Станция метрополитена «Охотный ряд»
---
Станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».
Конструкция станции — пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (глубина заложения 16 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. При этом сначала возводились стены станции, затем на них возводились своды (так называемый «немецкий способ»). На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения.
В те годы такая глубина заложения считалась вполне себе глубокой. Это сейчас запросто можно сделать котлован глубиной 30 метров и построить станцию. А тогда так не умели.
1. Станция «Охотный ряд» расположена под одноименной улицей между гостиницей «Москва» и зданием Совета Труда и Обороны. Сейчас это здание Государственной думы.
2. Эта невероятно красивая схема была опубликована в 1935 году в журнале «Строительство Москвы». Конечно, она кликабельна — разглядывайте с удовольствем :)
.::кликабельно::.
3. Несмотря на то, что строительство Московского метро началось в конце 1931 года (опытный участок под Русаковской улицей) очень долго шли споры на какой глубине строить, как строить и что строить. Очень много вопросов было по центральному участку от станции «Красные ворота» до станции «Охотный ряд». Окончательное решение по глубине заложения и о типе проходки было принято только весной 1933 года — строить закрытым способом, с обделкой из монолитного бетона с наклеечной гидроизоляцией и поддерживающей железобетонной рубашкой. Очень много крови попортил выбор глубины заложения на трех глубоких станция (кроме станции «Охотный ряд») — 32-35 метров. Как оказалось, выработки проходят на границе известняка и слабых, обводненных пород. А порой и плывунов.
4. Все четыре станции изначально были спроектированы пилонного типа с тремя залами (два боковых и одни центральный). На станции «Лубянка» и «Чистые пруды» от этого проекта отказались, только начав строить — тяжелейшие геологические условия и отстуствие опыта не позволили раскрыть центральный зал. На станции «Красные ворота» его смогли раскрыть, но пришлось пойти на технический риск. Про станцию «Охотный ряд» в книге «Как мы строили метро» написано: «Вначале станция была запроектирована двухсводчатой. Мы уже успели пройти 20 метров, когда Лазарь Моисеевич, учитывая центральное положение этой станции, предложил составить новый проект — на три свода, с двумя выходами на поверхность: северным и южным». Но у меня есть сомнения в этом. Обсудив с Андреем Суриковым, пришли к выводу, что проект станции был трехпролетным с самого начала. Возможно в какой-то момент была паника, так как на двух станциях отказались от центрального зала, а станцию «Лубянка» вообще решили не строить, а потом, когда вернули проект, она была перепроктирована на новую глубину. И на нашей станции решили не строить третий зал. Но, как обычно, пришел Лазарь Моисеевич, всем раздал люлей и все продолжили строить.
5. Сооружали станцию «Охотный ряд» методом опертого свода. Тогда он назывался немецким. Сначала были сооружены внешние стенки. Таким образом строители обезопасили два строящихся небоскребы (тогда здание СТО и гостиницы именно так и называли!). Потом соорудили два ряда пилонов с проемами. Далее начался самый сложный этап — раскрытие колотт. После набором бетоном прочности начали выбирать центрально ядро, сооружая, по мере готовности фронта работ, обратный свод.
6. «Закончив своды, мы приступили к выработке ядра. С породой справились быстро: за двадцать дней мы выдали 19 тысяч кубометров». — на фотографии как раз процесс выемки центрального ядра.
7. Какие-то работы на поверхности. Скорее всего сооружение вестибюля. Для его постройки, чтобы не перекрывать движение по улицам, были сооружены так называемые американские мосты. На дневной поверхности были смонтированы пролетные строения. А опоры подводили снизу, по мере разработки котлована.
8. На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения.
9. Ранее для освещения центрального зала использовались светильники в виде торшеров.
10. По сегодняшним меркам станции первой очереди выглядят весьма скромно, но надо понимать, что тогда ничего подобного никто не строил. Это были настоящие подземные дворцы, полные свежего воздуха и ярко освещенные.
11. Теперь давайте посмотрим на то, как станция выглядела в 2014 году.
12. Это была серия съемок для моего фотоальбома «Московский метрополитен: свет и тень» — это первый фотоальбом про Московское метро, который посвящен не только станциям, но и тому, что пассажир не видит — подземной красоте тоннелей.
13. Сейчас торшеры давно убраны.
14. Их убрали, когда строили пересадку на станцию «Театральная» — подземный переход был открыт 30 декабря 1944 года, ранее переход осуществлялся только через общий вестибюль.
