Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на "Приусах"
30.04.2019 618 0 0 varlamov

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на "Приусах"

---
0
В закладки
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Монголия – удивительная страна! Некогда крупнейшая в истории человечества континентальная империя, а сегодня практически безлюдная пустыня. На рейсе Москва – Улан-Батор почти все – иностранцы. Монголия своей историей и культурой привлекает европейцев и американцев, а россиянам она сегодня малоинтересна.

Монголия для нас почти родная! В советское время она спорила с Болгарией за неофициальный статус 16-й республики СССР. Она помогала нам в Великую Отечественную, а мы не дали сожрать её Китаю.

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Страна зажата между Россией и Китаем. Началось всё ещё в 1911 году, когда монгольская знать провозгласила независимость от Китая, где как раз рухнула империя Цин. Очень скоро молодым государством заинтересовалась Российская империя. В 1912 году было подписано соглашение, по которому Монголия фактически становилась российским протекторатом.

Уже через несколько лет России пришлось сначала признать сюзеренитет Китайской Республики над Монголией, а затем (уже после Октябрьской революции) и допустить вторжение китайцев в страну. Но в 1920 году туда пришла Азиатская дивизия белого генерала фон Унгерн-Штернберга, которая взяла монгольскую столицу Ургу и выбила китайцев из Внешней Монголии. Так благодаря белому генералу остзейского происхождения Монголия сохранила независимость.

Но так называемая Богдо-ханская Монголия просуществовала недолго. Весной 1921 года подразделения фон Унгерна ушли в Россию, и в июле того же года оставленную ими Ургу заняли монголо-советские войска. Монгольская народная революция провозгласила Народное же правительство, хотя формально главой государства оставался теократический лидер Богдо-хан.

В 1924 году он умер, и монархия была упразднена, а революционеры запретили искать его нового тулку, то есть инкарнацию. Так появилась Монголия, которую мы знаем – второе в мире социалистическое государство после СССР.

Советский Союз, как Большой брат, был всегда где-то рядом. Социалистическое развитие Монголии имело ряд особенностей. Например, страна была очень религиозной: в 1934 году монахи-буддисты составляли 48 % взрослого мужского населения.

Но были и похожие моменты. В 30-е годы в Монголии появился свой Сталин – Чойбалсан. Прежнего главу государства Пэлжидийна Гэндэна он не только подсидел, но и добился его высылки в СССР и последующего расстрела.

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


У себя на родине Чойбалсан устроил массовые репрессии по примеру своего кумира Сталина. Число его жертв достигло нескольких десятков тысяч, причём в "расследованиях" помогал НКВД, а целый ряд приговоров был вынесен в СССР при личном участии Сталина и Ежова. При этом в стране, разумеется, возник культ личности Чойбалсана. В 50-е годы, уже после его смерти, монголов пожурили из Москвы, но статуи Чойбалсана в Монголии никто сносить не стал. Более того, его имя до сих пор носит четвёртый по величине город в стране. Но, в отличие от русских братьев, монголы всё же дозрели до того, что туловища революционных вождей не должны валяться в мавзолеях на всеобщем обозрении. В 2005 году тела Чойбалсана и вождя Монгольской народной революции Сухэ-Батора кремировали, прах захоронили, а мавзолей снесли (хотя это, возможно, было лишним).

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Во время Великой Отечественной Монголия помогала СССР поставками необходимых для фронта товаров (полушубки, одеяла, рукавицы, мясо и т.д.). На деньги монголов строились танки и самолёты, из страны ушли воевать 32 тысячи крестьянских лошадей.

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


После смерти Чойбалсана связи Монголии с СССР только окрепли. Советские специалисты рыли для монголов шахты, строили города и железные дороги, искали нефть (правда, нашли относительно немного) и учили монгольских детей (в том числе русскому языку). Появлялись совместные предприятия, в советских "Берёзках" вовсю продавались монгольские товары – в основном одежда. Кстати, если у вас в семье кто-то коллекционировал марки в советское время, попросите его показать альбом – наверняка там будет целый раздел образцов с надписью "Монгол Шуудан".

