Уходящая натура каирских хаммамов.
---
1) Давно ли вы в последний раз ходили мыться в общественную баню в России? Ярким воспоминанием для меня в 6-летнем возрасте была советская баня в середине 1990-х гг. у родственников в Тамбовской области, куда постоянно когда-то из окрестных деревень ездили попариться. Многие помнят типовые бани, которые до сих пор сохранились в каждом райцентре (хоть в Клинцах, хоть и в Брянске), львиная часть из которых ныне не используется, многие помещения просто отданы под аренду.
В данном репортаже мы посмотрим с вами каирские общественные бани- хаммамы, этот элемент народной культуры также является уходящим, как и во многих других странах мира. Впервые получившие распространение в Средние века арабские общественные бани - хаммамы, были неотчуждаемой частью мусульманского мира.
2) Каирские бани были известны своей красотой. Сохранились письменные свидетельства арабских философов, в которых те называют хаммамы в Каире самыми прекрасными и удобными на всем Востоке. С Османскими завоеваниями традиция общественных бань только продолжала развиваться.
3) В XIV-XV вв., с населением, около полумиллиона человек, Каир был больше Лондона, Парижа или Рима. Европейские путешественники, приезжавшие в Египет, поражались склонностью горожан к частому мытью - воспринимая это как манию, ведь в Европе слишком частое мытье осуждалось. Но египтяне всегда поклонялись воде, и эта привычка была столь же стара как и сам Египет. В XIX веке Каир насчитывал три сотни хаммамов по всему городу. Именно тогда английский востоковед, путешественник, переводчик сказки "1000 и одной ночи" на английский язык Эдвард Лейн отметил в своих классических "Манерах и Обычаях египтян": Купание - большая роскошь для египтян, а жителям деревень и тем, кто не в состоянии заплатить небольшую сумму за вход в общественные бани, оставалось купаться в Ниле. Мытье в бане стало традицией, хорошо вписавшейся в религию.
4) В Исламе чистота важна не только для души, но и для тела. Согласно мусульманским канонам, ритуальное мытье лица, рук, ушей и ног должно быть выполнено перед каждой из пяти ежедневных молитв. Именно поэтому первые хаммамы Каира строились соединенными к мечетям. Хаммам был рациональным решением проблемы обеспечения мечетей большим количеством воды, нужной для омовения верующих. Он выполнял функцию и полноценной общественной бани и скромного "sabil"-фонтана бесплатной питьевой воды. Последний был особенно желанным подарком в городе- пустыне, куда вода ежедневно и не бесплатно доставлялась из Нила. Но хаммамы могли функционировать и независимо от мечети. Некоторые общественные бани были привязаны к местным рынкам, Другие - только для мужчин; Третьи- для женщин и детей.
Гигиена не была единственным назначением хаммамов. Это было место, где собирались друзья для веселого разговора; место, где заключались торговые и политические сделки.
5) В наше время культура общественных бань в столице Египта постепенно умирает. По состоянию на 2012-ый год их осталось только 7, и то две из них запечатаны. Планируя реставрацию исторических объектов, Каирские власти решили исключить хаммамы из реестра памятников культуры. Теперь, на волне общественного равнодушия, бани приходят в упадок и, вероятнее всего, вскоре исчезнут совсем.
6) Сама парилка - это помещение, находящееся намного выше уровня центрального зала. Обязательно разувшись (традиционно в хаммаме надевали деревянные платформы с кожаными ремешками, но сейчас, понятно, все мужики во вьетнамках или, в большинстве, босиком), туда поднимаешься по узкой высокой лестнице. В центре парной - большой бассейн с кипятком, который в него льется из прорези в стене. Полумрак, либо, раньше, - столбы света из отверстий в куполообразной крыше. По периметру от бассейна - узкое пространство, вымощенное мрамором, на котором, сидя или чаще лежа, - парятся. Сначала пар кажется мягким по сравнению с русской баней, но потом забирает все сильнее и сильнее, прогревает очень хорошо.
