Станция Пудость. Красногвардейский Укрепрайон и старинная мельница архитектора Штакеншнейдера
---
Кто читает мой блог, тот знает, что одно из самых моих любимых тем для путешествий является изучение фортификации - крепостей, замков, окопов, ДОТов, бункеров, земляных валов, в общем - всего того, что связано с историей, особенно если эта история военная. Ленинградская область очень богата на такие объекты - их у нас столько, сколько больше нет в России нигде. А рубежи времен Великой Отечественной войны особенно важны и дороги нашим сердцам - от них зависела судьба нашего прекрасного города, а вместе с ним - и всей страны. Поэтому по различным участкам Красногвардейского Укрепрайона мы ходили, и будем продолжать ходить. На этот раз нашей целью стали три ДОТа в районе станции Пудость. А кроме того - мы посмотрели по пути и верховья реки Ижоры, которая здесь чистая и прозрачная, и старинную каменную мельницу, принадлежавшую знаменитому петербургскому архитектору Штакеншнейдеру. Обо всем этом я сейчас и расскажу.
10 мая. День Победы прошел, почти все сразу же потеряли интерес к памяти о войне, о которой так много говорили накануне, но мы не из их числа. Садимся в древнюю рижскую электричку, имеющую свое именное название - Нева, едем в Пудость. Это станция на не самой известной ветке электричек , относится к направлению "Гатчина Балтийская", где поезда ходят раз в час. Ее малая активность удивительна. Конечно, по короткой ветке не будет интенсивного движения, так как нет проходящих поездов, но учитывая, что там расположен город Красное Село, можно было бы пустить электрички раза в два чаще. Это избавило бы красносельцев от постоянных стояний в пробках.
До Пудости ехать меньше часа. Интересная деталь - выйдя из поезда, наш товарищ Валера вспомнил, что забыл куртку. Он попросил машиниста не отъезжать, побежал в вагон, нашел ее, выскочил с ней - и только тогда машинист поехал.
По рельсам у станции ходили галки.
Возле станции Ижора широко разливается, образуя небольшое озерцо. Оно мелкое, но с чистой и прозрачной водой.
Вода проточная , течение сильное. Один раз мы тут купались. Это был сентябрь, все дно было в водорослях, а глубина была по колено или бедро. Сейчас воды больше, а травы еще мало.
Ижора начинается не очень далеко от этого места. Мы проходили от ее истока до озерца пять лет назад. Это была унылая дорога вдоль тонкого ручейка среди трясины, шли километров десять. Но к Пудости Ижора уже набрала силу.
Через узкую горловину возле моста река с большим напором рвется дальше
Здесь на Ижоре есть пороги
Вода несется с яростной силой
Кипит и бурлит. Ижора здесь еще чистая, в нее еще не успели ничего сбросить. В Федоровском и ниже - она уже грязная и вонючая, потому что туда попадают химикаты с полей, а также отходы от города Коммунар.
Но здесь это еще чистая родниковая река
Идем по заброшенным железнодорожным путям туда, где должны быть ДОТы
По пути нас встречают милые сельские пейзажи
Первый ДОТ. На карте он обозначен как Ва-1. Он расположен недалеко от железнодорожного моста и станции. Видимо, прикрывал их своим пулеметным огнем. Среди зелени и кустов его обломки видны не сразу. Большинство и не поймут, что это такое.
ДОТ уничтожен взрывом. Скорее всего, взрывали изнутри. Возможно, что сами защитники ДОТа и взорвали его, когда защищаться дальше здесь стало невозможно. Произошло это примерно 10 сентября, когда немцы начали прорывать советскую линию обороны. Смущает, что ДОТ взорван уж слишком добротно, что вряд ли можно сделать в пылу боя. Скорее всего, он был лишь частично разрушен, а окончательно взорвали его после войны, как было с советским ДОТом "Миллионер" в Белоострове. Так иногда делали, если руины представляли собой опасность, например, если их было невозможно разминировать.
