорк перескочил через технологическое поколение, когда для оплаты метро нужна специальная карта (тот же лондонский Oyster, или Suica Токио). Эта новая система принимает оплату обыкновенными кредитками, поддерживающие бесконтактные платежи. Можно заплатить так же телефоном (или часами!) с помощью Apple Pay или Google Pay.
Но обещают, что будет и именно особая метро-карточка, которая позволит платить за много поездок сразу со скидкой, или покупать проездной на целый месяц. Пока что такой возможности с бесконтактным платежом нет, и большое количество жителей Нью Йорка продолжат пользоваться магнитными картами.
Осталось подождать ещё пару лет. А там глядишь и другие проблемы решат!
Так что же именно случилось в крупнейшей в мире системе метро? Здесь, пока что в тестовом режиме, начали внедрять технологию бесконтактной оплаты проезда. Ту самую, которая во всех современных системах мира (и в Москве в том числе!) работает уже лет десять, а то и больше. Чтобы понять, почему Нью Йорк так сильно отстаёт в этом от других городов, давайте посмотрим на историческую оплату нашего проезда...
1. На протяжении первой половины ХХ века цена на проезд в метро НЙ не менялась, она была зафиксирована на уровне 5 центов. Сперва нужно было покупать билеты, а потом систему упростили, поставив на входах и выходах со станций турникеты. Как и в московском метро моего детства оплата производилась пятицентовыми монетами, известными в народе как "никели". Кинул монетку, проходи.
2. В конце сороковых - начале пятидесятых стало ясно, что оплату надо поднимать. Сначала она стала стоить 10 центов - к счастью и такая монета в Америке есть. Но потом цена выросла до 15 центов, а это одной монетой не заплатишь. Надо было придумывать другое решение, и власти решили ввести жетоны, которые надо было отдельно покупать у кассиров. На протяжении следующих 50 лет оплата поднималась ещё несколько раз. Жетоны тоже меняли свою форму. Вот несколько образцов из одного из самых интересных музеев Нью Йорка:
К середине 1990х цена проезда достигла $1.50, поднявшись за 40 лет десятикратно.
3. И именно в девяностых власти решили, что пришла пора распрощаться наконец с жетонами, и внедрить новую современную технологию: магнитные карты. Тогда казалось, что внедряя такой метод оплаты, город идёт в ногу с прогрессом. Так в Нью Йорке появилась Метрокарта - гибкий проездной из дешёвого пластика.
4. Ради экономии считывающие устройства для этих карт добавили сверху к уже существующим турникетам. Долгое время они находились рядом со щелью для жетонов, но потом в 2003 году, с очередным подорожанием метро жетоны были упразднены, а отверстия для них закрыты заглушкой. Видите металлический прямоугольник рядом со щелью для магнитной карты? Раньше именно сюда опускали жетоны.
Технология магнитных карт оказалась не очень надёжной, и уже 10 лет спустя мировое метро сделало следующий шаг, в сторону бесконтактных билетов. Например, в Лондоне карту Oyster ввели в 2003 году. Магнитные карты нашего метро было так легко повредить, что автоматы отказываются пополнять их, если им уже больше года, и выдают пассажирам новую. С ними вообще немало проблем.
Однако, переход на другую систему оплаты - штука нелёгкая, и уж точно недешёвая. Особенно для метро, в котором аж 470 станций!
Это проблема первопроходцев - тех, кто первыми начинает пользоваться новыми технологиями. Обычно первые версии этих технологий имеют кучу проблем, но но ты уже вложился в то, чтоб начать ими пользоваться. И Нью Йорк на лишние десять лет остался с проблематичными магнитными картами в своём метро.
Похожая проблема была в Японии с мобильными телефонами. Когда в самом начале 2000x появились первые мобильники способные выходить в интернет, и скачивать довольно убогие и простенькие странички, японцы эту тему быстренько освоили. Они построили на этой основе кучу разных услуг: можно было оплачивать счета, получать новости, проверять погоду, и т.д. И всё это они делали с кнопочных телефонов году так в 2005! Но зато, когда в мире появились Айфоны и Андроиды, эти новые девайсы медленно покоряли японский рынок, потому что местные жители уже привыкли всё делать с помощью своих старых кнопочных мобильников.
Но я что-то отвлёкся. Вернёмся в Нью Йорк и его метро.
5. Наконец властям стало очевидно, что надо вложить в платёжные системы немного денег, и вот на днях город наконец запустил первые турникеты, способные принимать бесконтактные платежи. Пока что они существуют только на некоторых станциях в центре, но планируется за следующие пару лет поставить их по всей системе.
6. Любопытно, что и в этот раз сами турникеты менять не стали: просто спереди тех, что уже есть, присобачили устройство для считывания бесконтактных карт, с небольшим экранчиком. Заметьте, что рам же есть щель для приёма магнитных карт, и заглушка на отверстие, куда раньше опускались жетоны! То есть, три поколения технологии в одном турникете.
7. Самое милое, что сбоку до сих пор существует дверка в отверстие для возврата жетонов! (Раньше если ты бросил жетон, а потом передумал заходить в метро, можно было нажать кнопку, и турникет его выплёвывал в эту ячейку.)
Я даже заглянул внутрь. Там лежал непонятный камушек. Решил его не трогать.
8. Любопытно что с этими турникетами Нью Йорк перескочил через технологическое поколение, когда для оплаты метро нужна специальная карта (тот же лондонский Oyster, или Suica Токио). Эта новая система принимает оплату обыкновенными кредитками, поддерживающие бесконтактные платежи. Можно заплатить так же телефоном (или часами!) с помощью Apple Pay или Google Pay.
Но обещают, что будет и именно особая метро-карточка, которая позволит платить за много поездок сразу со скидкой, или покупать проездной на целый месяц. Пока что такой возможности с бесконтактным платежом нет, и большое количество жителей Нью Йорка продолжат пользоваться магнитными картами.
Осталось подождать ещё пару лет. А там глядишь и другие проблемы решат!
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]