Гибралтар
---
Те, кто пропускал уроки географии, наверняка слышал про Гибралтар из песни Бутусова. Помните? "Гибралтар, Лабрадор, за окном крадется вор". Так вот, Гибралтар – крошечная территория (всего 6,5 квадратных километров), включающая в себя Гибралтарскую скалу и песчаный перешеек, соединяющий её с Пиренейским полуостровом. Уже несколько веков Гибралтар мешает Испании и Великобритании нормально жить.
Всё началось в 1704 году, когда британский адмирал Джордж Рук воспользовался слабостью Испании, захватил перешеек и объявил его владением британского монарха. В течение последующего столетия испанцы несколько раз пытались отбить Гибралтар, но неудачно. А в 1783 году Версальский договор официально закрепил эту территорию за Великобританией.
Хотя Гибралтар и принадлежит Великобритании, там действует собственная Конституция, принятая на референдуме в 2006 году. Законодательная и исполнительная власть формально принадлежит королеве Елизавете II, на деле же стране предоставлено право внутреннего самоуправления: Гибралтаром руководит губернатор и парламент из 18 членов, избираемый населением на 4 года. А ещё существует декоративная должность мэра Гибралтара, которую с 5 апреля 2017 года занимает Мисс Мира-2009 Кайяне Алдорино.
Валюта в стране своя собственная – гибралтарский фунт, но и фунты стерлингов тоже в ходу. Соотношение примерно 50 на 50. Гибралтарский фунт равен британскому по курсу, форме и размеру. Можно расплачиваться и в евро, вот только курс будет грабительским. Официальный язык – английский, при этом 100% населения разговаривает на испанском.
Испанцы до сих пор хотят вернуть себе спорную территорию, поскольку она имеет важное стратегическое значение, позволяя контролировать Гибралтарский пролив. Британцы же уверены, что спорить тут не о чем: страна владеет Гибралтаром уже 300 лет, сами жители тоже хотят быть британскими подданными. Ещё в 1967 году был проведен референдум, на котором за сохранение Гибралтара в составе Великобритании высказались 12 138 жителей. В Испанию захотели вернуться только 44 человека.
01. В 1960-х ситуация накалялась настолько, что Испания объявляла территории полную экономическую блокаду, прекращала морские перевозки, телефонную и телеграфную связь. Сегодня ничего подобного уже нет, перемещение между Гибралтаром и Испанией на данный момент свободное – этого удалось достичь благодаря стараниям ЕС. В 2013 году Испания пыталась ввести сбор за пересечение границы с Гибралтаром, но Еврокомиссия убедила Мадрид не хулиганить.
Гражданам России можно попасть по паспорту с Шенгенской визой. Граница проходится за минуту, у местных документы просто не смотрят, а мне поставили штамп, но только на входе. На выходе из Гибралтара вообще ничего не проверяют!
Однако непонятно, останется ли граница открытой в ближайшее время, ведь жизнь Гибралтара сильно осложнил Brexit. Гибралтар в случае выхода Великобритании из ЕС желает остаться в Евросоюзе, но при этом сохранить британское подданство и не менять его на испанское. На референдуме о Brexit 96% гибралтарцев проголосовали за сохранение Великобритании в составе ЕС. И их желание понятно, ведь в случае выхода из состава Евросоюза Гибралтар потеряет свои экономические льготы, в частности квоты на ловлю рыбы, а государственная граница станет серьёзным препятствием для 10 000 граждан Испании, ежедневно приезжающих на работу в британский анклав.
02. Катастрофическая нехватка пространства привела к появлению в Гибралтаре уникального аэропорта North Front – единственного в мире, у которого взлётно-посадочная полоса пересекает самое оживленное шоссе города, Уинстон Черчилль авеню, ведущее к сухопутной границе с Испанией.
03. Аэропорт построили, когда началась блокада, чтобы можно было как-то наладить сообщение.
04. Когда полётов не предвидится, автомобили спокойно курсируют по трассе. Но каждый раз при взлёте или приземлении самолёта включаются светофоры, перед которыми водителям приходится провести в ожидании 10-15 минут. К счастью для местных водителей, аэропорт принимает не более 30 рейсов в неделю, причём все они из Великобритании.
