Великие заводы России: Ростсельмаш
---
Наш легендарный «Ростсельмаш», уверенно входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники и скоро произведёт свой 3 000 000 комбайн.
Родиной современного зерноуборочного комбайна принято считать США. Именно там в 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Хотя, если честно, эта машина не была построена. Первым же доведённым до ума комбайном можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес.
Как мы не стали родиной комбайна. Известен вот такой факт, что 4 января 1869 года "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню"… Она была способна выполнить работу двух машин жнейки и молотилки. Между прочим, по сравнению с ручным трудом, она в 20 раз была эффективней, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой "Мак-Кормик" в 8 раз. Однако наш министр земледелия (балбес) запретил выпуск российской "жнеи-молотилки". Причину нашёл быстро, чиновники это умеют. Мол, изготовление такой умной машины не посильно нашим заводам. Власенко удалось своими силами собрать лишь две опытные такие машины, которые ещё долго и успешно работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. Но если наши на этом проекте поставили крест, в Америке эта тема активно продвигалась. Так в 1879 году в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской чудо "жнее-молотилке", названной "комбайном". Правда, по мнению современников, он очень уж был похож на машину Власенко, только в отличие от нашей приводился в движение 24 мулами при 7 работниках…
В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, и, знаете, дал относительно хорошие показатели работы. Но, к счастью, применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл, помешала первая мировая война.
В итоге вплоть до Первой мировой войны, да, что скрывать, и после революции, большая часть всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Или просто наши сельчане работали на полях по старинке, ручками. Например, на 1928 год, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, в других регионах картина была ещё хуже, надо было что-то экстренно предпринимать.
И вот настало 21 июля 1929 года. Именно в этот день заработали первые пять цехов легендарного завода Ростсельмаш из 18 запланированных. Так началось производство крестьянских ходов, поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. А уже 30 июня 1930 года был выпущен первый их комбайн «Колхоз». Важно отметить, когда его привезли на испытания, ему в компанию подобрали несколько коллег из Америки, и знаете, он их сделал! Ещё через год появился «Сталинец», потом «Сталинец-1» и т.д.
1 января 1931 года завод официально вступил в строй действующих и даже получил свой первый план на год. 1 апреля 1931 года приемочная комиссия приняла Ростовский-на-Дону завод сельхозмашиностроения в эксплуатацию. Кстати, в этом приемочном акте впервые завод был назван как «Ростсельмаш». После завершения строительства Ростовский завод стал самым большим и современным заводом в мире по выпуску сельхозтехники. Вот как-то так и родился на свет лидер отечественного комбайностроения. Собственно, благодаря ему, наша страна не только перестала ввозить комбайны из–за границы, но и сама начала их успешно экспортировать. Так, 14 июня 1940 года на главном конвейере был собран уже 50-тысячный комбайн «Cталинец-1». А тут война.
Ростельмашовцы активно били врага на фронте, а те, кто оставался (обычно это были жены работников, дети) у станка продолжали ковать свою победу. Даже не испугались, когда немцы были уже на подступах к Ростову. Ростсельмаш давал фронту мины калибра 82 мм и 120 мм, боеголовки к снарядам РС (катюша), фугасные авиабомбы (ФАБы) 50 кг, 100 кг и 250 кг. Только 13 октября 1941 года коллективу Ростсельмаша был дан приказ начать демонтаж оборудования и отправку его в Ташкент, где уже на 33 день после прибытия, завод снова начал выпускать продукцию для фронта. После освобождения Ростова 14 февраля 1943 года, завод оказался весь в руинах. Немцы специально его уничтожали, взрывали и жгли, видимо, уже тогда боялись, что в будущем придётся конкурировать с ним.
И не зря, ведь пока шло восстановление завода, местные специалисты Красниченко А.А., В.В. Прошунин и И.И. Попов взяли и создали конструкцию нового комбайна «Сталинец-6». Причём уже 30 апреля 1947 года эти машины были собраны. Позже разработчики за это получили звание Лауреатов Сталинской премии.
После войны завод окончательно определился со своей специализацией - стал самым главным по зерноуборочным комбайнам. Именно из его цехов стали выходить такие звёзды, как первые самоходные комбайны «СК-3», «СК-4» (Комбайн СК-4 был признан самой награждаемой моделью среди зерноуборочных машин всего мира), семейство серии СК «Нива», потом были «Доны» и сейчас история продолжается.
Сегодня «Ростсельмаш» - это уже не один завод, а целая большая семья, причём с родственниками за рубежом. Так в состав группы компаний RSM на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира. А ещё у них и очень приличная сеть дилерских и сервисных центров. Их продуктовая линейка включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, а это уже не только комбайны, но и различные трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудования и т.д. Вся эта красота выпускается под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE и продаётся в более чем 50 стран мира.
Ростовский Ростсельмаш завод совсем не маленький, много здесь цехов, ни один день нужно потратить, чтоб это всё хозяйство обойти. У них есть и своя литейка, металло и мехобработка, сварочно-окрасочное и сборочное производство. Даже своё КБ по почвообрабатывающей и посевной технике.
