Разработка новых израильских ракет класса «воздух-воздух»
---
Оригинал взят у коллеги oleggranovsky в Разработка новых ракет «воздух-воздух» компанией «Рафаэль»
На сайте walla опубликована статья Амира Бухбута (военный обозреватель walla с 2006 г.) о разработке новых ракет «воздух-воздух» [израильской] компанией «Рафаэль». Как часто бывает для этого автора, много воды, неточностей и прямых ошибок. То, что из неё можно понять: «Рафаэль» работает над новой ракетой данного класса, а возможно и двумя сразу.
F-16D с ракетами «Питон-5» и «Дерби».
Первая ракета – новая версия «Питон-5», с модернизированной ГСН, гораздо более чувствительной и точной, чем ранее. Возможно даже использование двух датчиков, как это сделано на ракете Stunner (комплекса «Праща Давида»), т.е. активного радиолокационного и тепловизионного. Напомню, что «Питон-5» приняли на вооружение в 2005 г., ракета оснащена тепловизионной ГСН (в отличии от инфракрасной на «Питон-4»). Модернизацию прошли и все другие системы ракеты.
Вторая ракета – 6-е поколение ракет «воздух-воздух» компании «Рафаэль», условно назову его «Питон-6». В прошлом уже сообщалось и публиковались фото разработки на «Рафаэль» ракеты Stunner в варианте «воздух-воздух», не ясно, идёт ли речь об этом или о новой ракете малой дальности. Ракета будет иметь очень высокую помехозащищённость против ложных целей и других методик противодействия, будет иметь повышенные возможности по борьбе с малозаметными («Стелс») самолётами.
На «Рафаэль» подчёркивают ряд преимуществ своей компании в разработке подобных ракет. Тут и полная самостоятельность (нет использования иностранных технологий), и привлечение в команды разработчиков лётчиков резерва с боевым опытом, и постоянное общение со строевыми лётчиками (предприятие находится в 20 минутах езды от ближайшей базы ВВС, речь о Рамат-Давид), и регулярные консультации с пенсионерами компании, когда-то создававшими предыдущие поколения ракет «воздух-воздух».
Приложение: ракеты «воздух-воздух» малой дальности в ВВС Израиля.
Я уже писал о службе в ВВС американских ракет «Сайдвиндер». С начала 60-х гг. Израиль просил США о поставке данных ракет и лишь в 1968 г. первые были получены ВВС. До тех пор ВВС Израиля использовали французские и советские (трофейные) ракеты, но главное - ракеты собственного производства семейства «Шафрир» и «Питон».
В конце 50-х гг. ВВС Израиля изучали принятие на вооружение французской ракеты AA.20 (Nord 5103, в некоторых израильских источниках ошибочно именуется Nord 5301; «Тахмас»). После испытаний в Израиле было решено, что данная ракета ВВС не подходит.
В 1963 г. на вооружение была поставлена другая французская ракета, Matra R.530 («Йаhалом»). Купили их около 100 штук, двумя партиями в 1963 и 1965 гг. Из трёх эскадрилий «Мираж-3» («Шахак») ВВС «Йаhалом» использовался двумя. 29.11.66 «Мираж-3» сбил этой ракетой египетский МиГ-19 – первый успешный ракетный перехват на Ближнем Востоке, для ВВС Израиля и для Matra R.530. Этот перехват стал и единственной победой «Йаhалом» ВВС.
В ходе Шестидневной войны 1967 г. на египетском аэродроме Бир-Гафгафа (Рафидим) были захвачены 30-40 советских ракет Р-13 (AA-2 Atoll) плюс ещё 30-40 разобранных ракет этого типа, а также 9 ПУ. В ноябре 1967 г. 4 ракеты были испытаны с «Мираж-3» эскадрильи «Аталеф». Испытания показали, что по своим ТТХ они превосходят израильские «Шафрир-1». «Атол» были поставлены на вооружение эскадрильи «Аталеф» 08.12.67, было несколько случаев боевого применения по египетским самолётам, тем не менее, ни одного перехвата добиться не удалось.
