Великая Мать богов
---
Длинный и нудный пост в который я собрал различные упоминания и изображения главного божества древнего мира. Главными символами Великой Матери богов были горы, пещеры и холмы поросшие лесом. Ее священные деревья - дуб и сосна. Священные животные - лев и лошадь. Ей приносили в жертву быков и людей.
Имена Великой Матери и производные от них понятия имеющие схожую этимологию со славянским Перуном и балтийским Перкунасом.
Перун хетт.perun, peruna «скала», мать каменного героя Улликумми.
Пирва хет.-лув. peru-, pirwa «скала» хетто-лувийский конный бог/богиня. Каппадокийск. Perua, Pirwa — главное (двуполое) божество города Канеса (Кесария Каппадокийская).
«Название гористой местности рядом с Зелеей Πειρωσσός (Strab. XIII, 1,17), прямо соответствующее лув. Pirwassa, *perwosso-/perwassa- «каменистая, горная местность» «Посвященный Пирве», почитавшемуся на скалах богу, также хет.-лув. peru-, pirwa «скала» Л. А. Гиндин, В. Л. Цымбурский "Гомер и история Восточного Средиземноморья"
Парвати ( pārvatī «горная, гора») жена Шивы.
Перка, Περκη [χώρα] - «гористая, поросшая соснами и дубами страна» - древнее название Фракии. Стефан Византийский «А Фракия - страна, которая называлась Перка и Ария».
Перкон, Перк Περκων - обращение к фракийскому всаднику, его часто изображали спутником Матери богов. Надпись из Варны начала н.э. «Хэросу Перкону от Менандра, (сына) Аминтора»
Фьёргун (Fjörgyn, гора) - мать бога Тора. Лат. quercus - дуб, кельт. Hercynia (silva) - лес и горы в Средней Германии, также англ. fir ель. ср. др.-в.-нем. forha «сосна», др.-исл. fura «сосна».
Еркин и еркир (арм. erkin 'небо' и erkir 'земля') Близость к армян. erkin 'небо' кельт. Hercynia - горный лес, также Fjörgyn, гора.
Фракийский всадник и Мать богов, II - I вв. до н.э.
Варианты трактовок образа Матери богов со схожим смыслом. Все они имеют значение горы, скалы и т.д., такое же как у имен схожих с Перуном и Перкунасом.
Рея - древнегреческая мать олимпийских богов. (микен. o-re-i горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; (др. греч. Ορος — ‘гора’).
Кибела (фриг. Matar Kubileya/Kubeleya) Мать Горы, Горная Мать - главное божество фригийского пантеона, прародительница всего сущего. Во Фригии существовала одноименная гора - Kubeleya. Возможно, Matar Kubileya - «Лошадиная Мать». О. Н.Трубачев пытался выводить от имени Кибелы славянское слово "кобыла", так как Мать богов покровительствовала лошадям. По Трубачеву "кибела/ kubeleya" - это фракийско-фригийское название лошади, возможно "горной лошади" по аналогии с шумерским названием коня - ansu kura "горный осел".
Анаит, Анахита (авест. пречистая, могучая) главная богиня Персидской империи. В Малой Азии ассоциировалась с горой. Фавстос Бузанд - некий монах «жил на большой горе на месте богов (капищ), которые называют Атор Анахит — то есть престол Анахиты»
Мнение Великой матери богов о себе самой в интерпретации Апулея:
Апулей, «Метаморфозы или Золотой Осел»
«Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, Мать природы, Госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из Божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех Богов и Богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся Вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской Матерью Богов, тут исконные обитатели Аттики - Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы - Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней Богиней, одни - Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем - царственной Изидой…»
Изображения Великой Матери первых веков н.э.
Интересное свидетельство Плутарха о том, что главная богиня каппадокийцев могла быть божеством грозы и молний. О том, что Великая Мать могла исполнять и роль громовержца я писал ранее - О женской сущности Перуна и Одина
Плутарх
«Да и самому Сулле, как рассказывают, во сне явилась богиня, чтить которую римляне научились от каппадокийцев, это то ли Луна, то ли Минерва, то ли Беллона. Сулле снилось, будто богиня, представ перед ним, протягивает ему молнию и, называя по имени каждого из его врагов, повелевает поразить их, и, пораженные молнией, они падают и исчезают».
