День счастья в городе счастья.
23.03.2019 496 0 0 guriny

День счастья в городе счастья.

---
0
В закладки
   Вчера мы вернулись из Тюмени, где был конкурс "Славим человека труда". В роли человеков труда выступали конечно же мы, а также прочие мастера народных промыслов - мастера ручного ткачества. резчики по дереву и мастера по обработке кости и рога. Сам конкурс проводится в регионах Уральского федерального округа уже в третий раз. Прошлые конкурсы проходили в краях совсем уж экзотических - Салехарде и Ханты-Мансийске.  Но для нас и Тюмень - вполне экзотический край. Потому что я в Сибири не был ни разу, Аля хоть и была, но очень давно. Она кстати участвовала в археологических раскопках на территории Тюменской области.
    Конкурс "Славим человека труда" был объявлен не так давно, но скорее всего, он будет иметь большое продолжение. И распространится на многие профессии, даже и не творческие. Например, там же в Тюмени вместе с нами чествовали и инженеров-теплотехников. 
     Наша поездка была организована Центром развития туризма Свердловской области. Курировала нас Ольга Борисовна Романенко. Ездили мы в таком составе.
Трое резчиков по дереву - Андрей Ильич Лиходед, Владимир Геннадьевич Кузнецов и я. И двое мастеров ручного ткачества. А ещё Вадим Худорожков, дизайнер и предприниматель. И Аля в качестве фотокорреспондента. Мастеров обрабротки кости и рога на Среднем Урале почему-то не нашлось. Конечно, я бы предпочёл, чтоб конкурс был по обработке бересты. Но пусть будет и по дереву.   
Это мы, команда резчиков по дереву от Свердловской области.
День счастья в городе счастья. будет, потом, мастера, долго, кости, области, челноки, конкурс, челнок, место, изделия, время, дереву, Андрей, очень, много, совсем, конечно, места, Тюмени


    Принимающей стороной был Музейный комплекс имени Словцова. Это громадный музейный центр площадью  29 тысяч квадратных метров. Его построили совсем недавно, а открыли то ли в прошлом, то ли в позапрошлом году. Здание уходит на пять этажей вверх и на два этажа под землю. Многие помещения ещё не закончены и не открыты, но и того, что есть, хватает, чтобы понять, насколько это грандиозное явление в культуре Западной Сибири. Там есть несколько выставочных залов, учебные аудитории, помещения для занятий с детьми, гончарная мастерская, два кафе, амфитеатр, он же зрительный зал, конференц-зал и ещё много разного, чего мы не успели посмотреть.
    И вот, наконец, мы прямо  с вокзала едем туда. При входе нас  долго осматривают и расспрашивают охранники. У нас огромные мешки и сумки с инструментами и материалами. Конечно это раздражает, но потом становятся понятны все эти меры безопасности. В музее сосредоточено много произведений искусства. Картины знаменитых художников прошлого, картины Геннадия Райшева, одного из самых известных живописцев России, уникальные резные изделия из мамонтовой кости. И наконец, выдав нам коричневые полиэтиленовые бахилы, нас запускают внутрь музея. Внутри всё огромное и новенькое, всё блестит. Мы выбираем себе рабочие места, раскладываем инструменты и идём осматривать музей. Про музей нужно писать отдельно, настолько там всего много.
    Сам же город Тюмень производит странное впечатление. Огромные дома, новенькие одинаковые автобусы, широченные и очень гладкие дороги. Транспортные развязки почти в самом центре города. Громадные кварталы этих самых домов, появившиеся в последнее время, в двухтысячные. И забрызганные грязью деревянные домишки, вросшие в землю по самые окна. Они стоят по краям широких дорог. А вросли они в землю потому, что уровень дорог поднимали, делали насыпи. Исторический центр в Тюмени есть, там стоят купеческие особнячки и церкви. А вот привычного нам массива классической архитектуры сталинского времени вроде бы нет вообще. Или очень мало, насколько мы сумели заметить. Видно, что город строили на большие нефтяные деньги. Много вывесок каких-то организаций, где встречается слово "нефть". Почти не видно никакой промышленности, что для нас, жителей Урала, вообще удивительно. И очень мало ворон, гораздо меньше, чем в Екатеринбурге. Это говорит прежде всего о том, что пищевые остатки злесь как попало не валяются.