15. В 2007—2008 годах проведена замена облицовки путевых стен с желтоватой керамической глазурованной плитки на светлый мрамор.
Процесс замены в 2008 году.
16. Сейчас переход осуществляется по двум тоннелям. Как я написал выше первый был открыт 30 декабря 1944 года. А 7 ноября 1974 года открылся второй переходный коридор на станцию «Театральная», с этого момента каждый из коридоров работает на переход только в одну сторону.
17. Массивные пилоны выполнены в виде сдвоенных многогранных колонн. Они облицованы белым и серым мрамором.
18. Штукатурные работы.
19. Участок родной плитки на путевой стене сохраненный для памяти.
20. Как видите, родной плитки там сохранилось не много.
21. Переход.
22. Эстетика деревянных элементов оформления прекрасна — сейчас все из металла.
23. Станция пережила аж четыре переименования!
24. «Охотный Ряд» (до 25 ноября 1955 года). «Имени Л. М. Кагановича» (до осени 1957 года). «Охотный Ряд» (до 30 ноября 1961 года). «Проспект Маркса» (до 5 ноября 1990 года).
25. Прямого перехода на станцию «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии нет, он производится через станцию «Театральная» Замоскворецкой линии.
26. Гранитные полы были уложены только в центральном зале и в проходах пилонов. Далее начинался асфальтовый пол. Границу видно и сейчас по черной полосе, которая ближе к пилонам.
27. Хранилище инвентаря для доступа к своду станции. Не знаю, как сейчас — так лежит или загородили как-то.
28. Выполненный Д. Н. Чечулиным проект встроенного в здание восточного вестибюля и реконструкции дома над вестибюлем был выбран на конкурсной основе.
29. Вестибюль является общим со станцией «Театральная». Тут, если не путаю, впервые в метро поставили досмотровое оборудование.
30. В аванзале восточного вестибюля находится мозаичный портрет Карла Маркса (Е. Рейхцаум, 1964 год).
31. Эскалаторы. На первой очереди с самой малой высотой подъема. В отличии от других трех станций глубокого заложения на станции «Охотный ряд» было два вестибюля.
32. Панорама центрального зала.
.::кликабельно::.
33. Панорама платформы.
.::кликабельно::.
Конструкция станции — пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (глубина заложения 16 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. При этом сначала возводились стены станции, затем на них возводились своды (так называемый «немецкий способ»). На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения.
В те годы такая глубина заложения считалась вполне себе глубокой. Это сейчас запросто можно сделать котлован глубиной 30 метров и построить станцию. А тогда так не умели.
1. Станция «Охотный ряд» расположена под одноименной улицей между гостиницей «Москва» и зданием Совета Труда и Обороны. Сейчас это здание Государственной думы.
2. Эта невероятно красивая схема была опубликована в 1935 году в журнале «Строительство Москвы». Конечно, она кликабельна — разглядывайте с удовольствем :)
.::кликабельно::.
3. Несмотря на то, что строительство Московского метро началось в конце 1931 года (опытный участок под Русаковской улицей) очень долго шли споры на какой глубине строить, как строить и что строить. Очень много вопросов было по центральному участку от станции «Красные ворота» до станции «Охотный ряд». Окончательное решение по глубине заложения и о типе проходки было принято только весной 1933 года — строить закрытым способом, с обделкой из монолитного бетона с наклеечной гидроизоляцией и поддерживающей железобетонной рубашкой. Очень много крови попортил выбор глубины заложения на трех глубоких станция (кроме станции «Охотный ряд») — 32-35 метров. Как оказалось, выработки проходят на границе известняка и слабых, обводненных пород. А порой и плывунов.
4. Все четыре станции изначально были спроектированы пилонного типа с тремя залами (два боковых и одни центральный). На станции «Лубянка» и «Чистые пруды» от этого проекта отказались, только начав строить — тяжелейшие геологические условия и отстуствие опыта не позволили раскрыть центральный зал. На станции «Красные ворота» его смогли раскрыть, но пришлось пойти на технический риск. Про станцию «Охотный ряд» в книге «Как мы строили метро» написано: «Вначале станция была запроектирована двухсводчатой. Мы уже успели пройти 20 метров, когда Лазарь Моисеевич, учитывая центральное положение этой станции, предложил составить новый проект — на три свода, с двумя выходами на поверхность: северным и южным». Но у меня есть сомнения в этом. Обсудив с Андреем Суриковым, пришли к выводу, что проект станции был трехпролетным с самого начала. Возможно в какой-то момент была паника, так как на двух станциях отказались от центрального зала, а станцию «Лубянка» вообще решили не строить, а потом, когда вернули проект, она была перепроктирована на новую глубину. И на нашей станции решили не строить третий зал. Но, как обычно, пришел Лазарь Моисеевич, всем раздал люлей и все продолжили строить.
