сумбур вместо музыки
---
В 1966 году Pink Floyd давал концерт в клубе католической молодежи. После чего хозяева клуба отказались заплатить им за выступление. На том основании, что это «не было музыкой». Судебное разбирательство Pink Floyd проиграл, так как магистрат полностью согласился с мнением руководства клуба.
Попробую все-таки объяснить, чем лично меня восхищает картина Сая Твомбли «Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла». Конечно, вы можете со мной не согласиться и считать ее бездарными каракулями, но сначала выслушайте меня.
Ну я хотя бы попытался, черт возьми, я хотя бы попробовал ©
Вирц Антуан-Жозеф «Борьба за тело Патрокла» 1844
Несколько слов о героях. Патрокл был практически братом Ахилла. Они росли вместе с самого детства, их вместе воспитывал кентавр Хирон, они вместе сражались в боях. Для Ахилла Патрокл привел к стенам Трои десять кораблей. Когда троянцы устроили вылазку и начали сжигать греческие корабли, греков спас именно Патрокл. Он надел доспехи Ахилла, повел воинов в бой и отогнал троянцев. Трижды бросался на троянцев Патрокл, три раза сражал он копьем по девять героев.
Но победил Патрокла не троянец, а сам Аполлон, сражавшийся за троянцев. Он встал за спиной Патрокла и ударил его в спину, а потом еще и расстегнул ему доспехи. Безоружного Патрокла ранил сначала Евфорб (тоже в спину, копьем), а потом добил Гектор и забрал его доспехи. Греки отчаянно сражались и отбили тело Патрокла
Николай Ге, «Ахиллес оплакивает Патрокла», 1855
Вот как Гомер описывает похороны Патрокла:
…и все зарыдали дружины.
Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали
С воплем плачевным: Фетида их чувства на плач возбуждала.
Вкруг орошался песок, орошались слезами доспехи
Каждого воина; так был оплакиван вождь их могучий.
Царь Ахиллес между ними рыдание горькое начал,
Грозные руки на грудь положив бездыханного друга:
«Радуйся, храбрый Патрокл! и в Аидовом радуйся доме!
Все для тебя совершаю я, что совершить обрекался:
Гектор сюда привлечен и повергнется псам на терзанье;
Окрест костра твоего обезглавлю двенадцать славнейших
Юных троянских сынов, за смерть твою отомщая!»
Доу Джордж «Ахиллес оплакивает смерть Патрокла», 1803
Теперь переходим к самому главному – как художник может передать на картине горе от потери лучшего друга? Арсенал невелик: заламывание рук, закрытие глаз рукой, гримаса страдания, безвольно обмякшее тело плакальщицы. Заметьте, что вы понимаете, что это скорбь только потому, что так принято выражать горе. Если бы в нашей традиции было принято для выражения горя ходить колесом вокруг покойника, вы бы вообще не поняли, что происходит на этой картине. А Твомбли пытается расширить наш язык. Это сложная и не всем понятная попытка. Зачем он выпендривается и пытается придумать что-то свое? Ходил бы как все по камушкам
Сейчас небольшое отступление
Первый фотограф, который придумал любимый кадр всех фотографов-халтурщиков «Солнышко на ладошке» был, безо всяких преувеличений, гением. Это была прекрасная находка. Но с тех пор любой нормальный фотограф видел столько тысяч подобных снимков, что его от них тошнит. Хотя на кого-то это может произвести сильное впечатление – вау! Но профессионал видел все: солнышко на ладошке, церковь на ладошке, невесту на ладошке, пизанскую башню на ладошке. Это просто невыносимо. Задача настоящего мастера – искать новые пути, а не повторять старые ходы. Бродский в «Нобелевской лекции» говорит:
«Искусство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. В обыденной жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. В искусстве подобная форма поведения именуется "клише". Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение».
Уильям Тёрнер «Дождь, пар и скорость» 1844
И в живописи все так же. По большому счету картина или плагиат или революция. Когда великий Тернер ушел от реализма и начал рисовать так, как никто до него не рисовал, публика решила, что художник сошел с ума. А он пытался найти новый язык.
Теперь возвращаемся к Твомбли. Я попытаюсь объяснить, что я вижу и чувствую. Вы можете со мной не согласиться или предложить собственную трактовку. Этим искусство и прекрасно.
Ахилл слева, а Патрокл справа. Ахилла переполняют чувства – боль, отчаяние, злость, желание отомстить. Он касается рукой Патрокла и пытается удержать его душу, которая уже отлетает. Патрокл уже другого цвета, он совсем бледный. Смерть друга пробила дыру и в Ахилле – он кровоточит. Внизу под ними тень – она дальше от Патрокла, душа которого поднимается вверх, но и Ахилл не стоит на земле. Он знает, что отомстит за друга и убьет Гектора, но и сам погибнет – такова воля богов. Все это происходит на фоне троянской стены.
Не знаю, удалось ли мне передать то, что я чувствую, но я хотя бы попытался. Обычной классической живописью не получится передать и десятую часть этих эмоций. Тем и велик для меня Твомбли – он ищет новый язык
Мир полон магических вещей, терпеливо ждущих, когда наши чувства станут острее.
