Путеводители небесных трасс
---
Старшее поколение, представляющее, как жить без смартфона (да и без телефона вовсе) помнит фразу "Заблудился в трёх соснах". Да, да – на земле можно заблудиться, если в незнакомом месте оказаться без чётких ориентиров или надёжного проводника.
Но в средней полосе есть хотя бы верные путевые точки: тут дерево, там холм или овраг. А в небе ориентироваться во много крат сложнее. Приметишь облачко, а через пару секунд его уже и не видать – при скорости полёта в 800 км/час облака – ненадёжный ориентир, да и в пешем походе они не помогут удерживать верное направление.
Но не всё безнадёжно. В гражданской авиации найдено и отработано до совершенства построение воздушных трасс. У них нет видимой разметки, нет привычных "земных" светофоров, зато есть радиомаяки, обозначающие "узловые точки", и есть система управления воздушным движением, которая сопровождает каждый борт от того момента, когда полёт только планируется, до момента окончания полёта.
Мы много раз летали в качестве пассажиров, видели, как кипит работа на перроне. Сегодня же посмотрим с другой стороны – с рабочих мест диспетчеров, занимающихся планированием и непосредственным управлением полётами.
Куда мы летаем чаще всего? В командировку? В отпуск? Как правило, поездка начинается с планирования. До того, как мы перешагнём порог родного дома, мы решаем, куда и как будем добираться, какие места посетим, когда вернёмся обратно. Полёты также начинаются с планирования. Следовательно, в каком-то смысле наши воздушные путешествия стартуют в этом здании на Ленинградском проспекте в Москве.
3
Если зайти на Флайтрадар, можно обнаружить, как значки самолётов, выстроившись друг за другом, тянутся с запада на восток и обратно. Где-то их меньше, где-то больше. Но никогда, ни на одном участке воздушных трасс их не должно быть слишком много, так как между воздушными судами должны выдерживаться безопасные интервалы.
А попробуй выдержать эти интервалы, когда всем нужно лететь в одно и то же время? За 2018 год над нашими головами, то есть в небе над Россией, было выполнено 1 млн 682 тыс. 318 полётов, и с каждым годом их становится всё больше и больше.
4
Для примера, за первые два месяца 2019 года прирост интенсивности полётов составил 7,7%. Все эти самолёты как пчёлки носятся от аэропорта к аэропорту, собирают пассажиров и приносят нам радость от перелётов, открытий и встреч. Но сейчас в небе ещё спокойно, в августе же нагрузка увеличивается до максимальных значений.
5
Вернёмся к планированию. Итак, мы купили билеты. А авиакомпания подала заявку на выполнение полёта. Сообщения подаются в Главный центр Единой системы Организации воздушного движения.
В ней указано, кто, когда, откуда и куда собирается лететь, по какому маршруту и на каком самолёте. Заявки обрабатываются диспетчерами планирования, которые должны оценить, всё ли компания запрашивает правильно, не пытается ли она спланировать полёт через закрытую зону, или пересечь границу в неположенном месте.
6
Если всё в порядке, заявка будет принята, её включат в план полётов. Когда воздушное судно будет только рулить в аэропорту вылета, диспетчеры будут готовы сопроводить его на всех этапах полёта. И это касается не только литерных рейсов – каждому полёту уделяется пристальное внимание. Просто за организацией полётов первых лиц следит отдельная группа специалистов.
7
Но бывает так, что в заявке содержатся ошибки, либо по тем или иным причинам полёты по запрашиваемому маршруту невозможны. Тогда диспетчеры планирования предлагают исправить заявку, проводят перемаршрутизацию, назначают увеличенные интервалы продольного эшелонирования.
8
Иногда приходится обсуждать детали полёта с офисами авиакомпаний, расположенными в других часовых поясах, в тысячах километров от Москвы.
Но работа в Главном центре идёт круглосуточно, поэтому все заявки отрабатываются максимально оперативно.
Работа начинается за несколько дней до выполнения рейса. Сначала, с упреждением в два или более дня, ведётся стратегическое планирование, накануне – предтактическое планирование использования воздушного пространства, непосредственно в день полёта – тактическое планирование. В сутки приходится работать с тысячами заявок. И справляются с этой работой всего несколько человек. Ну и несколько десятков мощных компьютеров, обрабатывающих колоссальные объёмы информации.
10
Кстати, организация воздушного движения – вполне себе женская работа. Диспетчеры в юбках наравне с мужчинами решают задачи, связанные с планированием и управлением, организацией потоков и контролем выполнения правил использования воздушного пространства.