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


В 1962 году Монголия стала членом Совета экономической взаимопощи (СЭВ) и получала деньги от СССР вплоть до начала 90-х. Как я уже писал, в 80-е объёмы помощи оценивались в $1,5 млрд в год. Но перестройка в Союзе привела к перестройке в Монголии. Денежные потоки иссякли, многие крупные предприятия закрылись. Самое смешное, что Монгольская народно-революционная партия сохранилась (только слово "революционная" в 2010 году убрали), и она до сих пор у власти. Это как если бы у нас КПСС постепенно превратилась в "ЕдРо" в условиях дикого капитализма. По сути так, конечно, и произошло, только у нас преемниками коммунистов считают себя члены КПРФ...

Но главный вклад, который СССР сделал в братскую республику, – это, конечно, современный монгольский язык. Дело в том, что в 1940-е годы Монголия перешла на кириллическое письмо, которое используется по сей день. У русского человека это вызывает когнитивный диссонанс: мы-то привыкли, что все языки, использующие кириллицу, хоть немного похожи на русский (болгарский, сербский и т.д.). А у монголов совсем другие, совершенно незнакомые слова! Хотя из русского есть много заимствований.

До 40-х годов XX века в Монголии использовалось уникальное иероглифическое старомонгольское письмо. Сейчас его учат в школах наряду с кириллицей, но в быту применяют ограниченно, разве что иногда дублируют вывески магазинов. Кстати, в китайской Внутренней Монголии старомонгольское письмо распространено гораздо шире, чем в независимой.

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Как живёт Монголия сегодня?

Монголия – одна из стран мира с наименьшей плотностью населения, менее 2 человек на квадратный километр. Это можно объяснить и суровым климатом, и большими участками пустынь и гор, непригодных для проживания человека.

Кстати, Улан-Батор, который расположен на высоте 1300–1350 метров над уровнем моря – самая холодная столица в мире. Здесь холоднее, чем в Москве, Астане или Хельсинки, а среднегодовая температура составляет −0,4 градуса.

Название "Улан-Батор" переводится с монгольского как "Красный Богатырь". Город получил его уже в социалистическую эпоху, а раньше он был известен как Урга. Само слово "богатырь", как вы знаете, заимствованное. Ещё в эпоху Чингисхана (а, похоже, и раньше) в различных монгольских племенах словом "баатур" или "баатар" называли храбрых и сильных или просто удачливых вождей и воинов. Например, отца Чингисхана подданные называли Есугей-баатуром.

Монголия не имеет выхода к морю, но флот у неё всё-таки есть, причём сразу в двух смыслах. Во-первых, на озере Хубсугул служит двухпалубный теплоход "Сухбаатар". Во-вторых, в 2003 году Монголия открыла свой судовой регистр, и теперь моря бороздят несколько сотен кораблей под монгольским флагом, а государство получает с этого ежегодный доход в миллионы долларов.

Поскольку значительная часть населённых пунктов Монголии состоит из юрт, хозяева которых могут в любой момент сняться с места и перекочевать куда-нибудь ещё, использовать обычные адреса типа "ул. Ленина, д. 1" не очень-то удобно. Поэтому в Монголии применяется Универсальная адресная система (NAC). Код NAC описывает положение того или иного объекта на земле. При этом чем объект меньше, тем длиннее код. Например, адрес всего Улан-Батора – RV-W QZ, а адрес памятника в центре площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе – RW8SK QZKSL.