Что стало с защитниками ДОТа - неизвестно. Иногда красноармейцы взрывали ДОТ вместе с собой. Иногда им удавалось отойти, если немцы еще не успели подойти вплотную. Хотя по открытой местности уйти далеко вряд ли было реально
Эти развалины напоминают нам, какое отчаянное сопротивление оказали врагу защитники Ленинграда
Идем по путям дальше. Хорошо видно, что местность открытая, ровная. Защищаться тут было очень тяжело, линия обороны была плохо подготовлена. Намного более укрепленные линии немцы проходили в западных районах страны за считанные часы. А под Ленинградом встали на многие недели.
Заброшенная дорога вела к какому-то институту ядерной физики. Сейчас она уже не используется, но для нас это удобный путь вдоль линии обороны наших войск.
Идти удобно, параллельно рельсам есть тропинка
Красавица Алена отправляет свое фото в Инстаграм
Деревенские красоты
Хорошо, что сельское хозяйство здесь еще живо. Это радует!
Вот и второй ДОТ, обозначен на картах как Ва-2. Он разрушен лишь частично.
Здесь пора дать историческую справку о том, что такое Красногвардейский Укрепрайон, о его роли в Великой Отечественной войне. Прежде всего, напомню, что было до боев здесь. Итак, 22 июня немцы нападают на СССР. Происходит настоящая катастрофа - немецкая армия проходит через наши войска, словно нож сквозь масло. И двигается с темпами , превосходящими движение по Франции или Польше. Через 6 дней пал Минск, через 2 недели немцы под Псковом, через три - возле Лужского рубежа, первой линии обороны Ленинграда. И вот тут они встречают первое настоящее сопротивление. Лужский рубеж задержал их на целых 45 дней. Красная Армия отчаянно сопротивлялась, наносила немцам значительные потери, сковывала их встречными боями, но все же он был прорван, и немцы устремились к Ленинграду. От Лужского рубежа быстро пронеслись до Красногвардейского, и здесь их ждала вторая линия обороны.
Красногвардейском в то время называлась Гатчина. Она была в центре рубежа, и потому укрепрайону дали имя Красногвардейского. Этот рубеж шел от Финского залива, начинаясь в районе Петергофа, проходил возле Русско-Высоцкого , Ропши, дальше шел через Гатчину (Красногвардейск), Павловск (тогда это был город Слуцк), Колпино, и вдоль реки Ижоры доходил до реки Невы.
Укрепрайон был плохо подготовлен. ДОТы не были замаскированы, промежутки между ними не были как-то защищены, не были достроены линии окопов. Значительную часть гарнизона укрепрайона составляли ополченцы, которые не были солдатами, это были добровольцы из числа горожан, не умевшие воевать. И то, что они задержали немцев - настоящее чудо. Кроме них, здесь были и курсанты военных училищ. Все это показывает, что вооруженные силы уже исчерпались, армия большей частью была уничтожена, защищать Ленинград и Москву приходилось уже мирным жителям. И они это выполнили с честью, показав высокий уровень героизма и патриотизма.
Первые бои возле Красногвардейского рубежа начались в 20-х числах августа 1941 года. К ним относится знаменитый бой Зиновия Колобанова, который 20 августа 1941 года уничтожил на своем танке КВ-1 из засады 22 немецких танка. Встретив упорное сопротивление, немцы сначала отказались от лобового штурма, и потратили три недели на то, чтоб обойти весь контур обороны, и перерезать все железные дороги, идущие к Ленинграду. 8 сентября было замкнуто блокадное кольцо. После этого началось новое наступление на Красногвардейский УР. 9 сентября немцы вновь пошли в атаку, и в ряде мест советская оборона была прорвана. Устоял лишь самый восточный сектор - возле города Колпино, который немцы так и не смогли взять за все время блокады. На всех остальных участках немцы прорвались, после чего были остановлены на последнем рубеже, в районе Пулковских высот. Однако, потеряв много времени и сил, Германия отказалась от планов штурмовать Ленинград. Это спасло город от разрушения, людей от массовой гибели, и повлияло на ход всей войны - ведь до середины сентября немцы не могли перебрасывать свои войска под Москву, что в итоге не дало им ее взять.
