Чуфут-Кале. Часть IV Кенассы. (Мир глазами сына)
---
Чтобы попасть к кенасам, надо поднятся от пещер немного вверх в правом направлении по древней «Кенасской» улице с желобами, идущей прямо по скальному основанию Чуфут-Кале.
Дорога ограничена с двух сторон средневековыми или более поздними стенами.
Если выйти к южному краю плато, то будет виден высокий забор, который упирается в стену малой кенасы.
Кенаса стоит на скальном комплексе, внутри которого находятся подземные комнаты. В пещерах отломанные и сглаженные эрозией внешние стены и внутренние проходы и сильные вторичные изменения стен и потолков.
Самые большие дыры в стенах заделаны средневековой или более поздней кладкой
До начала XX в. молитвенные дома караимов носили название «синагога». С 1911 года по просьбе проживавших в Российской империи караимов караимский молитвенный дом стал именоваться только кенесе́ (кенаса́).
Кенасы были в каждом крупном городе, где жили караимы. При кенасах всегда находилась религиозная школа; обычно там хранились также печатные книги, молитвенники и рукописи. Из крымских кенас самой древней была каффинская, основанная, по некоторым данным, еще в 1292 году и разрушенная в 1944-м. Из существующих сегодня самым древним является комплекс в Чуфут-Кале, состоящий из молитвенных домов начала XVI и конца XVIII веков.
Участок, занимаемый храмовым комплексом, близок по форме к трапеции. Северная его сторона продолжает створ улицы Кенасской, куда обращены главные входы в храмы. Алтари кенаса ориентированы на юг (как и михрабы мечетей) — в сторону, откуда пришло вероучение.
Генеральный план комплекса кенаса с учетом проектируемого благоустройства территории. 1. Большая кенаса. 2. Малая кенаса. 3. Главный двор. 4. Муслук (емкость для омовений). 5, 6. Женские дворики. 7. Входная калитка в главный двор. 8. Ворота. 9. Калитки. 10. Ул. Кенасская
Обе кенасы находятся во внутреннем обособленном дворике, окаймляемом вглухую каменными стенами. С улицы в них можно попасть сквозь два входных проема, выполненных вполне искусно. Порог, состоящий из белого мрамора, как гласит молва, принадлежал более древнему сооружению.
Переступая порог ограды кенасс, посетитель попадал во внутренний дворик, называемый на иврите азара́ (внутренний двор в Храме). Этот дворик также играет свою роль, так как обустройство кенас в общих элементах своих восходит к ветхозаветному Иерусалимскому храму, описанному в Библии. Двор перед молельным домом, является как бы её частью. Здесь собирались старейшины караимского общества для разбирательства споров религиозного содержания.
Аэрофото караимских кенасс
В старину в прихрамовых двориках находились шатры, напоминавшие кочевые юрты. В дни праздника Урожая — Орах-Тою, шатер покрывали коврами, украшали фруктами и овощами, в конце праздника их раздавали бедным и детям. (Беседка из металлических конструкций в виде шатра-юрты сохранилась в комплексе кенаса в Евпатории, она и поныне, будоражит память о кочевой жизни прапредков караев, перейдя в гены каждого ныне сущего потомка хазар).
Беседка из металлических конструкций в виде шатра-юрты в комплексе кенаса в Евпатории. Посещение Крыма Николая II
Комплекс караимских храмов-кенаса. Вид с птичьего полета
Наиболее удобно размещена на участке большая кенаса. Воспринимаемый из долины в остром ракурсе облик храма с высоко поднятыми почти под карниз маленькими окнами южного и западного бокового фасадов — по три окошка на каждом — напоминал внешнему наблюдателю боевую башню, что зрительно усиливало величественный и грозный вид крепости с юга
Большая кенаса справа
Зато для внутреннего пользования — с северной стороны, проявились во всей архитектурной прелести мягкость, уют и лиризм. Посетителя приглашала, привораживала полная скромного очарования каменная аркада главного входа той удивительно человечной архитектуры, которую открыли и дали миру древние греки. Неизвестный зодчий рассчитал масштаб аркады караимской кенаса на своих сограждан, обитателей Кырк Йера, людей среднего роста, характерного для населения того времени.
Большая Соборная кенасса возведена в XIV в.(правда, данная датировка вызывает сомнения, так как в дошедшем до нас виде здание имеет черты зодчества, характерные для XVII в), выстроена более тщательно и монументально. Прекрасный храм построен с учётом христианских (византийских) традиций: арки, базиликальный (зальный) тип молитвенного помещения с двускатной крышей, круглые невысокие колонны с упрощенными, без византийской пышности, капителями, так как простота и скромность диктовались вероучением караимов.