Софокл
молитва хора из «Филоктета»
«Царица гор, ключ жизни вечный, Зевса матерь самого, Что златоносного Пактола Блюдешь течение — Земля! Чьей волей над быком могучим Ретивый торжествует лев...»
Терзание львом быка - символ Новруза (иранского праздника начала весны). Рельеф из ахеменидского дворца в Персеполе. Главным символом Матери богов был как известно лев. Терзание львом быка трактовалось как торжество света над тьмой, добра над злом, порядка над хаосом и т.д. В жертву Великой Матери всегда приносили быков. Тавроболий (лат. Taurobolium) обряд жертвоприношения быков - основа культа Великой Матери.
Страбон "География"
«Что касается берекинтов - одного из фригийских племен и вообще фригийцев, а также троянцев, живущих в окрестностях Иды, То они почитают Рею, справляя ей оргии, и называют ее Матерью богов, Агдистидой и Великой фригийской богиней, а также от имени местностей - Идеей, Диндименой, Сипиленой, Пессинунтидой, Кибелой и Кибебой. Греки же называют ее служителей тем же именем куретов; однако они не заимствуют это название из того же круга мифических рассказов, считают их какими-то демонами-помощниками подобно сатирам. Их же называют корибантами».
Евстафий Фессалоникский отмечает, что в Вифинии (северо-запад Малой Азии) верховного бога Зевса почитали как Аттиса - спутника Великой Матери, умирающего и воскресающего бога-скопца. Хорошо известно, что все жрецы Матери богов были также скопцами. В сущности, жители Вифинии считали Зевса одним из вариантов Великой Матери.
Евстафий митрополит Фессалоникский, вторая половине XII в. н. э. Схолия к "Илиаде" Гомера.
«Здесь же пригодно и свидетельство Арриана, сказавшего в «Βιθυνιακα», что вифинцы, всходя на вершины гор, называли Зевса папою и его же Аттисом»
Слева, Аттис в облике Великой матери (он сидит верхом на льве), справа, тоже Аттис - бог-скопец, он всегда изображался с открытыми гениталиями и женственными формами тела.
Интересно сообщение Геродота, в котором он отмечает, что персы считали бога Митру женским божеством - богиней Венерой (Уранией, семитской Иштар). Длительное время считалось, что Геродот ошибался в этом вопросе и перепутал персидских богов, но, скорее, отец истории был прав. Митра, будучи спутником верховной иранской богини Анахиты, действительно, мог трактоваться и как женское божество. Тем более, что впоследствии, на рубеже н.э. культ Митры (римский митраизм) был схож с почитанием Великой Матери. Римский Митра также связывался с горами, пещерами и тавроболией.
Геродот "История"
«Так, Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом. Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне, огню, воде и ветрам. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам, затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы – Алилат, а персы – Митра)»
Митра в облике Аттиса убивает быка. Эта статуэтка из Керчи начала н.э. дает представление о том, что митраизм в своей основе был почитанием той же самой Богини Матери. Ведь Аттис всегда неразрывно связан с главной Богиней древнего мира.
Многочисленные свидетельства античных авторов о том, что культ Артемиды Таврической (Кибелы, Матери богов и т.д.) был перенесен из Крыма следует трактовать наоборот. Культ Богини Матери в Малой Азии появился еще в неолите, поэтому именно из Анатолии он попал в Крым и на северное побережье Черного моря. Вполне возможно, что в Крыму у тавров культ верховного женского божества сохранился в более архаическом виде.
Страбон "География"
«На этом Антитавре находятся глубокие и узкие долины, в которых расположены город Команы и святилище Энио, которую местные жители называют Ма. Это — значительный город, однако большая часть его населения состоит из одержимых божеством и храмовых служителей. Жители города — катаонцы; вообще они подвластны царю, но в большинстве случаев подчиняются жрецу. Жрец — глава храма и храмовых рабов, которых во время моего пребывания там было больше 6000, мужчин и женщин вместе. Храму принадлежит также большой участок земли, доходами с которого пользуется жрец. Он является вторым по значению в Каппадокии лицом после царя. Обычно жрецы принадлежали к тому же роду, что и цари. Эти священные обряды — обряды Артемиды Таврополос, по-видимому, перенесли сюда из таврической Скифии Орест и его сестра Ифигения; здесь они положили свои волосы»
Геродот "История"
«У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле. Богиня, которой они приносят жертвы, по их собственным словам, это – дочь Агамемнона Ифигения. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома».
