Кайсери - двуглавый орел и братство Дракона
---
Сегодня мы направимся на юго-восток города, чтобы ознакомиться с несколькими сельджукскими архитектурными шедеврами. Это гробницы за чертой города, именно здесь, на юго-востоке, находится самый красивый мавзолей Кайсери. Заодно осмотрим зону старых кладбищ, сейчас эти места давно застроены, но для средневекового некрополя сделали исключение.
Начнем мы осмотр с центра города, где находится самый старый мавзолей в Кайсери - это Хасбек Кюмбет (1186 год). Чей это мавзолей в сущности неизвестно, хотя его возраст определи по надписи. В которой упоминается, что некоего Масуда сына Али несправедливо убили в Аксарае, и теперь он мученик и здесь покоится. Сооружение это суровое лишенное каких-либо украшений.
У комплекса Махпери Хатун высится поздний мавзолей одного из шейхов суфийского братства рифайя. Шейх умер еще в начале 15 века, а мавзолей возвели только в 1885 году.
Далее к востоку, уже за городскими стенами, мы видим еще одну раннюю сельджукскую мечеть. Вернее, это караван-сарай, переделанный зачем-то в мечеть. Она так и называется Хан Джами, построили ее где-то в 13 веке.
Но намного интересней мавзолей, который пристроен к мечети. Хотя скорее всего это караван-сарай или мечеть были пристроены к этой гробнице. Это очень высокая башня (самый высокий мавзолей в Кайсери), ее основание сразу и не заметишь, ибо мавзолей сильно углублен в землю. Гробница датируется 1188 годом. Возвели ее для человека с интересным турецким именем, а именно полководца Джелаль ад-Дина Танривермиша сына Дауда. Имя Тенривермиш (Tanrıvermiş), вернее Тенгривермиш можно перевести как "Богом данный". Огузы сохранили свое тюркское название бога - Тенгри, его часто употребляли вместо арабского термина Аллах.
И вот теперь мы подходим к самому главному архитектурному объекту на юго-востоке Кайсери. Это так называемый Денер Кюмбет (Вращающийся мавзолей). Иллюзию вращения усыпальницы создают 12 одинаковых арочных фасадов. Сооружение не велико размерами, но очень богато украшено.
Как можно догадаться, это женский мавзолей. Возвели его для Шах Джахан Хатун - дочери всесильного сельджукского султана Алаадина Кей-Кубуда, якобы в 1275 году. Интересно, что в табличке на мавзолее имя принцессы не указано. Там написано, что это просто Денер Кюмбет и датируют его началом 14 века. Т.е. дата строительства тоже изменена. Надо думать, что о строительстве мавзолея есть две официальные версии. Разбирать мы их не будем, ибо ничего принципиального из этой информации вынести нельзя. Мы просто осмотрим фасады усыпальницы - они того стоят.
На одном из фасадов гробницы мы видим изображение нашего старого знакомого - двуглавого орла. Я в свое время потратил много времени на историю его происхождения в средние века. С тех пор ничего принципиально не изменилось - как мы помним символ двуглавого орла в средневековье был актуализирован тюркскими племенами, пришедшими из степей Центральной Азии. В 12-13 вв. двуглавый орел был заимствован европейскими монархами (крестоносцами) из исламского мира, а также византийскими императорами (скорее всего Палеологами) возможно непосредственно из Сельджукского султаната.
Появление этого символа с средние века прослеживается вполне отчетливо. Но остается нерешенным вопрос, а что, собственно, этот символ означает? Думаю, понятно, что смысловая нагрузка двуглавого орла в Священной Римской империи и на востоке может существенно отличаться. Ситуация осложняется тем, что в сущности неизвестно, что этот символ значил для любой из культур, в которых он появлялся. Мы не знаем, чем двуглавый орел был для хеттов, шумеров, тюрок. Мы даже не знаем, что этот символ значил для Московского царства.
Стены усыпальницы сельджукской принцессы могут нам немного помочь продвинуться в понимании символики двуглавого орла хотя бы только для одних турок-сельджуков. Ибо на фасаде гробницы изображен не просто орел с двумя головами, здесь мы видим целую картину в камне. Есть основания думать, что картина сия отражает религиозные представления тюрок-огузов, коими и были сельджуки.
