Ансельм Кентерберийский: Доказано
---
Одна из самых удивительных философских мыслей, родившихся в Европе на заре второго тысячелетия нашей эры, - это доказательство существования Бога, до которого додумался философ и богослов Ансельм Кентерберийский. Ансельм жил в мрачное, жестокое время - ни тебе горячего душа, ни киношек, ни энергетиков - но это не мешало ему размышлять о высоких материях и писать интереснейшие трактаты.
Какие только доказательства бытия Божьего не придумывали до Ансельма! Все они были либо тяжеловесными и запутанными, либо совершенно неубедительными. А чаще всего - и то, и другое сразу. Прочитаешь три толстенных тома "Почему Бог существует: тысяча и один аргумент" и так ничего и не поймешь.
- "Таким образом, небесная сфера, будучи вращаема ста тридцатью серафимами, проходит через эфир слева направо семь раз во время зимнего солнцестояния, а это значит, что Бог есть".
- Чивоооо??
А вот Ансельм изобрел совершенно другое доказательство, куда более ясное и понятное (по крайней мере, на первый взгляд):
- Любой человек - и верующий, и атеист - понимает, что Бог - это нечто такое, больше чего нельзя помыслить, - примерно так Ансельм начинал разговор со своими маловерными соотечественниками. - Бог - это некий ПРЕДЕЛ мышления. Согласны? Согласны. Теперь смотрите, что получается. Когда атеист говорит "Бога нет", он имеет в виду, что нет Бога, которого он воображает, то есть того Бога, который живет у него в голове. Но Бог, который живёт у него в голове, - это НЕ предел. Предел - это Бог СУЩЕСТВУЮЩИЙ, о котором можно думать не только как о "виртуальном" объекте, но и как об объекте реальном. Соответственно, когда атеист думает, что отрицает то, больше чего нельзя помыслить, на самом деле он отрицает НЕ это. Потому что Бог, больше которого реально ничего нельзя помыслить, - это Бог, существующий и в разуме, и в реальности. Получается, что атеист впадает в противоречие, т.е. он неправ. А раз так, то верна противоположная точка зрения: Бог есть.
Согласитесь, звучит весьма наивно, но это ОЧЕНЬ обманчивое впечатление.
Современные историки философии называют доказательство Ансельма "первой великой философской мыслью после тысячи лет затишья, наступившего после заката античной философии".
То бишь почти тысячу лет Европа была во ТЬМЕ, и наконец Ансельм её разбудил и придал философии второе дыхание.
Весьма показательно, что главным критиком Ансельма в то время стал некий субъект по имени ГОВНИЛО. Тот самый случай, когда у человека говорящее имя. Впрочем, Говниле по-любому не удалось затушить пламя, зажженное дерзким философом. Говнило с утра до ночи писал и рассылал по всей Европе едкие критические замечания по поводу гениальной мысли Ансельма, но тот все эти замечания победоносно опроверг.
Обломись, Говнила.
* * *
В свою очередь, СТОРОННИКИ ансельмовского доказательства пытались объяснить его людям максимально просто, на пальцах. Например, вот как это делал Декарт:
- Представьте себе лучшее во Вселенной яблоко, - обращался он к своим слушателям. - Идеально сладкое, идеально красивое, идеально гладкое, идеально сочное, идеально хрустящее. В общем, миллион свойств и все - идеальные. Представили? Хорошо. Но вам не кажется, что для того, чтобы быть лучшим во Вселенной, этому яблоку чего-то не хватает?
Собеседники задумывались, а Декарт протягивал им зелёное неспелое яблоко и спрашивал:
- Почему ваше лучшее во Вселенной яблоко не выдерживает конкуренции с этой кислятиной?
И тут люди понимали, что к чему, и давали верный ответ:
- Потому что лучшее во Вселенной не может быть лучшим, если оно НЕ СУЩЕСТВУЕТ. То есть лучшее во Вселенной яблоко идеально сладкое, идеально красивое, идеально гладкое, идеально сочное, идеально хрустящее и... неизбежно СУЩЕСТВУЮЩЕЕ. Иначе какое же оно лучшее, если существует только у нас в голове?
- Всё так, - торжественно поднимал палец вверх Декарт. - Бог (в отличие от яблока и любого другого объекта) по определению является средоточием абсолютно всех достоинств и совершенств. А существование - несомненно, одно из них. Значит, он существует.
Декартовское ЛАЙТОВОЕ доказательство сегодня никого не впечатляет (потому что сейчас такие цены, налоги, экология и т.д., что хрен знает что лучше - существовать или нет), а вот вокруг ансельмовского до сих пор ведутся дискуссии на самом высоком философско-логическом уровне.
В частности, рассуждения Ансельма пытаются привести к сухому МАТЕМАТИЧЕСКОМУ виду; вот яркий пример:
1. Для любого умопостижимого существа х существует мир w, такой, что х существует в w.
2. Для любого умопостижимого существа х и для любых миров w и v, если х существует в w, но не существует в v, тогда величие х в w превосходит величие х в v.
3. Существует умопостижимое существо х, такое, что нет таких миров v и w и существа у, для которых бы величие у в w превосходило бы величие х в v.
