5 самых шизоидных британских бронемонстров Второй мировой
---
Британские военные конструкторы — самые вдохновенные в мире! Как иначе объяснить факт, что там, где в других странах всё ограничивалось простым макетом, упорные жители туманного Альбиона доводили дело до опытного экземпляра, а то и до серии. Представляем подборку самых странных английских бронемонстров Второй мировой войны.
1. Жираф большой, ему видней: танкетка «Богомол»
В наши дни на ютубе без труда можно найти множество роликов, на которых представители различных, гм, «вооружённых формирований» ведут стрельбу, выставив из укрытия только руку с автоматом. В 1937 году ютуба ещё не было, но идея, видимо, уже витала в воздухе и в какой-то момент залетела в голову британского инженера Эрнеста Джеймса Таппа. В 1940 году, судорожно ожидая вторжения немцев, военные вспомнили об этой идее.
Первый образец создали на шасси танкетки «Карден-Ллойд», и он вышел одноместным. Водитель быстро приезжал «куда надо», становился за укрытие, поднимал вверх цилиндрическую штуковину с пулемётной турелью наверху и, превратившись в стрелка, при помощи перископа, дистанционного управления и «Боже, храни Короля!», делал в противника пару-тройку очередей. А потом прятался и удирал, чтобы повторить это в другом месте. За характерный вид машину на полигоне прозвали «богомолом».
«Богомол»
Впрочем, испытания показали, что со всеми указанными функциями один человек справляется не очень. Поэтому второй вариант сделали на основе бронетранспортёра «Юниверсал Кэрриер» уже двухместным — водитель водил, а стрелок стрелял. Стрелять получалось лучше, правда не в тот момент, когда машина ехала. С полностью поднятой на три с половиной метра турелью бедную танкетку раскачивало так, что у экипажа начиналась морская болезнь. Тем не менее, испытания продолжались до 1943 года, после чего проект всё же закрыли.
2. Больше башен богу башен
Хотя первые танки в Англии проектировались не без участия флота, у танкистов скоро появилась собственная гордость. Которая очень страдала из-за того, что на кораблях у флотских много башен, а у танков — одна-две и редко когда больше. Это казалось большой несправедливостью. Тем более, практика боёв Первой мировой показала: для злых вражеских пехотинцев танк вроде куска сахара.
"Чуть оплошал, и тебя уже облепили со всех сторон".
Одной пушкой в этой ситуации успеть везде было сложно, а своей пехоты под рукой могло и не оказаться.
Итогом размышлений конструкторов «Виккерса» на тему стал проект танка А1Е1 Independent, то есть «Независимый». Тяжёлый пехотный танк, предназначенный для прорыва обороны противника и действий в её глубине, действительно был сам себе крепость — помимо главной башни с 47-мм пушкой на его борту имелись четыре пулемётные башни, «подметавшие» своим огнём всё пространство вокруг.
А1Е1 «Независимый»
Концептуально и в виде макета всё это выглядело вполне интересно. Но «в железе» выяснилось, что для танка весом за 30 тонн двигатель работает с перегрузкой, пулемётные башни «подслеповаты». Самым же главным аргументом «против» стала цена — почти 80 тысяч фунтов на момент постройки первого образца и 150 тысяч после модернизаций. Пересчитав стоимость монстрика в куда более практичных и дешёвых лёгких танках, британские генералы заявили, что видали эту «независимость»… в музее. Где А1Е1 и стоит до сих.
3. Мы ползём, ковыляя во мгле
В начале 1943 года британцы немного устали ждать немецкого вторжения на остров и начали даже осторожно подумывать, как будут вторгаться в Германию сами. Проблема состояла в том, что на суше с запада рейх прикрывала линия Зигфрида, про неприступность которой ещё до войны увлекательно рассказывал доктор Геббельс.
"Не то чтобы в 43-м ему кто-то сильно верил, но вдруг?"
Итогом мыслей на тему «вдруг?» стала заявка на разработку машины, которая могла вызывать у вражеских танкистов и артиллеристов истерику продолжительными сообщениями «рикошет» и «броня не пробита», а особо морально стойких — добивать из собственного орудия. При этом идеи, каким орудие должно получиться, постоянно менялись. Некоторые из представленных фирмой «Наф-наф» (то есть «Наффилд») проектов вообще были чисто пулемётными, как ранние «матильды».
