Поход по льду на 2-й северный форт Кронштадта
---
Кронштадт и его форты - уникальная для России система крепостей на островах, которая три столетия защищала Петербург со стороны моря. Фортов около двух десятков, и даже несмотря на то, что часть из них недоступны для посещения (на одних сидят военные, другие захвачены барыгами в частную собственность), даже того, что осталось - хватает на много ледовых походов. Ледовый сезон на Финском заливе не очень долог: лед-то стоит, но безопасные прогулки по нему возможны лишь с конца января по начало марта. И то, не каждый год. Так что, как наступает ледовый сезон, мы спешим на форты, пока позволяет погода.
2-й северный форт - один из самых редко посещаемых. Лично я был раньше на нем лишь раз, 5 лет назад. Виной тому неудобное расположение: во-первых, он стоит отдельно от других фортов, во-вторых, снаружи от дамбы, где лед намного опаснее. Никто из моих путешественников там еще не был, поэтому пришло время туда сходить. 3 февраля мы отправились в путь. И форт пришлось брать буквально с боем - это оказался один из самых тяжелых в плане нагрузок наших походов. Но тем ценнее была наша победа.
Изначально план поездки не выглядел сложным. В прошлый раз нас было трое, мы ехали на маршрутке, которая могла остановить на парковке недалеко от форта. Теперь нас много, и ехать надо автобусом номер 101, который на парковке не остановит, а остановит на первой остановке после дамбы, уже в Кронштадте. Оттуда по дороге идем параллельно дамбе, потом дорога кончается - и идем за ограждением шоссе, переходим створ в дамбе по шоссе, снова уходим за обочину, а там уже выходим на лед - и на форт. Все просто. Однако только не зимой 2019 года, когда навалило необычно много снега
Идти приходилось по колено в снегу с самого начала , включая тротуары Кронштадта
Примерно 5 километров пробивались через снег. Часть группы предприняла попытку выйти на шоссе, чтоб идти по асфальту, устав сражаться со стихией. Но я это пресек, идти по шоссе очень опасно, тем более зимой, в снег, когда машины не очень хорошо управляются. А когда людей много, сзади идущие даже не успеют отскочить, так как ничего не видят из-за спин впереди идущих. Так что - шли через снежные поля
Такой нагрузки не получишь ни в одном фитнес-центре. Но кто сказал, что цель должна быть легко достижима? Тогда любой дурачок на форт попадет. Нет, это для самых активных и волевых...
Дошли до точки выхода на лед, делаем привал для отдыха. Юра Гайдамако понял слово "привал" слишком буквально
Сидим в снегу. Пьем чай.Набираемся сил перед последним рывком. Нам надо пройти метров 600 по льду
Лед оказался наиболее дружелюбной средой: снега на нем почти не было, все сдуло ветром. До форта дошли быстро, минут за десять
Когда идешь к остальным фортам, то они обращены к сошедшим с дамбы фронтальной стороной, где земляной вал. И поэтому нет такого мертвого вида у них, вал одинаков всегда, что у живых фортов, что у заброшенных. А этот форт с наружной стороны дамбы, со стороны моря. Поэтому к нему мы подходим с тыла, видя мертвые казематы. От этого 2-й северный кажется особенно мрачным.
Как и другие северные форты, построен он после Крымской войны, когда враги России пытались атаковать наши порты со стороны моря, как в Балтике, так и на Дальнем Востоке. Попытки эти были успешно отражены, хотя война в целом была проиграна. Однако стало ясно, что старая система защиты может оказаться ненадежной, так как наступила эпоха высадки морских десантов, что было очень наглядно показано в Крыму. Это и привело к строительству дополнительных фортов в Финском заливе. И строились они все при царе-батюшке Александре Втором, при одном из самых увлеченных фортификацией наших правителей.
У форта на льду полоса воды, вышедшая через трещины. Но мы к этому готовы - взяли пакеты, чтоб надеть их поверх сапог.
Толстые черные пакеты - отличная защита от попадания воды в сапоги. Долго так идти невозможно, но пройти полосу шириной в 3 метра - весьма удобно. Важное условие - пакеты должны быть с ручками, иначе свалятся, если вы их не будете придерживаться, и порцию ледяной воды вы все же получите.
Заходим на форт. Счастье кончилось - тут снова снег, причем еще больше, чем раньше. Местами по колено или бедро, местами по грудь. Изучение форта превратилось в его штурм
Чтоб пройти этот искусственный островок, придется нам потрудиться... Острова эти были созданы рукотворно: сначала опускались деревянные коробы с землей и камнями, потом сверху клался деревянный настил, поверх него ставили пушки. Такие строения быстро уничтожались при наводнениях, поэтому через несколько лет, в 1863 году, начали перестраивать в более капитальном виде, насыпав еще земли, а сверху построив кирпичные казематы.
