Самая спорная программа флота США
Еще в прошлом году американские военные признали провал американской программы прибрежных боевых кораблей LCS (Littoral Combat Ship).
Об этом сообщает издание Task & Purpose со ссылкой на данные Морского института ВМС США, где пришли к выводу, что в 2018 году моряки не смогут оперативно развернуть ни один литоральный корабль.
«Военно-морской флот просто признал, что прибрежный боевой корабль представляет собой плавучую кучу мусора», — пишет издание.
Как же так получилось?
Корни программы LCS (Littoral Combat Ship — «прибрежный боевой корабль») уходят в далёкие 90-е годы. К тому времени у флота США в мировом океане не осталось ни одного стоящего противника, и роль морских сил сместилась от завоевания господства на море к поддержке наземных и «полицейских» операций. Но океанский флот был не очень приспособлен к этой задаче. Большие и дорогие корабли и субмарины отлично подходили для действий против своих советских коллег, а вот бороться с прибрежными минами, ПКР из канистры со взрывчаткой и шахидами на катерах у них не особенно получалось. Да и в роли поддержки наземных войск пользы от них было немного.
Один из многочисленных проектов «кораблей-арсеналов»
Стало ясно, что нужен новый корабль. Сначала моряки немного поиграли с идеей корабля-арсенала — беспилотной стелс-баржей со стратегическим запасом крылатых ракет. Решив, что это слишком радикально, они затеяли программу DD-21 — перспективного эсминца 21-го столетия. Он наследовал многое от кораблей-арсеналов и также предназначался в основном для прибрежных операций. Планировалось построить минимум 27 таких вымпелов для постепенной замены эсминцев класса «Арли Бёрк». Но, посчитав стоимость проекта, политики упёрлись рогом и заявили: нет, столько денег нет и не будет. В 2001 году от работ над DD-21 отказались в пользу двух новых программ — ракетного эсминца DD (X) (более известного всем как класс «Зумволт») и литорального корабля LCS.
Эсминец DD-21, переходное звено от «корабля-арсенала» к «Зумволту»
Главным требованием к LCS была дешевизна. За этим следовала целая куча хотелок: чтобы корабль мог бороться с подводными лодками, работал тральщиком, был эффективным в борьбе с малыми надводными целями и умел проводить разведку побережья и высадку десантных групп. Ранее все эти задачи выполняли разные единицы флота: фрегаты, тральщики, патрульные канонерки и быстроходные транспорты. А теперь должен был делать один корабль, при этом дешёвый — и небольшой, чтобы мог ходить близко к берегу. Перед конструкторами встала непростая задача.
Развитие дизайна различных проектов LCS
В 2004 году «Локхид Мартин» и «Дженерал Дайнэмикс» представили свои проекты. Обе фирмы нашли одно решение, способное удовлетворить требования военных, — модульность. То есть в зависимости от предстоящих задач с кораблей должны будут снимать ненужные устройства и ставить требуемые.
Например, если предстоит столкнуться с минами, LCS оснастят набором сонаров, противоминными плавающими и летающими дронами, системой лазерного разминирования. Поддержка наземных войск? За 120 часов тот же самый LCS получит пару ударных вертолётов, кубрики под морпехов и набор десантных средств.
Всего было разработано четыре взаимозаменяемых модуля: противолодочный, противоминный, для поддержки наземных операций и для поддержки специальных операций.
LCS класса «Свобода»
Выбрать между представленными проектами американский флот так и не смог. Более классический вариант от «Локхид Мартин» был дешевле и чуть проще, но тримаран от «Дженерал Дайнэмикс» оказался быстрее и несколько лучше подходил для прибрежных операций. В итоге было принято весьма необычное решение — построить по паре кораблей каждого типа и уже на практике решить, который лучше.
В 2008 году на воду спустили два первых вымпела — LCS-1 «Свобода» от «Локхид Мартин» и LCS-2 «Независимость» от «Дженерал Дайнэмикс».