/Уильям Батлер Йейтс/
Попробую все-таки объяснить, чем лично меня восхищает картина Сая Твомбли «Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла». Конечно, вы можете со мной не согласиться и считать ее бездарными каракулями, но сначала выслушайте меня.
Ну я хотя бы попытался, черт возьми, я хотя бы попробовал ©
Вирц Антуан-Жозеф «Борьба за тело Патрокла» 1844
Несколько слов о героях. Патрокл был практически братом Ахилла. Они росли вместе с самого детства, их вместе воспитывал кентавр Хирон, они вместе сражались в боях. Для Ахилла Патрокл привел к стенам Трои десять кораблей. Когда троянцы устроили вылазку и начали сжигать греческие корабли, греков спас именно Патрокл. Он надел доспехи Ахилла, повел воинов в бой и отогнал троянцев. Трижды бросался на троянцев Патрокл, три раза сражал он копьем по девять героев.
Но победил Патрокла не троянец, а сам Аполлон, сражавшийся за троянцев. Он встал за спиной Патрокла и ударил его в спину, а потом еще и расстегнул ему доспехи. Безоружного Патрокла ранил сначала Евфорб (тоже в спину, копьем), а потом добил Гектор и забрал его доспехи. Греки отчаянно сражались и отбили тело Патрокла
Николай Ге, «Ахиллес оплакивает Патрокла», 1855
Вот как Гомер описывает похороны Патрокла:
…и все зарыдали дружины.
Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали
С воплем плачевным: Фетида их чувства на плач возбуждала.
Вкруг орошался песок, орошались слезами доспехи
Каждого воина; так был оплакиван вождь их могучий.
Царь Ахиллес между ними рыдание горькое начал,
Грозные руки на грудь положив бездыханного друга:
«Радуйся, храбрый Патрокл! и в Аидовом радуйся доме!
Все для тебя совершаю я, что совершить обрекался:
Гектор сюда привлечен и повергнется псам на терзанье;
Окрест костра твоего обезглавлю двенадцать славнейших
Юных троянских сынов, за смерть твою отомщая!»
Доу Джордж «Ахиллес оплакивает смерть Патрокла», 1803
Теперь переходим к самому главному – как художник может передать на картине горе от потери лучшего друга? Арсенал невелик: заламывание рук, закрытие глаз рукой, гримаса страдания, безвольно обмякшее тело плакальщицы. Заметьте, что вы понимаете, что это скорбь только потому, что так принято выражать горе. Если бы в нашей традиции было принято для выражения горя ходить колесом вокруг покойника, вы бы вообще не поняли, что происходит на этой картине. А Твомбли пытается расширить наш язык. Это сложная и не всем понятная попытка. Зачем он выпендривается и пытается придумать что-то свое? Ходил бы как все по камушкам
Сейчас небольшое отступление
Первый фотограф, который придумал любимый кадр всех фотографов-халтурщиков «Солнышко на ладошке» был, безо всяких преувеличений, гением. Это была прекрасная находка. Но с тех пор любой нормальный фотограф видел столько тысяч подобных снимков, что его от них тошнит. Хотя на кого-то это может произвести сильное впечатление – вау! Но профессионал видел все: солнышко на ладошке, церковь на ладошке, невесту на ладошке, пизанскую башню на ладошке. Это просто невыносимо. Задача настоящего мастера – искать новые пути, а не повторять старые ходы. Бродский в «Нобелевской лекции» говорит:
«Искусство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. В обыденной жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. В искусстве подобная форма поведения именуется "клише". Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение».
Уильям Тёрнер «Дождь, пар и скорость» 1844
И в живописи все так же. По большому счету картина или плагиат или революция. Когда великий Тернер ушел от реализма и начал рисовать так, как никто до него не рисовал, публика решила, что художник сошел с ума. А он пытался найти новый язык.
Теперь возвращаемся к Твомбли. Я попытаюсь объяснить, что я вижу и чувствую. Вы можете со мной не согласиться или предложить собственную трактовку. Этим искусство и прекрасно.
Ахилл слева, а Патрокл справа. Ахилла переполняют чувства – боль, отчаяние, злость, желание отомстить. Он касается рукой Патрокла и пытается удержать его душу, которая уже отлетает. Патрокл уже другого цвета, он совсем бледный. Смерть друга пробила дыру и в Ахилле – он кровоточит. Внизу под ними тень – она дальше от Патрокла, душа которого поднимается вверх, но и Ахилл не стоит на земле. Он знает, что отомстит за друга и убьет Гектора, но и сам погибнет – такова воля богов. Все это происходит на фоне троянской стены.
Не знаю, удалось ли мне передать то, что я чувствую, но я хотя бы попытался. Обычной классической живописью не получится передать и десятую часть этих эмоций. Тем и велик для меня Твомбли – он ищет новый язык
Мир полон магических вещей, терпеливо ждущих, когда наши чувства станут острее.
/Уильям Батлер Йейтс/
Взято: mi3ch.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]