Сложности есть не только с адресами, то и с личными именами. Когда-то у монголов было родовое имя, отчество и личное имя. После революции родовые имена были запрещены, и у монголов помимо личного имени остались только отчества. Например, первого монгольского космонавта зовут Жүгдэрдэмиди́йн Гүррагча́а (если передавать на русский, то Гуррагча). И первое слово здесь – это отчество, а второе – имя. Соответственно, его можно сокращать как Ж.Гүррагчаа, но не как "Жүгдэрдэмидийн Г.".

Премьер-министра Монголии зовут Ухнаагийн Хурэлсух, и здесь тоже первое слово – это отчество, а второе – личное имя. То есть меня в Монголии звали бы "Александрович Илья".

Если отец ребёнка не был известен, вместо отчества раньше давали матроним. Так, диктатора Чойбалсана полностью звали Хорлогийн Чойбалсан, и в этом случае "Хорлогийн" – производное от имени его матери. А Чойбалсан, опять же, личное имя. Как если бы президента России все называли просто Владимир.

В последнее время фамилии постепенно возвращаются, некоторые монголы вспоминают свои родовые имена или стараются причислить себя к роду Борджигин (из него происходил Чингисхан и многие другие знатные монголы). Другие придумывают себе уникальные фамилии. Тот же космонавт Гуррагча взял себе фамилию Сансар, которая с монгольского переводится как "космос".

В монгольской армии призывная система, солдаты служат 1 год. Но зато от службы можно официально откупиться. Да, платишь в казну 3,7 миллиона тугриков (91 тысяча рублей) – и ты свободен! Понятно, что из-за этой системы в армии обычно служат молодые люди из бедных семей.

Что ещё рассказать вам про Монголию?

Если вы окажетесь в монгольской юрте или просто дома у монгола, не забывайте, что там нельзя свистеть. У нас этот запрет связан с финансовыми мотивами, а монголы считают, что свист призывает в жилище злых духов. Кстати, называть традиционное жилище монголов словом "юрта" не совсем верно. В самой Монголии оно называется "гэр". А юрта – слово тюркское. Например, в татарском и башкирском языках слово "йорт" обозначает дом.

Если в улан-баторском троллейбусе незнакомый монгол наступил вам на ногу, возможно, он сразу же попытается пожать вам руку. Это тоже суеверие: так следует поступать, чтобы человек, которому вы наступили на ногу, не стал вашим врагом.

Вообще, суеверий в Монголии множество, некоторые из них тянутся ещё со времён Чингисхана. Например, нельзя выливать остатки чая, выбрасывать необглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой и т.д.

01. В центре Улан-Батора сохранилось много зданий в привычном нам "сталинском стиле". Тут есть всё: и эклектика, и неоклассицизм с национальными мотивами, и даже немного довоенного ар-деко.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


02. Монголы решили украсить старый театр дешёвыми китайскими львами )))
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


03. Улан-Батор в плане архитектуры вообще абсолютно советский колониальный город. Типичная для советских городов планировка, а вот на архитекторах, как это часто бывало с колониями (не советскими, конечно), сэкономили. Поэтому здания вроде как и наши, родненькие, но бедненькие и неказистые.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Улан-Батор – чуть ли не единственный город за пределами бывшего СССР, полностью построенный по советскому генплану. От Совка здесь не только панельки, но и организация улиц, дворов и всего остального. И это неудивительно, ведь в 1921 году, к моменту образования республики, населённые пункты страны представляли собой крепости, монастыри и сложившиеся вокруг них жилые посёлки, состоящие почти из одних юрт. В полноценные города все эти поселения начинают превращаться в 1930-е под влиянием братского государства – СССР. В течение всего XX века практически все крупные объекты строились по проектам, разработанным в СССР, и с помощью советских строителей.