11
Структура Единой системы ОрВД помимо главного центра включает в себя зональные и региональные центры, районные центры, аэроузловые диспетчерские центры и аэродромные диспетчерские центры. Там диспетчеры ведут взаимодействие уже непосредственно с пилотами воздушных судов, выполняющими полёты по трассам, либо осуществляющими взлёты и посадки.
Переберёмся ближе к аэропортам и самолётам – на вышку в аэропорту "Шереметьево".
13
Построена она в 2013 году, шесть лет назад её торжественно открыли. А вот терминал B, который виден за ней, построен позже.
14
Высота этой красавицы – 56 метров. Пункты управления полётами расположены на двух уровнях: на 41 и 45 метрах.
15
Благодаря большой площади остекления диспетчеры имеют отличный обзор лётного поля, что помогает контролировать все перроны, взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки.
16
В условиях плохой видимости диспетчерам помогают приборы: на экранах видны отметки воздушных судов, наземной техники.
17
Непосредственно здесь идёт работа с бортами, выполняющими полёты рядом с "Шереметьево".
Даже если любитель аэрофотосъёмки хочет поднять свой дрон в Химках, он должен согласовать использование воздушного пространства. Работой с такими пользователями занимается отдельный специалист. Другие диспетчера отвечают за руление, старт, подход – в их зоне ответственности участки воздушного пространства на самом аэродроме и на незначительном удалении от него.
18
"Взлёт разрешаю!" Этой команды ждут все пилоты. Но и водители спецтехники тоже согласуют свои манёвры, только им говорят: "Разрешаю пересечение ВПП 2", указывая конкретные рулёжные дорожки, по которым можно безопасно проехать к нужному месту на перроне.
19
Вся смена работает под управлением руководителя как один отлаженный механизм, позволяющий ежеминутно обслуживать взлёт или посадку. Час за часом, день за днём, год за годом...
20
Кстати, в Главном центре установлена вот такая композиция в честь 20-летия Госкорпорации по организации воздушного движения.
21
Мы сегодня познакомились с работой Главного центра и аэродромного диспетчерского пункта. А что между ними?
Не так давно я показывала Екатеринбургский укрупнённый центр управления воздушным движением, который был открыт в декабре 2018 г.
22
А чтобы далеко не ездить, в Главном центре представлены увидеть макеты укрупнённых центров и вышек КДП (контрольно-диспетчерские пункты) новой единой системы ОрВД, которые в последние годы были построены и открыты в различных уголка России.
23
Тюменский укрупненный центр Единой Системы ОрВД был введен в эксплуатацию в октябре 2018 г.
Наряду с Екатеринбургом это один из флагманских проектов - гордость Госкорпорации.
24
Командно-диспетчерский пункт аэропорта «Сочи» также является одним из флагманских проектов. С этой вышки обслуживалось интенсивное воздушное движение во время Олимпиады Сочи-2014. На тот момент были побиты все мыслимые и немыслимые рекорды, которые позже смог переплюнуть только ЧМ по футболу 2018 г.
25
Калининградский РЦ ЕС ОрВД - обособленный проект в контексте строительства укрупненных центров.
Формально он не является укрупненным центром, а остается районным. Но, поскольку это изолированный анклав РФ, он имеет особый статус и из этого здания контролируется все воздушное пространство над Калининградской областью.
26
Слева командно-диспетчерский пункт аэропорта «Белгород».
Справа макет филиала «Камчатаэронавигация». Этот проект рождался в муках, были определенные проблемы с подрядчиком. К решению вопроса подключался даже советник президента Игорь Иванов. В результате все было построено, введено в эксплуатацию и прекрасно работает в Петропавловске-Камчатском.
27
Также не так давно были открыты новые командно-диспетчерский пункт и Центр управления аэропорта Южно-Сахалинска и командно-диспетчерский пункт аэропорта Благовещенска.
28
Ну и конечно, же макет Командно-диспетчерского пункта аэропорта «Шереметьево», где мы сегодня с вами побывали.
29
Макет высокой детализации, даже можно рассмотреть диспетчера за работой.
30
Госкорпорация по ОрВД ставит перед собой цель "Стать первым среди лучших поставщиков аэронавигационного обслуживания в мире".
Взлетать и садиться вовремя, летать безопасно – для этого ежедневно делают свою работу миллионы людей во всём мире. Из них почти 30 тысяч – сотрудники Госкорпорации.
