Графиня Софья Владимировна Олсуфьева (в девичестве Глебова) и ее семья. Часть 2
---
Продолжение.
Начало : https://eho-2013.livejournal.com/1259813.html?view=22484517#t22484517
Супруги Олсуфьевы в своей усадьбе
Юрий Александрович хорошо знал художников, работавших в жанре портрета, и их творчество. Когда он решил заказать портрет своей супруги, его выбор пал на одного из лучших портретистов России - Валентина Серова...
Серов был приглашен в имение Олсуфьевых для работы над портретом хозяйки.
Работа пошла не сразу... Юрию Александровичу хотелось получить большой парадный портрет жены, чтобы украсить гостиную. И он попросил Софью позировать в нарядном бархатном платье и с красивой прической. Она послушалась. Но Серова все время что-то не устраивало - свет, поза, поворот головы... Он усаживал графиню так и этак, пытался делать наброски, совсем измучил свою модель и... остался недоволен. И Софья устала от этой пустой суеты...
Наконец Серов объявил, что писать Софью Владимировну в бархатном платье не может, он видит, что графиня не привыкла носить бархат, и платье выглядит на ней чужеродным. Софья вздохнула с облегчением - она действительно не любила и как правило не носила бархат, в помпезном платье ей было некомфотно, и художник это почувствовал.
Поиски образа для портрета продолжались. Как-то утром Софья Владимировна сидела в гостиной в простеньком домашнем платье. День был промозглым, в доме гулял сквозняк. Софья накинула на плечи теплый шарф. Когда в комнату вошли ее муж и Серов, увлеченно беседовавшие о чем-то, она, не вмешиваясь в разговор, отошла в сторону, к остывавшей голландке, чтобы погреться у теплого кафеля печки.
Серов внимательно к ней присмотрелся и... решил, что так и будет писать графиню - в простом расхожем платье, у печи, на которой она греет озябшие руки... И сразу принялся делать эскизы.
Как хозяева не уговаривали художника, он настоял на своем. Работа пошла быстро, и Олсуфьевы были ей очень довольны - Серов оказался прав, портрет получался живым...
Но к ужасу Софьи Владимировны, она, собираясь в очередной раз позировать художнику, увидела, как Серов ножом счищает слой краски с уже почти завершенного портрета... Казалось бы, все пропало! Но Серов очень быстро восстановил портрет, внеся изменения, которые продумал уже в процессе работы.
И получилось еще лучше!
Между тем, продолжались работы по строительству храма-памятника на Куликовом поле, и Юрий Александрович, возглавлявший комиссию по строительству, отдавал этому делу много времени и сил.
Монумент в честь победы на Куликовом поле
Куликово поле - место, где в 1380 году была одержала судьбоносная победа московского князя Дмитрия Иоанновича Донского над войском золотоордынского беклярбека Мамая, стало особо важным для исторической памяти России. Планы строительства здесь храма-памятника вынашивал еще тульский губернатор С.Д. Нечаев в 1820-х годах. В 1836 году Николай Первый утвердил проект монумента в честь победы на Куликовом поле, который подготовил А.П. Брюллов, страший брат живописца Карла Брюллова. В 1850 году монумент был торжественно открыт.
А вот храм-памятник по проекту Алексея Щусева был возведен только в начале ХХ века...
Храм-памятник на Куликовом поле, освященный в честь преподобного Сергия Радонежского, построенный на Куликовом поле. Один из куполов выполнен в форме древнерусского воинского шлема...
В оформлении храма активное участие принимала Софья Олсуфьева. Она даже лично выполнила некоторые росписи. Но для основных живописных работ были приглашены профессиональные художники - Д.С. Стеллецкий и граф В.А. Комаровский, двоюродный брат Юрия Олсуфьева, иконописец и реставратор, уже не впервые выполнявший в сотрудничестве со Стеллецким росписи в православных церквях. И это именно Стеллецкий пригласил своего соавтора для совместной работы, а не Олсуфьев предложил заказ своему кузену.
Дмитрий Стеллецкий - в свое время очень популярный художник и скульптор Серебряного века, после отъезда в эмиграцию оказался почти забыт на родине...
Дмитрий Стеллецкий
Его авторские росписи в храме на Куликовом поле не сохранились, но остались акварельные эскизы, по которым росписи восстановили современные художники...
Восстановление по старым эскизам росписей в храме Сергия Радонежсого на Куликовом поле
Современное оформление храма
Свой опыт иконописца Дмитрий Стеллецкий использовал в эмиграции, расписывая храм Сергиевского подворья в Париже.
Иконостас Сергиевского подворья в Париже
Росписи в храме-памятнике на Куликовом поле были завершены в 1914 году. Но освятить его смогли не сразу. Началась Первая мировая война...
Юрий Александрович Олсуфьев не подлежал призыву, но начал активную работу во Всероссийском земском совете помощи больным и раненым воинам. Организация тыловых госпиталей и лазаретов, эвакуация раненых с линии фронта, обеспечение их продовольствием и медикаментами, помощь беженцам и пострадавшему мирному населению - работы было очень много. В 1915 году его как главноуполномоченного Земского союза направили в Закавказье, для организации там сети госпиталей. Софья поехала вместе с мужем в Тифлис, чтобы оказывать ему всю возможную помощь. Художник Владимир Комаровский с женой тоже присоединился к графу Олсуфьеву в качестве помощника...
