Как мы делали "фальшивое" плетение.
---
На днях в Екатеринбурге на Чапаева-10 (Центр традиционной народной культуры Среднего Урала) проходил наш мастер-клас с педагогами области. Педагогов было 14 человек. Как сказал кто-то из них:
-Как февраль, так у нас берестяной мастер-класс.
В прошлом феврале мы делали туесок с резьбой, сегодня делаем с плетением. Мастер-класс был довольно объёмный. Длился он пять часов. За это время участники смогли сделать туесок с "фальшивым" плетением.
Почему плетение именно "фальшивое"? Просто настоящее плетение - это когда всё изделие плетут из одних и тех же полос. У нас не так. У нас делаются обычные заготовки внутреннего и внешнего слоя. На внешней заготовке делаются длинные разрезы, в которые и вплетаются поперечные полосы. Потом всё собирается как обычный туесок. Но это вы всё увидите.
Раскладываем заготовки. Естественно, если делать всё с нуля, то пяти часов было бы недостаточно. Поэтому у нас заготовки уже нарезаны и расслоены. Это обычная практика наших выездных мастер-классов. Люди не тратят время на нарезку и расслаивание заготовок. К тому же, берестяные заготовки бывают очень разными. И расслаиваются они тоже неодинаково. Какую-то можно расслоить одним движением, а с какой-то придётся помучиться. Чтобы люди не мучились, заготовки у нас уже расслоены и нарезаны в размер. Внешняя заготовка на снтиметр длиннее внутренней.
Сначала обычная процедура изготовления "замка" по краям обеих заготовок. Самое сложное здесь - разметка. Ошибёшься в разметке - потом при сборке возникнет перекос, изделие может выйти сморщенным. Вроде обошлось без явных огрехов. Потом делаем длинные горизонтальные прорези. Кто-то в это время пробивает полукруглым резцом края будущих поясков.
Большой проблемой многолюдных мастер-классов стало то, что на всех участников не хватает режущих инструментов. Или они есть, но очень разные по качеству. Например, пробойник из плохой стали сколько не точи, всё равно не наточишь идеально. Конечно все инструменты мы перед поездкой постарались наточить поострее, но у многих они режут плохо. Хороший пробойник нужно заказывать специально, в магазине его не купишь. А возможности для заказа у нас сейчас нет.
Потом нужно нарезать поперечные полоски заплести их в сделанные раньше разрезы. Получается вот такое полотно внешнего слоя, готовое к окраске. Красим его марганцовкой. Дальше его нужно протереть растворителем, распарить и собрать оба слоя будущего туеска. Наши хозяева сегодня постарались и поставли нам плитку, кастрюлю и два термопота. Это такие огромные "вечнокипящие" чайники. Из них мы доливаем воду в кастрюлю, из них же пьём чай. Окунаем заготовки в кастрюлю с горячей водой. Часть марганца размывается, и в воде плавают какие-то странные коричневые хлопья. Примерно с третьего распаривания стенки кастрюли покрываются жуткой грязью. Удастся ли её потом отмыть?
Самая ответственная часть - сборка. Дальше размечаем и устанавливаем декоративные пояски. Потом пробивание отверстий под оплётку и оплётка. У нас своеобразное разделение труда. Аля контролирует одни этапы сборки туеска, я - другие. Например, окраска и протирка растворителем - на ней, сборка корпусов и установка поясков - на мне.
И наконец последний этап - установка донышек. Напомню, что донышки устанавливаются в предварительно распаренный корпус. Получается, что окунать берестяные заготовки в горячую воду приходится пять раз для каждого туеска. Это необходимо, ведь береста хорошо гнётся и тянется только пока она мокрая и горячая.
Донышки как всегда на мастер-классах уже выточены из дерева заранее. Их штук сорок и они все немного - на миллиметр, два, три - отличаются друг от друга по диаметру. Это позволяет подобрать нужное для каждого туеска. Они не могут быть одинаковыми, хотя все берестяные заготовки вроде и одного размера. Но береста бывает разной толщины и по-разному растягивается. Крышек для туесков мы на таких мастер-классах не делаем. Слишком сложно и долго. Если сорок донышек, очень простых по форме, можно выточить без особых хлопот, то сорок крышек, более сложных по форме, плюс сорок ручек - это уже трудно.
Ну, вот и всё. Пять часов напряжённой работы позади. Вот что получилось у участников мастер-класса. Без туеска не ушёл никто. Все участники остались очень довольны. Все сделали своими руками изделие, и каждый получил от Центра сертификат о повышении квалификации. Кому-то это нужно для педагогической аттестации, кому-то просто для развития.
Мастер-класс - это такое дело, от которого устаёшь ужасно. За эти часы мы с Алей всё время говорили, всё время показывали. Нам трудно справляться даже вдвоём, и совсем невозможно было бы справиться с этим кому-то одному.
Усталые и довольные, мы грузим в огромный рюкзак все двадцать килограммов наших инструментов и оставшуюся бересту. Нам ещё нужно вернуться в Новоуральск.
Ещё по теме.
