Фрэнсис Бэкон: Занимательная энтомология
---
Слова "Знание - сила", которые стали слоганом эпохи науки, принадлежат Фрэнсису Бэкону. Полезно знать КОНТЕКСТ: Бэкон имел в виду, что необходимо изучать природу, чтобы использовать знание её законов против неё же.
- Относиться к горам, морям и полям как к данной нам СВЫШЕ совершенной красоте - это инфантилизм и лоховство, - заявил он. - Горы надо СРЫТЬ, моря осушить, поля заасфальтировать. Всё должно приносить пользу, а не просто бл стоять и тупо ЗЕЛЕНЕТЬ или бесполезно течь или бессмысленно цвести.
Иными словами, краткое содержание философии Фрэнсиса Бэкона можно впихнуть в одну фразу: "Давайте уже начнем использовать познание мира для обустройства своей земной жизни".
Принципа обустройства своей земной жизни он придерживался и в области выполнения своих служебных обязанностей. Занимая высокий пост при дворе английского короля, наш философ и учёный качал бабло из казны по-чёрному: офшоры, откаты, тендеры, все дела. А когда бедные жители Лондона обратились к нему с просьбой выдать им немного хлеба, Бэкон, прыская в кулак, ответил: "Денег нет, но вы держитесь, хорошего настроения вам и здоровья" и укатил в свой восьмиэтажный замок под Эдинбургом.
В итоге он обнаглел настолько, что тогдашний король заковал его в кандалы и посадил в Тауэр, но через пару дней конечно выпустил и даже наградил какой-то новой, ещё более лучшей должностью, потому что закон это закон, а совместные делишки это совместные делишки, ну вы понимаете.
* * *
Впрочем, это никак не отменяет того факта, что Бэкон внёс изрядный вклад в философию и науку.
В частности, он обозначил три пути изучения мира: путь паука, путь муравья и путь пчелы.
- Паук вытаскивает из себя паутину и плетет тот узор, который прописан в его голове, - пояснял Бэкон свои ЭНТОМОЛОГИЧЕСКИЕ аллюзии. - То бишь он уже всё решил, и внешняя информация его не интересует. Паук - чистый теоретик, он живёт в своем мире, который имеет мало общего с реальностью. При столкновении с новыми фактами он не меняет схему плетения сети, даже если это очевидным образом необходимо сделать.
Муравей - наоборот, весь обращён ВОВНЕ. Образно говоря, его не интересуют схемы, его интересуют факты, то бишь содержание внешнего мира. Он тащит и тащит всё в свой муравейник, но никак не обрабатывает то, что притащил. В итоге получается куча хлама, из которой невозможно построить что-то сложное, интересное и осмысленное.
То ли дело ПЧЕЛА.
Пчела органично соединяет муравьиную практику и паучью теорию. Она постоянно контактирует с реальностью, собирая пыльцу с самых разных цветков, но не просто СВАЛИВАЕТ её в углу улья, а обрабатывает, превращая в мёд. Вот точно так же настоящий философ и учёный открыт для фактов внешнего мира, но он собирает их не просто так, а ОСМЫСЛИВАЕТ, создаёт на их основе стройные, жизнеспособные теории. Так что будьте пчелами. Вжжжжжжжжжжж.
Бэкон не предполагал, что есть еще и четвертый путь - путь ТЛИ.
Тля - удивительное насекомое, которое вообще не интересуется ни теориями, ни фактами.
Она с рождения прилипает к какому-нибудь растению и сосет из него сладенький сок, пока не сдохнет.
Классическим примером были 95% советских философов и учёных. Сидят себе в своих НИИ (для молодёжи поясню: НИИ = научно-исследовательский институт), ни практикой, ни теорией не занимаются и стабильно получают зарплату.
ПРИСОСАЛИСЬ.
Как шутили советские юмористы, "Лев сбежал из зоопарка и съел половину сотрудников НИИ имени Менделеева, но никто этого не заметил".
Собственно, и сейчас наверняка картина та же.
Но не будем их осуждать, ибо данную схему Бэкон применял не только к учёным и философам, а вообще ко ВСЕМ мыслящим людям.
Т.е. стоит в первую очередь задуматься, а как МЫ взаимодействуем с миром? КТО мы - разумные пчёлки или ТЛИ, которые присосались к интернету и для которых всё "осмысление" мира ограничивается потреблением прикольных картинок в соцсетях и новостей из жизни т.н. медийных персон?