7) Хамам Аль-Султан Инал, построенный в 1456 г., открыт на Старом Касабе, первой главной улице Каира.
Хамам Синан Паша, на нильской стороне Района Булак, постройка датирована Оттоманской эпохой 16-ого столетия.
Богато украшенный хаммам-эль -Дуб построенный в 13-ом веке, восстановленный в 19-ом и вновь поврежденный землетрясениями в последние годы.
Хаммам при мечети Султан-Калаун, 13-ого столетия.
8) План хаммама по Эдварду-Лейну.
A. Вход
B. Meslakh-приемная
C. Mallim -касса
D. Холодный фонтан
E. Кофе-бар
F. Туалет
G. Первая парилка
H. Hararah- Центральная парилка
I. Faskeeyah-горячий фонтан
J. Maghtas- Бассейн
K. Котельная
9) При возведении хамамов арабы стремились создать собственную архитектуру. Бани возводились по принципу ладони: от общего помещения отходили в разные стороны 5 ниш, называемых эйванами. Помещения отличались не только размерами, но и внутренней температурой: человек двигался из прохладной комнаты в более прогретую, а затем возвращался назад. Это позволяло максимально расслабиться. Традиционно температуру поддерживали на уровне от 30 до 50 градусов, чтобы она не была противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в том числе и гипертонией.
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
Данный репортаж подготовлен специально для кадрового агентства "Вакансии для арабистов" (Job for Arabists) и бюро переводов Arabist.
Кадровое агентство "Вакансии для арабистов" (Job for arabists) - первое в России кадровое агентство, специализирующееся на подборе «под ключ» специалистов со знанием арабского языка арабистов согласно конкретным требованиям вакансий и открытых позиций.
Мы предоставляем:
- кадровые решения для компаний и работодателей,
- бесплатный ежедневный доступ к вакансиям и проектам для специалистов со знанием русского, арабского и английского языков.
Вместе мы создаём единую площадку для арабистов и работодателей, заинтересованных в их услугах.
Бюро переводов "Arabist", объединяющее группу специалистов-востоковедов и профессиональных дипломированных переводчиков с/на арабский язык. Наша главная задача – стать вашим надежным проводником в мире арабского языка. Вместе мы открываем смыслы, сохраняем знания и сопровождаем ваш бизнес.
В данном репортаже мы посмотрим с вами каирские общественные бани- хаммамы, этот элемент народной культуры также является уходящим, как и во многих других странах мира. Впервые получившие распространение в Средние века арабские общественные бани - хаммамы, были неотчуждаемой частью мусульманского мира.
2) Каирские бани были известны своей красотой. Сохранились письменные свидетельства арабских философов, в которых те называют хаммамы в Каире самыми прекрасными и удобными на всем Востоке. С Османскими завоеваниями традиция общественных бань только продолжала развиваться.
3) В XIV-XV вв., с населением, около полумиллиона человек, Каир был больше Лондона, Парижа или Рима. Европейские путешественники, приезжавшие в Египет, поражались склонностью горожан к частому мытью - воспринимая это как манию, ведь в Европе слишком частое мытье осуждалось. Но египтяне всегда поклонялись воде, и эта привычка была столь же стара как и сам Египет. В XIX веке Каир насчитывал три сотни хаммамов по всему городу. Именно тогда английский востоковед, путешественник, переводчик сказки "1000 и одной ночи" на английский язык Эдвард Лейн отметил в своих классических "Манерах и Обычаях египтян": Купание - большая роскошь для египтян, а жителям деревень и тем, кто не в состоянии заплатить небольшую сумму за вход в общественные бани, оставалось купаться в Ниле. Мытье в бане стало традицией, хорошо вписавшейся в религию.