Советский Улан-Батор
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


04. Монгольский государственный университет образования (да, он так и называется)
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


05. Сегодня забавно наблюдать, как советский город поедает китайская плесень одноразового барахла. Хотя монголы сторонятся китайского влияния, в архитектуре оно сейчас доминирует. Дешёвые строительные материалы, низкое качество работ – всё как в Поднебесной. Обратите внимание на белые заборчики: даже они как в любом китайском городе.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


06. Это Дворец правительства на главной площади страны. Кстати, тут сразу можно сказать, что в Монголии почти всё главное носит имя Чингисхана. С площадью только не задалось. Её в 2013 году тоже переименовали в площадь Чингисхана, но через три года суд признал переименование незаконным!
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Раньше здание правительства выглядело так, а площадь носила, как и сейчас, имя Сухэ-Батора, руководителя Монгольской народной революции 1921 года. Перед зданием был мавзолей Сухэ-Батора. Как я уже сказал, мавзолей благополучно снесли, а тело вождя сожгли и захоронили.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


07. Памятник Сухэ-Батору
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


08. Широкие улицы и проспекты застроены типовыми советскими домами.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


09. А вот так вот выглядит российское посольство... Можно ли представить что-то более унылое?
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


10. Напротив посольства такие же унылые, как и само здание, информационные стенды. Один посвящён образованию в России, а все другие – Крыму!
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


11. Здесь хорошо видно, какие ленивые дипломаты работают в монгольском посольстве. На одной из главных улиц монгольской столицы у них есть огромный информационный стенд. Они могут там вывешивать всё что угодно. Но что они сделали? Повесили несколько жалких плакатов... НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! А что не так? Да в Монголии русский никто уже не знает. От слова "совсем". Даже старики забыли.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


12. Кому нужны эти бесполезные плакаты на непонятном для 99% жителей Улан-Батора языке, знает, видимо, только посол. Кстати о языках! Вся монгольская молодёжь отлично знает английский! В своё время монголы решили платить большие зарплаты преподавателям английского – так в стране появились сотни американских учителей, которые хорошо подтянули молодое монгольское поколение.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


13. Советские дворцы исчезают за китайскими небоскрёбами.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


14. Над городом возвышается мемориал советским воинам на горе Зайсан-Толгой. Его открыли в 1979 году к 40-й годовщине боёв на Халхин-Голе.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


15. Центральная часть мемориала представляет собой огромное бетонное кольцо, с внутренней стороны которого находится красочное панно со сценами дружбы советского и монгольского народов в военное и мирное время.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


16. Современный Улан-Батор мало похож на советский. Несмотря на то, что в Монголии места много (степь да степь кругом – это как раз про Монголию), народ хочет жить непременно в центре. Поэтому на всю страну есть несколько квадратных километров невероятно плотной застройки, и с каждым годом ситуация ухудшается.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


17. С внешней стороны кольцо мемориала украшено советскими орденами.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


18. Ключевая фигура композиции – советский солдат с флагом.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Издалека мемориал похож на стул.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на

Фото:
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на
pashalena

19. Новая архитектура
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


20. Две главные беды Улан-Батора сегодня – это пробки и экология. Про экологию поговорим в следующем посте, а пока давайте посмотрим, как всё стоит! Вообще, от страны, где почти нет людей, я ожидал чего угодно, кроме пробок!
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


21. С раннего утра все широченные дороги столицы намертво встают. В отличие от других стран Азии, тут нет мопедов и скутеров (кстати, интересно, почему?), поэтому не едет вообще никто.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Причины пробок банальны...

– Неудобный и некомфортный город, который провоцирует покупать автомобиль.
– Субсидирование автомобилистов, отсутствие платной парковки, слишком дешёвое владение автомобилем.
– Отсутствие нормального общественного транспорта.
– Бездумное строительство жилья.

