Как создавался балет "Шурале"
14.02.2019 681 0 -1 foto-history

Как создавался балет "Шурале"

---
-1
В закладки
Леонид Вениаминович Якобсон - ленинградский хореограф известный, прежде всего,
как создатель легендарных советских балетных постановок 1950-х – 1970-х гг.
и балетной труппы «Хореографические миниатюры», сегодня преобразованной
в Театр балета имени Леонида Якобсона.
Долгое время его имя ассоциировалось у ленинградского зрителя с непринятием
классических основ танца, отрицанием академизма в балетном искусстве и открытым
творческим противостоянием с Агриппиной Вагановой.
Как создавался балет


По мнению Леонида Вениаминовича Якобсона, стилистика классической школы балета во многом являлась ограниченной
и подходила для создания на сцене далеко не всех тематических вариаций. Балетмейстер искренне полагал, что стилистические особенности и систему движений, разработанную классической школой, нужно развивать, дополнять и отчасти менять.
Как создавался балет


Как создавался балет


Как создавался балет


Как создавался балет


Как создавался балет


Как создавался балет


Как создавался балет

Свой творческий путь Леонид Якобсон, личный фонд которого находится на государственном хранении в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, начал с обучения в Ленинградском хореографическом училище, окончив учебное заведение в 1926 году по классу педагога Владимира Пономарева. Еще будучи воспитанником училища, он начал ставить небольшие концертные номера – «Вальс» и «Лебеди», заслужившие одобрение и похвалу самой Агриппины Вагановой. После выпуска именно Леонид Вениаминович Якобсон впервые в истории училища был оставлен в учебном заведении в качестве практиканта-балетмейстера.
Как создавался балет


Как создавался балет

Среди первых работ Леонида Якобсона в качестве самобытного хореографа-постановщика значились балет «Золотой век» на музыку Дмитрия Шостаковича и балет, поставленный Якобсоном для воспитанников Ленинградского хореографического училища на музыку Рихарда Штрауса – «Тилль Эйленшпигель». Именно с этой постановки началось сотрудничество молодого хореографа с дирижером Евгением Мравинским и с него же началось негласное противостояние с Агриппиной Вагановой, которая категорически не хотела выпускать этот балетный спектакль. Другой теоретик советского балетного искусства, Федор Лопухов, наоборот, во многом стал ориентиром для молодого хореографа. Якобсон сам позже неоднократно признавался,
что влияние Лопухова на его творчество было колоссальным, и особенно это сказалось на постановках дуэтных танцев.
Как создавался балет


Как создавался балет

К работе над балетом "Шурале" писатель Ахмет Файзи (1903-1958, татарский писатель, поэт, драматург и либреттист) и молодой композитор Фарид Яруллин приступили в 1938 году. Законченный вариант либретто А. Файзи датирован 27 февраля 1939 года. В начале 1940 года либретто и написанная к нему музыка поступили в распоряжение оперного театра. 30 августа 1940 года был издан указ о проведении в Москве декады татарской литературы и искусства в августе 1941 года. К ней была приурочена и постановка первого татарского балета "Шурале". По такому случаю были приглашены специалисты из Москвы и Ленинграда. Главным балетмейстером декады назначили Петра Андреевича Гусева, постановщиком балета "Шурале" - Леонида Вениаминовича Якобсона. Несмотря на кропотливую работу по созданию либретто и колоссальные усилия по приготовлениям
к генеральному прогону спектакля, премьере не суждено было состояться. В июне - июле 1941 года авторский клавир был полностью готов. Однако премьере не суждено было состояться в назначенный срок. Началась Великая Отечественная война. Фарид Яруллин погиб на фронте 17 октября 1943 года.
Как создавался балет


Как создавался балет

Репетиции возобновляются в конце 1944 года. Премьера состоялась 12 марта 1945 года в постановке Л. Жукова
и Г. Тагирова. Она была долгожданной, но очень скромной. Военное время, неукомплектованная труппа, неотапливаемое помещение.
Как создавался балет


Как создавался балет

В более благоприятных условиях, уже после войны, в 1950 году к балету Ф. Яруллина вновь обращается Л.В. Якобсон. Сцена Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова предъявляет к постановке несколько другие требования, и балетмейстер в значительной степени изменяет и содержание, и музыку. Простой деревенский дровосек превращается в сказочного принца с ярко выраженными героическими чертами. Изменились характеристики и других персонажей. В образе Сююмбике взамен нежности, чистоты и хрупкости на первый план вышли страстность и любовное томление. Шурале же с самого начала выступает как образ устрашающе-грозный и зловещий. Большой состав оркестра потребовал иной партитуры, более богатой и разнообразной. За новую редакцию взялись В.А. Власов и В.Г. Фере. Они не ограничились технической доработкой, а внесли в музыку довольно существенные изменения. В целом им было свойственно стремление уйти от простоты, обыденности, фольклорного начала к героико-романтической приподнятости, если не сказать помпезности. Не случайно ленинградский вариант балета получил и своё собственное название - "Али-Батыр" (лишь после некоторых разбирательств, в которых приняли активное участие А. Файзи и вдова Ф. Яруллина Г. Сачек, балету вернули его первоначальное название "Шурале").
Создавая современную оркестровую редакцию произведения и придавая ему монументальность в духе "большого балета" 50-х годов, В.А. Власов и В.Г. Фере несколько пренебрегли национальной самобытностью и авторскими трактовками. Вполне возможно, что такие жертвы были неизбежны. Ведь именно после ленинградской премьеры балет "Шурале" получил общесоюзное и международное признание.
Как создавался балет

Позднее его поставили почти все крупные театры оперы и балета СССР: Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса, Львов, Рига, Таллин, Ташкент, Алма-Ата, Душамбе, Уфа, Челябинск, Саратов, Горький, Улан-Удэ, Новосибирск. Его также танцевали на сценах социалистических стран: Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польши, ГДР, Албании, Монголии. В "Шурале" блистали такие звезды, как Майя Плисецкая, Юрий Григорович и другие.
В либретто Якобсона Шурале представлен злым демоном, преследующим своей любовью Сююмбике… Он скорее напоминает другой мифический образ из татарских сказок и произведений народного поэта - Дию. Именно он преследует красивых девушек страстной любовью, крадёт их, запирает, колдует и приносит много зла. А Шурале по сказкам и произведениям Тукая представляется совершенно иным. Он обитатель тёмных лесов, не имеющий никаких волшебных сил и вечно ищущий себе забаву и веселье. Он вечный весельчак… Обычно в народных сказках человек в борьбе с мифическими силами побеждает своим умом и хитростью, а в либретто Якобсона Былтыр борется грубой силой с Шурале и оказывается сильнее его. Добро побеждает зло…
Фото современной постановки "Шурале" взяты с сайта https://www.mariinsky.ru/
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]