киндер и кюхе
---
Мы так привыкли к современной кухне, что не понимаем, как сильно она изменилась в ХХ веке. Самой концепции кухни, как отдельного помещения, в обычных городских домах не существовало. В комнате стояла печка, которая часто была единственным источником тепла. Еду готовили на этой же печке согнувшись. Рядом с печкой хранился уголь или дрова. Мебель в этой комнате ничем не отличалась от обычной мебели. Тут же хранились и инструменты и одежда. Запахи кухни пропитывали весь дом.
Все изменилось после Первой Мировой войны. Современная кухня родилась в Вене. Разработала ее женщина, которая даже не умела готовить – архитектор Маргарете Шютте-Лихоцки.
Послевоенная Вена мало походила на прежнюю блестящую имперскую столицу. Город был переполнен: демобилизованные ветераны, беженцы, «перемещенные лица», безработные. Первоочередной задачей правительства была ликвидация жилищного кризиса в городе. Особенно остро стояли два вопроса: откуда взять деньги для финансирования жилищного строительства и какую концепцию дешевого массового жилья предпочесть. Обсуждались две конкурировавшие в то время концепции экономичного муниципального жилья: 1) коттеджные поселки; 2) многоэтажные жилые дома. В Вене – прежде всего, из-за стоимости земли – возобладало строительство многоэтажных домов. Что касается источников средств, то правительство ввело весьма чувствительных размеров налог на роскошь, а также жилищный налог.
Маргарете Шютте-Лихоцки занималась дизайном кухни. Она должна была придумать, как создать полноценную кухню на площади всего в 6,5 кв.м. Интересно, что прообразом ее послужила кухня «Митропа» – модель, использованная немецким министерством путей сообщения в вагонах-ресторанах. Маргарет разработала революционную кухню, получившую название «Франкфуртской кухни».
Вооружившись знаниями об эргономике трудовых процессов Шютте-Лихоцки с секундомером в руке замеряла сколько времени тратится на стандартные перемещения (от шкафа к рабочему месту, затем к плите, из кухни в столовую, затем к мойке и к сушильным шкафам), искала оптимальное расположение мебели и техники, для того, чтобы сэкономить время и силы при работе на кухне. И пришла в ужас от того, как много времени тратится впустую на бесполезные маневры. Как оказалось, женщинам приходилось тратить дикое количество времени (за сутки немка проходила несколько сот метров, занимаясь домашними делами на кухне), кружа вокруг посторонних предметов и неудобной мебели – понятно, что ни о какой экономии времени и речи быть не могло.
Решением проблемы хозяек стал совершенно новый, революционный подход к организации пространства. Во «Франкфуртской кухне» органично подружились как принципы функциональности, так и лаконичный дизайн: лишив шкафчики кухни ножек, и опустив их на бетонное основание, Маргарете предложила "встроить" ранее отдельно стоящие элементы и закрепить за каждым определенное место, чтобы те соответствовали потребностям хозяйки, чтобы не потерять ни одного сантиметра полезной площади и сократить до минимума перемещения между мойкой, рабочим столом и плитой.
В новой кухне не было ни одного случайного элемента, немецким фрау больше не нужно было делать ни одного лишнего шага - все необходимое было, в прямом смысле, под рукой.
Слева от столешницы (2) - буфет (1), тут же - вращающийся стул (3), в самой столешнице - съемный желоб для отходов и мусора (4). Рядом с двойной мойкой (6) - шкаф для сушки тарелок (5), под ним - металлическй поддон, чтобы капли с сохнущей посуды стекали сразу в раковину. Справа от мойки - шкаф с шюттенками (7): 18 металлических выдвижных совочков с носиками были предназначены для хранения круп, сахара и других сыпучих продуктов. В столешницу встроены две разделочных доски (8), рядом - большой шкаф для хранения кастрюль (9).
По левой стороне расположились батарея, газовая плита с вытяжкой, подставка под горячее и ящик-термос: вечером туда можно было поставить еду, а утром достать теплую. Здесь же, на крошечной кухне, удалось разместить даже откидную гладильную доску, вмонтированную в стену.
Никогда прежде на кухне не было металлической раковины и емкостей для хранения, эмалированной поверхности фасадов и плитки на фартуке. Сейчас для нас эти мелочи кажутся незначительными, но в то время такое рациональное и умное использование материалов стало настоящей сенсацией. Столешницы из бука, известного высокой плотностью и стойкостью к порезам и пятнам. Емкость из дуба для муки, чтобы не завелись вредители, металлический поддон для стекающей воды в шкафу для кастрюль. Даже цвета - светло-серый и специфический сине-зеленый были выбраны не случайно: говорят, что ученые кафедры психологии Франкфуртского университета вычислили, что подобные тона отпугивают мух.
Вращающийся табурет с регулируемой высотой сидения, кухонный светильник на подвижном рельсе, и раздвижные двери в смежную комнату, чтобы можно было следить за детьми. Из места хаотичного скопления предметов и вещей кухня стала настоящей лабораторией. Всё по науке: три центра активности – плита, раковина и столешница (холодильники в Европе появились только после второй мировой), между ними - минимальное расстояние и никаких препятствий, всё на своём месте и функционирует по максимуму. Проект стал феноменально успешен, в одном только Франкфурте было построено около 10 000 таких кухонь.
p.s.
Добавлю, что Маргарете была коммунисткой и участником австрийского Сопротивления. В 1941 году она была схвачена гестапо и 4 года провела в концентрационном лагере. Ее заслуги как дизайнера были высоко оценены только в 80-х, она получила множество призов и наград. Однако, верная своим убеждениям, она отказалась от награждения тогдашним президентом Австрии Куртом Вальдхаймом из-за его сомнительного военного прошлого. В 1997 году Шютте-Лихоцки отпраздновала своё столетие вальсом с мэром Вены. Умерла она 18 января 2000 года, за пять дней до своего 103-го дня рождения.
via
via
via
Взято: mi3ch.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]