К сожалению, рельефы гробницы Шах Джахан Хатун были сильно повреждены какими-то фанатичными правоверными. Но общий сюжет остался понятен. Мы видим, здесь двуглавого орла на вершине дерева, несомненно, это дерево жизни, плюс это древо окружают парные персонажи - птицы и наверно какие-то копытные, если судить по второму подобному изображению (на гробнице два целых рельефа с двуглавым орлом и один очень сильно поврежденный).
Также здесь есть парные фантастические существа с крыльями, пишут, что это сфинсы, хотя может быть это грифоны. Между ними прослеживается изображение третьего здесь двуглавого орла, только почти полностью уничтоженного. Но по контурам фигуры определить его можно.
Два относительно целых орла с фасадов гробницы имеют немного разную иконографию. У одного тело вытянуто вверх и шеи сдвинуты друг с другом, подобный образец известен еще по изображениям на Буидском шелке, о чем я когда-то писал. Другой, что ниже, вытянут скорее по горизонтали, шеи орлов у него сильно разведены в стороны. Именно подобный иконографический тип стал популярен в Европе.
Итак, что все это значит? Я все же склонен думать, что двуглавый орел для сельджуков не был государственным символом. Хотя есть предположения, что две головы птицы символизируют какую-то подчиненность территорий, входивших когда-то в Сельджукский султанат - восток- запад, Рум (Малую Азию) и Иран и т.д. Но все же символ государства на вершине мирового дерева смотрится как-то не очень корректно даже для таких прожженных государственников как тюрки, создателей массы каганатов и султанатов.
Скорее всего, это аллегорическое изображение божества. Но какого? И вот мы вспоминаем имя полководца из предыдущего осмотренного нами мавзолея - Танривермиша. Да, вполне возможно, что это символ Тенгри - Вечного Синего неба, верховного божества тюрок. Если Древо жизни - это Богиня Мать, у тюрок ее звали Умай, то вверху над ним может быть только Тенгри - Небо. Изобразить символически Небо очень непросто. И что может быть лучше, если представить Небо в образе сильной птицы. Не забываем, что души умерших у тюрок также уносились в небо. Во многих тюркских языках умереть и улететь значило одно и тоже.
Но почему, спросите вы, у Неба две головы? Ответ на этот вопрос существует. Две головы символизируют двойственность этого мира - смену дня и ночи, солнце и луну, добро и зло. На последнем аспекте можно остановиться особо, ибо Вечное Синее небо (Тенгри) является подателем и добра, и зла одновременно, оно не является Всеблагим богом как в христианстве. О сути культа Неба можно судить по китайским текстам, ибо именно китайские представления сформировали у тюрок подобный верховный культ.
Интересно, что культ Неба почти идеально накладывался на исламскую религиозную картину мира, ведь всевышний Аллах в исламе также дарует и добро, и зло. Собственно, этим фактом объясняется такое широкое распространение ислама среди тюркских племен. Само собой, подобные символы не были понятны всему населению Сельджукского султаната, видимо, даже в центральноазиатских степях изображения Тенгри не поощрялись, что уж говорить об изображениях божества в исламском мире. Поэтому мы имеем только эпизодическое применение символа Тенгри - на монетах, отдельных архитектурных постройках, орнаментах. По мере нарастания исламских запретов на изображения подобная тенденция в Передней Азии полностью сошла на нет.
Далее мы пройдем мимо небольшого средневекового сооружения, которое сейчас уже полностью поглотили спальные районы Кайсери. Хотя когда-то оно располагалось в пустынном уединенном месте.
Это завия, суфийская обитель, Ахи Эврана. К сожалению, информации о сооружении очень мало, сейчас там живет музей быта анатолийских крестьян и горожан. Поздно вечером он был уже закрыт. Но толку от этого музея все равно было мало, намного интересней, почему это небольшое строение носит такое громкое для Турции имя.
