История одной художницы, придумавшей целый жанр живописи
---
Есть одна очень классная художница эпохи Возрождения, хочу сегодня о ней поведать. Ее звали Софонисба Ангвиссола, родом из города Кремона, что находится Ломбардии. Ну просто потрясные у нее портреты, невероятно живые и даже хулиганские.
Она родилась в обедневшей аристократической семье и была у нее толпа младших сестер и один брат. Все сестры были немного художницами, первые уроки им давала старшая, Софонисба, но так вышло что все, кроме нее, с живописью расстались - кто замуж вышел, кто в монастырь подался, кто литературой занялся, а кто-то взял и умер в 25 лет, как недюжинного таланта сестра Лючия, о которой даже Вазари писал с восторгом. Мать всех этих многочисленных детей умерла, когда Софонисбе было пять лет. (Что вообще не удивительно - шесть детей за пять лет! Я подумала что тут какая-то ошибка, прошлась по разным источникам и нет, так оно и было).
Софонисба Ангвиссола, Игра в шахматы. 1555 год. Лючия — первая слева, а рядом две младшие сестрички - Миневра и Европа.
В общем, у отца не было денег на приданое дочерям и был интересный взгляд на воспитание. Он решил девушек обучить ремеслам. Мне кажется, что этот довольно неожиданный для того времени ход, был связан еще и с тем, что родители Софонисбы увлекались культурой древнего мира, что, в принципе, видно из имен детей. В частности, родители были очарованы историей древнего Карфагена. Софонисбу назвали в честь дочери легендарного полководца Гасдрубала, из-за которой теряли волю и разум другие великие полководцы, а она предпочла испить яду, но в рабство к римлянам не попасть. Согласитесь, неплохой пример для подражания. Ну а младшего брата как раз нарекли Гасдрубалом.
Отправил отец Софонисбу учиться рисовать. И так он гордился успехами дочери, что принес ее рисунки показать Микеланджело, мол, гляди как умеет! - и показал зарисовку со смеющимися ребенком. Микеланджело ответил что все хорошо, но сможет ли Софонисба справиться с более сложной задачей - написать плачущего ребенка? Она и смогла.
Смеющийся ребенок
Плачущий ребенок или Ребенок, укушенный крабом.
Детей она вообще писала очень здорово, не как тогда было принято - этакими взрослыми, но маленького размера, а настоящими шалопаями от которых так и ждешь какой-нибудь шалости. Вот, поглядите:
Трое детей с собачкой.
Так вот, вернусь к Микеланджело. Ему все очень понравилось и, если верить историкам, он еще пару лет с интересом наблюдал за творчеством Софонисбы, давая ей уроки и советы.
А ее прямым наставником был художник Джу́лио Ка́мпи. Ниже - портрет Кампи, пишушего портрет Софонисбы. Есть версия, что это картина-благодарность учителю, который “создал” талант художницы. Мне эта версия очень нравится.
И вот все бы хорошо, но женский пол на художницу накладывал определенные ограничения. Например, женщин нельзя было обучать анатомии. Особенно - мужской. Ну а как художнику в 16 веке обойтись без анатомии?
В эту ловушку когда-то попала чуть ли не единственная женщина-скульптор эпохи Возрождения - Проперция де Росси. Сначала она долго пыталась заслужить саму возможность работать с камнем. А когда ей удалось этого добиться и показать свое мастерство, выиграв конкурс на право украсить западный фасад Базилики Сан-Петронио в 1524 году, она должна была показать именно то, чего ждали от скульптора тех времен - прекрасные иллюстрации мифов с идеальными обнаженными телами. То есть не покажешь прекрасного знания анатомии - недоучка, а покажешь - ну ясно же, падшая женщина, ходит и пялится на голых мужиков. Она решилась и...ничем хорошим для нее это, увы, не закончилось.
Софонисба жила чуть позже Проперции де России и была, наверное, немного хитрее. По ее работам видно, что анатомия прихрамывает. И учить ее нет никакой возможности. Что же делать? А вот что - изобрести свой жанр!
В общем, вот кому мы обязаны фотографиями с бабулей и родителями в три ряда - Софонисба, по сути, изобретает жанр семейного портрета.
Амилькар, Габсдурбал и Европа Ангвиссола. И песель.
И этот новый жанр быстро привел публику в восторг и стал ну просто страшно модным. Настолько, что герцог Альба попросил представить ему художницу, а после того как получил от нее портрет, жарко хвалил ее при дворе Филиппа II. И в результате Софонисбу пригласили к испанскому двору.
В 1559 году она прибывает на свадьбу Филиппа Красивого и Елизаветы Валуа в качестве гостя. Перед этим, кстати, ее отец озаботился распространением популярности художницы и разослал ее работы всем, кому мог, даже Папе Римскому заслал. А на свадьбе случается интересная шутка. В одну из ночей в мадридском дворце Эль Инфантадо происходит традиционный факельный танец - это когда мужчины, приглашая даму, ей вручают факел, а дамы могут передать факел еще кому-то пригласив его. Белый танец, дамы приглашают кавалеров и Софонисба прямым ходом чешет к королю Филиппу и приглашает его. Видимо, о чем-то они там хорошо побеседовали, пока плясали, и ее приглашают ко двору уже жить. Что забавно - в качестве фрейлины молодой королевы, потому что женщине числиться придворным художником и получать зарплату в этом качестве было совершенно невозможно.
