АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца»
01.03.2019 226 0 0 foto-history

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца»

---
0
В закладки

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Когда в начале семидесятых на Московском автозаводе имени Ленинского комсомола задумались о новом автомобиле, который в будущем заменит Москвичи 408 и 412, стало очевидно, что ему потребуется новый двигатель увеличенного рабочего объема. Ведь модель с кодовым обозначением "3-5" должна было оказаться в более высоком классе, чем прежние Москвичи и новейший ВАЗ-2101. Спору нет, верхнеклапанный двигатель УЗАМ-412 был вполне на уровне, но будущая машина должна была занять в табели о рангах место между Жигулями и Волгой – а это значит, что рабочий объем двигателя нового Москвича должен был увеличиться до 1,6-1,8 литра.


Увы, давний партнер АЗЛК – Уфимский завод воспринял такую идею «в штыки», отказавшись от работ по модернизации «четыреста двенадцатого двигателя» и увеличению рабочего объема. Официальная причина – «в связи с ограниченными возможностями оборудования для обработки коленчатых валов». Заводчанам стало ясно, что «новое сердце» для будущего Москвича придется осваивать собственными силами.



К сожалению, значительный пласт наработок конструкторов АЗЛК был «похоронен» вследствие кадровых перипетий: после того, как в 1976 году руководить заводом начали бывшие работники ЗИЛа, они стали рассматривать вариант приобретения лицензии на выпуск готового автомобиля – так, как это было сделано на ВАЗе.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


В Минавтопроме СССР к тому времени вдобавок решили, что новая модель АЗЛК должна получить привод на передние колеса. «Переднеприводная» тема была модной в мире – и она набирала обороты даже в Советском Союзе. Тольяттинский завод к тому времени уже несколько лет занимался разработкой будущей «восьмерки», а в Москве трудились над перспективными моделями классической компоновки, резонно рассудив, что многие мировые производители (Mercedes, BMW) остаются верны заднеприводной компоновке. Спущенное сверху решение отбросило АЗЛК практически на десятилетие назад – ведь, по сути, работами пришлось заниматься с нуля.

С чужого плеча

Поскольку деньги на приобретение лицензии для выпуска какой-нибудь переднеприводной машины вроде Renault 16 никто выделять не собирался, заводчанам в приказном порядке пришлось заниматься разработкой нового Москвича на базе французского автомобиля Simca 1307. Машина была неплохой и даже стала Автомобилем года-1976, но… Перерисовать формы кузова – это одно, а разработать силовой агрегат для незнакомой компоновочной схемы – другое. Тем более, что у исходной «Симки» мотор был расположен поперечно, а не продольно.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Таким образом, будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца»: в спешном порядке конструкторам прямо на реальном французском хэтчбеке пришлось адаптировать имевшийся в их распоряжении «четыреста двенадцатый мотор».

Ранний прототип заводчане метко нарекли Максимкой

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Но сразу стало очевидно, что для мощной и дорогой машины более высокого класса, чем прежние Москвичи, этот двигатель слабоват как по развиваемой мощности, так и по максимальному крутящему моменту. Для того, чтобы все же поставить модель на конвейер в середине восьмидесятых, в качестве альтернативы было решено использовать двигатель главного конкурента АЗЛК – от автомобиля ВАЗ. Наиболее мощным на тот момент был мотор «шестерки» – как известно, заднеприводного автомобиля. Именно так – переднеприводные Спутники во время работы над «сорок первым» еще просто не выпускались, и заводчанам пришлось приспосабливать к переднеприводному Москвичу моторы от «классик» – собственной модели 2140 и «люксовых» Жигулей 2106.
Это обстоятельство вынудило конструкторов «подсмотреть» компоновку у автомобилей концерна VAG – в частности, модели Audi 100.