Ахи Эврен (Эвран) - Брат Дракон (вернее Змей), невероятная личность в средневековой истории Малой Азии. Этот человек считается создателем всех ремесленных цехов в Сельджукском султанате, он принес в Малую Азию идею ремесленного сообщества - цеха, ахи (братство). Жил он предположительно в 13 веке во время настоящего Золотого века Сельджукского султаната. Надо напомнить читателям, что в эту эпоху (до монгольского нашествия на Малую Азию в 1240-х) действовали все самые значимые персонажи ранней турецкой истории - великий султан строитель Алааддин Кей-Кубад, его таинственная жена Махпери Хатун (о ее огромном погребальном комплексе я писал ранее), религиозные философы и мистики - Мевляна (поэт Джалал ад-Дин Руми), знаменитый суфийский мистик Хаджи Бекташ, отец основатель самого влиятельного турецкого суфийского ордена бекташи, и здесь же - Ахи Эврен, создатель всех цеховых братств Малой Азии. Возможно, что все они знали друг друга лично. В сущности, эти люди сформировали весь базис турецкой национальной идентичности.
Ахи Эврен по преданию возглавлял прежде всего гильдию кожевников. Его имя свидетельствует о том, что он смог приручить дракона (или змея). В сущности, русский былинный Никита Кожемяка является почти полной калькой с Ахи Эврена, поэтому можно очень осторожно предположить заимствование образа этого русского богатыря из Малой Азии. Ремесленной мафии, которую создал Брат Дракон, в позднее средневековье подчинялись все города на территории Османской империи. В штаб-квартиру братства в районе нынешнего городка Кыршехир, что недалеко от Кайсери, стекались средства почти со всего тогдашнего исламского мира.
Не совсем понятно, почему именно эта завия относится к братству Ахи Эврана. Хотя сама история Кайсери была тесно переплетена с этим персонажем. Считается, что именно Брат Дракон руководил обороной города от монголов в 1243 году. Ремесленные братства не смогли тогда удержать Кайсери и все его население было вырезано. Хотя есть мнение, что сам Ахи Эвран смог спастись в этой резне, так как накануне был заключен в зиндан в столице султаната городе Конья. Но так или иначе, признается, что Брат Дракон закончил свои дни во время очередного восстания против монголов в 1261 году.
Когда-то все окраины Кайсери состояли из одних только кладбищ. Сейчас все эти районы застроили, но одно средневековое кладбище все же сохранилось.
На большинстве каменных надгробий здесь нет никаких опознавательных знаков, эти камни никак не украшены. Они чем-то напоминают ранние неолитические менгиры Европы. Кстати, в Болгарии (и вообще на Балканах) многие любители родной истории пытаются выдавать подобные османские кладбища за поля древних менгиров.
Тут можно заметить и более сложные погребальные комплексы, состоящие из небольших огороженных пространств.
Видимо, это кладбище оставили из-за могилы местного святого - Бурхан ад-Дина Термези, который считается учителем самого Джелал ад-Дина Руми (Мевляны). Мавзолей святого стоит посреди кладбища, правда, его возвели только в конце 19 века, в то время как Бурхан ад-Дин умер еще в начале 13-го.
Я посещал Кайсери в священный для мусульман месяц Рамадан, когда все население постится до самого захода солнца. На кладбище Бурхан ад-Дина община мусульман собралась на Ифтар - вечерний прием пищи после захода солнца.
Солнце пока еще не зашло, люди ждут последние минуты, чтобы начать трапезу.
Сразу за кладбищем Бурхан ад-Дина можно обнаружить Археологический музей Кайсери, о котором я делал недавно отдельный пост.
Если же зайти еще чуть дальше к востоку на территории средней школы можно обнаружить последний здесь крупный сельджукский мавзолей. Сырчалы кюмбет был возведен в 14 веке, больше о нем ничего неизвестно. На заднем плане вулкан Эрджияс во всей своей красе.
И последний здесь мавзолей - кубическая гробница Эмира Зенги, 1345 года. Примечателен он только тем, что используется как склад археологического музея.
Возвращаясь опять в центр города, нельзя пройти мимо мавзолея Аладжа, его возвел некий эмир Джемаль ад-Дин бин Мухаммед в 1280 году.
Хан Джами и мавзолей Танривермиша, которые мы осматривали выше.
Мавзолей Аладжа и бастион стены внешнего города Кайсери.