Портрет Елизаветы Валуа.
Ух, деталь! потрет мужа Елизаветы, Филиппа Красивого, внутри медальона что та держит в руке.
К слову, для того, чтобы стать придворным художником, одного таланта не хватало. Нужно было обладать и хитростью и незаурядным умом чтоб выжить в мире интриг и политики. Поэтому, кстати, когда начинаешь искать художниц эпохи возрождения, находишь их в монастырях чаще всего. Все время кажется, что монастыри были похожи на тюрьмы, а на самом деле, часто яростное желание женщины уйти в монастырь было связано с тем, что внутри существовала община, в которой женщина могла посвятить себя наукам, искусству, литературе - то есть тому, чему за пределами монастыря ей бы заняться без действительно сильного осуждения общества не удалось.
Так вот, Софонисба жила при дворе, а Филипп II принимал участие в ее судьбе, в какой-то момент назначив ей богатый пансион и вообще всячески ее поддерживал. Она дважды удачно вышла замуж (первый муж умер от чумы), много работала и путешествовала, оставаясь одной из популярнейших портретисток Генуи. Последний свой автопортрет Софонисба написала аж в 88 лет. И когда ее настигла, в уже почтенном возрасте, катаракта, стала заниматься поддержкой молодых талантов.
Когда Софонисбе было 96 лет, к ней на поклон приехал молодой, но уже очень популярный художник Антонис ван Дейк. Об этой встрече есть несколько страниц в его дневнике (с зарисовкой), где он пишет, что несмотря на почтенный возраст, Софонисба обладает живым умом и вообще поразила его. Он напишет ее самый последний портрет.
Антонис Ва Дейк, портрет Софонисбы.
и страничка из его дневника.
И к этой истории добавлю несколько ее автопортретов.
Мне нравится, что она себя такой глазастой такой пишет всегда, даже иногда из-за этого на рыбку похожей. Говорят, ей принадлежит фраза “Жизнь полна сюрпризов, а я стараюсь запечатлеть эти драгоценные моменты широко раскрыв глаза”.
Автопортрет, ок. 1532
Масло, холст. 66х57 см
Ланьцутский замок
Вот такая замечательная дама была. Не крестиком вышивала, а трудилась у станка.
Автор ник Tototsha
Источник - pikabu.ru и Википедия
Она родилась в обедневшей аристократической семье и была у нее толпа младших сестер и один брат. Все сестры были немного художницами, первые уроки им давала старшая, Софонисба, но так вышло что все, кроме нее, с живописью расстались - кто замуж вышел, кто в монастырь подался, кто литературой занялся, а кто-то взял и умер в 25 лет, как недюжинного таланта сестра Лючия, о которой даже Вазари писал с восторгом. Мать всех этих многочисленных детей умерла, когда Софонисбе было пять лет. (Что вообще не удивительно - шесть детей за пять лет! Я подумала что тут какая-то ошибка, прошлась по разным источникам и нет, так оно и было).
Софонисба Ангвиссола, Игра в шахматы. 1555 год. Лючия — первая слева, а рядом две младшие сестрички - Миневра и Европа.
В общем, у отца не было денег на приданое дочерям и был интересный взгляд на воспитание. Он решил девушек обучить ремеслам. Мне кажется, что этот довольно неожиданный для того времени ход, был связан еще и с тем, что родители Софонисбы увлекались культурой древнего мира, что, в принципе, видно из имен детей. В частности, родители были очарованы историей древнего Карфагена. Софонисбу назвали в честь дочери легендарного полководца Гасдрубала, из-за которой теряли волю и разум другие великие полководцы, а она предпочла испить яду, но в рабство к римлянам не попасть. Согласитесь, неплохой пример для подражания. Ну а младшего брата как раз нарекли Гасдрубалом.
Отправил отец Софонисбу учиться рисовать. И так он гордился успехами дочери, что принес ее рисунки показать Микеланджело, мол, гляди как умеет! - и показал зарисовку со смеющимися ребенком. Микеланджело ответил что все хорошо, но сможет ли Софонисба справиться с более сложной задачей - написать плачущего ребенка? Она и смогла.
Смеющийся ребенок
Плачущий ребенок или Ребенок, укушенный крабом.
Детей она вообще писала очень здорово, не как тогда было принято - этакими взрослыми, но маленького размера, а настоящими шалопаями от которых так и ждешь какой-нибудь шалости. Вот, поглядите:
Трое детей с собачкой.
Так вот, вернусь к Микеланджело. Ему все очень понравилось и, если верить историкам, он еще пару лет с интересом наблюдал за творчеством Софонисбы, давая ей уроки и советы.