Вход в нее акцентирован каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду перед дверным проемом. Снаружи обнесена «по крыльям» галереей, насчитывающей десять колонн, выполняющими опорную функцию – поддержка полукруглых арок. Когда-нибудь исследователи выяснят, откуда вырублены и извлечены одиннадцать круглых цилиндров из известняка для стволов (фустов) колонн под арки (6 на главном, северном, 4 — на боковом и 1 — на южном).
Пролет каждой арки несколько меньше расстояний между колоннами. Капители, базы и постаменты под ними тоже выполнены из цельных известняковых блоков, как и панели барьера — точно подогнанные плиты с окаймляющим внешнюю плоскость бордюром с тремя розетками в поле обрамления, характерными для тюркской символики.
Архитектурный акцент Большой кенаса рассчитан на восприятие с северо-западного угла при подходе к храму от Южных ворот. Нарядная аркада, полностью затеняя северный и часть западного фасадов, разворачивается перед посетителем во всей своей красе, притягивая внимание к главному и боковому входам.
Перед главным входом у восточной крайней арки находится каменный резервуар для воды муслук, к которому «припаяно» небольшое сливное отверстие для обязательного ритуального омовения - единственный сохранившийся средневековый памятник подобного рода. Здесь снимали обувь, омывали конечности и, зайдя под портик, оставляя обувь в специальных нишах под скамьями, заходили в храм.
Размещение емкости для воды в настоящее время кажется неудачным, так как закрывает одну из арок, наводя на мысль о случайном временном хранении наспех сваленной неоконченной малой архитектурной формы до поры, когда ей будет найдено более подходящее, постоянное место.
Возле стен веранды установлены скамьи с нишами внизу. Здесь собирались верующие в ожидании службы. В торце веранды хранится памятная плита, свидетельствующая о посещении Чуфут-Кале императором Александром III в 1886 году. В то время здесь проживали уже только караимы, пользовавшиеся благосклонным отношением российской администрации и имевшие определенные привилегии по сравнению с евреями. Все российские самодержцы, за исключением Павла I, посещали Чуфут-Кале во время визитов в Крым.
“Я имел случай убедиться и даже удивиться, какое просто мистическое значение придают караимы посещению государем их городка. На каждом шагу готовьтесь встретить воспоминание об этом событии. Вам с благоговением показывают место, где сидел государь, двери, в которые он входил. Показывая синагогу, караим мой постоянно извинялся, что нет здесь теперь того, другого, потому что бережется для царского приезда; подумаешь, что государь бывает у них ежемесячно. "Как только бывает в Крыму, никогда не проедет своего Чуфута; царь любит Чуфут!" — с гордостью и убеждением объяснял мне караим. “ Евгений Марков “Очерки Крыма”.
Малая кенаса (Кодэш-Рэва, что значит «Дом собрания») была сооружена значительно позже — в XVIII столетии. Её построили ушедшие с Мангупа изгнанники караимы, поселившимися в Чуфут-Кале в 90-е годы XVIII века. Переселенцы принесли с собой даже строительный материал и оборудование. Точные причины переселения неизвестны, однако было высказано предположение, что произошло оно по распоряжению русских властей.
Малая кенаса скромнее и проще более древней. Соответственно, она и предназначалась для проведение повседневных служб. Там же проводились разные «рядовые» собрания, решались текущие вопросы, выносились обыкновенные судебные дела, которыми ведали духовные лица, для рассмотрения.
Ансамбль кенас. Вид с севера
Малую кенаса построена в четырех метрах от большой к западу. Хотя четырехметровый разрыв между двумя храмами с деревянными крышами слишком мал, но обстоятельства, не позволяли им отодвинуть здание дальше к западу или разместить его с восточной стороны. В первом случае мешала глубокая расселина, а во втором — крутой рельеф и, вероятно, плотная тогдашняя застройка.
При осмотре храмового ансамбля современному посетителю бросаются в глаза сходство обеих сооружений и... различия. Чувствуется стремление автора Малой кенаса к архитектурной увязке с древним соседом, к преемственности в сохранении древних строительных традиций. Как и в Большой кенаса, в Малой применен аналогичный ритм оконно-дверных проемов — по три на каждом фасаде, почти одинакова высота и ширина. Малая кенаса на 30 см. шире Большой, но более длинной — (15 м.) и главной по своему назначению. Аналогично решение интерьера с открытыми конструкциями стропильной системы.
Фасады 1 - Большой кенасы и 2 - Малой кенасы
Планы Большой и Малой кенаса. 1 - Большая кенаса 2 Малая кенаса
Разница в следующем. Малая кенаса на 3 метра короче Большой, портик главного входа выполнен из дерева и в упрощенных формах — в стоечно-балочной системе; хоры для женщин — одноэтажные,
наружная лестница на хоры — деревянная,
Боковой фасад Малой кенасы
а в Большой — каменная. Качественно отличается и характер кладки стен: лицевая поверхность камня — шлифованная, швы тщательно подогнаны, отсутствуют деревянные прокладочные брусья, в отличие от стен Большой кенаса.