Анатолийский всадник (аналог фракийского всадника в Анатолии) Какасбос с дубиной в руке. Именно дубиной чаще всего убивали жертв в Каппадокии. Справа, Мать богов и всадники. Изображения первых веков н.э. из музея в Анталии.
Страбон "География"
«В Каппадокии (так как здесь есть большой клан магов, которые называются пирефами, и множество святилищ персидских божеств) при жертвоприношениях не применяют ножа, а пользуются чем-то вроде полена, убивая жертву как бы молотом».
Какасбос - анатолийский всадник, III-IV вв.
Кассий Дион
"Римская история"
Комана принадлежит к нынешней провинции Каппадокия, и предполагалось, что вплоть до того времени в ней находились статуя Артемиды Таврической и потомков Агамемнона. В Каппадокии существует два города с таким названием, недалеко друг от друга, которые претендуют на одни и те же почести; ибо истории, которые они рассказывают, и реликвии, которые демонстрируют, одинаковы, в том числе меч, имеющийся в каждом из городов и предположительно принадлежавший Ифигении».
Страбон "География"
«Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам: одни набеги более дальние, другие же — на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена; они дошли вплоть до страны каппадокийцев, в частности до тех, кто живет на Евксинском море и теперь называется понтиками. Персидские полководцы, находившиеся тогда в той стране, напали на них ночью во время всенародного праздника после дележа добычи и совершенно уничтожили это племя. Возведя на этой равнине на какой-то скале насыпь, полководцы придали скале форму холма, затем построили стену и воздвигли святилище Анаите и богам, имеющим с ней общий алтарь, — персидским божествам Оману и Анадату, установив ежегодное священное празднество Сакеи, которое жители Зел (так называется это место) справляют еще и теперь. Зелы — городок, принадлежащий большей частью храмовым служителям»
Богиня Мать передает напиток бессмертия герою. Скифский кургана из с.Сахновка, IV в. до н. э.
Страбон "География"
«По словам других, Кир пошел походом на саков, но, побежденный в сражении, бежал. Потом, расположившись на стоянку в том месте, где он оставил багаж со множеством всевозможных припасов и особенно вина, Кир дал войску немного отдохнуть и затем, оставив палатки, полные припасов, под вечер выступил, делая вид, что бежит. Пройдя вперед, сколько ему казалось нужным, Кир остановился. Саки между тем подошли и, захватив лагерь, покинутый людьми, полный съестного, наелись до отвала. Тогда Кир возвратился и застал саков обезумевшими от пьянства; одни из них были перебиты спящими мертвецким сном, другие же пали от мечей неприятеля в то время, когда плясали без оружия в вакхическом исступлении, и почти все погибли. Кир же, считавший свою удачу ниспосланной божеством, посвятил этот день отеческой богине, назвав его Сакеями. И всюду, где есть святилище этой богини, там по обычаю справляется праздник Сакеев — нечто вроде вакхического праздника, на котором одетые в скифскую одежду мужчины пьют и непристойно заигрывают друг с другом и с пирующими вместе с ними женщинами».
Богиня Мать на троне и всадник. Раннний сюжет, ставший на рубеже н.э. прообразом иконографии Фракийского всадника. Золотая пластина из кургана с. Мерджаны (рядом с Анапой), IV—III вв. до н. э
Страбон "География"
«Мидийцы и армяне почитают все священные обряды персов. В особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь. В этом нет ничего удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей ещё девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причём никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной».
Диоген Лаэртский. О знаменитых философах
«Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужеского и женского пола.
Они не носили золота и украшений, одежда у них была белая, постелью им служила земля, пищей – овощи, сыр и грубый хлеб, посохом – тростник; тростником же они прокалывали и подносили ко рту кусочки сыра за едой. По учению магов, люди воскреснут из мертвых, станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский».
Слева, Богиня Мать, как образ огороженного пространства, укрепленного города. Ее головной убор в виде крепостной стены стал впоследсвии основой для символа Богоматери hortus conclusus "огороженный, запертый сад". Я писал об этом ранее в статье "Асгард - город Богородицы". Справа, Мать богов с ее львами, рядом, видимо Гермес. Наверху, плохо различимое изображение фракийского всадника. Оба изображения Кибелы I - III в.