Предыдущие посты посвященные тайнам Кесарии Каппадокийской:
Археологический музей Кайсери
Кесария Каппадокийская. Тайна Лунной Госпожи
Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин меча
Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы
Старый город Кесарии Каппадокийской
Начнем мы осмотр с центра города, где находится самый старый мавзолей в Кайсери - это Хасбек Кюмбет (1186 год). Чей это мавзолей в сущности неизвестно, хотя его возраст определи по надписи. В которой упоминается, что некоего Масуда сына Али несправедливо убили в Аксарае, и теперь он мученик и здесь покоится. Сооружение это суровое лишенное каких-либо украшений.
У комплекса Махпери Хатун высится поздний мавзолей одного из шейхов суфийского братства рифайя. Шейх умер еще в начале 15 века, а мавзолей возвели только в 1885 году.
Далее к востоку, уже за городскими стенами, мы видим еще одну раннюю сельджукскую мечеть. Вернее, это караван-сарай, переделанный зачем-то в мечеть. Она так и называется Хан Джами, построили ее где-то в 13 веке.
Но намного интересней мавзолей, который пристроен к мечети. Хотя скорее всего это караван-сарай или мечеть были пристроены к этой гробнице. Это очень высокая башня (самый высокий мавзолей в Кайсери), ее основание сразу и не заметишь, ибо мавзолей сильно углублен в землю. Гробница датируется 1188 годом. Возвели ее для человека с интересным турецким именем, а именно полководца Джелаль ад-Дина Танривермиша сына Дауда. Имя Тенривермиш (Tanrıvermiş), вернее Тенгривермиш можно перевести как "Богом данный". Огузы сохранили свое тюркское название бога - Тенгри, его часто употребляли вместо арабского термина Аллах.
И вот теперь мы подходим к самому главному архитектурному объекту на юго-востоке Кайсери. Это так называемый Денер Кюмбет (Вращающийся мавзолей). Иллюзию вращения усыпальницы создают 12 одинаковых арочных фасадов. Сооружение не велико размерами, но очень богато украшено.
Как можно догадаться, это женский мавзолей. Возвели его для Шах Джахан Хатун - дочери всесильного сельджукского султана Алаадина Кей-Кубуда, якобы в 1275 году. Интересно, что в табличке на мавзолее имя принцессы не указано. Там написано, что это просто Денер Кюмбет и датируют его началом 14 века. Т.е. дата строительства тоже изменена. Надо думать, что о строительстве мавзолея есть две официальные версии. Разбирать мы их не будем, ибо ничего принципиального из этой информации вынести нельзя. Мы просто осмотрим фасады усыпальницы - они того стоят.
На одном из фасадов гробницы мы видим изображение нашего старого знакомого - двуглавого орла. Я в свое время потратил много времени на историю его происхождения в средние века. С тех пор ничего принципиально не изменилось - как мы помним символ двуглавого орла в средневековье был актуализирован тюркскими племенами, пришедшими из степей Центральной Азии. В 12-13 вв. двуглавый орел был заимствован европейскими монархами (крестоносцами) из исламского мира, а также византийскими императорами (скорее всего Палеологами) возможно непосредственно из Сельджукского султаната.
Появление этого символа с средние века прослеживается вполне отчетливо. Но остается нерешенным вопрос, а что, собственно, этот символ означает? Думаю, понятно, что смысловая нагрузка двуглавого орла в Священной Римской империи и на востоке может существенно отличаться. Ситуация осложняется тем, что в сущности неизвестно, что этот символ значил для любой из культур, в которых он появлялся. Мы не знаем, чем двуглавый орел был для хеттов, шумеров, тюрок. Мы даже не знаем, что этот символ значил для Московского царства.
Стены усыпальницы сельджукской принцессы могут нам немного помочь продвинуться в понимании символики двуглавого орла хотя бы только для одних турок-сельджуков. Ибо на фасаде гробницы изображен не просто орел с двумя головами, здесь мы видим целую картину в камне. Есть основания думать, что картина сия отражает религиозные представления тюрок-огузов, коими и были сельджуки.
К сожалению, рельефы гробницы Шах Джахан Хатун были сильно повреждены какими-то фанатичными правоверными. Но общий сюжет остался понятен. Мы видим, здесь двуглавого орла на вершине дерева, несомненно, это дерево жизни, плюс это древо окружают парные персонажи - птицы и наверно какие-то копытные, если судить по второму подобному изображению (на гробнице два целых рельефа с двуглавым орлом и один очень сильно поврежденный).