Боковой фасад Большой кенасы
Большая кенасса посещалась открытыми ногами – без обуви, которую оставляли на террасе при входе (подобное есть и у мусульман). С потолка свисали старинные люстры, в виде деревянных треугольников с золоченными лампадами по углам. Слова священника были слышны хорошо: в зале прекрасная акустика, так как в кладку стен заложены керамические кувшины — голосники. Они усиливали голос газзана, подобно пещерам. Кроме того, сухое дерево — поющее дерево. Когда в кенаса пели псалмы Давида, храм превращался в большой музыкальный инструмент. Пело и дерево, резонируя голос священника.
Большая кенаса.Западный фасад и продольный разрез.
Малая кенаса. Восточный фасад.
Внутри кенаса устлана коврами. Льющиеся из окон солнечные лучи высвечивали и золотили открытые, чисто отесанные деревянные конструкции крыши — потолочные массивные дубовые балки, стропила, связи, ходовые доски, бруски, обрешетку. Возможно такая конструкция отвечала трем причинам : позволяла женской половине паствы с высоты хоров видеть и слышать священнодействия в зале. Вторая, как сказано выше — акустическая: хорошо высохшее в режимных условиях дерево обладает отличными свойствами и третья — художественная: строители кенаса дорожили красотой в простоте.
Большая кенаса. Интерьер. Вид южной стороны.
Дуб для караимов имеет сакральное значение. Сохранился даже некоторый культ почитания этих гигантов, восходящий своими корнями в седую древность языческих времен. Ввиду такого почитания, этот народ старался устраивать кладбища в дубовых рощах. Если таковых не находилось, то эти славные деревья искусственно высаживали. Так, и возле Чуфут-Кале появилось захоронение, усеянное ранее дубами (со временем, растительность немного перемежевалась). Это так называемая «Иосафатова долина».
«Иосафатова долина». Караимское кладбище в Чуфут Кале. https://vittasim.livejournal.com/253806.html; https://vittasim.livejournal.com/254133.html
Взору вошедших прихожан откроется простой, цельный и своеобразный интерьер кенаса. Внутреннее пространство зрительно разделено на три части. У входа почетное место моша́в зеккени́м (дословно «седалище / жилище для старцев») — скамьи для самых почтенных и пожилых членов общины. Там разрешалось сидеть и тем прихожанам, которые носили временный траур (жена по покойному мужу, например). Эти скамьи состояли из дерева и обивались кожей.
Большая кенаса. Интерьер. Вид северной стороны с моша́в зеккени́м и балконом.
Внутренне убранство малой кенасы похоже на внутреннее убранство большой, хотя имеет более простую отделку.
Малая кенаса. Интерьер. Вид северной стороны
Сверху нависал балкон зра́т наши́м («женская галерея»), некогда закрытый густой деревянной решеткой на всю высоту помещения. Туда ведет снаружи отдельный вход, из обособленного женского дворика. Сверху женщинам сквозь решетку все видно и слышно, а сами они невидимы из зала. Обычай не позволял им приближаться к решетке.
Малая кенаса. Справа виден зра́т наши́м («женская галерея»)
Антропологические типы караимов Эстер Коген (Из фотоархива Крымской республиканской федерации караимов.) Эстер Коген - жена Соломо́на Аро́новича Ко́ге́н (1830, Евпатория — 16 ноября 1900, Киев) — киевского купца, караимского мецената, табачного фабриканта, главы общины киевских караимов.
В средней, устланной коврами, наиболее вместительной части храма «шулхане»(дословно «стол»), молились, стоя и на коленях, мужчины. Молитва проводилась дважды на день (утренняя и вечерняя).
Большая кенасса с юга оборудована алтарем - эйха́лом / геха́лом («храм, чертог, святилище») — Это - священная часть, в которой сверкал серебряной обивкой встроенный в южную стену аро́н а-ко́деш («священный ковчег»), где хранилась тора — Пятикнижие Ветхого Завета в виде пергаментных свитков.
Часть арон а-кодеш -(Ковчег Святыни) — специальное хранилище для свитков Торы) из Большой кенассы в Чуфут-Кале
Свиток Торы из чуфуткалинской кенассы
Свиток Торы перед арон а-кодеш в Большой кенассе в Чуфут-Кале в начале XX века
Перед арон а-кодеш находилось небольшое возвышение-бима́, с которого облаченный в ризу священник — газзан читал места из тора и проповеди на тюркском языке караев. Сам арон а-кодеш был завешен золотистым шелком и парчою с вышитыми изречениями из Священного Писания завесью-парохетом. По бокам находились шкафчики с молитвенниками. В Большой синагоге хранились древнейшие иудейские свитки и книги. Недаром живший в Чуфут-Кале в 1660-х гг. караимский учёный и поэт с Волыни Иосиф бен Иешуа ха-Машбир так писал об этом месте: «…Главный среди караимских общин, город великий мудрецами и книжниками, наполненный книгами и совершенными праведниками». В гехале также устроен по иудейскому типу семисвечник и жертвенник.