Туесок с "фальшивым" плетением.
Изготовление простого туеска . Часть 1-ая.
Изготовление простого туеска. Часть 2-ая.
-Как февраль, так у нас берестяной мастер-класс.
В прошлом феврале мы делали туесок с резьбой, сегодня делаем с плетением. Мастер-класс был довольно объёмный. Длился он пять часов. За это время участники смогли сделать туесок с "фальшивым" плетением.
Почему плетение именно "фальшивое"? Просто настоящее плетение - это когда всё изделие плетут из одних и тех же полос. У нас не так. У нас делаются обычные заготовки внутреннего и внешнего слоя. На внешней заготовке делаются длинные разрезы, в которые и вплетаются поперечные полосы. Потом всё собирается как обычный туесок. Но это вы всё увидите.
Раскладываем заготовки. Естественно, если делать всё с нуля, то пяти часов было бы недостаточно. Поэтому у нас заготовки уже нарезаны и расслоены. Это обычная практика наших выездных мастер-классов. Люди не тратят время на нарезку и расслаивание заготовок. К тому же, берестяные заготовки бывают очень разными. И расслаиваются они тоже неодинаково. Какую-то можно расслоить одним движением, а с какой-то придётся помучиться. Чтобы люди не мучились, заготовки у нас уже расслоены и нарезаны в размер. Внешняя заготовка на снтиметр длиннее внутренней.
Сначала обычная процедура изготовления "замка" по краям обеих заготовок. Самое сложное здесь - разметка. Ошибёшься в разметке - потом при сборке возникнет перекос, изделие может выйти сморщенным. Вроде обошлось без явных огрехов. Потом делаем длинные горизонтальные прорези. Кто-то в это время пробивает полукруглым резцом края будущих поясков.
Большой проблемой многолюдных мастер-классов стало то, что на всех участников не хватает режущих инструментов. Или они есть, но очень разные по качеству. Например, пробойник из плохой стали сколько не точи, всё равно не наточишь идеально. Конечно все инструменты мы перед поездкой постарались наточить поострее, но у многих они режут плохо. Хороший пробойник нужно заказывать специально, в магазине его не купишь. А возможности для заказа у нас сейчас нет.
Потом нужно нарезать поперечные полоски заплести их в сделанные раньше разрезы. Получается вот такое полотно внешнего слоя, готовое к окраске. Красим его марганцовкой. Дальше его нужно протереть растворителем, распарить и собрать оба слоя будущего туеска. Наши хозяева сегодня постарались и поставли нам плитку, кастрюлю и два термопота. Это такие огромные "вечнокипящие" чайники. Из них мы доливаем воду в кастрюлю, из них же пьём чай. Окунаем заготовки в кастрюлю с горячей водой. Часть марганца размывается, и в воде плавают какие-то странные коричневые хлопья. Примерно с третьего распаривания стенки кастрюли покрываются жуткой грязью. Удастся ли её потом отмыть?
Самая ответственная часть - сборка. Дальше размечаем и устанавливаем декоративные пояски. Потом пробивание отверстий под оплётку и оплётка. У нас своеобразное разделение труда. Аля контролирует одни этапы сборки туеска, я - другие. Например, окраска и протирка растворителем - на ней, сборка корпусов и установка поясков - на мне.
И наконец последний этап - установка донышек. Напомню, что донышки устанавливаются в предварительно распаренный корпус. Получается, что окунать берестяные заготовки в горячую воду приходится пять раз для каждого туеска. Это необходимо, ведь береста хорошо гнётся и тянется только пока она мокрая и горячая.
Донышки как всегда на мастер-классах уже выточены из дерева заранее. Их штук сорок и они все немного - на миллиметр, два, три - отличаются друг от друга по диаметру. Это позволяет подобрать нужное для каждого туеска. Они не могут быть одинаковыми, хотя все берестяные заготовки вроде и одного размера. Но береста бывает разной толщины и по-разному растягивается. Крышек для туесков мы на таких мастер-классах не делаем. Слишком сложно и долго. Если сорок донышек, очень простых по форме, можно выточить без особых хлопот, то сорок крышек, более сложных по форме, плюс сорок ручек - это уже трудно.
Ну, вот и всё. Пять часов напряжённой работы позади. Вот что получилось у участников мастер-класса. Без туеска не ушёл никто. Все участники остались очень довольны. Все сделали своими руками изделие, и каждый получил от Центра сертификат о повышении квалификации. Кому-то это нужно для педагогической аттестации, кому-то просто для развития.
Мастер-класс - это такое дело, от которого устаёшь ужасно. За эти часы мы с Алей всё время говорили, всё время показывали. Нам трудно справляться даже вдвоём, и совсем невозможно было бы справиться с этим кому-то одному.
Усталые и довольные, мы грузим в огромный рюкзак все двадцать килограммов наших инструментов и оставшуюся бересту. Нам ещё нужно вернуться в Новоуральск.
Ещё по теме.
Туесок с "фальшивым" плетением.
Изготовление простого туеска . Часть 1-ая.
Изготовление простого туеска. Часть 2-ая.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]