Все эти кирпичные красные здания - памятник эпохи Александра Второго. Дальше форты не модернизировались, в начале 20 века их вывели из состава крепостей, как морально устаревшие, так как построили новые супер-форты - Обручев и Тотлебен, модернизация коснулась лишь 1-го северного форта, где перестроили все из бетона. Но в советское время форты вооружили на какое-то время снова.
Миша стоит на мостике через ров, мост из гранитных плит. На других аналогичных фортах - а большинство из них построены похоже - мостик был деревянным или железным.
Заходим внутрь, пьем чай. Хотя бы здесь можно отдохнуть от снега...
Эти помещения не были жилыми. Здесь размещались пушки, которые стреляли в сторону моря через специальные бойницы. А с обратной стороны была открытая арка, чтоб было , куда выходить дыму. Когда форт потерял военное значение, его использовали как склад, а арочные входы заделали, и так тут появились окна и двери
В каждой постройке - три комнаты. Крайние для пушек, средняя для боезапаса. Первые пушки были гладкоствольные, стреляли ядрами, и форты успели еще застать это устаревшее для 1850-х годов вооружение
Всего таких строений тут три штуки, в каждом строении по три помещения, из которых 2 - боевые, то-есть шесть боевых казематов. Минимальное количество есть на одном южном форте - там только два боевых каземата. Максимально - на 5-м северном форту, там их вроде десять.
Спускаемся вниз, в подвалы форта
Тут тоже надо пробиваться через снег... В подвалах изначально хранились боеприпасы.
Печь с трубой.Наверно уже советской эпохи, хотя кто его знает...
В другом подвале - колодец, а рядом с ним - железный кубический бак для воды.
К баку, а также от него - подходят трубы, по которым вода шла в другие помещения.
В колодце - замерзшая вода
Идем наверх. Тут сложнее всего - снега самый толстый слой, да еще дует ветер. Перед нами - бетонные ящики для снарядов. Вероятно, построены уже в советское время, когда тут стояли зенитные орудия.
В годы Великой Отечественной войны зенитные пушки фортов были преградой на пути летевших с запада немцев. И это была защита Ленинграда от бомбежек.
Выемка в снегу - это орудийный дворик, где было установлено орудие. Всего я тут увидел их три, хотя может было и больше, снег мешал изучать полноценно
Вид сверху на форт
Наблюдательный пункт
Возле него единственный уцелевший кусочек металлической ограды верхней части форта. Пять лет назад ограда была намного больше, но ее спилили местные охотники за металлом.
Внутри бетонного наблюдательного пункта. Кроме бетонных НП, на острове были еще бетонные ДОТы советской эпохи. Но дойти до них в глубоком снегу было уже нереально - мы и так выбились из сил.
Форт был на вооружении нашей страны до 1960-х годов, после чего перестал быть нужным - наступала эпоха ракет
Справа видно еще один наблюдательный пункт, откуда корректировался огонь орудий
Вид на форт с другой стороны
Идем к концу островка, к командно-наблюдательному пункту.
Пять лет назад я по лестнице лазал, сейчас не стал - внизу по грудь снега, не хотелось уже
Юра Гайдамако внутри бетонного убежища для наблюдателя
Мертвый форт выглядит мрачно. Некоторые из группы были впервые на форте. И поэтому все удивлялись, почему все заброшено. И сокрушались. А я - нет. Форт не загаживается шашлычниками и алкоголиками по причине труднодоступности. А заброшенность позволяет ощутить дух старины. Это лучше, чем когда после лакировки форт превращают в подобие гламурного клуба для красивых фоточек. Ну или, скажем так, пусть будут и покрашенные, похожие на новодел, реставрированные форты, и такие, где все заброшено, но есть ощущение попадания в прошлое.
Тут еще изучать и изучать , но в царстве снежного безмолвия, ветра и мороза - это невозможно... Ограничимся этим обзором, для нас и он был подвигом. А наши последователи сфотографируют все остальное.
Надеюсь, хотя бы этот форт не будет захвачен барыгами, как другие. Это наша история. А исторические памятники - должны быть доступны всем.
Фотографируемся в дальнем каземате форта
Надев пакеты, идем обратно через воду
Люди устали, и я принял решение - не идти назад, а пройти километр вперед, к переходу над шоссе, где есть парковка. Там останавливаются маршрутки, а иногда и автобусы. Опыт показывает, что один проедет мимо, а второй все же подберет. У перехода нас ждала суровая реальность - подходы к нему тоже завалены снегом. Это очень по-российски. Переход есть, но хрен к нему попадешь.