На этом ДОТе видны следы попадания снарядов
В этом месте снаряд пробил стенку ДОТа. Попадание было сбоку, где стенка слабее. Это говорит о том, что немцы уже прорвали оборону в другом месте, поэтому смогли стрелять с фланга.
Вероятно, все защитники ДОТа погибли...
ДОТы Красногвардейского УР отличаются от тех, что на Карельском перешейке, или тех, что в Кингисеппском УР. Они делались быстро, и по строению намного проще. Вход тут - обычная дверь, без защитной привходовой части
Бойница для пулемета. Только одна.
Вид через амбразуру на железную дорогу.
Участник нашей команды Валера. Наверно так же заглядывали через пробоину немцы, проверяя, не выжил ли кто
В учебниках истории редко говорят о Лужском и Красногвардейском рубежах. В нашей пропаганде принято было говорить лишь о победах. Прорванные рубежи мало кого интересовали . Но это несправедливо - именно их упорное сопротивление не дало немцам разбить нашу армию, от которой на тот момент осталось мало что. Благодаря защитникам этих рубежей, а также тех, кто сражался под Москвой и на Днепре, армия успела получить пополнение засчет мобилизации, а также подтягивания войск с Дальнего Востока
Групповое фото на фоне ДОТа
10 мая . А уже цветет земляника! Весна очень ранняя в этом году...
Продолжаем идти по железной дороге. Заранее скажу - это путь, как выяснилось, не самый короткий. Когда шли обратно, то увидели, что можно дойти по еле-еле заметной дороге в поле, так было быстрее
В одном месте рельсы сняты. Кто-то взял и украл, сдал в приемку металла. И не лень было отсюда тащить!
Дальше дорога зарастает кустами
Ну вот мы дошли до того места, где напротив железной дороги ДОТ, а к нему не подойти - болота. Единственное сухое место идет через местные очистные сооружения. Пришлось идти через них. Хорошо, что выходной, собаки где-то отдыхают, работников тоже нет
Место мрачное
Ворота на входе, точнее на выходе
Висит табличка, но без текста. Вероятно, было написано, что вход запрещен. Но надпись куда-то с нее делась
Проходим по тропинке вдоль озера Пряжка. Озеро заболоченное, весьма унылое. Но видна тропа для рыбалки, кто-то сюда что-то закидывает. Наверно, ловят карася.
Если не идти вдоль озера, придется делать километровый крюк , обходя какие-то склады ФСО. Мы прошли между ними и озером. Хорошо, что весна солнечная, все подсохло, топких мест почти нет
Озеро пользуется успехом у любителей поесть на природе, а также закинуть удочку. Но купание тут невозможно
Вот и третий ДОТ, Ва-3. На нем видны следы от пуль, но он не разрушен
Видимо, штурм шел с запада на восток. Немцы разрушили первый ДОТ, вынудив защитников взорвать его изнутри, когда их сопротивление стало невозможным. Потом пробили второй ДОТ. А третий был оставлен гарнизоном, его успели лишь обстрелять.
На Викимапии написано, что ДОТ захвачен 12 сентября, то-есть через 2-3 дня после первого ДОТа. Хотя точных сведений об этом нет. Иногда гарнизоны получали приказ отходить, если враг уже прорвался с фланга, и тогда они успевали дойти до своих. Часть защитников укрепрайона смогла дойти до Пушкина, а оттуда к пулковским высотам. Но большинство погибли
Автор делает видеосъемку для будущего видеофильма.
Внутри сохранились остатки вентиляции
Миша Богданов исследует ДОТ
Автор возле пулеметной амбразуры. На ДОТах КаУРа амбразур от 2 до 6. Тут все проще...