Также здесь есть парные фантастические существа с крыльями, пишут, что это сфинсы, хотя может быть это грифоны. Между ними прослеживается изображение третьего здесь двуглавого орла, только почти полностью уничтоженного. Но по контурам фигуры определить его можно.
Два относительно целых орла с фасадов гробницы имеют немного разную иконографию. У одного тело вытянуто вверх и шеи сдвинуты друг с другом, подобный образец известен еще по изображениям на Буидском шелке, о чем я когда-то писал. Другой, что ниже, вытянут скорее по горизонтали, шеи орлов у него сильно разведены в стороны. Именно подобный иконографический тип стал популярен в Европе.
Итак, что все это значит? Я все же склонен думать, что двуглавый орел для сельджуков не был государственным символом. Хотя есть предположения, что две головы птицы символизируют какую-то подчиненность территорий, входивших когда-то в Сельджукский султанат - восток- запад, Рум (Малую Азию) и Иран и т.д. Но все же символ государства на вершине мирового дерева смотрится как-то не очень корректно даже для таких прожженных государственников как тюрки, создателей массы каганатов и султанатов.
Скорее всего, это аллегорическое изображение божества. Но какого? И вот мы вспоминаем имя полководца из предыдущего осмотренного нами мавзолея - Танривермиша. Да, вполне возможно, что это символ Тенгри - Вечного Синего неба, верховного божества тюрок. Если Древо жизни - это Богиня Мать, у тюрок ее звали Умай, то вверху над ним может быть только Тенгри - Небо. Изобразить символически Небо очень непросто. И что может быть лучше, если представить Небо в образе сильной птицы. Не забываем, что души умерших у тюрок также уносились в небо. Во многих тюркских языках умереть и улететь значило одно и тоже.
Но почему, спросите вы, у Неба две головы? Ответ на этот вопрос существует. Две головы символизируют двойственность этого мира - смену дня и ночи, солнце и луну, добро и зло. На последнем аспекте можно остановиться особо, ибо Вечное Синее небо (Тенгри) является подателем и добра, и зла одновременно, оно не является Всеблагим богом как в христианстве. О сути культа Неба можно судить по китайским текстам, ибо именно китайские представления сформировали у тюрок подобный верховный культ.
Интересно, что культ Неба почти идеально накладывался на исламскую религиозную картину мира, ведь всевышний Аллах в исламе также дарует и добро, и зло. Собственно, этим фактом объясняется такое широкое распространение ислама среди тюркских племен. Само собой, подобные символы не были понятны всему населению Сельджукского султаната, видимо, даже в центральноазиатских степях изображения Тенгри не поощрялись, что уж говорить об изображениях божества в исламском мире. Поэтому мы имеем только эпизодическое применение символа Тенгри - на монетах, отдельных архитектурных постройках, орнаментах. По мере нарастания исламских запретов на изображения подобная тенденция в Передней Азии полностью сошла на нет.
Далее мы пройдем мимо небольшого средневекового сооружения, которое сейчас уже полностью поглотили спальные районы Кайсери. Хотя когда-то оно располагалось в пустынном уединенном месте.
Это завия, суфийская обитель, Ахи Эврана. К сожалению, информации о сооружении очень мало, сейчас там живет музей быта анатолийских крестьян и горожан. Поздно вечером он был уже закрыт. Но толку от этого музея все равно было мало, намного интересней, почему это небольшое строение носит такое громкое для Турции имя.
Ахи Эврен (Эвран) - Брат Дракон (вернее Змей), невероятная личность в средневековой истории Малой Азии. Этот человек считается создателем всех ремесленных цехов в Сельджукском султанате, он принес в Малую Азию идею ремесленного сообщества - цеха, ахи (братство). Жил он предположительно в 13 веке во время настоящего Золотого века Сельджукского султаната. Надо напомнить читателям, что в эту эпоху (до монгольского нашествия на Малую Азию в 1240-х) действовали все самые значимые персонажи ранней турецкой истории - великий султан строитель Алааддин Кей-Кубад, его таинственная жена Махпери Хатун (о ее огромном погребальном комплексе я писал ранее), религиозные философы и мистики - Мевляна (поэт Джалал ад-Дин Руми), знаменитый суфийский мистик Хаджи Бекташ, отец основатель самого влиятельного турецкого суфийского ордена бекташи, и здесь же - Ахи Эврен, создатель всех цеховых братств Малой Азии. Возможно, что все они знали друг друга лично. В сущности, эти люди сформировали весь базис турецкой национальной идентичности.