    Культурная программа для нас была предусмотрена. Мы ездили на две экскурсии. Одна - обзорная по городу. И ещё одна - на археологический памятник "Озеро Андреевское". Жили мы в гостинице со слишком уж громким названием "Лазурный берег". Гостиница нам понравилась, там был даже бесплатный бассейн, правда только с 7 до 9 часов утра. Кормили вкусно. Кулинарные особенности тюменской земли в основном заимствованы с Севера. Это и вяленая оленина, и муксун, экзотическая рыба северных рек, ягоды и грузди. Всем этим нас угощали во время нашего пребывания в Тюмени. И конечно, хочется сказать сердечное спасибо принимающей стороне за заботу о нас.
     Теперь о самом конкурсе. Естественно, я больше буду говорить о его "деревянной" части, в которой сам участвовал. Конкурсантам была дана тема. Темой стал ткацкий челнок. Тему нам дали примерно за два месяца до поездки в Тюмень. До того я и понятия не имел ни о каких челноках. Я конечно знал, что что-то подобное существует на свете, но как они выглядят, я даже не представлял. Челнок - это основная часть ткацкого станка. На него или наматывается нить, или в него вставляется катушка с нитью.  Нужно было сделать этот челнок за четыре часа работы и украсить его резным орнаментом.
    Челноки различались по длине в зависимости от ширины полотна, которое ткали  с их помощью (от пяти сантиметров до полуметра). И по назначению. Были челноки, которыми рыбаки плели сети. Челноки обычно ничем не украшались, это была часть механизма ткацкого станка. Правда иногда встречались челноки и украшенные немудрящей резьбой. Их делали такой формы, чтобы удобнее было взять рукой и перебросить сквозь нитки, а потом перебросить обратно. Ну, и конечно, резчики старались их сделать более изящными, ведь эти штучки предназначались для женщин. 
    Во время подготовки к конкурсу, ещё дома, мастера должны были основательно изучить ткацкие челноки, их форму и декор, и может быть, сделать пробные изделия. Я вырезал четыре пробных челнока, стараясь добиться наиболее подходящей формы. Мне помогали сотрудники Центра традиционной культуры народов Урала. У них в фондах хранится немало старинных челноков и я замерял, фотографировал, стараясь запомнить их форму.   
    На конкурсе должны были учитываться и региональные или национальные особенности челноков. Понятно, что у русских людей, ткавших пёстрый половичок, и у северных народов, вязавших с помощью челнока сети, эти инструменты различались. Нужно было учитывать и традиционный орнамент своего региона, и даже породу дерева, из которого будет сделан челнок. Например, из берёзы делать предпочтительнее, чем из липы, потому что липы в наших краях мало, а в краях хантымансийских и совсем её нет. За всё это начислялись баллы. Или наоборот, списывались.  
     Кстати тому, кто во время конкурса получил травму, баллы тоже списывались. Списывались баллы и за то, если резчик пользовался электрическими инструментами. Ими можно было пользоваться, но... Кто-то эти ограничения использования электроинструментов просто игнорировал, а например Андрей Чарков из Нижней Тавды привёз на конкурс "шкурилку", сделанную из старинной самопрялки с ножным приводом и дрель "первобытного" типа. Это изогнутая палка вроде лука с тетивой. Тетива обмотана вокруг деревянного цилиндра, а в нём закреплено само сверло. Если водить "луком" туда-сюда, то сверло будет вращаться и сверлить дерево. Подобным образом сверлили отверстия в эпоху неолита. Кстати нашу свердловскую Тавду тюменцы иногда называют Верхняя Тавда. Как раз из-за того, что в Тюменской области есть Нижняя.