Вопрос.
- Относиться к горам, морям и полям как к данной нам СВЫШЕ совершенной красоте - это инфантилизм и лоховство, - заявил он. - Горы надо СРЫТЬ, моря осушить, поля заасфальтировать. Всё должно приносить пользу, а не просто бл стоять и тупо ЗЕЛЕНЕТЬ или бесполезно течь или бессмысленно цвести.
Иными словами, краткое содержание философии Фрэнсиса Бэкона можно впихнуть в одну фразу: "Давайте уже начнем использовать познание мира для обустройства своей земной жизни".
Принципа обустройства своей земной жизни он придерживался и в области выполнения своих служебных обязанностей. Занимая высокий пост при дворе английского короля, наш философ и учёный качал бабло из казны по-чёрному: офшоры, откаты, тендеры, все дела. А когда бедные жители Лондона обратились к нему с просьбой выдать им немного хлеба, Бэкон, прыская в кулак, ответил: "Денег нет, но вы держитесь, хорошего настроения вам и здоровья" и укатил в свой восьмиэтажный замок под Эдинбургом.
В итоге он обнаглел настолько, что тогдашний король заковал его в кандалы и посадил в Тауэр, но через пару дней конечно выпустил и даже наградил какой-то новой, ещё более лучшей должностью, потому что закон это закон, а совместные делишки это совместные делишки, ну вы понимаете.
* * *
Впрочем, это никак не отменяет того факта, что Бэкон внёс изрядный вклад в философию и науку.
В частности, он обозначил три пути изучения мира: путь паука, путь муравья и путь пчелы.
- Паук вытаскивает из себя паутину и плетет тот узор, который прописан в его голове, - пояснял Бэкон свои ЭНТОМОЛОГИЧЕСКИЕ аллюзии. - То бишь он уже всё решил, и внешняя информация его не интересует. Паук - чистый теоретик, он живёт в своем мире, который имеет мало общего с реальностью. При столкновении с новыми фактами он не меняет схему плетения сети, даже если это очевидным образом необходимо сделать.
Муравей - наоборот, весь обращён ВОВНЕ. Образно говоря, его не интересуют схемы, его интересуют факты, то бишь содержание внешнего мира. Он тащит и тащит всё в свой муравейник, но никак не обрабатывает то, что притащил. В итоге получается куча хлама, из которой невозможно построить что-то сложное, интересное и осмысленное.
То ли дело ПЧЕЛА.
Пчела органично соединяет муравьиную практику и паучью теорию. Она постоянно контактирует с реальностью, собирая пыльцу с самых разных цветков, но не просто СВАЛИВАЕТ её в углу улья, а обрабатывает, превращая в мёд. Вот точно так же настоящий философ и учёный открыт для фактов внешнего мира, но он собирает их не просто так, а ОСМЫСЛИВАЕТ, создаёт на их основе стройные, жизнеспособные теории. Так что будьте пчелами. Вжжжжжжжжжжж.
Бэкон не предполагал, что есть еще и четвертый путь - путь ТЛИ.
Тля - удивительное насекомое, которое вообще не интересуется ни теориями, ни фактами.
Она с рождения прилипает к какому-нибудь растению и сосет из него сладенький сок, пока не сдохнет.
Классическим примером были 95% советских философов и учёных. Сидят себе в своих НИИ (для молодёжи поясню: НИИ = научно-исследовательский институт), ни практикой, ни теорией не занимаются и стабильно получают зарплату.
ПРИСОСАЛИСЬ.
Как шутили советские юмористы, "Лев сбежал из зоопарка и съел половину сотрудников НИИ имени Менделеева, но никто этого не заметил".
Собственно, и сейчас наверняка картина та же.
Но не будем их осуждать, ибо данную схему Бэкон применял не только к учёным и философам, а вообще ко ВСЕМ мыслящим людям.
Т.е. стоит в первую очередь задуматься, а как МЫ взаимодействуем с миром? КТО мы - разумные пчёлки или ТЛИ, которые присосались к интернету и для которых всё "осмысление" мира ограничивается потреблением прикольных картинок в соцсетях и новостей из жизни т.н. медийных персон?
Вопрос.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]