Интерьер Большой кенассы в Чуфут-Кале (фото конца XIX—XX в.)
“Чистота и здесь замечательная. В первом отделении, где скидают туфли, стоят скамьи, а далее сидений нет; лампады весьма странного формата и в огромном множестве висят на деревянных треугольниках, как в мечетях. Вместо алтаря стоит род налоя, и на нем богато отделанное Пятикнижие чрезвычайной старины. Вообще очень просто, тесно и бедно…” Е. Марков “Очерки Крыма”
Об убранстве кенас можно судить со слов путешественника конца XVIII — начала XIX в. П. Сумарокова: «Синагога в Дчуфут-Кале хорошо сооружена. Украшение ее состоит в нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в бархатном ковчеге с богатыми приборами».
Чуфут-Кале. Караимская кенасса. 1888
По свидетельствам некоторых источников XIX века, в алтарной части большой кенасы Чуфут-Кале между светильниками были подвешены на шелковых шнурах два страусиных яйца, раскрашенные в синий цвет с золочеными звездами и полумесяцем. . Газзан Соломон Бейм сообщил в 1847 году удивленному А. Кошлякову и его спутникам: “Увидев страусовые яйца на почетных местах, мы желали знать их значение, и раввин [т. е. газзан С. Бейм] объяснял нам, что, по преданиям караитов, самка страуса, предчувствуя рождение своего птенца, в продолжении с лишним 20 часов стоит неподвижно, вперив взор на яйцо ... так и мы в храме Божием должны внимательно мыслить о том мгновении, когда душа наша оставит свою скорлупу и возродится к новой жизни”. Осмотр же одного из таких яиц, находившихся в караимской кенасе в Чуфут-Кале и переданных в 20-е годы в Центральный музей Тавриды, показал, что это было не настоящее страусиное яйцо, а его модель, раскрашенная и сделанная из дерева.
Вот как описывает караимское богослужение, происходившее в чуфуткальской кенасе в праздник Шавуот (Пятидесятница)***, Роберт Лайалл: “Облаченный в белое раввин был обращен лицом в сторону алтаря; иногда он был безмолвен, а иногда говорил, сопровождая свою речь выразительной жестикуляцией. Община была многочисленна. Все, кто могли читать, держали в руках молитвенники на древнееврейском... В качестве отличительных знаков у них были наброшенные на плечи белые матерчатые платки [т. е. талит гадоль], а также небольшие шелковые мешочки, свисающие с левой руки. У тех, кто не умел читать, не было ни книг, ни украшений... Купец, принимавший нас в своем доме... делал нам знаки, что мы можем продолжать сидеть даже тогда, когда вся община поднималась или опускалась на колени”.
Вид на долину от кенас с южной стороны.
И в заключение опять Е. Марков “Очерки Крыма”: “Меня очень удивило, что среди мусорных куч этого замогильного городка существует еще школа (так называемый медраш) и синагога. Караимы не покидают вовсе своей старинной столицы. Они утешают себя твердою верою, что царь приказал восстановить Чуфут, что из Польши переселят сюда на жительство тамошних караимов. Они еще ходят молиться сюда, они везут хоронить своих покойников и дорожат своими развалинами. Караимское общество Бахчисарая помогает тем немногим семействам, которые живут в Чуфуте для надзора и охраны.”
В настоящее время караимские кенассы восстановлены в практически своем первозданном виде, являясь важными духовными и историческими памятниками народов Крымского предгорья. Их двери вновь открыты для посетителей в определенные времена года. Большая кенасса Чуфут-Кале несколько раз в году принимает гостей.
http://www.krimoved-library.ru/books/tayni-gornogo-krima34.html
http://www.krimoved-library.ru/books/vozdushniy-gorod-dzhuft-kale-ocherki-arhitekturi4.html#
http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney19.html
http://www.dopotopa.com/skalniy_gorod_chufut_kale_krym.html
lhttps://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-arhitekturnye-obekty-i-osobennosti-zastroyki-gorodov-krymskogo-poluostrova-v-kontekste-istorii-karaimov
Чуфут-Кале. Часть I. История. (Мир глазами сына) https://vittasim.livejournal.com/261754.html
Чуфут-Кале. Часть II Привходовые пещеры и пещеры под Южной стеной. (Мир глазами сына) https://vittasim.livejournal.com/262109.html
Чуфут-Кале. Часть III Ворота Кучук-Капу (Малые ворота). (Мир глазами сына) https://vittasim.livejournal.com/262150.html
Дорога ограничена с двух сторон средневековыми или более поздними стенами.
