Почему нельзя доверять Википедии на примере железнодорожного моста в Ионаве
---
Нынче модно по любому вопросу лезть в интернет, будь то симптомы аппендицита или причины начала Второй Мировой войны. Ну, а главным информатором там является Википедия. И пусть все мы понимаем, что не всему написанному даже во Всемирной электронной энциклопедии стоит верить, но если более не с кем проконсультироваться большинство из нас ищет и находит информацию именно здесь каждый день. Сам то я давно уже начал перепроверять любую необходимую мне информацию, но не каждый же раз искать специалиста по пустяковому вопросу.
Этот пост я собирался написать об удивительном железнодорожном мосте в Ионаве (Jonava), но на стадии собирании информации столкнулся с явным несоответствием между написанным в интернете и увиденным лично. Дополнительной информации найти не удалось. Лишь путём сопоставления архивных и собственных снимков мне, кажется, стала понятна истина. А дело было так!
2.
Ещё прошлой весной мы проезжали небольшой, но важный промышленный городок Ионава, расположенный 32 километрах от Каунаса. Одной из причиной начала его экономического подъема было постройка в этом месте железной дороги более ста лет назад, соединивший балтийские незамерзающие порты с Украиной.
В 1914 году в быстро растущем городке был построен новый железнодорожный мост. Проектом руководил известный инженер Пятрас Вилейшис. Этот выходец из простой литовской крестьянской семьи учился в Санкт-Петербурге, практику проходил в Бельгии и сделал стремительную карьеру при постройке мостов, так необходимых в те времена для Российской империи. Он руководил их строительствами в Украине, Польше и Сибири и сколотил огромное состояние на этом деле. Железнодорожный виадук в Ионаве был тоже его детищем.
3.
Это строение вошло в историю Литвы ещё из-за одного факта. Для охраны стратегически важного объекта здесь в 30-ых годах прошлого века были построено несколько пулемётных дотов. Эти строения стали первыми подобными объектами, возведёнными в независимой Литве литовцами по литовским проектам.
4.
К сожалению, мост оказался разрушен во время Второй Мировой войны. Он был перестроен сразу же после окончания войны, причём, как утверждают сразу несколько интернетных источников во главе с Википедией, его возвели заново в 20 метрах от остатков старого моста. Пулемётные доты же при этом не плохо сохранились. Ради них и оригинальной конструкции моста мы заехали в Ионаву прошлой осенью.
5.
Здесь мы тут же заметили ряд странных несоответствий. Железнодорожный мост держался на выстроенной посреди реки Нерис мощной каменной опоре, другая точно такая же опора, но размером поменьше действительно была расположена в 20 метрах от моста. По ней якобы проходил старый мост. Вот только не надо быть экспертом чтобы заметить, что обе опоры были практически идентичными и явно построенными в одно и тоже время.
6.
Другой момент – прямо у железнодорожного полотна на возвышености с обеих сторон современного моста действительно неплохо сохранились два пулемётных дота. Они были расположены так чтобы защищать именно новый, но никак не старый разрушенный мост.
Само же инженерное решение моста не могло не поражать. Огромные стальные фермы, мощные клёпанные детали – это сооружение строили явно на века.
7.
С высокой насыпи моста были хорошо видны окраины Ионавы. Городок этот был дважды почти полностью разрушен во время последней войны, поэтому здесь почти не сохранилось старинной застройки.
8.
Уже вернувшись домой, я начал искать архивные фотографии этого места. Найденные снимки полность опровергли версию Википедии. На них хорошо видно, что до войны здесь находилось два моста – один повыше железнодорожный, другой же пониже пешеходный. Судя по всему они были построены в одно и тоже время.
9.
При наступлении 1941-го года немецкие войска сумели захватить оба моста без разрушений.
10.
Видимо, лишь в 1944 году эти сооружения были уничтожены. От них остались лишь опоры. В советское время мост поменьше не стали отстраивать заново. От него осталась лишь опора. А вот железнодорожный мост был не только восстановлен, но и укреплён.
11.
Естественно железную дорогу при этом никто никуда не переносил. Доты же сохранились в первоначальном виде. На них видны следы боёв, но при этом выглядят они довольно хлипко. Даже не понятно, как эти укрепления сохранились до наших дней.
Кстати, мост и сейчас имеет стратегическое значение и за ним наблюдают. И хоть будка охранника была пуста, стоило нам попытаться зайти на лишенную рельсов его часть, мигом строгий голос из динамика на столбе предупредил нас не делать этого.
12.
Что же, повторюсь, нынешний мост в Ионаве достоин внимания. Это действительно потрясающее сооружение, на которое стоит взглянуть как изнутри, так и снаружи.
13.
А вот Википедии доверять не стоит. Там много полезной и важной информации, но не меньше ошибок и неточностей, взятых из недостоверных источников. Не стоит перепечатывать слепо оттуда информацию, не проверив её. Лично я так считаю, а какого Ваше мнение? Может на эту тему у Вас есть собственный опыт? Будет интересно его услышать в комментариях!
P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме>. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]