22. В итоге автомобилей столько, что места на всех не хватает. Парковка в центре – как в тетрисе ) Все друг друга запирают на весь день.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


23. А ещё Монголия – это страна "Приусов"! Нигде в мире больше нет такого количества "Приусов", как в Монголии! Как так получилось? По оценкам The Economist, около 60% импортных автомобилей в Монголии составляют гибриды, подавляющее большинство из них – именно Toyota Prius. Конечно, дело не в том, что монголы сильно обеспокоены экологией, причины гораздо прозаичнее.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Во-первых, "Приус" в Монголии стоит столько же, сколько у нас подержанный ВАЗ. Отчасти это объясняется тем, что автомобили старше трёх лет в Японии должны проходить дорогостоящие испытания на безопасность, и многие предпочитают продать такой автомобиль, а не раскошеливаться на подтверждение безопасности. Такие подержанные "Приусы" с удовольствием покупают монголы. Тем более что с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. То есть как только "Приусу" исполняется два с половиной года, японский хозяин начинает думать, как бы сбыть его в Монголию, а монголы только рады.

Помимо цены, монголов привлекает экономичность "Приуса". Литр 95-го бензина в Монголии стоит около 50 рублей – это довольно дорого, а гибридный "Приус" расходует 4-6 литров на 100 км пробега, в среднем вдвое меньше, чем другие гибриды.

24. "Приусы" повсюду.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


25. Власти Улан-Батора пытаются бороться с пробками, но выглядит это слабо. На перекрёстках сделали "вафельницу", за остановку на которой штрафуют.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Тут надо отметить, что генплан застройки Улан-Батора был разработан в 1975 году. Советский Улан-Батор был рассчитан максимум на 400 тысяч жителей и 10 тысяч автомобилей. Сегодня же в городе проживает 1,5 миллиона человек, а на улицы каждый день выезжают 200 тысяч машин (а зарегистрировано почти полмиллиона).

Поэтому в монгольской столице решили взять пример с Пекина и ввести ограничения на передвижение по городу по автомобильным номерам.

Например, машины, номера которых заканчиваются на 1 и 6, не могут ездить по понедельникам, на 2 и 7 – по вторникам, на 3 и 8 – по средам, на 4 и 9 – по четвергам, на 5 и 0 – по пятницам. Эти ограничения действуют с 8:00 до 20:00 на самых загруженных маршрутах.

26. Для общественного транспорта есть выделенные полосы, но их недостаточно.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


27. К сожалению, в Улан-Баторе нет рельсового транспорта. Автобусы и троллейбусы уже давно не справляются, а ничего нового тут не делают.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


28. В итоге в часы пик никто никуда не может уехать. Транспорт переполнен, стоит в пробках! Если уж монголы решили застроить столицу небоскрёбами, то надо было развивать рельсовый транспорт. Как людям перемещаться?
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


29. Грусть!
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


30. Ещё одна причина пробок – несоблюдение правил. Например, мудак на "Приусе" может спокойно перегородить выделенную полосу, и ничего ему за это не будет! Никто его не посадит за это в клетку! Как так?
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


Кстати, вы наверняка обратили внимание на надпись MADE IN MONGOLIA на троллейбусе сверху. Так вот, в 2007 году на улицах Улан-Батора появились первые троллейбусы монгольского производства! Ладно, не будем кривить душой, на самом деле это были модифицированные советские ЗиУ-682.

Следующую модель монголы придумали уже с помощью корейских автобусов Hyundai Aero City, от которых они тоже взяли кузов и запихнули туда полукустарную начинку. Чтобы вы понимали, троллейбусы в Улан-Баторе собираются не на заводе, а прямо в троллейбусном парке. Сейчас большинство этих троллейбусов уже списано.

В 2008 году у монгольских троллейбусов появилась собственная платформа JEA. Монголия даже продала несколько таких в Казахстан.

Помимо троллейбусов с надписью Made in Mongolia в Улат-Баторе работают московские МТрЗ-6223, энгельсские ЗиУ и китайские Shenfeng.

