«Плавание обречённых»
13.05.2019 91 0 0 foto-history

«Плавание обречённых»

---
0
В закладки
«Плавание обречённых» пассажиров, «СентЛуис», Шрёдер, капитан, корабль, этого, пассажиры, лайнер, страны, после, чтобы, принять, человек, только, обратно, «СентЛуиса», Густав, судно, также, судна

Немецкий лайнер MS St. Louis у причала в Антверпене, 17 июня 1939 года. (Three Lions / Hulton Archive/Getty Images)
80 лет назад, 13 мая 1939 года из Гамбурга рейсом на Кубу вышел лайнер «Сент-Луис» (MS St. Louis), который получил известность из-за неудачной попытки его пассажиров – еврейских беженцев из Германии получить убежище на американском континенте.
На пути к свободе
Билет на пятипалубный «Сент-Луис» стоил достаточно дорого. Многие евреи для его приобретения и оплаты кубинской визы распродали всё своё имущество, но даже после этого некоторые не смогли купить билеты для всех членов семьи. Впрочем, перед отъездом они и так потеряли бы всё: беженцам запрещено было брать с собой значительные суммы денег и ценности. Даже выезжавшие по туристическим визам должны были перевести все свои средства на государственный счёт – якобы их можно было получить обратно по возвращении.
В субботу, 13 мая 1939 года лайнер покинул порт приписки Гамбург, на борту которого находилось около девятисот пассажиров, большую часть из которых составляли женщины и дети. 15 мая «Сент-Луис» делает остановку во французском портовом городе Шербур, чтобы принять на борт новых пассажиров. Их общее число достигает 937 человек. Далее – курс на Кубу.

Капитан Густав Шрёдер (Gustav Schröder) – единственный капитан в гамбургской судоходной компании, которой принадлежал «Сент-Луис», не являвшийся членом нацистской партии, сделал всё возможное, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно. Перед посадкой людей на борт, зная, что почти все они еврейские беженцы, он дал распоряжение команде относиться к пассажирам в высшей степени достойно. На кухне судна были свежие продукты. Кошерной пищи не обещали, но можно было без ограничений заказывать блюда из рыбы.

Перед выходом в море капитана заставили повесить в каютах портреты фюрера, а на палубах разместить нацистские флаги со свастикой. Шрёдер выполнил приказ, но распорядился снять всё это сразу, как только корабль покинул порт Гамбурга. Более того – он предоставил главный зал судна евреям для молитв.

На корабле постепенно воцарилась спокойная и даже праздничная атмосфера: по вечерам в танцевальном зале играл оркестр, в кинозале демонстрировались популярные фильмы. Улыбчивые пассажиры фотографировались на память. Только капитана не покидало чувство тревоги. Дело в том, что через несколько дней после отплытия из Гамбурга он получил от директора пароходства радиограмму, в которой говорилось, что согласно новым поправкам к кубинскому иммиграционному законодательству, вероятнее всего, большинству пассажиров не будет разрешено сойти на берег, и что «ситуация неясна по определению».

После получения этого сообщения Шрёдер решил в строгой тайне создать из людей, на которых он мог бы положиться в трудную минуту, так называемый «пассажирский комитет». И тогда впервые на прямой вопрос о том, что он станет делать, если получит приказ возвращаться в Германию, капитан пообещал сделать всё от него зависящее, чтобы пассажиры его корабля не вернулись обратно в рейх. Он сказал: «Я слишком хорошо знаю, что там с вами будет».

27 мая лайнер «Сент-Луис» вошёл в порт Гаваны и бросил якорь на рейде, не получив разрешения подойти к причалу. Тем не менее, за исключением горстки посвящённых, все на борту находились в радостном ожидании. Вот она, Куба, вот она, свобода. Но вскоре выяснилось, что пассажирам не разрешается покинуть корабль. На судно прибыли таможенники и полиция для проверки документов, после чего они удалились, взяв с собой только 31 человека. Это были кубинцы и имевшие кубинские паспорта другие пассажиры. 906 евреев в ожидании своей участи остались на борту.

Стоянка в Гаване

«Сент-Луис» оставался на приколе в гаванской гавани ещё несколько дней в надежде, что беженцев всё же примут. В течение этого времени происходили интенсивные переговоры, в которых участвовали кубинское правительство, представители германского пароходства, капитан и «пассажирский комитет» судна, а также американская еврейская благотворительная организация «Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee). Во главу угла властями Кубы был поставлен финансовый вопрос. Только за разрешение сойти на берег они запросили за каждого еврейского пассажира 500 долларов, что в итоге составило бы сумму около полумиллиона. Заплатить такие деньги были не в состоянии ни «Джойнт», ни судовая компания. Переговоры зашли в тупик.

