Московский дневник, замоскворецкие храмы
---
Мимо этой церкви пройти, не обратив на неё внимание, невозможно.
Она притягивает, она приковывает взгляд и не отпускает всякого, идущего по Большой Ордынке
Это церковь иконы Всех скорбящих радость, одна их тех, на купола которой я любовался, глядя из окна дома, в котором проживал. И дело здесь не в экзальтированной религиозности, а том эстетическом наслаждении, которое бывает, когда любуешься на прекрасные произведения талантливых архитекторов...
Место это, что называется, намоленное. Деревянная церковь здесь стояла ещё в XVI веке.
Каменную построили в 1680-х годах.
А спустя 100 лет, уже в 1780-х годах через дорогу от церкви жил богатый купец Афанасий Долгов.
Имение Долговых сохранилось до наших дней...
Так вот, на средства Долговых была выстроена новая колокольня и трапезная
На фото - дом Долговых
А строил эту церковь гениальный архитектор Василий Баженов, который, кстати, приходился зятем Афанасию Долгову.
Церковь приобрела черты классицизма: стены трапезной украсились четырехколонными ионическими портиками и выразительными рисунками оконных решеток в виде кругов и овалов. Трапезная и колокольня были пристроены к храму 1683 года по осевой схеме.
Колокольня Баженова – настоящая жемчужина архитектуры XVIII века. Линии ее мягко и плавно движутся вверх, а пилястры и коринфские колонны немного отягощают строение, что создает эффект зависания над землей. Этому способствуют и слегка уменьшающиеся по диаметру ярусы. Балюстрада колокольни придает ей большую выразительность.
Храм довольно сильно пострадал от пожара 1812 года, но уже в начале 1830-х годов был восстановлен, причём сделал это на пожертвования сыновей Афанасия Долгова и семьи Куманиных знаменитый Осип Бове.
Бове сделал основной объем церкви ротондой с повышенным куполом, полукруглыми окнами, изысканным ионическим портиком и лепным фризом, окаймляющим ротонду по всему периметру. Декоративное украшение оконных проемов повторяет орнамент фриза. Полусферу массивного, опирающегося на целых двенадцать внутренних колонн купола с окнами, направленными на четыре стороны света, венчает цилиндрический барабан. Роспись купола ротонды исполнил итальянский художник Домиано Скотти.
Нужно отдать должное Бове, который бережно сохранил все уцелевшие элементы баженовской постройки и сделал все, чтобы ампирные украшения ротонды гармонично сочетались с более строгими и мягкими трапезной и колокольней Баженова.
Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.
В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался.
Правда, в 1961 году, на фоне новой волны богоборчества, по просьбам жильцов дома в Лаврушинском переулке, были сняты с колокольни колокола...
О внутреннем убранстве храма нужно сказать особо. Здесь работали известные художники, Левицкий, Боровиковский.
С одной из картин, висевших когда-то в церкви, связана интересная история. Речь идет о работе Яна Мостарта «Се человек», подаренной храму жившими по соседству купцами Куманиными.
Картина в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду.
Возле нее всегда горели свечи, потому что наблюдать необычное для русского глаза явление люди приходили и днем, и вечером. В одном из очерков XIX века, посвященных Скорбященской церкви, можно прочитать: «Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата. Какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина – работа знаменитого Альбрехта Дюрера».
Раньше считалось, что полотно кисти Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.
Для русской церкви это уникальный случай – чтобы картина западного художника висела в храме, да еще и почиталась как икона.
Бывала в этом доме и А.А. Ахматова, жившая долгие годы в доме напротив, в бывшем имении Куманиных, где в этот раз остановился и я, и которую в 1966 году отпевали именно в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Из всех московских храмов Скорбященский был для Анны Андреевны самым любимым.
На самом деле внутри этого храма какая-то совершенно особенная, торжественно-камерная атмосфера. Без толчеи и суеты...
Кстати, служит настоятелем в этом храме отец Илларион Алфеев, которого часто можно видеть по телевизору, он известный богослов и возглавляет отдел внешних связей (своего рода МИД) Московской патриархии.
Небольшой видеоролик
Взято: skif-tag.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]