Предыдущие посты о главном божестве древнего мира:
О женской сущности Перуна и Одина
Асгард - город Богородицы
Имена Великой Матери и производные от них понятия имеющие схожую этимологию со славянским Перуном и балтийским Перкунасом.
Перун хетт.perun, peruna «скала», мать каменного героя Улликумми.
Пирва хет.-лув. peru-, pirwa «скала» хетто-лувийский конный бог/богиня. Каппадокийск. Perua, Pirwa — главное (двуполое) божество города Канеса (Кесария Каппадокийская).
«Название гористой местности рядом с Зелеей Πειρωσσός (Strab. XIII, 1,17), прямо соответствующее лув. Pirwassa, *perwosso-/perwassa- «каменистая, горная местность» «Посвященный Пирве», почитавшемуся на скалах богу, также хет.-лув. peru-, pirwa «скала» Л. А. Гиндин, В. Л. Цымбурский "Гомер и история Восточного Средиземноморья"
Парвати ( pārvatī «горная, гора») жена Шивы.
Перка, Περκη [χώρα] - «гористая, поросшая соснами и дубами страна» - древнее название Фракии. Стефан Византийский «А Фракия - страна, которая называлась Перка и Ария».
Перкон, Перк Περκων - обращение к фракийскому всаднику, его часто изображали спутником Матери богов. Надпись из Варны начала н.э. «Хэросу Перкону от Менандра, (сына) Аминтора»
Фьёргун (Fjörgyn, гора) - мать бога Тора. Лат. quercus - дуб, кельт. Hercynia (silva) - лес и горы в Средней Германии, также англ. fir ель. ср. др.-в.-нем. forha «сосна», др.-исл. fura «сосна».
Еркин и еркир (арм. erkin 'небо' и erkir 'земля') Близость к армян. erkin 'небо' кельт. Hercynia - горный лес, также Fjörgyn, гора.
Фракийский всадник и Мать богов, II - I вв. до н.э.
Варианты трактовок образа Матери богов со схожим смыслом. Все они имеют значение горы, скалы и т.д., такое же как у имен схожих с Перуном и Перкунасом.
Рея - древнегреческая мать олимпийских богов. (микен. o-re-i горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; (др. греч. Ορος — ‘гора’).
Кибела (фриг. Matar Kubileya/Kubeleya) Мать Горы, Горная Мать - главное божество фригийского пантеона, прародительница всего сущего. Во Фригии существовала одноименная гора - Kubeleya. Возможно, Matar Kubileya - «Лошадиная Мать». О. Н.Трубачев пытался выводить от имени Кибелы славянское слово "кобыла", так как Мать богов покровительствовала лошадям. По Трубачеву "кибела/ kubeleya" - это фракийско-фригийское название лошади, возможно "горной лошади" по аналогии с шумерским названием коня - ansu kura "горный осел".
Анаит, Анахита (авест. пречистая, могучая) главная богиня Персидской империи. В Малой Азии ассоциировалась с горой. Фавстос Бузанд - некий монах «жил на большой горе на месте богов (капищ), которые называют Атор Анахит — то есть престол Анахиты»
Мнение Великой матери богов о себе самой в интерпретации Апулея:
Апулей, «Метаморфозы или Золотой Осел»
«Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, Мать природы, Госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из Божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех Богов и Богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся Вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской Матерью Богов, тут исконные обитатели Аттики - Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы - Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней Богиней, одни - Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем - царственной Изидой…»
Изображения Великой Матери первых веков н.э.
Интересное свидетельство Плутарха о том, что главная богиня каппадокийцев могла быть божеством грозы и молний. О том, что Великая Мать могла исполнять и роль громовержца я писал ранее - О женской сущности Перуна и Одина
Плутарх
«Да и самому Сулле, как рассказывают, во сне явилась богиня, чтить которую римляне научились от каппадокийцев, это то ли Луна, то ли Минерва, то ли Беллона. Сулле снилось, будто богиня, представ перед ним, протягивает ему молнию и, называя по имени каждого из его врагов, повелевает поразить их, и, пораженные молнией, они падают и исчезают».
Софокл
молитва хора из «Филоктета»
«Царица гор, ключ жизни вечный, Зевса матерь самого, Что златоносного Пактола Блюдешь течение — Земля! Чьей волей над быком могучим Ретивый торжествует лев...»
