Про Салехард
---
У нас было свободных часа два, чтобы посмотреть город и окрестности. Не много, ну так и не Париж ведь... ) Вызвали такси, приехала симпатичная волга, с колоритным мужчиной лет за пятьдесят. А покатай-ка ты нас батя по Ямалу чуток!
01. Таксист сперва растерялся (куда нас везти?), но в итоге провел для нас хорошую экскурсию, повозив по городу и окрестностям, рассказав о жизни своей на Ямале, за что мы ему искренно благодарны.
02. Сперва мы посетили Обдорский острог, дабы проникнутся духом истории стало быть. Название происходит от реки Обь и коми слова "дор", со значением "берег", таким образом Обдорск означает "приобский берег".
03. Острог был построен казаками в 1595 году. Цель? Видимо для сбора и хранения ясака у самоедов, а также защиты последних от набегов инородных разбойников. Ну это почти официальная версия.
04. С 1635 года здесь появляются постоянные жители, что в конечном итоге приводит к постепенному превращению Обдорска из крепости в гражданское селение.
05. В 1807 году частокол снесли, территорию расширили и зажили привычной сельской жизнью. К середине XIX века в здесь постоянно проживало около двух сотен русских семей, в основном рыбопромышленников пришедших некогда из Тобольска и Березова. Главная достопримечательность тех дней - новогодняя ярмарка, когда к январю в Обдорск съезжались купцы из Сибири и Европы (Архангельска, Нижнего Новгорода и Великого Устюга). Чем торговали? Тем, чем богат северный край - продуктами оленеводства, рыболовства и охотничьего промысла. В некоторые удачные годы товарообмен достигал 1 млн тогдашних рублей!
Вплоть до 1923 года Обдорск оставался административным центром Обдорской волости, Березовского уезда, Тобольской губернии. Ну а потом пришли советы... Помните как в Интернационале пелось "весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим..."? Все частные промыслы, лавки и предприятия были национализированы, мятежи крестьян жестоко подавлены. Обдорский острог был окончательно разрушен, а на его месте появился старый (как сегодня говорят) речной вокзал.
06. С другой стороны начинает развиваться промышленность края. Строится лесотарный завод, появляется электричество, рыбоконсервное производство (существующее до наших дней).
07. Город растет в основном за счет спецпереселенцев из южных областей, да энтузиастов приехавших "по призыву партии и комсомола" совершать подвиги. Но первых конечно больше. После ВОВ в Салехарде (с 1933 года Обдорск становится Салехардом, от ненецкого "город на мысу") базируется управление знаменитой 501-й стройки, ведущей строительство железной дороги от Салехарда до... Надыма/Игарки/Чукотки...
08. Чудом переживший те годы каменный (первый на Ямале) храм Петра и Павла, возведенный в 1894 году. В послевоенное время здание использовалось как овощехранилище, склад, спортивная школа.
09. И картошка здесь растет.. )
10. Во второй половине XX века, город разрастается, появляются новые жилые дома, объекты культуры, улучшается инфраструктура. Салехард становится базой для экспедиций ведущих геолого-разведовательную работу по открытию новых месторождений нефти и газа.
11. Наш таксист приехал сюда лет тридцать назад молодым человеком в поисках лучшей жизни, проще говоря на заработки. И влюбился стало быть, в север или в будущую жену свою. С тех пор и живет здесь, и счастлив с его слов. Да и город заметно изменился на его глазах, превратившись в яркий и удобный для жизни центр. На фото развлекательный центр "Полярис".
12. Честно говоря и я был удивлен. Со стороны реки, город выглядит довольно депрессивно (кто читал мой предыдущий пост, тот знает о чем я).
13. Но немного поездив по улицам,
14. впечатления формируются совсем другие.
15. Салехард - реально яркий разнообразный нетипичный город.
16. Большинство строений которые были возведены в постсоветский период не типовые (могу ошибаться, это лишь мои впечатления). Здание Национальной библиотеки ЯМАЛа.
17. Уникальный мост Факел, через реку Шайтанка, построенный в 2004 году. Мало того что сверкает в темное время суток, как новогодняя елка, так еще и ресторан вместе со смотровой площадкой расположен на его вершине. Правда закрыт на 2016 год...
18. А по ту сторону реки Шайтанка, открываются виды на частный сектор, и даже видны традиционные для севера бараки. Ну и Прокуратура ЯНАО сверкает так сказать.
19. Но если немного присмотреться, то легко увидеть и совершенно новые дома, пришедшие на смену тем самым двухэтажным баракам.
20. Главные символы сегодняшнего туристического Салехарда.
21. Мечеть, кажется самая северная в России, а может и на Планете. Корпуса Ямальского многопрофильного колледжа, открытого в 2008 году.
22. Хорошо виден отсюда и строящийся комплекс храма Преображения Господня.
23. На строящейся набережной реки Шайтанка встретили наших курсантов с теплохода Механик Калашников. Ребята выбрались на свободную экскурсию. Обменялись впечатлениями и разошлись. Увидимся ли когда-нибудь еще? )
24. Пешеходный мост ведет к зданию Администрации ЯНАО.
25. Пойма реки Шайтанка, мост Факел.
26. По одну сторону от здания Администрации ЯНАО, расположена четырехзвездочная гостиница "Юрибей" (что это значит?).
27. По другую, комплекс строящихся скорее всего административных зданий. Что здесь будет?
28. За зданием Администрации ЯНАО расположен симпатичный парк Победы, куда мы уже не попали.
29. А это кстати, территория самого северного пляжа в РФ (хотя помниться мы неплохо загорали и в Тикси, на берегу моря Лаптевых, так что тут я бы поспорил...)
30. Пляж конечно стихийный, но когда жарко, горожане с удовольствием сюда приходят. Опять со слов нашего товарища таксиста.
31. Конечно то тут то там, выглядывают привычные взору северных городов деревянные бараки, многие из которых, кстати говоря, ремонтируют и укрывают современным материалом. Надеюсь ремонт проходит не только по фасаду здания, но и внутри?
32. Посмотрев город, мы отправились к памятным объектам расположенным за его пределами. Это, прежде всего, Стелла "66 параллель" - символ географической уникальности Салехарда.
33. И мемориал "501 стройка". О ней много написано и рассказано, так что я не буду повторяться.
34.
35. Паровоз ЭМ 711-26 прибыл 2 августа 1947 года на станцию Обская, работал на строительстве №501,
36. и застыл на участке дороги, рельсы которой резко обрываются, символизируя оборванные, переломанные судьбы пострадавших людей....
37. Последней точкой нашей обзорной и индивидуальной экскурсии, вновь стала река Обь.
38. Здесь расположена знаменитая паромная переправа через реку Обь: Салехард-Лабытнанги.
39. Фактически, посредством этой переправы летом, и зимней дороге по льду осуществляется транспортная автомобильная связь с "большой землей".
40. Автомобильная дорога Салехард Надым, все еще строится. Так что Лабытнанги, расположенные на той стороне реки, пока безальтернативный наземный способ транспортной логистики.
41. Мы же, сфотографировавшись с еще одним символом Ямала, удовлетворенные всем увиденным и услышанным,
42. поехали в аэропорт.
Пусть и не Париж, но интересный, яркий, в меру современный и богатый историей! Все это Салехард.
Взято: kitv.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]