5. Сооружали станцию «Охотный ряд» методом опертого свода. Тогда он назывался немецким. Сначала были сооружены внешние стенки. Таким образом строители обезопасили два строящихся небоскребы (тогда здание СТО и гостиницы именно так и называли!). Потом соорудили два ряда пилонов с проемами. Далее начался самый сложный этап — раскрытие колотт. После набором бетоном прочности начали выбирать центрально ядро, сооружая, по мере готовности фронта работ, обратный свод.
6. «Закончив своды, мы приступили к выработке ядра. С породой справились быстро: за двадцать дней мы выдали 19 тысяч кубометров». — на фотографии как раз процесс выемки центрального ядра.
7. Какие-то работы на поверхности. Скорее всего сооружение вестибюля. Для его постройки, чтобы не перекрывать движение по улицам, были сооружены так называемые американские мосты. На дневной поверхности были смонтированы пролетные строения. А опоры подводили снизу, по мере разработки котлована.
8. На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения.
9. Ранее для освещения центрального зала использовались светильники в виде торшеров.
10. По сегодняшним меркам станции первой очереди выглядят весьма скромно, но надо понимать, что тогда ничего подобного никто не строил. Это были настоящие подземные дворцы, полные свежего воздуха и ярко освещенные.
11. Теперь давайте посмотрим на то, как станция выглядела в 2014 году.
12. Это была серия съемок для моего фотоальбома «Московский метрополитен: свет и тень» — это первый фотоальбом про Московское метро, который посвящен не только станциям, но и тому, что пассажир не видит — подземной красоте тоннелей.
13. Сейчас торшеры давно убраны.
14. Их убрали, когда строили пересадку на станцию «Театральная» — подземный переход был открыт 30 декабря 1944 года, ранее переход осуществлялся только через общий вестибюль.
15. В 2007—2008 годах проведена замена облицовки путевых стен с желтоватой керамической глазурованной плитки на светлый мрамор.
Процесс замены в 2008 году.
16. Сейчас переход осуществляется по двум тоннелям. Как я написал выше первый был открыт 30 декабря 1944 года. А 7 ноября 1974 года открылся второй переходный коридор на станцию «Театральная», с этого момента каждый из коридоров работает на переход только в одну сторону.
17. Массивные пилоны выполнены в виде сдвоенных многогранных колонн. Они облицованы белым и серым мрамором.
18. Штукатурные работы.
19. Участок родной плитки на путевой стене сохраненный для памяти.
20. Как видите, родной плитки там сохранилось не много.
21. Переход.
22. Эстетика деревянных элементов оформления прекрасна — сейчас все из металла.
23. Станция пережила аж четыре переименования!
24. «Охотный Ряд» (до 25 ноября 1955 года). «Имени Л. М. Кагановича» (до осени 1957 года). «Охотный Ряд» (до 30 ноября 1961 года). «Проспект Маркса» (до 5 ноября 1990 года).
25. Прямого перехода на станцию «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии нет, он производится через станцию «Театральная» Замоскворецкой линии.
26. Гранитные полы были уложены только в центральном зале и в проходах пилонов. Далее начинался асфальтовый пол. Границу видно и сейчас по черной полосе, которая ближе к пилонам.
27. Хранилище инвентаря для доступа к своду станции. Не знаю, как сейчас — так лежит или загородили как-то.
28. Выполненный Д. Н. Чечулиным проект встроенного в здание восточного вестибюля и реконструкции дома над вестибюлем был выбран на конкурсной основе.
29. Вестибюль является общим со станцией «Театральная». Тут, если не путаю, впервые в метро поставили досмотровое оборудование.
30. В аванзале восточного вестибюля находится мозаичный портрет Карла Маркса (Е. Рейхцаум, 1964 год).
31. Эскалаторы. На первой очереди с самой малой высотой подъема. В отличии от других трех станций глубокого заложения на станции «Охотный ряд» было два вестибюля.
32. Панорама центрального зала.
.::кликабельно::.
33. Панорама платформы.
.::кликабельно::.
Взято: russos.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]