А39 «Черепаха»
Однако кто-то всё же догадался рассказать трём поросятам инженерам, что в 1943 году в тяжёлых танках с чисто пулемётным вооружением уже никто не воюет. В итоге на гусеницы кое-как взгромоздили 94-мм зенитку. С бронированием лба в двадцать с лишком сантиметров получившееся чудо — тяжёлый штурмовой танк А39 «Черепаха» — тянуло почти на восемьдесят тонн. Но главная проблема была даже не в этом, а в дате на календаре — первый прототип изготовили, когда закончилась не только линия Зигфрида, но и война вообще. А вот после войны…
4. Нам нужна пушка побольше!
…сказали британские военные, увидев осенью 1945 года на параде в Берлине новый советский танк ИС-3. «Да, и чтобы ездила, а не ползала!».
Конструкторы кивнули и привычно пошли за вдохновением в паб. Подходящая пушка нашлась довольно быстро — удлинив гаубицу Первой мировой, англичане получили 183-мм QF L4, на тот момент самую мощную танковую пушку в мире. Увы, после того как пушку и немного снарядов к ней взгромоздили на шасси от танка «центурион», запаса под приличное бронирование уже не осталось. Не помогла даже автоматизация, наоборот — после первых испытаний из башни выкинули автомат заряжания, решив, что с дюжиной снарядов танкисты как-нибудь справятся вручную, а больше всё равно не влезает.
FV4005 «Стэйдж I»
В этом варианте пушку удалось целиком обшить бронёй. Однако, во-первых, очень тонкой — всего 14-мм, а во-вторых, теперь высота машины составила 3,6 метра — чуть больше, чем у танкетки с поднимаемым пулемётом.
Конечно, весь внешний вид «FV4005 Стэйдж II» оптимизировали, чтобы на поле боя она могла притвориться одиноким сараем с торчащей оглоблей. Но то ли у британцев возникли сложности с набором экипажей без высотобоязни, то ли ещё что — дальше прототипов история FV4005 так и не пошла.
FV4005 «Стэйдж II»
5. Лидер хит-парада: «Белый кролик номер 6»
Формально это даже не совсем танк. Или совсем не танк.
Идея его создания родилась лично у премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. На тот момент ещё никто толком не знал, как будет выглядеть Вторая мировая война. Но, вспомнив ужасы позиционного фронта прошлой войны, Уинстон решил подстраховаться. Суть его предложения состояла в создании машины, способной быстро… прокопать на поле боя траншею — прямо к линии обороны противника. Так что солдаты смогли бы добраться до врага, не падая под пулемётным огнём и не повисая на колючей проволоке, а просто переходя из окопа в окоп.
Военное ведомство Англии отнеслось к этой идее с понятным скептицизмом. Но бывший Первый лорд Адмиралтейства сумел найти исполнителей в другом месте — проектом занялось министерство снабжения, где создали отдел «военно-морского наземного оборудования». Флотским время от времени хотелось завести эдакий землекрейсер, который бы одним махом утёр нос танкистам с их жестянками. В итоге получилась конструкция длиной больше двадцати метров, способная вогнать в благоговейный ступор любого поклонника «Безумного Макса».
«Культиватор №6»
Если бы, конечно, тот смог её увидеть — действовать «Культиватор №6», как не без иронии обозвали проект первоначально, должен был преимущественно под землёй. Собственно, поэтому у него не было никакого вооружения, хотя один из вариантов предполагал прокладку трассы при помощи взрывов.
Первоначальные планы предусматривали строительство целой армады в двести сорок машин, причём в двух вариантах. В отличие от «самцов» и «самок» Первой мировой, более «узкий» вариант был пехотным, а широкий имел позади аппарель для лёгких танков.
"Пока чудо-машину строили, Вторая мировая война успела начаться."
Немецкие танки без всяких подземных рейдов разгромили французскую армию, и вопрос прорыва позиционного фронта утратил для британцев актуальность. Но Черчилль был не из тех, кто легко сдаётся. Заказ сократили «всего лишь» до 33 машин, из которых в 1941-м одну построили и испытали. К этому времени военные уже окончательно разочаровались в машине с радиусом поворота в милю. Однако сэра Уинстона было проще придушить, чем убедить в неудачности идеи, — поэтому до весны 1943 года построили ещё четыре машины.
Вообще в случае высадки вермахта в Англии потенциал «Культиватора» сложно переоценить — при встрече с ним число погибших от хохота вряд ли было бы меньше батальона.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]