Если выйти к южному краю плато, то будет виден высокий забор, который упирается в стену малой кенасы.
Кенаса стоит на скальном комплексе, внутри которого находятся подземные комнаты. В пещерах отломанные и сглаженные эрозией внешние стены и внутренние проходы и сильные вторичные изменения стен и потолков.
Самые большие дыры в стенах заделаны средневековой или более поздней кладкой
До начала XX в. молитвенные дома караимов носили название «синагога». С 1911 года по просьбе проживавших в Российской империи караимов караимский молитвенный дом стал именоваться только кенесе́ (кенаса́).
Кенасы были в каждом крупном городе, где жили караимы. При кенасах всегда находилась религиозная школа; обычно там хранились также печатные книги, молитвенники и рукописи. Из крымских кенас самой древней была каффинская, основанная, по некоторым данным, еще в 1292 году и разрушенная в 1944-м. Из существующих сегодня самым древним является комплекс в Чуфут-Кале, состоящий из молитвенных домов начала XVI и конца XVIII веков.
Участок, занимаемый храмовым комплексом, близок по форме к трапеции. Северная его сторона продолжает створ улицы Кенасской, куда обращены главные входы в храмы. Алтари кенаса ориентированы на юг (как и михрабы мечетей) — в сторону, откуда пришло вероучение.
Генеральный план комплекса кенаса с учетом проектируемого благоустройства территории. 1. Большая кенаса. 2. Малая кенаса. 3. Главный двор. 4. Муслук (емкость для омовений). 5, 6. Женские дворики. 7. Входная калитка в главный двор. 8. Ворота. 9. Калитки. 10. Ул. Кенасская
Обе кенасы находятся во внутреннем обособленном дворике, окаймляемом вглухую каменными стенами. С улицы в них можно попасть сквозь два входных проема, выполненных вполне искусно. Порог, состоящий из белого мрамора, как гласит молва, принадлежал более древнему сооружению.
Переступая порог ограды кенасс, посетитель попадал во внутренний дворик, называемый на иврите азара́ (внутренний двор в Храме). Этот дворик также играет свою роль, так как обустройство кенас в общих элементах своих восходит к ветхозаветному Иерусалимскому храму, описанному в Библии. Двор перед молельным домом, является как бы её частью. Здесь собирались старейшины караимского общества для разбирательства споров религиозного содержания.
Аэрофото караимских кенасс
В старину в прихрамовых двориках находились шатры, напоминавшие кочевые юрты. В дни праздника Урожая — Орах-Тою, шатер покрывали коврами, украшали фруктами и овощами, в конце праздника их раздавали бедным и детям. (Беседка из металлических конструкций в виде шатра-юрты сохранилась в комплексе кенаса в Евпатории, она и поныне, будоражит память о кочевой жизни прапредков караев, перейдя в гены каждого ныне сущего потомка хазар).
Беседка из металлических конструкций в виде шатра-юрты в комплексе кенаса в Евпатории. Посещение Крыма Николая II
Комплекс караимских храмов-кенаса. Вид с птичьего полета
Наиболее удобно размещена на участке большая кенаса. Воспринимаемый из долины в остром ракурсе облик храма с высоко поднятыми почти под карниз маленькими окнами южного и западного бокового фасадов — по три окошка на каждом — напоминал внешнему наблюдателю боевую башню, что зрительно усиливало величественный и грозный вид крепости с юга
Большая кенаса справа
Зато для внутреннего пользования — с северной стороны, проявились во всей архитектурной прелести мягкость, уют и лиризм. Посетителя приглашала, привораживала полная скромного очарования каменная аркада главного входа той удивительно человечной архитектуры, которую открыли и дали миру древние греки. Неизвестный зодчий рассчитал масштаб аркады караимской кенаса на своих сограждан, обитателей Кырк Йера, людей среднего роста, характерного для населения того времени.
Большая Соборная кенасса возведена в XIV в.(правда, данная датировка вызывает сомнения, так как в дошедшем до нас виде здание имеет черты зодчества, характерные для XVII в), выстроена более тщательно и монументально. Прекрасный храм построен с учётом христианских (византийских) традиций: арки, базиликальный (зальный) тип молитвенного помещения с двускатной крышей, круглые невысокие колонны с упрощенными, без византийской пышности, капителями, так как простота и скромность диктовались вероучением караимов.
Вход в нее акцентирован каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду перед дверным проемом. Снаружи обнесена «по крыльям» галереей, насчитывающей десять колонн, выполняющими опорную функцию – поддержка полукруглых арок. Когда-нибудь исследователи выяснят, откуда вырублены и извлечены одиннадцать круглых цилиндров из известняка для стволов (фустов) колонн под арки (6 на главном, северном, 4 — на боковом и 1 — на южном).