Последний штурм, переход на другую сторону, а там через 5 минут подъезжает автобус. И, о чудо, сразу нас подбирает, ждать не пришлось. Очень скоро мы вышли у метро "Беговая", где автобус заглох, но нам уже это было не страшно
Автор - Дмитрий Бородин. Руководитель туристического клуба "Восемь Врат", Санкт-Петербург . Страница нашего клуба: https://vk.com/club17791063
2-й северный форт - один из самых редко посещаемых. Лично я был раньше на нем лишь раз, 5 лет назад. Виной тому неудобное расположение: во-первых, он стоит отдельно от других фортов, во-вторых, снаружи от дамбы, где лед намного опаснее. Никто из моих путешественников там еще не был, поэтому пришло время туда сходить. 3 февраля мы отправились в путь. И форт пришлось брать буквально с боем - это оказался один из самых тяжелых в плане нагрузок наших походов. Но тем ценнее была наша победа.
Изначально план поездки не выглядел сложным. В прошлый раз нас было трое, мы ехали на маршрутке, которая могла остановить на парковке недалеко от форта. Теперь нас много, и ехать надо автобусом номер 101, который на парковке не остановит, а остановит на первой остановке после дамбы, уже в Кронштадте. Оттуда по дороге идем параллельно дамбе, потом дорога кончается - и идем за ограждением шоссе, переходим створ в дамбе по шоссе, снова уходим за обочину, а там уже выходим на лед - и на форт. Все просто. Однако только не зимой 2019 года, когда навалило необычно много снега
Идти приходилось по колено в снегу с самого начала , включая тротуары Кронштадта
Примерно 5 километров пробивались через снег. Часть группы предприняла попытку выйти на шоссе, чтоб идти по асфальту, устав сражаться со стихией. Но я это пресек, идти по шоссе очень опасно, тем более зимой, в снег, когда машины не очень хорошо управляются. А когда людей много, сзади идущие даже не успеют отскочить, так как ничего не видят из-за спин впереди идущих. Так что - шли через снежные поля
Такой нагрузки не получишь ни в одном фитнес-центре. Но кто сказал, что цель должна быть легко достижима? Тогда любой дурачок на форт попадет. Нет, это для самых активных и волевых...
Дошли до точки выхода на лед, делаем привал для отдыха. Юра Гайдамако понял слово "привал" слишком буквально
Сидим в снегу. Пьем чай.Набираемся сил перед последним рывком. Нам надо пройти метров 600 по льду
Лед оказался наиболее дружелюбной средой: снега на нем почти не было, все сдуло ветром. До форта дошли быстро, минут за десять
Когда идешь к остальным фортам, то они обращены к сошедшим с дамбы фронтальной стороной, где земляной вал. И поэтому нет такого мертвого вида у них, вал одинаков всегда, что у живых фортов, что у заброшенных. А этот форт с наружной стороны дамбы, со стороны моря. Поэтому к нему мы подходим с тыла, видя мертвые казематы. От этого 2-й северный кажется особенно мрачным.
Как и другие северные форты, построен он после Крымской войны, когда враги России пытались атаковать наши порты со стороны моря, как в Балтике, так и на Дальнем Востоке. Попытки эти были успешно отражены, хотя война в целом была проиграна. Однако стало ясно, что старая система защиты может оказаться ненадежной, так как наступила эпоха высадки морских десантов, что было очень наглядно показано в Крыму. Это и привело к строительству дополнительных фортов в Финском заливе. И строились они все при царе-батюшке Александре Втором, при одном из самых увлеченных фортификацией наших правителей.
У форта на льду полоса воды, вышедшая через трещины. Но мы к этому готовы - взяли пакеты, чтоб надеть их поверх сапог.
Толстые черные пакеты - отличная защита от попадания воды в сапоги. Долго так идти невозможно, но пройти полосу шириной в 3 метра - весьма удобно. Важное условие - пакеты должны быть с ручками, иначе свалятся, если вы их не будете придерживаться, и порцию ледяной воды вы все же получите.
Заходим на форт. Счастье кончилось - тут снова снег, причем еще больше, чем раньше. Местами по колено или бедро, местами по грудь. Изучение форта превратилось в его штурм
Чтоб пройти этот искусственный островок, придется нам потрудиться... Острова эти были созданы рукотворно: сначала опускались деревянные коробы с землей и камнями, потом сверху клался деревянный настил, поверх него ставили пушки. Такие строения быстро уничтожались при наводнениях, поэтому через несколько лет, в 1863 году, начали перестраивать в более капитальном виде, насыпав еще земли, а сверху построив кирпичные казематы.
Все эти кирпичные красные здания - памятник эпохи Александра Второго. Дальше форты не модернизировались, в начале 20 века их вывели из состава крепостей, как морально устаревшие, так как построили новые супер-форты - Обручев и Тотлебен, модернизация коснулась лишь 1-го северного форта, где перестроили все из бетона. Но в советское время форты вооружили на какое-то время снова.