4) В Исламе чистота важна не только для души, но и для тела. Согласно мусульманским канонам, ритуальное мытье лица, рук, ушей и ног должно быть выполнено перед каждой из пяти ежедневных молитв. Именно поэтому первые хаммамы Каира строились соединенными к мечетям. Хаммам был рациональным решением проблемы обеспечения мечетей большим количеством воды, нужной для омовения верующих. Он выполнял функцию и полноценной общественной бани и скромного "sabil"-фонтана бесплатной питьевой воды. Последний был особенно желанным подарком в городе- пустыне, куда вода ежедневно и не бесплатно доставлялась из Нила. Но хаммамы могли функционировать и независимо от мечети. Некоторые общественные бани были привязаны к местным рынкам, Другие - только для мужчин; Третьи- для женщин и детей.
Гигиена не была единственным назначением хаммамов. Это было место, где собирались друзья для веселого разговора; место, где заключались торговые и политические сделки.
5) В наше время культура общественных бань в столице Египта постепенно умирает. По состоянию на 2012-ый год их осталось только 7, и то две из них запечатаны. Планируя реставрацию исторических объектов, Каирские власти решили исключить хаммамы из реестра памятников культуры. Теперь, на волне общественного равнодушия, бани приходят в упадок и, вероятнее всего, вскоре исчезнут совсем.
6) Сама парилка - это помещение, находящееся намного выше уровня центрального зала. Обязательно разувшись (традиционно в хаммаме надевали деревянные платформы с кожаными ремешками, но сейчас, понятно, все мужики во вьетнамках или, в большинстве, босиком), туда поднимаешься по узкой высокой лестнице. В центре парной - большой бассейн с кипятком, который в него льется из прорези в стене. Полумрак, либо, раньше, - столбы света из отверстий в куполообразной крыше. По периметру от бассейна - узкое пространство, вымощенное мрамором, на котором, сидя или чаще лежа, - парятся. Сначала пар кажется мягким по сравнению с русской баней, но потом забирает все сильнее и сильнее, прогревает очень хорошо.
7) Хамам Аль-Султан Инал, построенный в 1456 г., открыт на Старом Касабе, первой главной улице Каира.
Хамам Синан Паша, на нильской стороне Района Булак, постройка датирована Оттоманской эпохой 16-ого столетия.
Богато украшенный хаммам-эль -Дуб построенный в 13-ом веке, восстановленный в 19-ом и вновь поврежденный землетрясениями в последние годы.
Хаммам при мечети Султан-Калаун, 13-ого столетия.
8) План хаммама по Эдварду-Лейну.
A. Вход
B. Meslakh-приемная
C. Mallim -касса
D. Холодный фонтан
E. Кофе-бар
F. Туалет
G. Первая парилка
H. Hararah- Центральная парилка
I. Faskeeyah-горячий фонтан
J. Maghtas- Бассейн
K. Котельная
9) При возведении хамамов арабы стремились создать собственную архитектуру. Бани возводились по принципу ладони: от общего помещения отходили в разные стороны 5 ниш, называемых эйванами. Помещения отличались не только размерами, но и внутренней температурой: человек двигался из прохладной комнаты в более прогретую, а затем возвращался назад. Это позволяло максимально расслабиться. Традиционно температуру поддерживали на уровне от 30 до 50 градусов, чтобы она не была противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в том числе и гипертонией.
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
Данный репортаж подготовлен специально для кадрового агентства "Вакансии для арабистов" (Job for Arabists) и бюро переводов Arabist.
Кадровое агентство "Вакансии для арабистов" (Job for arabists) - первое в России кадровое агентство, специализирующееся на подборе «под ключ» специалистов со знанием арабского языка арабистов согласно конкретным требованиям вакансий и открытых позиций.
Мы предоставляем:
- кадровые решения для компаний и работодателей,
- бесплатный ежедневный доступ к вакансиям и проектам для специалистов со знанием русского, арабского и английского языков.
Вместе мы создаём единую площадку для арабистов и работодателей, заинтересованных в их услугах.
Бюро переводов "Arabist", объединяющее группу специалистов-востоковедов и профессиональных дипломированных переводчиков с/на арабский язык. Наша главная задача – стать вашим надежным проводником в мире арабского языка. Вместе мы открываем смыслы, сохраняем знания и сопровождаем ваш бизнес.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]