Разработка «Шафрир-1» началась в 1959 г., ракета была принята на вооружение в 1963 г. ВВС намеревались купить 200 таких ракет, но в конце-концов ограничились 120 (20 поставлены в 1964/65 г., 30 в 1965/66 г., 44 в 1966/67 г. и 26 в 1967/68 г.). Также было куплено 50 ПУ для этих ракет. «Шафрир-1» оказалось неудачной. Многочисленные случаи боевого применения с 1966 г. (до и во время Шестидневной войны) не увенчались успехом. Были и случае небоевых потерей ракет. Так, 14.07.66 при сбросе подвесных топливных баков от сотрясения 2 «Шафрир-1» были сорваны с держателей и потеряны, а 3 – повреждены. В конструкцию ПУ были внесены изменения. И лишь в период Войны на истощение с помощью «Шафрир-1» удалось сбить 3 МиГ-21: 15.07.67 (египетский), 02.02.69 (сирийский), 29.05.69 (сирийский).
В начале 70-х гг. Израиль снял с вооружения «Шафрир-1», «Атол» и «Йаhалом». Так, «Шафрир-1» был официально снят с вооружения 29.12.70, правда после этого оставшиеся 16 ракет ещё некоторое время использовались для учебных пусков.
Опыт, полученный при создании «Шафрир-1», был воплощён в «Шафрир-2». 14.04.69 «Шафрир-2» была объявлена боеготовой и ВВС начали работы по её приёму. Уже 01.07.69 ракета стала официально боеготовой в ВВС, а на следующий день, 02.07.69, ею был сбит первый египетский МиГ-21. Во время воздушного боя 08.07.69 было сбито 7 сирийских МиГ-21, из них 3 – 5-ю ракетами «Шафрир-2».
Производство «Шафрир-2» продолжалось до июня 1978 г. Всего было произведено 925 боевых и 65 учебных ракет. До войны Судного дня 1973 г. ВВС выпустили 35 «Шафрир-2» и сбили 17 самолётов противника (48% успеха). Далее, в ходе войны 1973 г., в воздушных боях было сбито 277 арабских самолётов, из них чуть более половины – ракетами. В т.ч.:
«Шафрир-2» – 176 пусков, сбито 89 самолётов (50.7% успеха);
«Декер» (AIM-9D) и «Гоблен» (AIM-9G) – 132 пуска, сбито 52.5 (39.8% успеха);
«Лабид» (AIM-7E) – 12 пусков, сбито 3 самолёта (25% успеха).
А всего «Шафрир-2» были сбиты 106 самолётов противника.
В дальнейшем основную массу оставшихся в ВВС «Шафрир-2» удалось удачно поставить на экспорт. Так, по данным SIPRI ракеты покупала Аргентина (350 в 1978-1983 гг.), Чили (400 в 1977-1984 гг.; по другим данным 50 в 1978 г. и эта цифра выглядит более достоверной), Колумбия (80 в 1989 г.), Эквадор (75 в 1983-1984 г.), Гондурас (100 в 1976-1978 гг.), Тайвань (41 в 1975 г.), возможно также Сальвадор.
Далее на вооружение принимаются «Питон-3» («Цафрир» или «Хух», 1978 г.), «Питон-4» («Пантер», апрель 1993 г., впервые показана публике в 1995 г.) и «Питон-5» («Херев», 2005 г.). На счету «Питон-3» многочисленные перехваты сирийских самолётов в 1979-1982 гг., начиная с 27.06.79. Во время войны 1982 г. 37 ракетами были сбиты 27 самолётов (73% успеха). Всего на счету «Питон-3» – 35 побед. У «Питон-4» побед небыло, на счету «Питон-5» несколько сбитых БПЛА, первый – во время Второй Ливанской войны 2006 г.
F-16 с ракетами «Питон-5» и «Дерби», а также УАБ SPICE-1000.
Пять поколений ракет «воздух-воздух» компании «Рафаэль».
Ссылки:
Стрелять по самолёту так, чтобы он не почувствовал: ответ «Рафаэль» на современные ракеты Китая, walla, 17.05.19.
«Оружие и оборудование ВВС АОИ» – обсуждение на waronline.
«УР Шафрир-1/2 и Питон-3/4/5» – обсуждение на waronline.
«Авиационное оружие ВВС Израиля», статья в Веб-архиве, 2002-2004 гг.
Названия оружия «воздух-воздух» в ВВС Израиля, обсуждение на Фреш.
Семейство ракет «Шафрир» и «Питон», статья Википедии.