Пролет каждой арки несколько меньше расстояний между колоннами. Капители, базы и постаменты под ними тоже выполнены из цельных известняковых блоков, как и панели барьера — точно подогнанные плиты с окаймляющим внешнюю плоскость бордюром с тремя розетками в поле обрамления, характерными для тюркской символики.
Архитектурный акцент Большой кенаса рассчитан на восприятие с северо-западного угла при подходе к храму от Южных ворот. Нарядная аркада, полностью затеняя северный и часть западного фасадов, разворачивается перед посетителем во всей своей красе, притягивая внимание к главному и боковому входам.
Перед главным входом у восточной крайней арки находится каменный резервуар для воды муслук, к которому «припаяно» небольшое сливное отверстие для обязательного ритуального омовения - единственный сохранившийся средневековый памятник подобного рода. Здесь снимали обувь, омывали конечности и, зайдя под портик, оставляя обувь в специальных нишах под скамьями, заходили в храм.
Размещение емкости для воды в настоящее время кажется неудачным, так как закрывает одну из арок, наводя на мысль о случайном временном хранении наспех сваленной неоконченной малой архитектурной формы до поры, когда ей будет найдено более подходящее, постоянное место.
Возле стен веранды установлены скамьи с нишами внизу. Здесь собирались верующие в ожидании службы. В торце веранды хранится памятная плита, свидетельствующая о посещении Чуфут-Кале императором Александром III в 1886 году. В то время здесь проживали уже только караимы, пользовавшиеся благосклонным отношением российской администрации и имевшие определенные привилегии по сравнению с евреями. Все российские самодержцы, за исключением Павла I, посещали Чуфут-Кале во время визитов в Крым.
“Я имел случай убедиться и даже удивиться, какое просто мистическое значение придают караимы посещению государем их городка. На каждом шагу готовьтесь встретить воспоминание об этом событии. Вам с благоговением показывают место, где сидел государь, двери, в которые он входил. Показывая синагогу, караим мой постоянно извинялся, что нет здесь теперь того, другого, потому что бережется для царского приезда; подумаешь, что государь бывает у них ежемесячно. "Как только бывает в Крыму, никогда не проедет своего Чуфута; царь любит Чуфут!" — с гордостью и убеждением объяснял мне караим. “ Евгений Марков “Очерки Крыма”.
Малая кенаса (Кодэш-Рэва, что значит «Дом собрания») была сооружена значительно позже — в XVIII столетии. Её построили ушедшие с Мангупа изгнанники караимы, поселившимися в Чуфут-Кале в 90-е годы XVIII века. Переселенцы принесли с собой даже строительный материал и оборудование. Точные причины переселения неизвестны, однако было высказано предположение, что произошло оно по распоряжению русских властей.
Малая кенаса скромнее и проще более древней. Соответственно, она и предназначалась для проведение повседневных служб. Там же проводились разные «рядовые» собрания, решались текущие вопросы, выносились обыкновенные судебные дела, которыми ведали духовные лица, для рассмотрения.
Ансамбль кенас. Вид с севера
Малую кенаса построена в четырех метрах от большой к западу. Хотя четырехметровый разрыв между двумя храмами с деревянными крышами слишком мал, но обстоятельства, не позволяли им отодвинуть здание дальше к западу или разместить его с восточной стороны. В первом случае мешала глубокая расселина, а во втором — крутой рельеф и, вероятно, плотная тогдашняя застройка.
При осмотре храмового ансамбля современному посетителю бросаются в глаза сходство обеих сооружений и... различия. Чувствуется стремление автора Малой кенаса к архитектурной увязке с древним соседом, к преемственности в сохранении древних строительных традиций. Как и в Большой кенаса, в Малой применен аналогичный ритм оконно-дверных проемов — по три на каждом фасаде, почти одинакова высота и ширина. Малая кенаса на 30 см. шире Большой, но более длинной — (15 м.) и главной по своему назначению. Аналогично решение интерьера с открытыми конструкциями стропильной системы.
Фасады 1 - Большой кенасы и 2 - Малой кенасы
Планы Большой и Малой кенаса. 1 - Большая кенаса 2 Малая кенаса
Разница в следующем. Малая кенаса на 3 метра короче Большой, портик главного входа выполнен из дерева и в упрощенных формах — в стоечно-балочной системе; хоры для женщин — одноэтажные,
наружная лестница на хоры — деревянная,
Боковой фасад Малой кенасы
а в Большой — каменная. Качественно отличается и характер кладки стен: лицевая поверхность камня — шлифованная, швы тщательно подогнаны, отсутствуют деревянные прокладочные брусья, в отличие от стен Большой кенаса.