Родиной современного зерноуборочного комбайна принято считать США. Именно там в 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Хотя, если честно, эта машина не была построена. Первым же доведённым до ума комбайном можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес.
Как мы не стали родиной комбайна. Известен вот такой факт, что 4 января 1869 года "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню"… Она была способна выполнить работу двух машин жнейки и молотилки. Между прочим, по сравнению с ручным трудом, она в 20 раз была эффективней, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой "Мак-Кормик" в 8 раз. Однако наш министр земледелия (балбес) запретил выпуск российской "жнеи-молотилки". Причину нашёл быстро, чиновники это умеют. Мол, изготовление такой умной машины не посильно нашим заводам. Власенко удалось своими силами собрать лишь две опытные такие машины, которые ещё долго и успешно работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. Но если наши на этом проекте поставили крест, в Америке эта тема активно продвигалась. Так в 1879 году в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской чудо "жнее-молотилке", названной "комбайном". Правда, по мнению современников, он очень уж был похож на машину Власенко, только в отличие от нашей приводился в движение 24 мулами при 7 работниках…
В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, и, знаете, дал относительно хорошие показатели работы. Но, к счастью, применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл, помешала первая мировая война.
В итоге вплоть до Первой мировой войны, да, что скрывать, и после революции, большая часть всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Или просто наши сельчане работали на полях по старинке, ручками. Например, на 1928 год, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, в других регионах картина была ещё хуже, надо было что-то экстренно предпринимать.
И вот настало 21 июля 1929 года. Именно в этот день заработали первые пять цехов легендарного завода Ростсельмаш из 18 запланированных. Так началось производство крестьянских ходов, поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. А уже 30 июня 1930 года был выпущен первый их комбайн «Колхоз». Важно отметить, когда его привезли на испытания, ему в компанию подобрали несколько коллег из Америки, и знаете, он их сделал! Ещё через год появился «Сталинец», потом «Сталинец-1» и т.д.
1 января 1931 года завод официально вступил в строй действующих и даже получил свой первый план на год. 1 апреля 1931 года приемочная комиссия приняла Ростовский-на-Дону завод сельхозмашиностроения в эксплуатацию. Кстати, в этом приемочном акте впервые завод был назван как «Ростсельмаш». После завершения строительства Ростовский завод стал самым большим и современным заводом в мире по выпуску сельхозтехники. Вот как-то так и родился на свет лидер отечественного комбайностроения. Собственно, благодаря ему, наша страна не только перестала ввозить комбайны из–за границы, но и сама начала их успешно экспортировать. Так, 14 июня 1940 года на главном конвейере был собран уже 50-тысячный комбайн «Cталинец-1». А тут война.
Ростельмашовцы активно били врага на фронте, а те, кто оставался (обычно это были жены работников, дети) у станка продолжали ковать свою победу. Даже не испугались, когда немцы были уже на подступах к Ростову. Ростсельмаш давал фронту мины калибра 82 мм и 120 мм, боеголовки к снарядам РС (катюша), фугасные авиабомбы (ФАБы) 50 кг, 100 кг и 250 кг. Только 13 октября 1941 года коллективу Ростсельмаша был дан приказ начать демонтаж оборудования и отправку его в Ташкент, где уже на 33 день после прибытия, завод снова начал выпускать продукцию для фронта. После освобождения Ростова 14 февраля 1943 года, завод оказался весь в руинах. Немцы специально его уничтожали, взрывали и жгли, видимо, уже тогда боялись, что в будущем придётся конкурировать с ним.
И не зря, ведь пока шло восстановление завода, местные специалисты Красниченко А.А., В.В. Прошунин и И.И. Попов взяли и создали конструкцию нового комбайна «Сталинец-6». Причём уже 30 апреля 1947 года эти машины были собраны. Позже разработчики за это получили звание Лауреатов Сталинской премии.
После войны завод окончательно определился со своей специализацией - стал самым главным по зерноуборочным комбайнам. Именно из его цехов стали выходить такие звёзды, как первые самоходные комбайны «СК-3», «СК-4» (Комбайн СК-4 был признан самой награждаемой моделью среди зерноуборочных машин всего мира), семейство серии СК «Нива», потом были «Доны» и сейчас история продолжается.
Сегодня «Ростсельмаш» - это уже не один завод, а целая большая семья, причём с родственниками за рубежом. Так в состав группы компаний RSM на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира. А ещё у них и очень приличная сеть дилерских и сервисных центров. Их продуктовая линейка включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, а это уже не только комбайны, но и различные трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудования и т.д. Вся эта красота выпускается под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE и продаётся в более чем 50 стран мира.
Ростовский Ростсельмаш завод совсем не маленький, много здесь цехов, ни один день нужно потратить, чтоб это всё хозяйство обойти. У них есть и своя литейка, металло и мехобработка, сварочно-окрасочное и сборочное производство. Даже своё КБ по почвообрабатывающей и посевной технике.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]