Мирный пейзаж, видный через амбразуру ДОТа...
Привал перед обратной дорогой. Нам идти до станции почти час.
Обратно шли через поле, а потом свернули налево, через деревню с финским названием Кямяря
Ижора здесь совсем тихая
А вода все еще прозрачная
Ну вот и последняя наша цель - старинная мельница на реке Ижоре. Местные власти зачем-то забили ее окна и входы жестью, попортив вид. Никого это не остановило - местные оторвали жесть внизу, и вход внутрь снова есть
Здесь было имение Штакеншнейдеров. Отец знаменитого архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера, построившего немало красивых зданий в Петербурге, владел этой мельницей. Здесь знаменитый архитектор и родился, прямо возле этой мельницы, которая была не только местом производства муки, но и местом ее хранения, и вообще жилым объектом
Старинная каменная кладка. Напоминает рыцарский замок или крепость
Внутри чисто, кто-то следит за уборкой мусора
Если кто из вас видел Мариинский дворец на Исаакиевской площади, так вот построен он по проекту Штакеншнейдера
Интересно, кто построил эту великолепную мельницу? Возможно, его предки тоже умели строить, как и он в будущем...
И живя на ней первые годы, он приобрел склонность к архитектуре....
Им же построен дворец Белосельских-Белозерских на Невском
Мельница большая, богатая. Ижора тогда была еще более бурной рекой, чем сейчас, и ее мощи вполне хватало на активную работу мельницы, чтоб молоть много муки
Вид из окна на Ижору
Внутри мельницы
Старинная кладка до сих пор держится. Умели ж строить!
Усадебные постройки, погреба какие-то
Бурные воды Ижоры
Пока я обследовал мельницу, Алена позировала Мише на фоне реки
Из под каменной плиты бьет мощный родник, чьи воды вливаются в Ижору
Вот ямка, откуда он вытекает. Вода очень чистая, местные ее пьют
Смотрите сами, какая вода!
Мы встретили местную бабулю. И она с восторгом и любовью нам рассказывала, какие здесь красивые и интересные места. Что много тут чистейших родников, что тут бывал император Павел, и много сделано при нем было для этих мест
Рыбак на берегу Ижоры
До поезда всего 10 минут. Надо идти на станцию, до нее 600 метров
Возле станции делаю последнее фото Ижоры
А вот и наш поезд, что вернет нас в Петербург.
Страница нашего туристического клуба
Информация о наших тренировках по Ушу
10 мая. День Победы прошел, почти все сразу же потеряли интерес к памяти о войне, о которой так много говорили накануне, но мы не из их числа. Садимся в древнюю рижскую электричку, имеющую свое именное название - Нева, едем в Пудость. Это станция на не самой известной ветке электричек , относится к направлению "Гатчина Балтийская", где поезда ходят раз в час. Ее малая активность удивительна. Конечно, по короткой ветке не будет интенсивного движения, так как нет проходящих поездов, но учитывая, что там расположен город Красное Село, можно было бы пустить электрички раза в два чаще. Это избавило бы красносельцев от постоянных стояний в пробках.
До Пудости ехать меньше часа. Интересная деталь - выйдя из поезда, наш товарищ Валера вспомнил, что забыл куртку. Он попросил машиниста не отъезжать, побежал в вагон, нашел ее, выскочил с ней - и только тогда машинист поехал.
По рельсам у станции ходили галки.
Возле станции Ижора широко разливается, образуя небольшое озерцо. Оно мелкое, но с чистой и прозрачной водой.
Вода проточная , течение сильное. Один раз мы тут купались. Это был сентябрь, все дно было в водорослях, а глубина была по колено или бедро. Сейчас воды больше, а травы еще мало.
Ижора начинается не очень далеко от этого места. Мы проходили от ее истока до озерца пять лет назад. Это была унылая дорога вдоль тонкого ручейка среди трясины, шли километров десять. Но к Пудости Ижора уже набрала силу.