Списки побед ВВС Израиля по эскадрильям, сайт «Маркиа Шхаким».
База данных SIPRI.
На сайте walla опубликована статья Амира Бухбута (военный обозреватель walla с 2006 г.) о разработке новых ракет «воздух-воздух» [израильской] компанией «Рафаэль». Как часто бывает для этого автора, много воды, неточностей и прямых ошибок. То, что из неё можно понять: «Рафаэль» работает над новой ракетой данного класса, а возможно и двумя сразу.
F-16D с ракетами «Питон-5» и «Дерби».
Первая ракета – новая версия «Питон-5», с модернизированной ГСН, гораздо более чувствительной и точной, чем ранее. Возможно даже использование двух датчиков, как это сделано на ракете Stunner (комплекса «Праща Давида»), т.е. активного радиолокационного и тепловизионного. Напомню, что «Питон-5» приняли на вооружение в 2005 г., ракета оснащена тепловизионной ГСН (в отличии от инфракрасной на «Питон-4»). Модернизацию прошли и все другие системы ракеты.
Вторая ракета – 6-е поколение ракет «воздух-воздух» компании «Рафаэль», условно назову его «Питон-6». В прошлом уже сообщалось и публиковались фото разработки на «Рафаэль» ракеты Stunner в варианте «воздух-воздух», не ясно, идёт ли речь об этом или о новой ракете малой дальности. Ракета будет иметь очень высокую помехозащищённость против ложных целей и других методик противодействия, будет иметь повышенные возможности по борьбе с малозаметными («Стелс») самолётами.
На «Рафаэль» подчёркивают ряд преимуществ своей компании в разработке подобных ракет. Тут и полная самостоятельность (нет использования иностранных технологий), и привлечение в команды разработчиков лётчиков резерва с боевым опытом, и постоянное общение со строевыми лётчиками (предприятие находится в 20 минутах езды от ближайшей базы ВВС, речь о Рамат-Давид), и регулярные консультации с пенсионерами компании, когда-то создававшими предыдущие поколения ракет «воздух-воздух».
Приложение: ракеты «воздух-воздух» малой дальности в ВВС Израиля.
Я уже писал о службе в ВВС американских ракет «Сайдвиндер». С начала 60-х гг. Израиль просил США о поставке данных ракет и лишь в 1968 г. первые были получены ВВС. До тех пор ВВС Израиля использовали французские и советские (трофейные) ракеты, но главное - ракеты собственного производства семейства «Шафрир» и «Питон».
В конце 50-х гг. ВВС Израиля изучали принятие на вооружение французской ракеты AA.20 (Nord 5103, в некоторых израильских источниках ошибочно именуется Nord 5301; «Тахмас»). После испытаний в Израиле было решено, что данная ракета ВВС не подходит.
В 1963 г. на вооружение была поставлена другая французская ракета, Matra R.530 («Йаhалом»). Купили их около 100 штук, двумя партиями в 1963 и 1965 гг. Из трёх эскадрилий «Мираж-3» («Шахак») ВВС «Йаhалом» использовался двумя. 29.11.66 «Мираж-3» сбил этой ракетой египетский МиГ-19 – первый успешный ракетный перехват на Ближнем Востоке, для ВВС Израиля и для Matra R.530. Этот перехват стал и единственной победой «Йаhалом» ВВС.
В ходе Шестидневной войны 1967 г. на египетском аэродроме Бир-Гафгафа (Рафидим) были захвачены 30-40 советских ракет Р-13 (AA-2 Atoll) плюс ещё 30-40 разобранных ракет этого типа, а также 9 ПУ. В ноябре 1967 г. 4 ракеты были испытаны с «Мираж-3» эскадрильи «Аталеф». Испытания показали, что по своим ТТХ они превосходят израильские «Шафрир-1». «Атол» были поставлены на вооружение эскадрильи «Аталеф» 08.12.67, было несколько случаев боевого применения по египетским самолётам, тем не менее, ни одного перехвата добиться не удалось.