    Местеров-резчиков было пятнадцать из шести субъектов Уральского федерального округа. Это Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская, Челябинская и Курганская области. Число мастеров год от года растёт. И если на первых конкурсах резчиков Среднего Урала представлял лишь один человек, Адрей Лиходед, то в этот раз нас было уже трое. Было и за что биться. За первые три места назначались существенные денежные призы.
      Я знал, что берёзовая заготовка для челнока будет воспринята судейской комиссией более благосклонно, чем липовая. Челноки традиционно делались из плотного и тяжёлого дерева. Но берёзовых брусков у меня не было, а липовые были. Потом я узнал, что конкурсанты использовали самые разные породы дерева.  И берёзу, и липу, и иву, и клён. Но тех, кто как и я, резал из липы было большинство.
     И вот, конкурс начинается. Я обрубил топором брусок по форме и сижу, срезаю края и выбираю полукруглым резцом внутреннюю полость челнока. В неё потом будет вставляться катушка с ниткой. Катушка у меня уже заготовлена, это вполне по правилам. А вокруг меня все стучат киянками по стамескам. Звук - как в заповеднике дятлов. Инструментов  у всех - целые ящики. Из них торчат ручки пил, топоров, десятки разнообразных стамесок и напильников. Иногда я со своими четырьмя ножами и тремя полукруглыми резцами кажусь себе жутким любителем и провинциалом (что отчасти и правда, потому что я больше работаю по бересте, чем по дереву). Немного успокаивает меня лишь то, что все четыре "пробника" я сделал теми же самыми инструментами.
    А у Владимира Геннадьевича Кузнецова повреждена рука. Ему приходится работать с больной рукой, да ещё надо предупредить жюри, что травму он получил до конкурса. 
    Работа идёт бойко. Все что-то делают. Режут, шкурят, намечают рисунок для будущих узоров. Пол весь завален щепками, стружками, опилками. Мимо нас ходят члены жюри, смотрят, то ли мы делаем, что нужно, и не вынул ли кто из за пазухи практически готовое изделие. Ходит и Аля, фотографируя всех. У косторезов дым коромыслом, пыль столбом, гудение вентиляторов. И характерный "запах зубоврачебного кабинета", запах горелой кости. Он возникает при работе бормашин на огромных оборотах. Мощные вентиляторы справляются с мерзким запахом далеко не сразу. У косторезов возник и угас небольшой скандал, связанный с тем, что кто-то предъявил заготовку, на которой предварительно было сделано больше, чем положено. Кстати наши деревянные заготовки тоже проверяли и ничего предосудительного не нашли. Косторезы делают маленькую табакерку, а ткачихи - полтора метра красивого и довольно широкого пояска из разноцветных нитей. Полтора метра. Это кажется так много.
    Приходят студенты. Они смотрят на нас и о чём-то разговаривают. Вдруг преподаватель спрашивает у кого-то из них:
-Мастера тратят на такое изделие три-четыре часа. А сколько это заняло бы у вас?
-Ну, если ничего не отвлекало бы, то дня два...Но у нас редко бывает так, чтоб не отвлекаться.
Наконец всё вырезано, вышкурено, вставлена палочка с катушкой. Надо делать резьбу. Я режу половинку трёхгранно-выемчатого "солнышка", треугольнички. Обычно такие изделия как раз и украшали трёхгранной резьбой. Челнок похож на лодочку с одинаковыми носом и кормой, не зря же он называется именно челноком. А половинка "солнышка" получилась похожей на гребное колесо старинного парохода.
    Кто-то режет челнок-рыбку. Рыбку режут те, кто приехал с больших рек Севера. У кого-то две утки носами врозь. У Кузнецова -  кудринская резьба, растительный орнамент. Вот тут надо бы окрасить изделие морилкой, пропитать маслом или натереть воском для блеска. Но условия конкурса почему-то изменили. И пользоваться морилками и воском нам запретили. Я натираю свой челнок обрывком капронового чулка. Так мне посоветовал сделать Сергей Васильевич перед отъездом. Вроде помогает. Постепенно мастера заканчивают работу и выкладывают готовые челноки на красивое деревянное блюдо, которое держит один из членов жюри.