Терзание львом быка - символ Новруза (иранского праздника начала весны). Рельеф из ахеменидского дворца в Персеполе. Главным символом Матери богов был как известно лев. Терзание львом быка трактовалось как торжество света над тьмой, добра над злом, порядка над хаосом и т.д. В жертву Великой Матери всегда приносили быков. Тавроболий (лат. Taurobolium) обряд жертвоприношения быков - основа культа Великой Матери.
Страбон "География"
«Что касается берекинтов - одного из фригийских племен и вообще фригийцев, а также троянцев, живущих в окрестностях Иды, То они почитают Рею, справляя ей оргии, и называют ее Матерью богов, Агдистидой и Великой фригийской богиней, а также от имени местностей - Идеей, Диндименой, Сипиленой, Пессинунтидой, Кибелой и Кибебой. Греки же называют ее служителей тем же именем куретов; однако они не заимствуют это название из того же круга мифических рассказов, считают их какими-то демонами-помощниками подобно сатирам. Их же называют корибантами».
Евстафий Фессалоникский отмечает, что в Вифинии (северо-запад Малой Азии) верховного бога Зевса почитали как Аттиса - спутника Великой Матери, умирающего и воскресающего бога-скопца. Хорошо известно, что все жрецы Матери богов были также скопцами. В сущности, жители Вифинии считали Зевса одним из вариантов Великой Матери.
Евстафий митрополит Фессалоникский, вторая половине XII в. н. э. Схолия к "Илиаде" Гомера.
«Здесь же пригодно и свидетельство Арриана, сказавшего в «Βιθυνιακα», что вифинцы, всходя на вершины гор, называли Зевса папою и его же Аттисом»
Слева, Аттис в облике Великой матери (он сидит верхом на льве), справа, тоже Аттис - бог-скопец, он всегда изображался с открытыми гениталиями и женственными формами тела.
Интересно сообщение Геродота, в котором он отмечает, что персы считали бога Митру женским божеством - богиней Венерой (Уранией, семитской Иштар). Длительное время считалось, что Геродот ошибался в этом вопросе и перепутал персидских богов, но, скорее, отец истории был прав. Митра, будучи спутником верховной иранской богини Анахиты, действительно, мог трактоваться и как женское божество. Тем более, что впоследствии, на рубеже н.э. культ Митры (римский митраизм) был схож с почитанием Великой Матери. Римский Митра также связывался с горами, пещерами и тавроболией.
Геродот "История"
«Так, Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом. Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне, огню, воде и ветрам. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам, затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы – Алилат, а персы – Митра)»
Митра в облике Аттиса убивает быка. Эта статуэтка из Керчи начала н.э. дает представление о том, что митраизм в своей основе был почитанием той же самой Богини Матери. Ведь Аттис всегда неразрывно связан с главной Богиней древнего мира.
Многочисленные свидетельства античных авторов о том, что культ Артемиды Таврической (Кибелы, Матери богов и т.д.) был перенесен из Крыма следует трактовать наоборот. Культ Богини Матери в Малой Азии появился еще в неолите, поэтому именно из Анатолии он попал в Крым и на северное побережье Черного моря. Вполне возможно, что в Крыму у тавров культ верховного женского божества сохранился в более архаическом виде.
Страбон "География"
«На этом Антитавре находятся глубокие и узкие долины, в которых расположены город Команы и святилище Энио, которую местные жители называют Ма. Это — значительный город, однако большая часть его населения состоит из одержимых божеством и храмовых служителей. Жители города — катаонцы; вообще они подвластны царю, но в большинстве случаев подчиняются жрецу. Жрец — глава храма и храмовых рабов, которых во время моего пребывания там было больше 6000, мужчин и женщин вместе. Храму принадлежит также большой участок земли, доходами с которого пользуется жрец. Он является вторым по значению в Каппадокии лицом после царя. Обычно жрецы принадлежали к тому же роду, что и цари. Эти священные обряды — обряды Артемиды Таврополос, по-видимому, перенесли сюда из таврической Скифии Орест и его сестра Ифигения; здесь они положили свои волосы»
Геродот "История"
«У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле. Богиня, которой они приносят жертвы, по их собственным словам, это – дочь Агамемнона Ифигения. С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома».