Через узкую горловину возле моста река с большим напором рвется дальше
Здесь на Ижоре есть пороги
Вода несется с яростной силой
Кипит и бурлит. Ижора здесь еще чистая, в нее еще не успели ничего сбросить. В Федоровском и ниже - она уже грязная и вонючая, потому что туда попадают химикаты с полей, а также отходы от города Коммунар.
Но здесь это еще чистая родниковая река
Идем по заброшенным железнодорожным путям туда, где должны быть ДОТы
По пути нас встречают милые сельские пейзажи
Первый ДОТ. На карте он обозначен как Ва-1. Он расположен недалеко от железнодорожного моста и станции. Видимо, прикрывал их своим пулеметным огнем. Среди зелени и кустов его обломки видны не сразу. Большинство и не поймут, что это такое.
ДОТ уничтожен взрывом. Скорее всего, взрывали изнутри. Возможно, что сами защитники ДОТа и взорвали его, когда защищаться дальше здесь стало невозможно. Произошло это примерно 10 сентября, когда немцы начали прорывать советскую линию обороны. Смущает, что ДОТ взорван уж слишком добротно, что вряд ли можно сделать в пылу боя. Скорее всего, он был лишь частично разрушен, а окончательно взорвали его после войны, как было с советским ДОТом "Миллионер" в Белоострове. Так иногда делали, если руины представляли собой опасность, например, если их было невозможно разминировать.
Что стало с защитниками ДОТа - неизвестно. Иногда красноармейцы взрывали ДОТ вместе с собой. Иногда им удавалось отойти, если немцы еще не успели подойти вплотную. Хотя по открытой местности уйти далеко вряд ли было реально
Эти развалины напоминают нам, какое отчаянное сопротивление оказали врагу защитники Ленинграда
Идем по путям дальше. Хорошо видно, что местность открытая, ровная. Защищаться тут было очень тяжело, линия обороны была плохо подготовлена. Намного более укрепленные линии немцы проходили в западных районах страны за считанные часы. А под Ленинградом встали на многие недели.
Заброшенная дорога вела к какому-то институту ядерной физики. Сейчас она уже не используется, но для нас это удобный путь вдоль линии обороны наших войск.
Идти удобно, параллельно рельсам есть тропинка
Красавица Алена отправляет свое фото в Инстаграм
Деревенские красоты
Хорошо, что сельское хозяйство здесь еще живо. Это радует!
Вот и второй ДОТ, обозначен на картах как Ва-2. Он разрушен лишь частично.
Здесь пора дать историческую справку о том, что такое Красногвардейский Укрепрайон, о его роли в Великой Отечественной войне. Прежде всего, напомню, что было до боев здесь. Итак, 22 июня немцы нападают на СССР. Происходит настоящая катастрофа - немецкая армия проходит через наши войска, словно нож сквозь масло. И двигается с темпами , превосходящими движение по Франции или Польше. Через 6 дней пал Минск, через 2 недели немцы под Псковом, через три - возле Лужского рубежа, первой линии обороны Ленинграда. И вот тут они встречают первое настоящее сопротивление. Лужский рубеж задержал их на целых 45 дней. Красная Армия отчаянно сопротивлялась, наносила немцам значительные потери, сковывала их встречными боями, но все же он был прорван, и немцы устремились к Ленинграду. От Лужского рубежа быстро пронеслись до Красногвардейского, и здесь их ждала вторая линия обороны.
Красногвардейском в то время называлась Гатчина. Она была в центре рубежа, и потому укрепрайону дали имя Красногвардейского. Этот рубеж шел от Финского залива, начинаясь в районе Петергофа, проходил возле Русско-Высоцкого , Ропши, дальше шел через Гатчину (Красногвардейск), Павловск (тогда это был город Слуцк), Колпино, и вдоль реки Ижоры доходил до реки Невы.
