Село Душатин, храм Василия Великого.
---
1) Наши воскресные "покатушки" с другом Мишей начались в 7 утра, да, по будням приходится и без того просыпаться в это время, но воскресенье есть выходной день, поэтому надо отдыхать, что мы сделали. Всё-таки мы отправились в 8 часов, так как спать хотелось всё-таки. Предстояло заехать в соседний райцентр Сураж, а оттуда проехать к селу Душанино, расположенного в 10 км от границы с Могилёвской областью Беларуси.
2) Прибыв в это село мы обнаружили, что даже мобильные операторы переключились на белорусские, и мы оказались в роуминге не покидая пределы России.
Сначала лучше рассказать о селе Душатин. Село основано в 1710 году господарем Иваном Даровским как слобода; вскоре переходит к Гудовичам (в конце XVIII - начале XIX века - центр владений фельдмаршала И.В. Гудовича). В 1886 году Душатин упоминается как местечко владельческое, при безымянном озере, число двором 149, мужчин 551, женщин 579, церковь православная, свеклосахарный завод. До 1781 входило в Мглинскую сотню Стародубского полка, с 1782-1921 в Суражском уезде (с 1861 - центр Душатинской волости); в 1921-1929 в Клинцовском уезде (до 1927 - волостной центр, затем в Суражской волости). Максимальное число жителей 2090 человек на момент 1901 года. В 2012 года население села 415 человек.
3) Нынешний деревянный храм был построен в 1896 году на средства местной помещицы Матвеевой. В храме были устроены три Алтаря: центральный — во имя Святителя Василия Великого, и два придела: правый — во Имя Святой Троицы и левый — во имя Великомученицы Варвары.
Храм возведён на возвышенном участке главной улицы села на месте прежней 1733 г., пришедшей в ветхое состояние. Бревенчатые стены рублены без остатка, снаружи и внутри обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный храм крупных размеров, выполненный в характерном для этого времени русском стиле. Сложная пространственная композиция здания с крещатым построением объемов во многом восходит к зодчеству XVII-XVIII вв.
4) Высокий центральный четверик окружен более низкими прямоугольными пристройками (двумя боковыми рукавами с приделами, пятигранным алтарем и удлиненной трапезной), в углах между которыми встроены меньшие квадратные в плане прирубы. Четверик несет световой восьмерик с пологим шатром, завершенным луковичной главой на вытянутой двухъярусной шейке. Над угловыми прирубами расположены поставленные на глухих четвериках декоративные восьмерики, также увенчанные шатрами с главками; они образуют своеобразное пятиглавие храма. Им как бы противопоставлена высокая и стройная колокольня, примыкающая к трапезной.
5) Она расчленена на пять ярусов: два четверика (нижний с входным крыльцом служил папертью) и три восьмерика (первый низкий и глухой, второй с окнами и третий с проемами звона), завершенные шатром с главой на двухъярусной шейке. Нарядное убранство фасадов включает накладные лопатки на углах объемов, карнизы с фронтонами, а также треугольные щипцы и килевидные кокошники, врезанные в шатровые кровли. Главный, западный и боковые входы выделены высокими крыльцами с портиками и широкими лестницами. Богатство внешнего облика дополняют наличники разных по форме окон: одностворчатых и трехстворчатых, с частой сеткой тонких переплетов и остроугольными завершениями.
5) В интерьере все помещения соединены друг с другом широкими арками, благодаря чему достигается ощущение единства внутреннего пространства. Обособлена лишь паперть с узкими боковыми помещениями по сторонам. Храм имеет простой иконостас с иконами конца XIX-начала XX вв., украшенными на украинский манер расшитыми крестьянскими полотенцами, и церковную утварь того же времени.
Храм закрыт, но мы прошли сзади через проём в заборе. Нам повезло, что мы приехали в тот момент, когда ещё не было листьев, так бы не смогли снять полностью храм. При этом окружающие деревья создают уединённость пребывания и прогулки там.
2) Прибыв в это село мы обнаружили, что даже мобильные операторы переключились на белорусские, и мы оказались в роуминге не покидая пределы России.
Сначала лучше рассказать о селе Душатин. Село основано в 1710 году господарем Иваном Даровским как слобода; вскоре переходит к Гудовичам (в конце XVIII - начале XIX века - центр владений фельдмаршала И.В. Гудовича). В 1886 году Душатин упоминается как местечко владельческое, при безымянном озере, число двором 149, мужчин 551, женщин 579, церковь православная, свеклосахарный завод. До 1781 входило в Мглинскую сотню Стародубского полка, с 1782-1921 в Суражском уезде (с 1861 - центр Душатинской волости); в 1921-1929 в Клинцовском уезде (до 1927 - волостной центр, затем в Суражской волости). Максимальное число жителей 2090 человек на момент 1901 года. В 2012 года население села 415 человек.
3) Нынешний деревянный храм был построен в 1896 году на средства местной помещицы Матвеевой. В храме были устроены три Алтаря: центральный — во имя Святителя Василия Великого, и два придела: правый — во Имя Святой Троицы и левый — во имя Великомученицы Варвары.
Храм возведён на возвышенном участке главной улицы села на месте прежней 1733 г., пришедшей в ветхое состояние. Бревенчатые стены рублены без остатка, снаружи и внутри обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный храм крупных размеров, выполненный в характерном для этого времени русском стиле. Сложная пространственная композиция здания с крещатым построением объемов во многом восходит к зодчеству XVII-XVIII вв.
4) Высокий центральный четверик окружен более низкими прямоугольными пристройками (двумя боковыми рукавами с приделами, пятигранным алтарем и удлиненной трапезной), в углах между которыми встроены меньшие квадратные в плане прирубы. Четверик несет световой восьмерик с пологим шатром, завершенным луковичной главой на вытянутой двухъярусной шейке. Над угловыми прирубами расположены поставленные на глухих четвериках декоративные восьмерики, также увенчанные шатрами с главками; они образуют своеобразное пятиглавие храма. Им как бы противопоставлена высокая и стройная колокольня, примыкающая к трапезной.
5) Она расчленена на пять ярусов: два четверика (нижний с входным крыльцом служил папертью) и три восьмерика (первый низкий и глухой, второй с окнами и третий с проемами звона), завершенные шатром с главой на двухъярусной шейке. Нарядное убранство фасадов включает накладные лопатки на углах объемов, карнизы с фронтонами, а также треугольные щипцы и килевидные кокошники, врезанные в шатровые кровли. Главный, западный и боковые входы выделены высокими крыльцами с портиками и широкими лестницами. Богатство внешнего облика дополняют наличники разных по форме окон: одностворчатых и трехстворчатых, с частой сеткой тонких переплетов и остроугольными завершениями.
5) В интерьере все помещения соединены друг с другом широкими арками, благодаря чему достигается ощущение единства внутреннего пространства. Обособлена лишь паперть с узкими боковыми помещениями по сторонам. Храм имеет простой иконостас с иконами конца XIX-начала XX вв., украшенными на украинский манер расшитыми крестьянскими полотенцами, и церковную утварь того же времени.
Храм закрыт, но мы прошли сзади через проём в заборе. Нам повезло, что мы приехали в тот момент, когда ещё не было листьев, так бы не смогли снять полностью храм. При этом окружающие деревья создают уединённость пребывания и прогулки там.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]