4. (Следовательно) есть существо х, существующее в реальном мире, такое, что нет такого мира w и существа у, для которых бы величие у в w превосходило бы величие х в реальном мире (следует из 1-3). Проще говоря, Бог есть.
Вот что в школе-то надо детям преподавать, а не физику с химией.
Какие только доказательства бытия Божьего не придумывали до Ансельма! Все они были либо тяжеловесными и запутанными, либо совершенно неубедительными. А чаще всего - и то, и другое сразу. Прочитаешь три толстенных тома "Почему Бог существует: тысяча и один аргумент" и так ничего и не поймешь.
- "Таким образом, небесная сфера, будучи вращаема ста тридцатью серафимами, проходит через эфир слева направо семь раз во время зимнего солнцестояния, а это значит, что Бог есть".
- Чивоооо??
А вот Ансельм изобрел совершенно другое доказательство, куда более ясное и понятное (по крайней мере, на первый взгляд):
- Любой человек - и верующий, и атеист - понимает, что Бог - это нечто такое, больше чего нельзя помыслить, - примерно так Ансельм начинал разговор со своими маловерными соотечественниками. - Бог - это некий ПРЕДЕЛ мышления. Согласны? Согласны. Теперь смотрите, что получается. Когда атеист говорит "Бога нет", он имеет в виду, что нет Бога, которого он воображает, то есть того Бога, который живет у него в голове. Но Бог, который живёт у него в голове, - это НЕ предел. Предел - это Бог СУЩЕСТВУЮЩИЙ, о котором можно думать не только как о "виртуальном" объекте, но и как об объекте реальном. Соответственно, когда атеист думает, что отрицает то, больше чего нельзя помыслить, на самом деле он отрицает НЕ это. Потому что Бог, больше которого реально ничего нельзя помыслить, - это Бог, существующий и в разуме, и в реальности. Получается, что атеист впадает в противоречие, т.е. он неправ. А раз так, то верна противоположная точка зрения: Бог есть.
Согласитесь, звучит весьма наивно, но это ОЧЕНЬ обманчивое впечатление.
Современные историки философии называют доказательство Ансельма "первой великой философской мыслью после тысячи лет затишья, наступившего после заката античной философии".
То бишь почти тысячу лет Европа была во ТЬМЕ, и наконец Ансельм её разбудил и придал философии второе дыхание.
Весьма показательно, что главным критиком Ансельма в то время стал некий субъект по имени ГОВНИЛО. Тот самый случай, когда у человека говорящее имя. Впрочем, Говниле по-любому не удалось затушить пламя, зажженное дерзким философом. Говнило с утра до ночи писал и рассылал по всей Европе едкие критические замечания по поводу гениальной мысли Ансельма, но тот все эти замечания победоносно опроверг.
Обломись, Говнила.
* * *
В свою очередь, СТОРОННИКИ ансельмовского доказательства пытались объяснить его людям максимально просто, на пальцах. Например, вот как это делал Декарт:
- Представьте себе лучшее во Вселенной яблоко, - обращался он к своим слушателям. - Идеально сладкое, идеально красивое, идеально гладкое, идеально сочное, идеально хрустящее. В общем, миллион свойств и все - идеальные. Представили? Хорошо. Но вам не кажется, что для того, чтобы быть лучшим во Вселенной, этому яблоку чего-то не хватает?
Собеседники задумывались, а Декарт протягивал им зелёное неспелое яблоко и спрашивал:
- Почему ваше лучшее во Вселенной яблоко не выдерживает конкуренции с этой кислятиной?
И тут люди понимали, что к чему, и давали верный ответ:
- Потому что лучшее во Вселенной не может быть лучшим, если оно НЕ СУЩЕСТВУЕТ. То есть лучшее во Вселенной яблоко идеально сладкое, идеально красивое, идеально гладкое, идеально сочное, идеально хрустящее и... неизбежно СУЩЕСТВУЮЩЕЕ. Иначе какое же оно лучшее, если существует только у нас в голове?
- Всё так, - торжественно поднимал палец вверх Декарт. - Бог (в отличие от яблока и любого другого объекта) по определению является средоточием абсолютно всех достоинств и совершенств. А существование - несомненно, одно из них. Значит, он существует.
Декартовское ЛАЙТОВОЕ доказательство сегодня никого не впечатляет (потому что сейчас такие цены, налоги, экология и т.д., что хрен знает что лучше - существовать или нет), а вот вокруг ансельмовского до сих пор ведутся дискуссии на самом высоком философско-логическом уровне.
В частности, рассуждения Ансельма пытаются привести к сухому МАТЕМАТИЧЕСКОМУ виду; вот яркий пример:
1. Для любого умопостижимого существа х существует мир w, такой, что х существует в w.
2. Для любого умопостижимого существа х и для любых миров w и v, если х существует в w, но не существует в v, тогда величие х в w превосходит величие х в v.
3. Существует умопостижимое существо х, такое, что нет таких миров v и w и существа у, для которых бы величие у в w превосходило бы величие х в v.
4. (Следовательно) есть существо х, существующее в реальном мире, такое, что нет такого мира w и существа у, для которых бы величие у в w превосходило бы величие х в реальном мире (следует из 1-3). Проще говоря, Бог есть.
Вот что в школе-то надо детям преподавать, а не физику с химией.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]