А ее прямым наставником был художник Джу́лио Ка́мпи. Ниже - портрет Кампи, пишушего портрет Софонисбы. Есть версия, что это картина-благодарность учителю, который “создал” талант художницы. Мне эта версия очень нравится.
И вот все бы хорошо, но женский пол на художницу накладывал определенные ограничения. Например, женщин нельзя было обучать анатомии. Особенно - мужской. Ну а как художнику в 16 веке обойтись без анатомии?
В эту ловушку когда-то попала чуть ли не единственная женщина-скульптор эпохи Возрождения - Проперция де Росси. Сначала она долго пыталась заслужить саму возможность работать с камнем. А когда ей удалось этого добиться и показать свое мастерство, выиграв конкурс на право украсить западный фасад Базилики Сан-Петронио в 1524 году, она должна была показать именно то, чего ждали от скульптора тех времен - прекрасные иллюстрации мифов с идеальными обнаженными телами. То есть не покажешь прекрасного знания анатомии - недоучка, а покажешь - ну ясно же, падшая женщина, ходит и пялится на голых мужиков. Она решилась и...ничем хорошим для нее это, увы, не закончилось.
Софонисба жила чуть позже Проперции де России и была, наверное, немного хитрее. По ее работам видно, что анатомия прихрамывает. И учить ее нет никакой возможности. Что же делать? А вот что - изобрести свой жанр!
В общем, вот кому мы обязаны фотографиями с бабулей и родителями в три ряда - Софонисба, по сути, изобретает жанр семейного портрета.
Амилькар, Габсдурбал и Европа Ангвиссола. И песель.
И этот новый жанр быстро привел публику в восторг и стал ну просто страшно модным. Настолько, что герцог Альба попросил представить ему художницу, а после того как получил от нее портрет, жарко хвалил ее при дворе Филиппа II. И в результате Софонисбу пригласили к испанскому двору.
В 1559 году она прибывает на свадьбу Филиппа Красивого и Елизаветы Валуа в качестве гостя. Перед этим, кстати, ее отец озаботился распространением популярности художницы и разослал ее работы всем, кому мог, даже Папе Римскому заслал. А на свадьбе случается интересная шутка. В одну из ночей в мадридском дворце Эль Инфантадо происходит традиционный факельный танец - это когда мужчины, приглашая даму, ей вручают факел, а дамы могут передать факел еще кому-то пригласив его. Белый танец, дамы приглашают кавалеров и Софонисба прямым ходом чешет к королю Филиппу и приглашает его. Видимо, о чем-то они там хорошо побеседовали, пока плясали, и ее приглашают ко двору уже жить. Что забавно - в качестве фрейлины молодой королевы, потому что женщине числиться придворным художником и получать зарплату в этом качестве было совершенно невозможно.
Портрет Елизаветы Валуа.
Ух, деталь! потрет мужа Елизаветы, Филиппа Красивого, внутри медальона что та держит в руке.
К слову, для того, чтобы стать придворным художником, одного таланта не хватало. Нужно было обладать и хитростью и незаурядным умом чтоб выжить в мире интриг и политики. Поэтому, кстати, когда начинаешь искать художниц эпохи возрождения, находишь их в монастырях чаще всего. Все время кажется, что монастыри были похожи на тюрьмы, а на самом деле, часто яростное желание женщины уйти в монастырь было связано с тем, что внутри существовала община, в которой женщина могла посвятить себя наукам, искусству, литературе - то есть тому, чему за пределами монастыря ей бы заняться без действительно сильного осуждения общества не удалось.
Так вот, Софонисба жила при дворе, а Филипп II принимал участие в ее судьбе, в какой-то момент назначив ей богатый пансион и вообще всячески ее поддерживал. Она дважды удачно вышла замуж (первый муж умер от чумы), много работала и путешествовала, оставаясь одной из популярнейших портретисток Генуи. Последний свой автопортрет Софонисба написала аж в 88 лет. И когда ее настигла, в уже почтенном возрасте, катаракта, стала заниматься поддержкой молодых талантов.
Когда Софонисбе было 96 лет, к ней на поклон приехал молодой, но уже очень популярный художник Антонис ван Дейк. Об этой встрече есть несколько страниц в его дневнике (с зарисовкой), где он пишет, что несмотря на почтенный возраст, Софонисба обладает живым умом и вообще поразила его. Он напишет ее самый последний портрет.
Антонис Ва Дейк, портрет Софонисбы.
и страничка из его дневника.
И к этой истории добавлю несколько ее автопортретов.
Мне нравится, что она себя такой глазастой такой пишет всегда, даже иногда из-за этого на рыбку похожей. Говорят, ей принадлежит фраза “Жизнь полна сюрпризов, а я стараюсь запечатлеть эти драгоценные моменты широко раскрыв глаза”.
Автопортрет, ок. 1532
Масло, холст. 66х57 см
Ланьцутский замок
Вот такая замечательная дама была. Не крестиком вышивала, а трудилась у станка.
Автор ник Tototsha
Источник - pikabu.ru и Википедия
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]