Анатолийский всадник (аналог фракийского всадника в Анатолии) Какасбос с дубиной в руке. Именно дубиной чаще всего убивали жертв в Каппадокии. Справа, Мать богов и всадники. Изображения первых веков н.э. из музея в Анталии.
Страбон "География"
«В Каппадокии (так как здесь есть большой клан магов, которые называются пирефами, и множество святилищ персидских божеств) при жертвоприношениях не применяют ножа, а пользуются чем-то вроде полена, убивая жертву как бы молотом».
Какасбос - анатолийский всадник, III-IV вв.
Кассий Дион
"Римская история"
Комана принадлежит к нынешней провинции Каппадокия, и предполагалось, что вплоть до того времени в ней находились статуя Артемиды Таврической и потомков Агамемнона. В Каппадокии существует два города с таким названием, недалеко друг от друга, которые претендуют на одни и те же почести; ибо истории, которые они рассказывают, и реликвии, которые демонстрируют, одинаковы, в том числе меч, имеющийся в каждом из городов и предположительно принадлежавший Ифигении».
Страбон "География"
«Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам: одни набеги более дальние, другие же — на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени — Сакасена; они дошли вплоть до страны каппадокийцев, в частности до тех, кто живет на Евксинском море и теперь называется понтиками. Персидские полководцы, находившиеся тогда в той стране, напали на них ночью во время всенародного праздника после дележа добычи и совершенно уничтожили это племя. Возведя на этой равнине на какой-то скале насыпь, полководцы придали скале форму холма, затем построили стену и воздвигли святилище Анаите и богам, имеющим с ней общий алтарь, — персидским божествам Оману и Анадату, установив ежегодное священное празднество Сакеи, которое жители Зел (так называется это место) справляют еще и теперь. Зелы — городок, принадлежащий большей частью храмовым служителям»
Богиня Мать передает напиток бессмертия герою. Скифский кургана из с.Сахновка, IV в. до н. э.
Страбон "География"
«По словам других, Кир пошел походом на саков, но, побежденный в сражении, бежал. Потом, расположившись на стоянку в том месте, где он оставил багаж со множеством всевозможных припасов и особенно вина, Кир дал войску немного отдохнуть и затем, оставив палатки, полные припасов, под вечер выступил, делая вид, что бежит. Пройдя вперед, сколько ему казалось нужным, Кир остановился. Саки между тем подошли и, захватив лагерь, покинутый людьми, полный съестного, наелись до отвала. Тогда Кир возвратился и застал саков обезумевшими от пьянства; одни из них были перебиты спящими мертвецким сном, другие же пали от мечей неприятеля в то время, когда плясали без оружия в вакхическом исступлении, и почти все погибли. Кир же, считавший свою удачу ниспосланной божеством, посвятил этот день отеческой богине, назвав его Сакеями. И всюду, где есть святилище этой богини, там по обычаю справляется праздник Сакеев — нечто вроде вакхического праздника, на котором одетые в скифскую одежду мужчины пьют и непристойно заигрывают друг с другом и с пирующими вместе с ними женщинами».
Богиня Мать на троне и всадник. Раннний сюжет, ставший на рубеже н.э. прообразом иконографии Фракийского всадника. Золотая пластина из кургана с. Мерджаны (рядом с Анапой), IV—III вв. до н. э
Страбон "География"
«Мидийцы и армяне почитают все священные обряды персов. В особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь. В этом нет ничего удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей ещё девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причём никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной».
Диоген Лаэртский. О знаменитых философах
«Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужеского и женского пола.
Они не носили золота и украшений, одежда у них была белая, постелью им служила земля, пищей – овощи, сыр и грубый хлеб, посохом – тростник; тростником же они прокалывали и подносили ко рту кусочки сыра за едой. По учению магов, люди воскреснут из мертвых, станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский».
Слева, Богиня Мать, как образ огороженного пространства, укрепленного города. Ее головной убор в виде крепостной стены стал впоследсвии основой для символа Богоматери hortus conclusus "огороженный, запертый сад". Я писал об этом ранее в статье "Асгард - город Богородицы". Справа, Мать богов с ее львами, рядом, видимо Гермес. Наверху, плохо различимое изображение фракийского всадника. Оба изображения Кибелы I - III в.
Предыдущие посты о главном божестве древнего мира:
О женской сущности Перуна и Одина
Асгард - город Богородицы
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]