31. С советских времён на перекрёстках сохранились регулировщики. Регулировщик в современном городе – это скорее вред, чем польза. Сейчас объясню, почему. Когда полицейский стоит на перекрёстке, он не может видеть всей картины происходящего. Он не знает, что творится на соседних перекрёстках и улицах, он не видит даже, что происходит в 10 метрах от него, насколько сильный затор и в чём его причина. Пытаясь раскидать машины на отдельно взятом перекрёстке, он никак не решает проблему пробок. В современных городах светофоры давно регулируются компьютером централизованно. У города должна быть полная картина происходящего на улицах, и в зависимости от этого должны подстраиваться светофорные фазы. Всё давно уже автоматизировано, зачем вам мужик с палкой на улице?
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


32. У полиции модная ливрея )
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


33. В Монголии не принято пропускать пешеходов на зебрах! Берегите себя )
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


34. Бензин в Монголии дорогой. На апрель 2018 средняя зарплата в стране (по официальным данным) составляет 1 миллион тугриков – это примерно 24,5 тыс. рублей. 95-й бензин при этом стоит 54,8 рубля за литр, дизель – 57,2 рубля. То есть на среднюю зарплату можно купить всего 448 литров 95-го бензина – полностью заправить средний топливный бак 9 раз.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


35. Конфетный рай!
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


36. В Монголии странная ситуация не только с пробками и дорожным движением, но и с сигаретами. В какой-то момент в стране запретили продавать сигареты в радиусе 500 метров от образовательных учреждений! То есть легально в городе сигареты купить теперь почти невозможно.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


37. Чтобы легально купить сигареты, народ отправляется теперь на рынки и барахолки, где закупается впрок.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


38. Казалось бы, это должно было помочь в борьбе с курением. Но на самом деле это сформировало огромный чёрный рынок табака. Теперь сигареты продают таксисты, продают обычные магазины из-под полы.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


39. Это можно сравнить с проституцией. В странах, где проституция запрещена, она никуда не исчезает. Просто уходит в тень – в итоге расцветает криминал, коррупция, полиция и бандиты начинают делить чёрный нал. Именно поэтому надо легализовать проституцию. Не потому, что проституция – это что-то хорошее. А потому, что тотальные запреты никак не помогают с ней бороться. Бороться и с курением, и с проституцией надо, но другими способами.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


40. Зато на каждом шагу продают сигареты поштучно.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


41. Это всё нелегально, и никто не знает, что продают бабушки, но другого выбора нет. Проверяющие таких бабушек не трогают.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


42. Ещё сигареты нелегально продаются в таких вот магазинчиках. Просто подходишь к продавщице, и она тебе из-под прилавка достаёт пачку. Все об этом знают, эта сфера сейчас кормит местную полицию.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


43.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


44. Центр города
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


45. Модная оплёточка для руля
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


46. Слева плакат призывает остерегаться карманников. На правом вверху надпись: "Один удар – две жизни". А дальше идёт рассказ о том, что бить людей – это преступление, за которое могут и посадить.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


47. Удивительно, но на рынке в Улан-Баторе можно купить "Сегу"!
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


48. Это не какой-то там новодел, а оригинальная старая приставка с картриджами.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


49. Сумку н-нада?
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


50. Ходить по городу не всегда удобно.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


51. О том, что кто-то вообще будет ходить по городу пешком, похоже, не думают.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


52. Парковка
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


53.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


54. Редкий пример улицы, по которой можно пройти.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


55. Парк
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


56.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


57. "Канон" тут означает тоже самое, что у нас "ксерокс": просто японская компания Canon первая начала поставлять копировальные аппараты в Монголию ) Так что у нас люди "ксерят" а тут "канонят".
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


58. Несмотря на то, что монголы используют кириллицу, похожих слов почти не встретишь, ничего вообще не понятно. Но некоторые слова пробрались в монгольский язык из нашего. Например, "пирожки".
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


59. Это, простите, велодорожка )))
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


60. Как и многое другое, велодорожка тут заканчивается паркингом.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


61. Городская среда
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на


62.
Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]