Фотографии собраны на Яндекс.Картинках
Продолжение следует...
Начало : https://eho-2013.livejournal.com/1259813.html?view=22484517#t22484517
Супруги Олсуфьевы в своей усадьбе
Юрий Александрович хорошо знал художников, работавших в жанре портрета, и их творчество. Когда он решил заказать портрет своей супруги, его выбор пал на одного из лучших портретистов России - Валентина Серова...
Серов был приглашен в имение Олсуфьевых для работы над портретом хозяйки.
Работа пошла не сразу... Юрию Александровичу хотелось получить большой парадный портрет жены, чтобы украсить гостиную. И он попросил Софью позировать в нарядном бархатном платье и с красивой прической. Она послушалась. Но Серова все время что-то не устраивало - свет, поза, поворот головы... Он усаживал графиню так и этак, пытался делать наброски, совсем измучил свою модель и... остался недоволен. И Софья устала от этой пустой суеты...
Наконец Серов объявил, что писать Софью Владимировну в бархатном платье не может, он видит, что графиня не привыкла носить бархат, и платье выглядит на ней чужеродным. Софья вздохнула с облегчением - она действительно не любила и как правило не носила бархат, в помпезном платье ей было некомфотно, и художник это почувствовал.
Поиски образа для портрета продолжались. Как-то утром Софья Владимировна сидела в гостиной в простеньком домашнем платье. День был промозглым, в доме гулял сквозняк. Софья накинула на плечи теплый шарф. Когда в комнату вошли ее муж и Серов, увлеченно беседовавшие о чем-то, она, не вмешиваясь в разговор, отошла в сторону, к остывавшей голландке, чтобы погреться у теплого кафеля печки.
Серов внимательно к ней присмотрелся и... решил, что так и будет писать графиню - в простом расхожем платье, у печи, на которой она греет озябшие руки... И сразу принялся делать эскизы.
Как хозяева не уговаривали художника, он настоял на своем. Работа пошла быстро, и Олсуфьевы были ей очень довольны - Серов оказался прав, портрет получался живым...
Но к ужасу Софьи Владимировны, она, собираясь в очередной раз позировать художнику, увидела, как Серов ножом счищает слой краски с уже почти завершенного портрета... Казалось бы, все пропало! Но Серов очень быстро восстановил портрет, внеся изменения, которые продумал уже в процессе работы.
И получилось еще лучше!
Между тем, продолжались работы по строительству храма-памятника на Куликовом поле, и Юрий Александрович, возглавлявший комиссию по строительству, отдавал этому делу много времени и сил.
Монумент в честь победы на Куликовом поле
Куликово поле - место, где в 1380 году была одержала судьбоносная победа московского князя Дмитрия Иоанновича Донского над войском золотоордынского беклярбека Мамая, стало особо важным для исторической памяти России. Планы строительства здесь храма-памятника вынашивал еще тульский губернатор С.Д. Нечаев в 1820-х годах. В 1836 году Николай Первый утвердил проект монумента в честь победы на Куликовом поле, который подготовил А.П. Брюллов, страший брат живописца Карла Брюллова. В 1850 году монумент был торжественно открыт.
А вот храм-памятник по проекту Алексея Щусева был возведен только в начале ХХ века...
Храм-памятник на Куликовом поле, освященный в честь преподобного Сергия Радонежского, построенный на Куликовом поле. Один из куполов выполнен в форме древнерусского воинского шлема...
В оформлении храма активное участие принимала Софья Олсуфьева. Она даже лично выполнила некоторые росписи. Но для основных живописных работ были приглашены профессиональные художники - Д.С. Стеллецкий и граф В.А. Комаровский, двоюродный брат Юрия Олсуфьева, иконописец и реставратор, уже не впервые выполнявший в сотрудничестве со Стеллецким росписи в православных церквях. И это именно Стеллецкий пригласил своего соавтора для совместной работы, а не Олсуфьев предложил заказ своему кузену.
Дмитрий Стеллецкий - в свое время очень популярный художник и скульптор Серебряного века, после отъезда в эмиграцию оказался почти забыт на родине...
Дмитрий Стеллецкий
Его авторские росписи в храме на Куликовом поле не сохранились, но остались акварельные эскизы, по которым росписи восстановили современные художники...
Восстановление по старым эскизам росписей в храме Сергия Радонежсого на Куликовом поле
Современное оформление храма
Свой опыт иконописца Дмитрий Стеллецкий использовал в эмиграции, расписывая храм Сергиевского подворья в Париже.
Иконостас Сергиевского подворья в Париже
Росписи в храме-памятнике на Куликовом поле были завершены в 1914 году. Но освятить его смогли не сразу. Началась Первая мировая война...
Юрий Александрович Олсуфьев не подлежал призыву, но начал активную работу во Всероссийском земском совете помощи больным и раненым воинам. Организация тыловых госпиталей и лазаретов, эвакуация раненых с линии фронта, обеспечение их продовольствием и медикаментами, помощь беженцам и пострадавшему мирному населению - работы было очень много. В 1915 году его как главноуполномоченного Земского союза направили в Закавказье, для организации там сети госпиталей. Софья поехала вместе с мужем в Тифлис, чтобы оказывать ему всю возможную помощь. Художник Владимир Комаровский с женой тоже присоединился к графу Олсуфьеву в качестве помощника...
Фотографии собраны на Яндекс.Картинках
Продолжение следует...
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]