Они планируют и управляют, поддерживают связь между диспетчерскими пунктами и воздушными судами, обслуживают аэронавигационное оборудование, тестируют системы посадки.
И дают нам разрешение на взлёт. Полетели?
31
Но в средней полосе есть хотя бы верные путевые точки: тут дерево, там холм или овраг. А в небе ориентироваться во много крат сложнее. Приметишь облачко, а через пару секунд его уже и не видать – при скорости полёта в 800 км/час облака – ненадёжный ориентир, да и в пешем походе они не помогут удерживать верное направление.
Но не всё безнадёжно. В гражданской авиации найдено и отработано до совершенства построение воздушных трасс. У них нет видимой разметки, нет привычных "земных" светофоров, зато есть радиомаяки, обозначающие "узловые точки", и есть система управления воздушным движением, которая сопровождает каждый борт от того момента, когда полёт только планируется, до момента окончания полёта.
Мы много раз летали в качестве пассажиров, видели, как кипит работа на перроне. Сегодня же посмотрим с другой стороны – с рабочих мест диспетчеров, занимающихся планированием и непосредственным управлением полётами.
Куда мы летаем чаще всего? В командировку? В отпуск? Как правило, поездка начинается с планирования. До того, как мы перешагнём порог родного дома, мы решаем, куда и как будем добираться, какие места посетим, когда вернёмся обратно. Полёты также начинаются с планирования. Следовательно, в каком-то смысле наши воздушные путешествия стартуют в этом здании на Ленинградском проспекте в Москве.
3
Если зайти на Флайтрадар, можно обнаружить, как значки самолётов, выстроившись друг за другом, тянутся с запада на восток и обратно. Где-то их меньше, где-то больше. Но никогда, ни на одном участке воздушных трасс их не должно быть слишком много, так как между воздушными судами должны выдерживаться безопасные интервалы.
А попробуй выдержать эти интервалы, когда всем нужно лететь в одно и то же время? За 2018 год над нашими головами, то есть в небе над Россией, было выполнено 1 млн 682 тыс. 318 полётов, и с каждым годом их становится всё больше и больше.
4
Для примера, за первые два месяца 2019 года прирост интенсивности полётов составил 7,7%. Все эти самолёты как пчёлки носятся от аэропорта к аэропорту, собирают пассажиров и приносят нам радость от перелётов, открытий и встреч. Но сейчас в небе ещё спокойно, в августе же нагрузка увеличивается до максимальных значений.
5
Вернёмся к планированию. Итак, мы купили билеты. А авиакомпания подала заявку на выполнение полёта. Сообщения подаются в Главный центр Единой системы Организации воздушного движения.
В ней указано, кто, когда, откуда и куда собирается лететь, по какому маршруту и на каком самолёте. Заявки обрабатываются диспетчерами планирования, которые должны оценить, всё ли компания запрашивает правильно, не пытается ли она спланировать полёт через закрытую зону, или пересечь границу в неположенном месте.
6
Если всё в порядке, заявка будет принята, её включат в план полётов. Когда воздушное судно будет только рулить в аэропорту вылета, диспетчеры будут готовы сопроводить его на всех этапах полёта. И это касается не только литерных рейсов – каждому полёту уделяется пристальное внимание. Просто за организацией полётов первых лиц следит отдельная группа специалистов.
7
Но бывает так, что в заявке содержатся ошибки, либо по тем или иным причинам полёты по запрашиваемому маршруту невозможны. Тогда диспетчеры планирования предлагают исправить заявку, проводят перемаршрутизацию, назначают увеличенные интервалы продольного эшелонирования.
8
Иногда приходится обсуждать детали полёта с офисами авиакомпаний, расположенными в других часовых поясах, в тысячах километров от Москвы.
Но работа в Главном центре идёт круглосуточно, поэтому все заявки отрабатываются максимально оперативно.
Работа начинается за несколько дней до выполнения рейса. Сначала, с упреждением в два или более дня, ведётся стратегическое планирование, накануне – предтактическое планирование использования воздушного пространства, непосредственно в день полёта – тактическое планирование. В сутки приходится работать с тысячами заявок. И справляются с этой работой всего несколько человек. Ну и несколько десятков мощных компьютеров, обрабатывающих колоссальные объёмы информации.
10
Кстати, организация воздушного движения – вполне себе женская работа. Диспетчеры в юбках наравне с мужчинами решают задачи, связанные с планированием и управлением, организацией потоков и контролем выполнения правил использования воздушного пространства.