Боковой фасад Большой кенасы
Большая кенасса посещалась открытыми ногами – без обуви, которую оставляли на террасе при входе (подобное есть и у мусульман). С потолка свисали старинные люстры, в виде деревянных треугольников с золоченными лампадами по углам. Слова священника были слышны хорошо: в зале прекрасная акустика, так как в кладку стен заложены керамические кувшины — голосники. Они усиливали голос газзана, подобно пещерам. Кроме того, сухое дерево — поющее дерево. Когда в кенаса пели псалмы Давида, храм превращался в большой музыкальный инструмент. Пело и дерево, резонируя голос священника.
Большая кенаса.Западный фасад и продольный разрез.
Малая кенаса. Восточный фасад.
Внутри кенаса устлана коврами. Льющиеся из окон солнечные лучи высвечивали и золотили открытые, чисто отесанные деревянные конструкции крыши — потолочные массивные дубовые балки, стропила, связи, ходовые доски, бруски, обрешетку. Возможно такая конструкция отвечала трем причинам : позволяла женской половине паствы с высоты хоров видеть и слышать священнодействия в зале. Вторая, как сказано выше — акустическая: хорошо высохшее в режимных условиях дерево обладает отличными свойствами и третья — художественная: строители кенаса дорожили красотой в простоте.
Большая кенаса. Интерьер. Вид южной стороны.
Дуб для караимов имеет сакральное значение. Сохранился даже некоторый культ почитания этих гигантов, восходящий своими корнями в седую древность языческих времен. Ввиду такого почитания, этот народ старался устраивать кладбища в дубовых рощах. Если таковых не находилось, то эти славные деревья искусственно высаживали. Так, и возле Чуфут-Кале появилось захоронение, усеянное ранее дубами (со временем, растительность немного перемежевалась). Это так называемая «Иосафатова долина».
«Иосафатова долина». Караимское кладбище в Чуфут Кале. https://vittasim.livejournal.com/253806.html; https://vittasim.livejournal.com/254133.html
Взору вошедших прихожан откроется простой, цельный и своеобразный интерьер кенаса. Внутреннее пространство зрительно разделено на три части. У входа почетное место моша́в зеккени́м (дословно «седалище / жилище для старцев») — скамьи для самых почтенных и пожилых членов общины. Там разрешалось сидеть и тем прихожанам, которые носили временный траур (жена по покойному мужу, например). Эти скамьи состояли из дерева и обивались кожей.
Большая кенаса. Интерьер. Вид северной стороны с моша́в зеккени́м и балконом.
Внутренне убранство малой кенасы похоже на внутреннее убранство большой, хотя имеет более простую отделку.
Малая кенаса. Интерьер. Вид северной стороны
Сверху нависал балкон зра́т наши́м («женская галерея»), некогда закрытый густой деревянной решеткой на всю высоту помещения. Туда ведет снаружи отдельный вход, из обособленного женского дворика. Сверху женщинам сквозь решетку все видно и слышно, а сами они невидимы из зала. Обычай не позволял им приближаться к решетке.
Малая кенаса. Справа виден зра́т наши́м («женская галерея»)
Антропологические типы караимов Эстер Коген (Из фотоархива Крымской республиканской федерации караимов.) Эстер Коген - жена Соломо́на Аро́новича Ко́ге́н (1830, Евпатория — 16 ноября 1900, Киев) — киевского купца, караимского мецената, табачного фабриканта, главы общины киевских караимов.
В средней, устланной коврами, наиболее вместительной части храма «шулхане»(дословно «стол»), молились, стоя и на коленях, мужчины. Молитва проводилась дважды на день (утренняя и вечерняя).
Большая кенасса с юга оборудована алтарем - эйха́лом / геха́лом («храм, чертог, святилище») — Это - священная часть, в которой сверкал серебряной обивкой встроенный в южную стену аро́н а-ко́деш («священный ковчег»), где хранилась тора — Пятикнижие Ветхого Завета в виде пергаментных свитков.
Часть арон а-кодеш -(Ковчег Святыни) — специальное хранилище для свитков Торы) из Большой кенассы в Чуфут-Кале
Свиток Торы из чуфуткалинской кенассы
Свиток Торы перед арон а-кодеш в Большой кенассе в Чуфут-Кале в начале XX века
Перед арон а-кодеш находилось небольшое возвышение-бима́, с которого облаченный в ризу священник — газзан читал места из тора и проповеди на тюркском языке караев. Сам арон а-кодеш был завешен золотистым шелком и парчою с вышитыми изречениями из Священного Писания завесью-парохетом. По бокам находились шкафчики с молитвенниками. В Большой синагоге хранились древнейшие иудейские свитки и книги. Недаром живший в Чуфут-Кале в 1660-х гг. караимский учёный и поэт с Волыни Иосиф бен Иешуа ха-Машбир так писал об этом месте: «…Главный среди караимских общин, город великий мудрецами и книжниками, наполненный книгами и совершенными праведниками». В гехале также устроен по иудейскому типу семисвечник и жертвенник.
