История света: маяк Скрыплева
---
Из всех технических сооружений маяки, возможно, самые романтичные: одинокая башня на скале, шум волн, крики чаек и луч света, прорезающий темноту. Одни из самых красивых маяков России и Дальнего Востока расположены в Приморском крае. Каждый неповторим, причём речь не только и не столько о технических, архитектурных или географических особенностях – образы маяков создают люди, которые на них работают. В чём-то они все похожи: современные затворники, променявшие стремительный ритм современной жизни на размеренное, почти медитативное существование в одиночестве. Казалось бы, задача маяков – служить путеводной нитью для морских судов – в век спутниковых технологий стала почти символической. Но смотрителей, или, как они сами себя называют, маячников, это не смущает. Скорее, напротив.
***
Чтобы понять, что за люди десятками лет работают на маяках мы отправились на побережье Приморского края и записали их истории.
Сегодня город-порт Владивосток начинается сразу после безопасных морских «ворот» — правым бортом корабли проходят мимо зеленого луча маяка Басаргина, а левым — мимо острова Скрыплева, который светит красным.
Дальность действия маяка Скрыплёва - 20 миль
Свет - красный
Международный номер маяка - F7470
Год постройки – 1876
Расстояние от Владивостока – 10 км
1.
«Береги правый борт» — гласит старое правило, которое неотступно соблюдают поколения мореходов по всему миру. Сесть на мель или напороться на камни у берегов непредсказуемого и туманного Приморья проще простого, поэтому необходимая как воздух система маяков, предупреждающих о приближении к берегу, зародилась еще в XIX веке.
2.
Маяк Скрыплева появился в 1876 году, немногим после высадки экипажа корабля «Маньчжур» в Амурском заливе. Уникальное явление – маяк-остров, который находится в получасе езды от города на катере, но являет собой как будто отдельное государство, до которого не добрались и вряд ли доберутся пробки, выборы, точечная застройка… Сюда даже вертолеты, примелькавшиеся горожанам в последнее время, не летают.
3.
Во время Великой Отечественной войны здесь находилась противокатерная батарея, где под управлением прапорщика совсем молодые девушки следили за шестью боевыми орудиями. Это факт, развеивающий городскую легенду о приморском «Алькатрасе».
4.
Остров Скрыплёва, который носит имя военного моряка-гидрографа Константина Скрыплёва, находится в 20 минутах пути по воде от Владивостока. Но добраться до него – почти подвиг.
5.
Берега здесь обрывистые, и даже при относительно несильном ветре причалить достаточно сложно. Дно каменистое, с подводными выступами. Да и вид у него как в фильме «Остров Проклятых»: чего стоит заброшенная противокатерная батарея с провалившейся крышей и пустыми окнами-глазницами.
6.
Катер не может причалить из-за высокой волны. Мы прыгаем в воду и тащим на себя трос, чтобы остальная часть команды могла попасть на берег острова. Тем временем с горки кто-то спускается. На протяжении 27 лет этот человек идёт вниз, чтобы встречать гостей. Хозяина маяка зовут Юрий Вакуленко. Морщинистое лицо, философский взгляд и привычка цитировать известных артистов делает его интересной личностью. И правда: когда мы подходим к Вакуленко, он чуть ли не кланяется нам в ноги – так рад видеть людей.
7.
Вообще, он живёт на острове Скрыплёва не один, а с женой и её матерью. При этом руководит самым старым маяком во всем Приморском крае – маяк Скрыплёва был построен ещё в 1876 году. Вместе со стоящим напротив маяком Басаргина он создаёт «ворота» для всех входящих в порт Владивостока кораблей.
8.
9.
Механическое сердце маяка и острова – дизельный двигатель, за которым нужно постоянно следить. Юра (он просит называть его на «ты») берёт меня на прогулку и пытается рассказать свою историю. У него плохо получается: каждые пять минут он прерывается и смотрит вокруг, приговаривая: «Ты посмотри только, как красиво». На закатное солнце, опускающееся за гору. На корабль, проплывающий вдалеке. На блестящий в лучах мост на остров Русский.
10.
11.
Юрий Вакуленко
56 лет, начальник маяка Скрыплёва
Я всегда в море жил. Родился на Камчатке в 1960 году. В 12 лет отчим меня засунул под воду – он у меня водолазом был. В 14 – взял тралмастером к Тихоновичу, капитану Луканова, в честь которого потом судно назвали. Меня, пацана зеленого, в море забрали.
Потом я служил шесть месяцев на острове Русский в радиотехнической школе. Ходил на большом противолодочном корабле «Строгий». Воевал во Вьетнаме. Когда наши летчики там летали, я ходил на большом судне. Мы за Советский Союз ух как пёрли! Одним кораблем седьмой американский флот раком ставили, чтобы нашу подводную лодку пропустить. Ну, и во Вьетнаме подорвался немного, ёлки зеленые. Ноги повредил.
Помню, километров восемь-десять просто пешком прошёл, не чувствовал боли. Добрался до корабля, вытащили мне эти железяки из ног…
12.
13.
14.