11
Структура Единой системы ОрВД помимо главного центра включает в себя зональные и региональные центры, районные центры, аэроузловые диспетчерские центры и аэродромные диспетчерские центры. Там диспетчеры ведут взаимодействие уже непосредственно с пилотами воздушных судов, выполняющими полёты по трассам, либо осуществляющими взлёты и посадки.
Переберёмся ближе к аэропортам и самолётам – на вышку в аэропорту "Шереметьево".
13
Построена она в 2013 году, шесть лет назад её торжественно открыли. А вот терминал B, который виден за ней, построен позже.
14
Высота этой красавицы – 56 метров. Пункты управления полётами расположены на двух уровнях: на 41 и 45 метрах.
15
Благодаря большой площади остекления диспетчеры имеют отличный обзор лётного поля, что помогает контролировать все перроны, взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки.
16
В условиях плохой видимости диспетчерам помогают приборы: на экранах видны отметки воздушных судов, наземной техники.
17
Непосредственно здесь идёт работа с бортами, выполняющими полёты рядом с "Шереметьево".
Даже если любитель аэрофотосъёмки хочет поднять свой дрон в Химках, он должен согласовать использование воздушного пространства. Работой с такими пользователями занимается отдельный специалист. Другие диспетчера отвечают за руление, старт, подход – в их зоне ответственности участки воздушного пространства на самом аэродроме и на незначительном удалении от него.
18
"Взлёт разрешаю!" Этой команды ждут все пилоты. Но и водители спецтехники тоже согласуют свои манёвры, только им говорят: "Разрешаю пересечение ВПП 2", указывая конкретные рулёжные дорожки, по которым можно безопасно проехать к нужному месту на перроне.
19
Вся смена работает под управлением руководителя как один отлаженный механизм, позволяющий ежеминутно обслуживать взлёт или посадку. Час за часом, день за днём, год за годом...
20
Кстати, в Главном центре установлена вот такая композиция в честь 20-летия Госкорпорации по организации воздушного движения.
21
Мы сегодня познакомились с работой Главного центра и аэродромного диспетчерского пункта. А что между ними?
Не так давно я показывала Екатеринбургский укрупнённый центр управления воздушным движением, который был открыт в декабре 2018 г.
22
А чтобы далеко не ездить, в Главном центре представлены увидеть макеты укрупнённых центров и вышек КДП (контрольно-диспетчерские пункты) новой единой системы ОрВД, которые в последние годы были построены и открыты в различных уголка России.
23
Тюменский укрупненный центр Единой Системы ОрВД был введен в эксплуатацию в октябре 2018 г.
Наряду с Екатеринбургом это один из флагманских проектов - гордость Госкорпорации.
24
Командно-диспетчерский пункт аэропорта «Сочи» также является одним из флагманских проектов. С этой вышки обслуживалось интенсивное воздушное движение во время Олимпиады Сочи-2014. На тот момент были побиты все мыслимые и немыслимые рекорды, которые позже смог переплюнуть только ЧМ по футболу 2018 г.
25
Калининградский РЦ ЕС ОрВД - обособленный проект в контексте строительства укрупненных центров.
Формально он не является укрупненным центром, а остается районным. Но, поскольку это изолированный анклав РФ, он имеет особый статус и из этого здания контролируется все воздушное пространство над Калининградской областью.
26
Слева командно-диспетчерский пункт аэропорта «Белгород».
Справа макет филиала «Камчатаэронавигация». Этот проект рождался в муках, были определенные проблемы с подрядчиком. К решению вопроса подключался даже советник президента Игорь Иванов. В результате все было построено, введено в эксплуатацию и прекрасно работает в Петропавловске-Камчатском.
27
Также не так давно были открыты новые командно-диспетчерский пункт и Центр управления аэропорта Южно-Сахалинска и командно-диспетчерский пункт аэропорта Благовещенска.
28
Ну и конечно, же макет Командно-диспетчерского пункта аэропорта «Шереметьево», где мы сегодня с вами побывали.
29
Макет высокой детализации, даже можно рассмотреть диспетчера за работой.
30
Госкорпорация по ОрВД ставит перед собой цель "Стать первым среди лучших поставщиков аэронавигационного обслуживания в мире".
Взлетать и садиться вовремя, летать безопасно – для этого ежедневно делают свою работу миллионы людей во всём мире. Из них почти 30 тысяч – сотрудники Госкорпорации.
Они планируют и управляют, поддерживают связь между диспетчерскими пунктами и воздушными судами, обслуживают аэронавигационное оборудование, тестируют системы посадки.
И дают нам разрешение на взлёт. Полетели?
31
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]