Разработка «Шафрир-1» началась в 1959 г., ракета была принята на вооружение в 1963 г. ВВС намеревались купить 200 таких ракет, но в конце-концов ограничились 120 (20 поставлены в 1964/65 г., 30 в 1965/66 г., 44 в 1966/67 г. и 26 в 1967/68 г.). Также было куплено 50 ПУ для этих ракет. «Шафрир-1» оказалось неудачной. Многочисленные случаи боевого применения с 1966 г. (до и во время Шестидневной войны) не увенчались успехом. Были и случае небоевых потерей ракет. Так, 14.07.66 при сбросе подвесных топливных баков от сотрясения 2 «Шафрир-1» были сорваны с держателей и потеряны, а 3 – повреждены. В конструкцию ПУ были внесены изменения. И лишь в период Войны на истощение с помощью «Шафрир-1» удалось сбить 3 МиГ-21: 15.07.67 (египетский), 02.02.69 (сирийский), 29.05.69 (сирийский).
В начале 70-х гг. Израиль снял с вооружения «Шафрир-1», «Атол» и «Йаhалом». Так, «Шафрир-1» был официально снят с вооружения 29.12.70, правда после этого оставшиеся 16 ракет ещё некоторое время использовались для учебных пусков.
Опыт, полученный при создании «Шафрир-1», был воплощён в «Шафрир-2». 14.04.69 «Шафрир-2» была объявлена боеготовой и ВВС начали работы по её приёму. Уже 01.07.69 ракета стала официально боеготовой в ВВС, а на следующий день, 02.07.69, ею был сбит первый египетский МиГ-21. Во время воздушного боя 08.07.69 было сбито 7 сирийских МиГ-21, из них 3 – 5-ю ракетами «Шафрир-2».
Производство «Шафрир-2» продолжалось до июня 1978 г. Всего было произведено 925 боевых и 65 учебных ракет. До войны Судного дня 1973 г. ВВС выпустили 35 «Шафрир-2» и сбили 17 самолётов противника (48% успеха). Далее, в ходе войны 1973 г., в воздушных боях было сбито 277 арабских самолётов, из них чуть более половины – ракетами. В т.ч.:
«Шафрир-2» – 176 пусков, сбито 89 самолётов (50.7% успеха);
«Декер» (AIM-9D) и «Гоблен» (AIM-9G) – 132 пуска, сбито 52.5 (39.8% успеха);
«Лабид» (AIM-7E) – 12 пусков, сбито 3 самолёта (25% успеха).
А всего «Шафрир-2» были сбиты 106 самолётов противника.
В дальнейшем основную массу оставшихся в ВВС «Шафрир-2» удалось удачно поставить на экспорт. Так, по данным SIPRI ракеты покупала Аргентина (350 в 1978-1983 гг.), Чили (400 в 1977-1984 гг.; по другим данным 50 в 1978 г. и эта цифра выглядит более достоверной), Колумбия (80 в 1989 г.), Эквадор (75 в 1983-1984 г.), Гондурас (100 в 1976-1978 гг.), Тайвань (41 в 1975 г.), возможно также Сальвадор.
Далее на вооружение принимаются «Питон-3» («Цафрир» или «Хух», 1978 г.), «Питон-4» («Пантер», апрель 1993 г., впервые показана публике в 1995 г.) и «Питон-5» («Херев», 2005 г.). На счету «Питон-3» многочисленные перехваты сирийских самолётов в 1979-1982 гг., начиная с 27.06.79. Во время войны 1982 г. 37 ракетами были сбиты 27 самолётов (73% успеха). Всего на счету «Питон-3» – 35 побед. У «Питон-4» побед небыло, на счету «Питон-5» несколько сбитых БПЛА, первый – во время Второй Ливанской войны 2006 г.
F-16 с ракетами «Питон-5» и «Дерби», а также УАБ SPICE-1000.
Пять поколений ракет «воздух-воздух» компании «Рафаэль».
Ссылки:
Стрелять по самолёту так, чтобы он не почувствовал: ответ «Рафаэль» на современные ракеты Китая, walla, 17.05.19.
«Оружие и оборудование ВВС АОИ» – обсуждение на waronline.
«УР Шафрир-1/2 и Питон-3/4/5» – обсуждение на waronline.
«Авиационное оружие ВВС Израиля», статья в Веб-архиве, 2002-2004 гг.
Названия оружия «воздух-воздух» в ВВС Израиля, обсуждение на Фреш.
Семейство ракет «Шафрир» и «Питон», статья Википедии.
Списки побед ВВС Израиля по эскадрильям, сайт «Маркиа Шхаким».
База данных SIPRI.
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]