Продольное расположение силового агрегата и передний привод – примерно как на Audi 100 тех лет
АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Ведь классические моторы пришлось расположить продольно, поскольку из-за межцентрового расстояния цилиндров установить их поперек вместе с трансмиссией было бы весьма проблематично. С одной стороны, это потребовало увеличения переднего свеса и переноса радиатора системы охлаждения на левую сторону, а с другой – обеспечивало автомобилю довольно просторный салон с учетом наружных габаритов. Правда, сами двигатели пришлось несколько модернизировать, изменив по компоновочным требованиям детали впуска и системы смазки.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Чтобы встать на «сорок первый», двигателю Жигулей (на фото) пришлось потерять родную «кастрюлю»
воздушного фильтра,  да и от родной КП на АЗЛК отказались

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Конструктивные отличия модификации 2106-70 от исходника продиктовоны компоновочными соображениями

Порок сердца

Даже «шестерочный» мотор в доработанном «по месту» варианте 2106-70 с его восьмидесятью силами оказался для нового Москвича явно слабоват, а про устаревший к тому времени уфимский двигатель и говорить нечего – тем более, что из-за компоновочных неувязок конструкторам пришлось «задушить» его неоптимальной высотой впускного коллектора, что в итоге снизило отдачу мотора до 72 л. с.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


В процессе доводки внешность машины слегка менялась. Но по силовым агрегатам все было решено изначально…

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


А советские автомобилисты уже успели распробовать новую тольяттинскую машину восьмой модели, которая даже в базовом 1,3-литровом варианте оказалась очень динамичной. На пятидверной «девятке» вдобавок появился «восемьдесят третий» мотор объемом 1,5 литра, 70 «лошадок» которого обеспечивали новому ВАЗу уверенное преимущество над конкурентами. Так был забит первый гвоздь в гроб «сорок первого» – машина была дорогой (свыше девяти тысяч рублей!), но при этом имела довольно посредственную динамику. Конечно, многих советских пенсионеров динамика АЗЛК-2141 и -21412 вполне устраивала, но… автомобилю прочили большое будущее, которое он с такой «физподготовкой» явно не оправдывал. Многие предпочитали купить либо классические Жигули, либо более резвую и «молодежную» Самару – тем более, что Москвич стоил дороже «девятки»!

Уже когда первые Москвичи обретали своих счастливых (не всегда) владельцев, на заводе начали активно заниматься «моторной темой». Ведь было очевидно, что на модернизированном двигателе Москвича с индексом УЗАМ-331.10 далеко не уедешь, а «шестерочный» мотор ВАЗ поставлял в ограниченном количестве (и то лишь в начале выпуска).

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Двигатель УЗАМ-331.10 (б) не особо отличался от исходника для М-412. И то – не в лучшую сторону.

Мотор, которого не было

Руководству Московского автозавода стало понятно – придется строить собственное моторостроительное предприятие и разрабатывать двигатель для «сорок первого» и последующих моделей самостоятельно.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Перспективный седан с индексом 2142 также должен был выпускаться с новыми двигателями. Увы, не срослось.

Как мы уже рассказывали, за дело взялись не только специалисты АЗЛК, но и вазовцы. Для этого Минавтопром даже организовал специальный конкурс на конструкцию мотора, результаты которого были рассмотрены техсоветом министерства в марте 1987 года. По выводам совета, тольяттинский вариант имел «более глубокую технологическую проработку», но конструкция от АЗЛК была потенциально более экономичной и простой.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Интересная деталь: мотор изначально задумывался в виде семейства различных агрегатов, причем не только работающих на бензине, но и дизельных! А ведь в то время легковой дизель в СССР просто не существовал!

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


На выставке ВДНХ в Москве были представлены два мотора – бензиновый с индексом 21414 и дизель 21423. Чугунный четырехцилиндровый блок с жесткой отливкой, алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением восьмиклапанного ГРМ с ременным приводом – конструкция обеих вариантов получилась вполне традиционной. При этом дизель и бензин довольно сильно унифицировали, что обещало снизить стоимость подготовки производства и упростить в дальнейшем обеспечение запасными частями.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Как специалистов, так и простых потребителей радовало, что 1 800-кубовые агрегаты получились мощными – 95 л. с. у «бензинки» и 65 л. с. – у дизельной версии, что было вполне нормальным с учетом её атмосферности.