-А как вы назовёте свою работу?
-Пусть так и называется "Колёсный пароход".
     А потом мы гуляем по фойе и коридорам, смотрим на экспонаты выставок, привезённые из чужих краёв. Ямало-Ненецкая выставка самя большая. У них огромный транспарант, чум, шкуры, национальные костюмы, изделия из кости, группа поддержки. Угощенье - ягоды и оленина. И задник с нарисованной вороной. Весна ведь, Вороний праздник на Севере. Мы, уральцы, глядим на это с завистью. У нас экспозиция скромная. Много ли экспонатов можно уволочь на себе? Эх, была бы и у нас группа поддержки... Но финансирование наше и ямальское несопоставимо. Их поддерживают гораздо сильнее, чем нас. И мне в который уже раз хочется стать представителем какого-нибудь малого северного народа. Или не северного.
     Члены жюри  стоят за открытой дверью конференц-зала спиной к нам. В их руках наши челноки. О чём они сейчас совещаются? Кому какие места присуждают? Часа через два это будет известно. А там, где совсем недавно лежали груды и холмы опилок, уже чистый блестящий пол. Мусор убрали практически мгновенно.
     И вот настаёт торжественная минута награждения. Все сидят как на иголках. Все ждут. Но сначала долго награждают инженеров-теплотехников. Потом ткачих. Выходят чиновники. Заместитель губернатора, глава одного из комитетов областной думы. Все говорят хорошие слова, вручают подарки. Всё это перемежается песнями и танцами.
   А я сижу и думаю, ну хоть бы не огорчиться, если не наградят. Ведь места только три, а участников пятнадцать. Вроде и привык к той мысли, что останусь без награды. Хотя и кажется, что моя работа нисколько не хуже других. Но я хорошо знаю, что не бывает в моей жизни "дешёвой" удачи. Не бывает, чтоб получилось с первого раза. Удачу нужно долго вымучивать и много-много раз повторять попытки. Для меня это всегда так. Не знаю почему, но так. А вдруг всё же? А вдруг хоть третье  место? И тут объявляют:
-Первое место - Юрий Деняев, второе место - Андрей Лиходед.
Ну, и на третьем месте естественно тоже не я, а один молодой человек из Челябинска. К сожалению не помню его фамилии. Андрей сдержанно рад, а я ... К сожалению, искренне радоваться за своих конкурентов я так и не научился. Но для Свердловской области второе место Андрея - это значительный шаг вперёд и огромное достижение. На прошлых конкурсах наши, среднеуральцы, не имели и этого. Тогда побеждали резчики из Челябинской области, привычно занимая весь пьедестал. Сегодня заняли не весь.
     А потом мы долго жевали таёжные деликатесы, долго собирали сумки и долго ехали в такси мимо стеклянных стен, где бесконечно отражались светящиеся буквы "нефть-нефть-нефть". А ведь оказывается сегоня праздник - Всемирный день счастья. И Тюмень неоднократно признавалась Городом Счастья. Индекс благополучия граждан здесь стабильно самый высокий в России. Я ехал по Городу Счастья в День Счастья и всё думал, что с победителями и разговаривают как-то иначе, и относятся к ним тоже как-то по-иному. Конечно поесть блинов с муксуном и переночевать в гостинице за счёт богатств нефтяного края - это уже само по себе здорово, но...
     И всю дорогу до дома думал, а что же я сделал не так. И получил ли я какие-то новые знания, новые впечатления и опыт, чтобы через год попытаться снова и выступить более успешно? Жаль, что конкурсантам не давали заключения жюри. Сколько баллов им начислено, сколько баллов с них снято и за что. Думал, и не находил ответов на вопросы.  
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]