Миша стоит на мостике через ров, мост из гранитных плит. На других аналогичных фортах - а большинство из них построены похоже - мостик был деревянным или железным.
Заходим внутрь, пьем чай. Хотя бы здесь можно отдохнуть от снега...
Эти помещения не были жилыми. Здесь размещались пушки, которые стреляли в сторону моря через специальные бойницы. А с обратной стороны была открытая арка, чтоб было , куда выходить дыму. Когда форт потерял военное значение, его использовали как склад, а арочные входы заделали, и так тут появились окна и двери
В каждой постройке - три комнаты. Крайние для пушек, средняя для боезапаса. Первые пушки были гладкоствольные, стреляли ядрами, и форты успели еще застать это устаревшее для 1850-х годов вооружение
Всего таких строений тут три штуки, в каждом строении по три помещения, из которых 2 - боевые, то-есть шесть боевых казематов. Минимальное количество есть на одном южном форте - там только два боевых каземата. Максимально - на 5-м северном форту, там их вроде десять.
Спускаемся вниз, в подвалы форта
Тут тоже надо пробиваться через снег... В подвалах изначально хранились боеприпасы.
Печь с трубой.Наверно уже советской эпохи, хотя кто его знает...
В другом подвале - колодец, а рядом с ним - железный кубический бак для воды.
К баку, а также от него - подходят трубы, по которым вода шла в другие помещения.
В колодце - замерзшая вода
Идем наверх. Тут сложнее всего - снега самый толстый слой, да еще дует ветер. Перед нами - бетонные ящики для снарядов. Вероятно, построены уже в советское время, когда тут стояли зенитные орудия.
В годы Великой Отечественной войны зенитные пушки фортов были преградой на пути летевших с запада немцев. И это была защита Ленинграда от бомбежек.
Выемка в снегу - это орудийный дворик, где было установлено орудие. Всего я тут увидел их три, хотя может было и больше, снег мешал изучать полноценно
Вид сверху на форт
Наблюдательный пункт
Возле него единственный уцелевший кусочек металлической ограды верхней части форта. Пять лет назад ограда была намного больше, но ее спилили местные охотники за металлом.
Внутри бетонного наблюдательного пункта. Кроме бетонных НП, на острове были еще бетонные ДОТы советской эпохи. Но дойти до них в глубоком снегу было уже нереально - мы и так выбились из сил.
Форт был на вооружении нашей страны до 1960-х годов, после чего перестал быть нужным - наступала эпоха ракет
Справа видно еще один наблюдательный пункт, откуда корректировался огонь орудий
Вид на форт с другой стороны
Идем к концу островка, к командно-наблюдательному пункту.
Пять лет назад я по лестнице лазал, сейчас не стал - внизу по грудь снега, не хотелось уже
Юра Гайдамако внутри бетонного убежища для наблюдателя
Мертвый форт выглядит мрачно. Некоторые из группы были впервые на форте. И поэтому все удивлялись, почему все заброшено. И сокрушались. А я - нет. Форт не загаживается шашлычниками и алкоголиками по причине труднодоступности. А заброшенность позволяет ощутить дух старины. Это лучше, чем когда после лакировки форт превращают в подобие гламурного клуба для красивых фоточек. Ну или, скажем так, пусть будут и покрашенные, похожие на новодел, реставрированные форты, и такие, где все заброшено, но есть ощущение попадания в прошлое.
Тут еще изучать и изучать , но в царстве снежного безмолвия, ветра и мороза - это невозможно... Ограничимся этим обзором, для нас и он был подвигом. А наши последователи сфотографируют все остальное.
Надеюсь, хотя бы этот форт не будет захвачен барыгами, как другие. Это наша история. А исторические памятники - должны быть доступны всем.
Фотографируемся в дальнем каземате форта
Надев пакеты, идем обратно через воду
Люди устали, и я принял решение - не идти назад, а пройти километр вперед, к переходу над шоссе, где есть парковка. Там останавливаются маршрутки, а иногда и автобусы. Опыт показывает, что один проедет мимо, а второй все же подберет. У перехода нас ждала суровая реальность - подходы к нему тоже завалены снегом. Это очень по-российски. Переход есть, но хрен к нему попадешь.
Последний штурм, переход на другую сторону, а там через 5 минут подъезжает автобус. И, о чудо, сразу нас подбирает, ждать не пришлось. Очень скоро мы вышли у метро "Беговая", где автобус заглох, но нам уже это было не страшно
Автор - Дмитрий Бородин. Руководитель туристического клуба "Восемь Врат", Санкт-Петербург . Страница нашего клуба: https://vk.com/club17791063
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]