Отчаяние на корабле

Никто на судне не ожидал такого поворота событий. Длительное ожидание свободы, которая казалась так близка, и неопределённость начали сказываться на психологическом состоянии пассажиров. Из рассказа одного из них: «Все были совершенно подавлены… Мы просто ждали, что произойдёт, надеясь, что обстановка изменится. Конечно, больше всего мы боялись, что нас отправят обратно в Германию. Это была бы верная гибель… Мы увидели огни Америки, вот и всё».

Один из пассажиров пытался покончить с собой, бросившись в море со вскрытыми венами, но был спасён. Дабы предотвратить дальнейшие попытки таких суицидов, было организовано ночное патрулирование, палубы освещались прожекторами, а спасательные шлюпки всё время находились наготове.

2 июня капитан «Сент-Луиса» получил распоряжение президента Кубы с требованием покинуть территориальные воды страны. Подчёркивалось, что в противном случае корабль будет атакован силами кубинского военно-морского флота.

Последняя попытка

Густав Шрёдер, как он пишет в своих воспоминаниях о тех событиях, отчётливо представлял себе, какая судьба ждёт его пассажиров по возвращении в Германию. Он не остался равнодушным к их беде и приближающейся трагедии. Цитата из мемуаров: «Я ответствен за этих людей, во-первых, как человек, а во-вторых, как христианин».

Поэтому до 6 июня «Сент-Луис» кружил вблизи американских берегов Флориды, так как капитан лайнера надеялся, что наличие у многих пассажиров разрешения на последующий въезд в США и соответствующего номера в иммиграционном листе ожидания позволит беженцам сойти на берег в этой стране. Но и правительство Соединённых Штатов однозначно дало понять, что не собирается увеличивать установленную ранее квоту на иммигрантов, которая на 1939 год была уже исчерпана. Иммиграционная служба заявила, что корабль не будет допущен ни в один порт. Катера береговой охраны США следили за тем, чтобы «Сент-Луис» не смог даже войти в американские территориальные воды.

Попытка капитана Шрёдера получить разрешение на высадку в Канаде также не увенчалась успехом. Не удалось достичь соглашения и с властями Доминиканской Республики, которые вопреки своему заявлению на Эвианской конференции, как и правительство Кубы, выставили невыполнимые финансовые условия.

Возвращение в Европу

Руководство гамбургской судоходной компании разрешило капитану направить судно в любой порт, в котором согласятся принять его пассажиров, а «пассажирскому комитету» – бесплатно пользоваться телеграфом. С корабля полетели радиограммы в разные страны американского континента с мольбой о предоставлении убежища: в Аргентину, Венесуэлу, Чили, Колумбию, Парагвай и некоторые другие южноамериканские государства. Но всё было тщетно. Капитану не оставалось иного выбора, кроме как направить отвергнутое странами американского континента судно обратно к берегам Европы.

После этого группа молодых евреев попыталась захватить корабль. Они поднялись на капитанский мостик, но Шрёдер отговорил их от дальнейших действий, пообещав в очередной раз, что сделает всё возможное для спасения пассажиров.

Он задумал авантюрный план: умышленно посадить корабль на мель поблизости от южного побережья Англии, после чего устроить на нём пожар. Тогда близлежащие порты вынуждены бы были принять терпящих бедствие. В подробности этого плана были посвящены всего несколько доверенных человек из судовой команды. Эту отчаянную задумку едва не привели в исполнение.

Тем временем представители «Джойнта» не прекращали вести переговоры с правительственными кругами европейских стран о спасении беженцев. И только в самый последний момент, когда уже почти не оставалось надежды, еврейской организации всё-таки удалось добиться согласия четырёх европейских стран на приём пассажиров «Сент-Луиса». 13 июня на борт пришла телеграмма, в которой говорилось, что 287 евреев согласилась принять Великобритания, 224 – Франция, 214 – Бельгия и 181 – Нидерланды. 17 июня «Сент-Луис» вошёл в бельгийский порт Антверпен. Все пассажиры, согласно оговорённым квотам, были отправлены в страны, согласившиеся предоставить им убежище, а лайнер направился в Гамбург.

Через два с половиной месяца началась Вторая мировая война. В 1940 году германские войска оккупировали страны Западной Европы, и их еврейское население стало жертвой Холокоста. По различным данным, общее число бывших пассажиров «Сент-Луиса», выживших в континентальной Европе в годы войны, составило от 180 до 260 человек.

Эпилог

Рейс лайнера «Сент-Луис» впоследствии в литературе часто именовался «Плаванием обречённых». Его капитан Густав Шрёдер, ставший известным не только в Германии, но и во многих странах мира, после 1940 года больше никогда не выходил в море. В 1949 году были опубликованы его мемуары о том беспримерном рейсе на Кубу. В 1957 году Шрёдер был награждён орденом ФРГ «За заслуги». Он умер в 1959 году в возрасте 73 лет в Гамбурге, где и похоронен.