Интерьер Большой кенассы в Чуфут-Кале (фото конца XIX—XX в.)
“Чистота и здесь замечательная. В первом отделении, где скидают туфли, стоят скамьи, а далее сидений нет; лампады весьма странного формата и в огромном множестве висят на деревянных треугольниках, как в мечетях. Вместо алтаря стоит род налоя, и на нем богато отделанное Пятикнижие чрезвычайной старины. Вообще очень просто, тесно и бедно…” Е. Марков “Очерки Крыма”
Об убранстве кенас можно судить со слов путешественника конца XVIII — начала XIX в. П. Сумарокова: «Синагога в Дчуфут-Кале хорошо сооружена. Украшение ее состоит в нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в бархатном ковчеге с богатыми приборами».
Чуфут-Кале. Караимская кенасса. 1888
По свидетельствам некоторых источников XIX века, в алтарной части большой кенасы Чуфут-Кале между светильниками были подвешены на шелковых шнурах два страусиных яйца, раскрашенные в синий цвет с золочеными звездами и полумесяцем. . Газзан Соломон Бейм сообщил в 1847 году удивленному А. Кошлякову и его спутникам: “Увидев страусовые яйца на почетных местах, мы желали знать их значение, и раввин [т. е. газзан С. Бейм] объяснял нам, что, по преданиям караитов, самка страуса, предчувствуя рождение своего птенца, в продолжении с лишним 20 часов стоит неподвижно, вперив взор на яйцо ... так и мы в храме Божием должны внимательно мыслить о том мгновении, когда душа наша оставит свою скорлупу и возродится к новой жизни”. Осмотр же одного из таких яиц, находившихся в караимской кенасе в Чуфут-Кале и переданных в 20-е годы в Центральный музей Тавриды, показал, что это было не настоящее страусиное яйцо, а его модель, раскрашенная и сделанная из дерева.
Вот как описывает караимское богослужение, происходившее в чуфуткальской кенасе в праздник Шавуот (Пятидесятница)***, Роберт Лайалл: “Облаченный в белое раввин был обращен лицом в сторону алтаря; иногда он был безмолвен, а иногда говорил, сопровождая свою речь выразительной жестикуляцией. Община была многочисленна. Все, кто могли читать, держали в руках молитвенники на древнееврейском... В качестве отличительных знаков у них были наброшенные на плечи белые матерчатые платки [т. е. талит гадоль], а также небольшие шелковые мешочки, свисающие с левой руки. У тех, кто не умел читать, не было ни книг, ни украшений... Купец, принимавший нас в своем доме... делал нам знаки, что мы можем продолжать сидеть даже тогда, когда вся община поднималась или опускалась на колени”.
Вид на долину от кенас с южной стороны.
И в заключение опять Е. Марков “Очерки Крыма”: “Меня очень удивило, что среди мусорных куч этого замогильного городка существует еще школа (так называемый медраш) и синагога. Караимы не покидают вовсе своей старинной столицы. Они утешают себя твердою верою, что царь приказал восстановить Чуфут, что из Польши переселят сюда на жительство тамошних караимов. Они еще ходят молиться сюда, они везут хоронить своих покойников и дорожат своими развалинами. Караимское общество Бахчисарая помогает тем немногим семействам, которые живут в Чуфуте для надзора и охраны.”
В настоящее время караимские кенассы восстановлены в практически своем первозданном виде, являясь важными духовными и историческими памятниками народов Крымского предгорья. Их двери вновь открыты для посетителей в определенные времена года. Большая кенасса Чуфут-Кале несколько раз в году принимает гостей.
http://www.krimoved-library.ru/books/tayni-gornogo-krima34.html
http://www.krimoved-library.ru/books/vozdushniy-gorod-dzhuft-kale-ocherki-arhitekturi4.html#
http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney19.html
http://www.dopotopa.com/skalniy_gorod_chufut_kale_krym.html
lhttps://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-arhitekturnye-obekty-i-osobennosti-zastroyki-gorodov-krymskogo-poluostrova-v-kontekste-istorii-karaimov
Чуфут-Кале. Часть I. История. (Мир глазами сына) https://vittasim.livejournal.com/261754.html
Чуфут-Кале. Часть II Привходовые пещеры и пещеры под Южной стеной. (Мир глазами сына) https://vittasim.livejournal.com/262109.html
Чуфут-Кале. Часть III Ворота Кучук-Капу (Малые ворота). (Мир глазами сына) https://vittasim.livejournal.com/262150.html
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]