Когда я пришёл на маяк в 1989 году, тогда начальником был Вовка Самойлов, мой друг. Он тут очень много сделал, многое преобразил. Раньше Скрыплёв работал на угле, а мы решили перевезти на остров дизельное топливо, его и сейчас из Владивостока доставляют. Короче, мы с Володей друг друга заменяли. А потом, в 2003 году, ему ногу отрезали, и он по состоянию здоровья больше не мог работать. Так я и стал начальником. Живу тут вместе с женой любимой, Любой, и её мамой, Раисой.
15.
Страшно ли было сюда идти? Ой, у меня столько всего в жизни было, не дай бог никому. Перестрелки… У меня работ было фигова туча. И как я отца своего сюда притащил, и бабушку приволок с Вовиком. Было у меня в жизни много сложного. Как там у Высоцкого? «И вели куда надо каналы, и в конце куда надо впадали...»
16.
17.
Конечно, родители должны жить на земле. Мой отчим мне в руки вложил то, что не мог ни один отец вложить. Такой родной, правильный был. Что вложил? Да мозги в голову.
Помню, когда папу хоронили – все писали: «Скорбим». А мой мелкий сын сказал тогда: «Как дед говорил – будь!» И у деда на этой плите могильной написано просто: «Будь». Тогда всё на острове было в белой пене...
18.
Я сделал то, что смог сделать на маяке… Вот это всё: пол, стены – своими руками. Деревяшки клал, чтоб выровнять поверхность горизонтальную. Собак завел. Вон, почему одного пса Парисом называют? Потому что в Париже родился. Он очень хороший, никогда никого не укусил. Его задача – только остановить. Прямо весь в хозяина пошёл.
19.
Могу назвать главное качество человека, чтобы на маяке работал. И тут не три, не десять – а одно. Папа моей жены как-то сидел у нас здесь, в доме, и сказал мне: «Будь человеком». Вот и весь ответ. Будь человеком. Поэтому ты же понимаешь, почему моё сердце стучать не перестанет, когда я на этом острове живу?
20.
Ты посмотри, какая красота. Когда еще такое увидишь? Вот сейчас солнышко за гору зайдёт – и маяк включим...
21.
22.
23.
24.
Знаешь, мы своей жизнью людям что-то несём. Добро. Но не надо хвастаться. Потому что я ведь и стихи иногда пишу. Про что? Про любовь. А одно стихотворение служит мне девизом, я его и детям подарил. Смотри, ты же образно можешь думать?
Есть такая штука, знаешь, камень преткновения. Уперся лбом – и хрен знает, как биться. А я по-другому для себя придумал: у меня не камень преткновения, а стена, о которую лоб разобьёшь.
25.
26.
27.
28.
Почему мне плохо? А ты попробуй недельки две тут пожить, тогда вопросы сами и отпадут эти твои дурацкие. У меня же здесь вообще, понимаешь, ВООБЩЕ никого нет! Никто не помогает и никогда не помогал по жизни. Я же тут один.
29.
* * *
Снова поднимается волна. Ночью с острова нельзя будет отплыть, и нам приходится возвращаться на «материк». Катер не может причалить – мы снова прыгаем в воду и притягиваем его за трос как можно ближе. Наконец, мокрые и холодные, забираемся на нос. Вакуленко ещё долго машет на прощание. Пошатываясь на ветру, курит «Яву» и кидает камешки в морскую пену. Один за одним.
30.
P.S.
31.
32.
33.
Читать и смотреть материал на сайте dv.land
--
О проекте:
Как вы, наверное, догадались, мы пишем о Дальнем Востоке. Если спросить жителя Калуги, Саратова или Москвы, где находится Якутия и чем она отличается от Камчатки, он ответит в лучшем случае что-нибудь про оленей и вулканы.
Большая часть жителей страны представляет себе Дальний Восток (на минуточку, 36% территории России) как землю, населённую китайцами и пограничниками, с дешёвой икрой и суровым климатом, гейзерами и алмазами.
Но мы-то знаем, что это не так. Или не совсем так. Мы видим эту территорию как территорию возможностей. Мы хотим, чтобы таким Дальний Восток знала вся страна, а с ней – и весь мир. Именно для борьбы с невежеством и стереотипами ТАСС запустил новый проект – DV.
Наш сайт состоит из шести разделов: «Новости» (актуальные события региона),«Экономика» (простым языком о сложных вещах), «Люди» (истории героев, делающих Дальний Восток таким, какой он есть), «Туризм» (путеводители и статьи для путешественников и о путешественниках), «История» (от первопроходцев до наших дней) и «Территории» (самый красивый раздел сайта – удивительные фотопроекты, уникальные репортажи из отдаленных уголков Дальнего Востока). Для вашего удобства мы разработали мобильную и планшетную версии сайта. Вся жизнь региона – на экране вашего устройства.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram: брифы новостей и свежие материалы за день о Дальнем Востоке: @dvland или по ссылке https://telegram.me/dvland;
только срочные новости: @dvland_bn или по ссылке https://telegram.me/dvland_bn.
Мы выбираем для вас самые важные новости и готовим лучшие материалы о том, что происходит в регионе и как это отражается на жизни всей страны. Помните, завтра на Дальнем Востоке наступает раньше, чем в остальной России.
Фото: Тимур Ахметов
Текст частично: VL.ru
--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty
Взято: smitsmitty.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]