Укрепрайон был плохо подготовлен. ДОТы не были замаскированы, промежутки между ними не были как-то защищены, не были достроены линии окопов. Значительную часть гарнизона укрепрайона составляли ополченцы, которые не были солдатами, это были добровольцы из числа горожан, не умевшие воевать. И то, что они задержали немцев - настоящее чудо. Кроме них, здесь были и курсанты военных училищ. Все это показывает, что вооруженные силы уже исчерпались, армия большей частью была уничтожена, защищать Ленинград и Москву приходилось уже мирным жителям. И они это выполнили с честью, показав высокий уровень героизма и патриотизма.
Первые бои возле Красногвардейского рубежа начались в 20-х числах августа 1941 года. К ним относится знаменитый бой Зиновия Колобанова, который 20 августа 1941 года уничтожил на своем танке КВ-1 из засады 22 немецких танка. Встретив упорное сопротивление, немцы сначала отказались от лобового штурма, и потратили три недели на то, чтоб обойти весь контур обороны, и перерезать все железные дороги, идущие к Ленинграду. 8 сентября было замкнуто блокадное кольцо. После этого началось новое наступление на Красногвардейский УР. 9 сентября немцы вновь пошли в атаку, и в ряде мест советская оборона была прорвана. Устоял лишь самый восточный сектор - возле города Колпино, который немцы так и не смогли взять за все время блокады. На всех остальных участках немцы прорвались, после чего были остановлены на последнем рубеже, в районе Пулковских высот. Однако, потеряв много времени и сил, Германия отказалась от планов штурмовать Ленинград. Это спасло город от разрушения, людей от массовой гибели, и повлияло на ход всей войны - ведь до середины сентября немцы не могли перебрасывать свои войска под Москву, что в итоге не дало им ее взять.
На этом ДОТе видны следы попадания снарядов
В этом месте снаряд пробил стенку ДОТа. Попадание было сбоку, где стенка слабее. Это говорит о том, что немцы уже прорвали оборону в другом месте, поэтому смогли стрелять с фланга.
Вероятно, все защитники ДОТа погибли...
ДОТы Красногвардейского УР отличаются от тех, что на Карельском перешейке, или тех, что в Кингисеппском УР. Они делались быстро, и по строению намного проще. Вход тут - обычная дверь, без защитной привходовой части
Бойница для пулемета. Только одна.
Вид через амбразуру на железную дорогу.
Участник нашей команды Валера. Наверно так же заглядывали через пробоину немцы, проверяя, не выжил ли кто
В учебниках истории редко говорят о Лужском и Красногвардейском рубежах. В нашей пропаганде принято было говорить лишь о победах. Прорванные рубежи мало кого интересовали . Но это несправедливо - именно их упорное сопротивление не дало немцам разбить нашу армию, от которой на тот момент осталось мало что. Благодаря защитникам этих рубежей, а также тех, кто сражался под Москвой и на Днепре, армия успела получить пополнение засчет мобилизации, а также подтягивания войск с Дальнего Востока
Групповое фото на фоне ДОТа
10 мая . А уже цветет земляника! Весна очень ранняя в этом году...
Продолжаем идти по железной дороге. Заранее скажу - это путь, как выяснилось, не самый короткий. Когда шли обратно, то увидели, что можно дойти по еле-еле заметной дороге в поле, так было быстрее
В одном месте рельсы сняты. Кто-то взял и украл, сдал в приемку металла. И не лень было отсюда тащить!
Дальше дорога зарастает кустами
Ну вот мы дошли до того места, где напротив железной дороги ДОТ, а к нему не подойти - болота. Единственное сухое место идет через местные очистные сооружения. Пришлось идти через них. Хорошо, что выходной, собаки где-то отдыхают, работников тоже нет
Место мрачное
Ворота на входе, точнее на выходе
Висит табличка, но без текста. Вероятно, было написано, что вход запрещен. Но надпись куда-то с нее делась
Проходим по тропинке вдоль озера Пряжка. Озеро заболоченное, весьма унылое. Но видна тропа для рыбалки, кто-то сюда что-то закидывает. Наверно, ловят карася.