LCS класса «Независимость»
Корабль без будущего
Ещё в ходе их строительства программу LCS настигли серьёзные проблемы. Она не укладывалась в бюджет — стоимость кораблей росла почти каждый день. Не помогали уменьшение требований и упрощение конструкции будущих модулей. Так боевые единицы потеряли десять узлов скорости и почти все (и так-то небогатые) противовоздушные возможности. Кроме того, прибрежные корабли никак не вписывались в уже существующую концепцию морских сил. Они не были адаптированы под взаимодействие с главными звёздами американского флота — авианосцами — или с их свитой.
Несмотря на активную критику и рост цены, в 2010 году американцы заказали 52 LCS — 26 от «Локхид Мартин» и 26 от «Дженерал Дайнэмикс». Такое решение объяснили желанием ускорить обновление флота и поддержкой промышленности. К тому времени ценник от изначальных 220 миллионов долларов за штуку дошёл уже до 600, и это ещё без учёта цены модулей.
Один из предложенных вариантов усиления LCS — установка на них норвежско-американских противокорабельных ракет «Навал Страйк Миссил»
Пока разворачивалось строительство, споры вокруг LCS всё возрастали. К тому времени флот Китая уже набрал силу и стал если ещё не угрозой, то уже вызовом для американцев. В возможном «большом» конфликте для LCS просто не находилось места. Кроме того, возникли серьёзные проблемы с доведением модулей до ума. Половина продвинутых технологий просто не работала, ещё часть работала не так, как надо. К заменяемости модулей также возникли вопросы. Помимо того, что замена оказалась существенно более трудоёмкой, чем поначалу планировали, были проблемы и с обучением экипажей. Моряки не могли в равной степени хорошо владеть сразу четырьмя различными системами вооружений, что вынуждало или иметь на LCS «избыточный» экипаж, или же при замене модулей менять и часть команды — внося разлад в сложившийся коллектив. В итоге к нашему времени более-менее до ума довели только противолодочный модуль. Остальные боеспособны лишь частично.
«Локхид Мартин» FFG (X) — один из проектов для замены LCS
В 2015 году программу LCS сократили до 40 кораблей и начали работу над перспективным фрегатом FFG (X) — который является развитием идей LCS, но при этом адаптированным и для «большой» войны в океане.
Возникает вопрос — что делать с уже заказанными 40 единицами флота, из которых 15 приняты на вооружение? Просто списать и распилить совершенно новые корабли всё-таки жалко. И в последнее время всё больше и больше в прессе и на конференциях обсуждается идея отказаться от модульности корабля. Единственный доделанный модуль — противолодочный, является же единственным, подходящим для большой океанской войны. Отказ от работы над остальными вариантами позволит сэкономить средства, а флот США получит сразу 40 неплохих противолодочных кораблей.
Появление в океане 40 быстрых и незаметных охотников за субмаринами может стать серьёзной угрозой как для нашего, так и для китайского подплава. Пойдут ли американцы на это или же LCS так и останется крупномасштабным, но неудачным экспериментом, пока не ясно.
https://warhead.su/2019/02/25/litoralnyy-boevoy-korabl-samaya-spornaya-programma-flota-ssha
————————————————
Вот так расшифровывается название кабеля пугв 1х25 диаметр — общая часть (Пу) расшифровывается как «провод установочный» (то есть, нередко используемое выражение «кабель ПуГВ» не совсем корректно), буква «Г» появляется в названии проводов с гибкой токоведущей жилой, буква «В» указывает на наличие изоляции из поливинилхлоридного пластиката, кабель ввг 4 4 вот так — означает «винил-винил-голый», то есть подразумевается наличие двух слоёв поливинилхлорида, а затем отсутствие специального защитного слоя. А бывает еще и кабель ввгнг а ls 4х95 диаметр — «нг» означает, что данный подтип кабеля не поддерживает распространение горения, что очень важно в местах, где вероятность возгорания является достаточно высокой и безопасность стоит на первом месте
Взято: masterok.livejournal.com