05. Пересечь ВПП можно и пешком или на велосипеде. Трафик людей и машин – как на оживлённой улице.
06. Аэропорт одновременно военный и гражданский. Здесь находится база Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Военных самолётов в Гибралтаре нет, но НАТО иногда использует аэродром как перевалочную базу или во время учений.
07. Прямо на границе стоят британские модные общественные туалеты!
08. В целом городская среда больше напоминает то, что можно увидеть в Великобритании, чем в соседней Испании. Смотрите, какой роскошный почтовый ящик! И какие столбы защищают пешеходную улицу.
09. Красная телефонная будка. Причём тут таксофоны, в отличие от большинства лондонских, ещё работают. Вообще, у Великобритании самая яркая и узнавая айдентика. Весь мир знает будки, автобусы, почтовые ящики. Наверное, ни у одной другой страны нет таких узнаваемых элементов городской среды.
10. Тротуары защищают очень тщательно. Кстати, движение тут правостороннее, как и во всей Европе. В этом ключевое отличие от Британии. А вот столбики – чёрные с золотом, как в Лононе.
11. В остальном всё совершенно британское. Забегаловки – как в Лондоне.
12. Пушки – как в районе Арсенал.
13. Пешеходов просят смотреть по сторонам. Разумеется, на английском.
14. Фонари на переходе, насколько я понял, питаются от солнечных батарей. Хотя несколько странно было устанавливать батареи на такой узкой улице. На них солнце-то вообще попадает? Фонари, кстати, означают, что у пешехода тут приоритет. Если таких столбов с жёлтыми фонарями нет, значит, водитель может не пропускать пешеходов. Будьте внимательны. А то наши в Лондоне часто не знают такой детали, а потом возмущаются, что их не пропускают.
15. Начало общей зоны. По таким улицам пешеходы и автомобили перемещаются на равных, я об этом явлении уже рассказывал.
16. Проезжая часть выделена визуально. Повсюду массивные британские лавочки.
17. Даже на таких узких улицах растут деревья. Это главная пешеходная улица страны.
18. Народ приезжает в Гибралтар из Испании за сигаретами и бухлом, тут акцизы меньше.
19. Над внешним видом никто особо не парится. Кажется, что Гибралтар застрял в 90-х.
20. Как и в других странах Европы, на пешеходной улице поставили убогие блоки, чтобы террористы не могли подавить народ. Странно, что их никак не декорируют. В Москве, например, блоки превратили в лавочки.
21. Редкий пример нового общественного пространства. Как я уже сказал, над внешним видом тут никто не парится.
22. Навигация британская
23. В 10 метрах от главной улицы жизнь заканчивается.
24. Вымирают магазины, не ходят туристы, ничего нет, кроме ветхих и плохо покрашенных домов.
25. Город забирается на гору.
26. Места мало, так что мусорные баки и парковка делят узкую дорогу. А вот для тротуаров места нет.
27. ЗАБОР! Как так?
28. Выход из дома
29. На старых домах все коммуникации на фасаде. Тут и канализация, и подводка воды. Обычно такие дома реконструируют и коммуникации прячут, но в Гибралтаре всем пофиг.
30. Шикарный старый балкон и старые двери. Как вам?
31. Весь старый город обнесен крепостной стеной. За ней начинается новая жизнь.
32. Бензин дешевле, чем в Испании. Цены указывают и в фунтах, и в евро.
33. Почти вся застройка убогая. Гибралтар очень напоминает какую-то островную колонию где-нибудь в Карибском море или Океании.
34. Ну и что это такое?
35. Жильё
36.
37. Паркинг на въезде в страну
38. В принципе, чтобы обойти Гибралтар, надо полтора часа. Ещё полчаса – чтобы на канатной дороге забраться на вершину горы и сфоткаться с обезьянками, которые там как голуби (кстати, это единственные обезьянки, которые в Европе живут). Всё. Больше делать тут совершенно нечего.
39. Скорее в Испанию!
40. Кстати, Гибралтар вроде как заправляет суда, стоящие на рейде, что запрещено испанскими законами. Но у Гибралтара дешёвый бензин, и испанские законы они не признают.
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]