Если не идти вдоль озера, придется делать километровый крюк , обходя какие-то склады ФСО. Мы прошли между ними и озером. Хорошо, что весна солнечная, все подсохло, топких мест почти нет
Озеро пользуется успехом у любителей поесть на природе, а также закинуть удочку. Но купание тут невозможно
Вот и третий ДОТ, Ва-3. На нем видны следы от пуль, но он не разрушен
Видимо, штурм шел с запада на восток. Немцы разрушили первый ДОТ, вынудив защитников взорвать его изнутри, когда их сопротивление стало невозможным. Потом пробили второй ДОТ. А третий был оставлен гарнизоном, его успели лишь обстрелять.
На Викимапии написано, что ДОТ захвачен 12 сентября, то-есть через 2-3 дня после первого ДОТа. Хотя точных сведений об этом нет. Иногда гарнизоны получали приказ отходить, если враг уже прорвался с фланга, и тогда они успевали дойти до своих. Часть защитников укрепрайона смогла дойти до Пушкина, а оттуда к пулковским высотам. Но большинство погибли
Автор делает видеосъемку для будущего видеофильма.
Внутри сохранились остатки вентиляции
Миша Богданов исследует ДОТ
Автор возле пулеметной амбразуры. На ДОТах КаУРа амбразур от 2 до 6. Тут все проще...
Мирный пейзаж, видный через амбразуру ДОТа...
Привал перед обратной дорогой. Нам идти до станции почти час.
Обратно шли через поле, а потом свернули налево, через деревню с финским названием Кямяря
Ижора здесь совсем тихая
А вода все еще прозрачная
Ну вот и последняя наша цель - старинная мельница на реке Ижоре. Местные власти зачем-то забили ее окна и входы жестью, попортив вид. Никого это не остановило - местные оторвали жесть внизу, и вход внутрь снова есть
Здесь было имение Штакеншнейдеров. Отец знаменитого архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера, построившего немало красивых зданий в Петербурге, владел этой мельницей. Здесь знаменитый архитектор и родился, прямо возле этой мельницы, которая была не только местом производства муки, но и местом ее хранения, и вообще жилым объектом
Старинная каменная кладка. Напоминает рыцарский замок или крепость
Внутри чисто, кто-то следит за уборкой мусора
Если кто из вас видел Мариинский дворец на Исаакиевской площади, так вот построен он по проекту Штакеншнейдера
Интересно, кто построил эту великолепную мельницу? Возможно, его предки тоже умели строить, как и он в будущем...
И живя на ней первые годы, он приобрел склонность к архитектуре....
Им же построен дворец Белосельских-Белозерских на Невском
Мельница большая, богатая. Ижора тогда была еще более бурной рекой, чем сейчас, и ее мощи вполне хватало на активную работу мельницы, чтоб молоть много муки
Вид из окна на Ижору
Внутри мельницы
Старинная кладка до сих пор держится. Умели ж строить!
Усадебные постройки, погреба какие-то
Бурные воды Ижоры
Пока я обследовал мельницу, Алена позировала Мише на фоне реки
Из под каменной плиты бьет мощный родник, чьи воды вливаются в Ижору
Вот ямка, откуда он вытекает. Вода очень чистая, местные ее пьют
Смотрите сами, какая вода!
Мы встретили местную бабулю. И она с восторгом и любовью нам рассказывала, какие здесь красивые и интересные места. Что много тут чистейших родников, что тут бывал император Павел, и много сделано при нем было для этих мест
Рыбак на берегу Ижоры
До поезда всего 10 минут. Надо идти на станцию, до нее 600 метров
Возле станции делаю последнее фото Ижоры
А вот и наш поезд, что вернет нас в Петербург.
Страница нашего туристического клуба
Информация о наших тренировках по Ушу
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]