В сравнении с имевшимся на «сорок первом» мотором от Жигулей новые двигатели были заметно легче, компактнее и экономичнее.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Москвич пытались продавать за рубежом и с советскими двигателями. Обратите внимание на то, как название автомобиля писали на немецком языке!

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Модель для французского рынка.

В момент представления двигателей широкой общественности на территории АЗЛК уже забили сваи и начали монтировать колонны моторного корпуса, где и предстояло выпускать спроектированные агрегаты. В дальнейшем моторная линейка была дополнена шестнадцатиклапанным вариантом бензинового двигателя 21416 и турбодизелем 21413. Таким образом, в перспективе «сорок первый» наконец-то должен был избавиться от «сердечной недостаточности», получив собственные моторы достаточной мощности.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


В ожидании «своего сердца» большинство ранних Москвичей сошли с конвейера с жигулевским двигателем 2106-70

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


На экспериментальном спортивном Алеко-141КР двигатель «переехал» в заднюю часть кузова

Увы, планам не суждено было стать реальностью: в 1991 году СССР распался, и финансирование проекта было приостановлено. Стало не до моторного производства и самому заводу, ведь в конце восьмидесятых годов банк ВТБ взял под закупку импортного оборудования кредит в размере 800 миллионов долларов, который «висел» на предприятии. В итоге моторостроительный «завод в заводе» так и не был достроен, а переднеприводный Москвич до конца своих дней пользовался чужими силовыми агрегатами.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Фото для венгерского Auto Motor

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


Aleko пытались продавать даже в ФРГ, но – с дизелем Ford

Кроме уже известных моторов ВАЗ-2106-70 и УЗАМ-331.10, под капотом Алеко даже прописались «иностранцы» – в начале девяностых на экспортные модификации устанавливали «всефордовский» двигатель FORD RTF (XLD418) объемом 1,8 литра, а в середине девяностых «сорок первый» наконец-то обрел достойный мотор – двухлитровый бензиновый двигатель Renault F3R272 мексиканского производства, обеспечивавший московской машине разгонную динамику, сравнимую со шестнадцатиклапанными ВАЗами. С 1994 года объем уфимских моторов все-таки увеличился до запланированных еще в семидесятые годы 1,7-1,8 литра, но… к концу ХХ века мощнейший советский автозавод оказался на грани банкротства. Именно поэтому участь АЗЛК-2141 была предрешена независимо от того, какой именно из чужих двигателей стоял под его длинным капотом.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


ЧУДО- ELKO

В 1988 году в Германии на АЗЛК-2141 попробовали примерить дизель ELKO немецкой компании Elsbett. Благодаря оригинальным конструкторским решениям работавший на биотопливе (!) трехцилиндровый дизель с наддувом получался очень экономичным и экологически чистым, при этом его энерговооруженность удивляла даже специалистов. Однако мотор оказался чересчур вибронагруженным.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей


«Сорок первый» с дизелем ELKO демонстрировал уникальную экономичность: расход топлива в среднем составлял около четырех с половиной литров на сотню, а во время выступления «вне зачета» на советском эко-ралли экипажу удалось показать фантастический результат – 2,69 л/100 км! Заводчане сразу взяли чудо-мотор в оборот, планируя выпускать по 120 000 машин с таким силовым агрегатом, однако технологические и, главное, финансовые ограничения поставили крест на практической реализации проекта ЭЛКО. Чуда не случилось.

АЗЛК-2141. Как будущий «сорок первый» оказался лишен собственного «сердца» двигатель, пришлось, «сорок, мотор, более, автомобиля, Москвича, дизель, первый», Москвичи, стало, литра, оказался, вполне, заниматься, моторы, индексом, УЗАМ33110, модели, Жигулей



уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего «сердца»
Как то мы обсуждали Последний минивэн АЗЛК и даже вспоминали про историю Автомобильного Завод имени Ленинского Комсомола, а теперь давайте узнаем еще одну интересную
В новый, 1968 год!
Андронов прислал очень элегантное поздравление: вырезку из заводской газеты АЗЛК накануне 1968 года. Там изображён некий праздничный хоровод вокруг новой малолитражки
Как работает ядерный двигатель
Ядерный ракетный двигатель — ракетный двигатель, принцип действия которого основан на ядерной реакции или радиоактивном распаде, при этом выделяется энергия, нагревающая
Неизвестные внедорожники АЗЛК
  Московский автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) предпринимал несколько попыток сделать внедорожник. Почти все они потерпели фиаско. Проекты
Москвич-402,403,407.
Сегодня покажу семейство 402-го "Москвича", из коллекции автомобильного музея УГМК. Москвич-402 выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956
Ударим тракторопробегом по весенней распутице!
Что-то мало у меня в журнале "железных коней", буду по мере сил исправляться. Трактор СТЗ-3 / СХТЗ-НАТИ. Тракторы этой марки выпускались на Харьковском и Сталинградских
Завершены государственные стендовые испытания двигателя АЛ-41Ф-1
Как сообщило в своем пресс-релизе АО "Объединенная двигателестроитеная корпорация", итоговое заседание Государственной комиссии по турбореактивному двигателю АЛ-41Ф-1
ESA протестировало прямоточный ионный двигатель
Высота орбиты является одним из важнейших параметров любого искусственного спутника Земли. Верхние слои земной атмосферы постепенно тормозят космические аппараты. Чем
Подписан договор на поставку двигателей ПД-14 для опытных образцов самолета МС-21
Как сообщило 26 января 2018 года АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «ОДК-Пермские моторы» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию
Испытание двигателя BE-4 и немного ночной Земли
Компания Blue Origin‏ опубликовала новое видео испытаний двигателя BE-4 (Blue Engine 4). По словам представителей компании, во время теста удалось превысить намеченные
Бегущий по лезвию «Москвич»: как голливудский дизайнер на АЗЛК работал
Звёзд с неба Московский автомобилестроительный завод никогда не хватал: с самого своего основания это был типичный рабочий середнячок, собирающий малолитражки. Тем не
Последний минивэн АЗЛК
«Москвич-2139″ (Арбат) — опытный семиместный автомобиль с кузовом минивэн. Привод автомобиля — передний. Начало разработки — 1987 год, а в металле единственный опытный
Андронов про двигатель АЗЛК
Книгу Андронова Думы о труде все читали, да?)) Даже если читали, то нижеследующий текст всё равно будет небессмысленным. Его мне сегодня прислал Виктор Андронов, сын
Жигомосквич
Жигомосквич
Жигомосквич
26.07.17 ---
Или АЗЛК 2140. Начало. Оригинал взят у 477768 в Локальный апгрейд Легковой автомобиль Москвич-412 Данный вариант Москвича-412 был создан усилиями советско-финской
В России увеличиен ресурс двигателя АИ-222-25
Как сообщает в своем пресс-релизе АО "Объединенная двигателестроительная корпорация", ресурсные испытания турбореактивного двигателя АИ-222-25, которым оснащаются
Феноменально!
Когда-то в Германии некий Густав Гиллер выпускал вот такие вот забавные почти автомобили. Точнее трициклы. Машинки эти получались при помощи инсталляции своеобразного
Расширение производственной базы турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ
Как сообщает в своем пресс-релизе Объединенная двигателестроительная корпорация, АО «ММП имени В.В. Чернышева» получило займ от Фонда развития промышленности (ФРП) на
Двигатель ЯМЗ-780 для "Бумеранга" и "Курганца-25"
На Международном форуме "Армия-2016" ПАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод) представило новый дизельный двигатель ЯМЗ-780 в классе мощности 700 л.с.,
ГП "Завод им.Малышева"  готовится к выпуску танкового двигателя 6ТД-3 мощностью 1500 л.с.
Как сообщает харьковский портал "Status Quo" в материале Алексея Грищенко "В Харькове разрабатывают новый танковый двигатель", в Харькове разрабатывают и готовят к
ОДК объявила тендер на ОКР по созданию двигателя для Ил-112В
Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) объявила тендер на опытно-конструкторские работы (ОКР) по