В марте 1993 года в израильском национальном мемориале Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Густав Шрёдер был посмертно удостоен звания Праведника народов мира за мужество, проявленное при спасении пассажиров «Сент-Луиса». Одна из улиц Гамбурга в 2000 году была названа в его честь.

Ещё интересный факт. За весь послевоенный период ни один из руководителей государств американского континента, которые отказали в 1939 году еврейским беженцам в убежище, не вспоминал об этих событиях. Исключением стал нынешний премьер-министр Канады Джастин Трюдо (Justin Trudeau).

7 ноября 2018 года в своём выступлении в парламенте страны, приуроченном к 80-летию трагических событий «Хрустальной ночи» в Германии он, в частности, сказал: «В 1939 году Канада отвернулась от еврейских беженцев… Десятилетия прошли с тех пор, но это не уменьшило груз нашей вины… Сегодня я приношу официальные извинения перед пассажирами „Сент-Луиса“ и их потомками. Мы также сожалеем, что не принесли извинений раньше».

Андрей Громов
Источник
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Лайнер RMS Olympic в Нью-Йорке, 1922 год
Британский лайнер RMS Olympic в Нью-Йорке, 1922 год:
У берегов Норвегии терпит бедствие круизный лайнер, эвакуируют более 1300 человек
Операция по эвакуации с судна Viking Sky продолжается, пострадавшие доставляются в больницы. Напомним, в субботу у попавшего в шторм у западного побережья Норвегии
У берегов Норвегии терпит бедствие лайнер
Около 1300 человек эвакуируются с круизного лайнера у западного побережья Норвегии, который терпит бедствие. По сообщению местных властей, на корабле "Викинг-Скай"
Британский лайнер RMS Mauretania, 1907 год
Британский трансатлантический лайнер RMS Mauretania, постройки 1907 года:
Британский лайнер прибывает в Нью-Йорк, 1937 год
Британский суперлайнер RMS Queen Mary прибывает в Нью-Йорк, июнь 1937 года. Фото Vanity Fair, кликабельно:
Круизный лайнер — не автобус, долго ждать не будет...
Круизный лайнер, направляющийся в Майами, штат Флорида, США, оставил невезучую пару на пристани в Нассау, Багамы. Ниже вы можете наблюдать момент, когда круизное
В Индонезии авиадиспетчер ценой жизни спас лайнер с сотнями человек на борту во время землетрясения
Сегодня в Индонезии прощались с авиадиспетчером Антониусом Гунаваном Агунгом, который 28 сентября во время одного из самых разрушительных землетрясений на острове
Спуск на воду японского эсминца; 1939 год
Спуск на воду японского эсминца "Исокадзе" в Сасебо, 19 июня 1939 года:
Пассажирский лайнер в ШТОРМ
Представьте себе, что вы в круизе на огромном корабле. Высота помпезного круизного лайнера Anthem of the Seas сравнима с высотой пятнадцатиэтажного дома — знаменитый
Построен самый большой круизный лайнер, стоимостью 1 млрд евро
В минувшую субботу самый большой круизный корабль в мире «Симфония морей» отправился в первый рейс. Судно поплыло из Франции в Испанию, Малагу. Первый сезон пройдет в
Лайнер SS Leviathan в Бостоне, 1923 год
Американский лайнер SS Leviathan (бывший германский Vaterland) в Бостоне, 18 мая 1923 года:
Лайнер входит в Нью-Йорк, 1920-е годы
Американский лайнер SS Leviathan (бывший германский Vaterland) входит в Нью-Йорк, 1920-е годы:
Лайнер RMS Olympic входит в Нью-Йорк, 1921 год
Британский лайнер RMS Olympic ("старший брат" печально известного "Титаника") входит в Нью-Йоркский порт, 1921 год: Тоже "Олимпик", тоже Нью-Йорк, но уже 1934 год:
Лайнер RMS Olympic на старой открытке
Открытка 1920 года с фотографией британского лайнера RMS Olympic (постройки 1911 года): Схема (разрез) лайнера RMS Olympic, кликабельна:
Лайнер RMS Olympic: впервые в Нью-Йорке, 1911 год
Лайнер RMS Olympic впервые входит в Нью-Йоркский порт, 21 июня 1911 года... Здание слева - 31-этажный Greater Whitehall постройки 1908-1910 годов, за ним - 20-этажный
Работник аэропорта в Китае догнал и остановил укатившийся лайнер
Работник китайского аэропорта успел догнать и остановить пассажирский самолет, который укатился со своего места после того, как из-под его шасси ошибочно вынули
Приход Князя Владимира. Видео
Вчера круизное судно "Князь Владимир", IMO: 7032997 , порт приписки - Сочи, прибыло в Севастополь, выполняя технический рейс с целью проверки готовности судна, экипажа и
30 самых "еврейских" городов мира перед 2МВ
Города с самой высокой абсолютной численностью еврейского населения перед войной. Многое, наверняка, упустил. 1. Нью-Йорк - 2.035.000 человек (1937 год, по данным