Ахи Эврен по преданию возглавлял прежде всего гильдию кожевников. Его имя свидетельствует о том, что он смог приручить дракона (или змея). В сущности, русский былинный Никита Кожемяка является почти полной калькой с Ахи Эврена, поэтому можно очень осторожно предположить заимствование образа этого русского богатыря из Малой Азии. Ремесленной мафии, которую создал Брат Дракон, в позднее средневековье подчинялись все города на территории Османской империи. В штаб-квартиру братства в районе нынешнего городка Кыршехир, что недалеко от Кайсери, стекались средства почти со всего тогдашнего исламского мира.
Не совсем понятно, почему именно эта завия относится к братству Ахи Эврана. Хотя сама история Кайсери была тесно переплетена с этим персонажем. Считается, что именно Брат Дракон руководил обороной города от монголов в 1243 году. Ремесленные братства не смогли тогда удержать Кайсери и все его население было вырезано. Хотя есть мнение, что сам Ахи Эвран смог спастись в этой резне, так как накануне был заключен в зиндан в столице султаната городе Конья. Но так или иначе, признается, что Брат Дракон закончил свои дни во время очередного восстания против монголов в 1261 году.
Когда-то все окраины Кайсери состояли из одних только кладбищ. Сейчас все эти районы застроили, но одно средневековое кладбище все же сохранилось.
На большинстве каменных надгробий здесь нет никаких опознавательных знаков, эти камни никак не украшены. Они чем-то напоминают ранние неолитические менгиры Европы. Кстати, в Болгарии (и вообще на Балканах) многие любители родной истории пытаются выдавать подобные османские кладбища за поля древних менгиров.
Тут можно заметить и более сложные погребальные комплексы, состоящие из небольших огороженных пространств.
Видимо, это кладбище оставили из-за могилы местного святого - Бурхан ад-Дина Термези, который считается учителем самого Джелал ад-Дина Руми (Мевляны). Мавзолей святого стоит посреди кладбища, правда, его возвели только в конце 19 века, в то время как Бурхан ад-Дин умер еще в начале 13-го.
Я посещал Кайсери в священный для мусульман месяц Рамадан, когда все население постится до самого захода солнца. На кладбище Бурхан ад-Дина община мусульман собралась на Ифтар - вечерний прием пищи после захода солнца.
Солнце пока еще не зашло, люди ждут последние минуты, чтобы начать трапезу.
Сразу за кладбищем Бурхан ад-Дина можно обнаружить Археологический музей Кайсери, о котором я делал недавно отдельный пост.
Если же зайти еще чуть дальше к востоку на территории средней школы можно обнаружить последний здесь крупный сельджукский мавзолей. Сырчалы кюмбет был возведен в 14 веке, больше о нем ничего неизвестно. На заднем плане вулкан Эрджияс во всей своей красе.
И последний здесь мавзолей - кубическая гробница Эмира Зенги, 1345 года. Примечателен он только тем, что используется как склад археологического музея.
Возвращаясь опять в центр города, нельзя пройти мимо мавзолея Аладжа, его возвел некий эмир Джемаль ад-Дин бин Мухаммед в 1280 году.
Хан Джами и мавзолей Танривермиша, которые мы осматривали выше.
Мавзолей Аладжа и бастион стены внешнего города Кайсери.
Предыдущие посты посвященные тайнам Кесарии Каппадокийской:
Археологический музей Кайсери
Кесария Каппадокийская. Тайна Лунной Госпожи
Кесария Каппадокийская. Повелитель зверей и Господин меча
Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
Начало начал. История Кесарии Каппадокийской
Сказка про жителей Одинокой Горы
Старый город Кесарии Каппадокийской
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]