Санкт-Петербург, Николо-Богоявленский морской собор, 1753-1762 гг.
---
На стыке Грибоедова и Крюкова каналов, у знаменитого фирменного “Петербургского Семимостья”, расположен один из самых романтичных уголков бывшей столицы Российской Империи.
Его легко разыскать на карте, ибо всё здесь именуется Никольским. Никольский переулок, Никольский рынок, два Никольских моста через каналы (один Старо-Никольский - через Крюков, а другой Ново- Никольский - через Грибоедова), Никольский сквер, Никольский сад, и наконец, по адресу Никольская площадь, д. 1/3 – чудо елизаветинского барокко, Николо-Богоявленский морской собор.
В комплекте со впечатляющей колокольней в 70 метрах к западу.
Чудо это с южной стороны (лучше всего освещаемой в нашем сумрачном Петербурге) нещадно обстроено позднейшими двухэтажными (плюс цокольный этаж) зданиями:
...просветы между которыми вдобавок заботливо засажены деревьями, что приводит к невозможности оценить панораму собора и колокольни со стороны канала Грибоедова – факт весьма огорчительный.
Почему-то в 1860-х гг, когда строились эти “Дома причта собора”, никто не задумывался, а не помешает ли новостройка художественному восприятию архитектурного комплекса L
А романтика этого уголка зашкаливает…Остались еще в Питере места, где хочется читать стихи вслух, мурлыкать себе под нос ”Moon River” от незабвенной Одри Хепберн из ”Завтрака у Тиффани” (см. ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=Q7SI7N22k_A ), рисовать пейзажи, сочинять сонеты, думать о том, отчего люди не летают, признаваться девушкам в любви, делать предложения руки и сердца и прочие большие хорошие глупости J
Ради таких уголков стоит пройтись пешком с километр: добираться сюда удобнее от метро ”Садовая” – напрямую по Садовой же улице.
Альтернативный мега-вариант для супер-романтиков – попетлять по набережной канала Грибоедова, растянув удовольствие от созерцания Северной Венеции, пока не сядут оба аккумулятора в фотокамере и не стемнеет.
Появлению на этом месте, на берегу Глухой речки (предшественница канала Грибоедова) роскошного барочного собора мы обязаны императрице Елизавете Петровне.
Она, памятуя волю батюшки, Петра Великого-громовержца, намеревавшегося, но не успевшего при жизни построить в своём любезном Санкт-Питербурхе каменный морской собор, 16 июля 1752 г подписала указ о постройке Никольской церкви на территории Морского полкового двора.
Случись это событие двумя десятилетиями позднее, при Екатерине II, церковь была бы совсем иной – как известно, Екатерина Великая на дух не переносила барокко.
Проект и смету будущего собора уже в мае 1752 года представил к высочайшему утверждению Савва Иванович Чевакинский, архитектор, вся жизнь которого была связана с Адмиралтейским ведомством: в юности он прошёл обучение в Московской школе навигацких наук и Морской академии, затем переехал в Петербург, где состоял в помощниках при главном адмиралтейском архитекторе Иване Кузьмиче Коробове, а с 1740 года принял на себя все его обязанности, включавшие строительство зданий для нужд Морского ведомства.
Еще до непосредственного начала строительных работ (после осенних наводнений 1752 года), предварительный проект пришлось существенно подкорректировать, “приподняв” здание на три аршина. (Впоследствии собор неоднократно попадал в зону подтопления, каждый раз представляя собой вполне апокалиптическое зрелище каменной громады, возвышающейся посреди стихийного разливанного озера.)
Елизавета Петровна широким жестом вернула в русскую православную архитектуру традиционное исконное пятиглавие, отменив запрет царственного батюшки на строительство пятиглавых храмов – от чего архитектурные шедевры той поры (Смольный и Николо-Богоявленский морской соборы) только выиграли.
Однако тотальная принудительная европеизация всех сфер государственной жизни, привлечение к строительным работам иностранных архитекторов, обучение и приобретение практического опыта русскими зодчими за рубежом – привели к тому, что за каких-то полвека вектор развития русской архитектуры кардинально сменил направление, взяв курс на соответствие новомодным западным тенденциям.
Актуальными стали нарочитая пышность, чрезмерная обильность, тяжеловесный повсеместный декор, яркая слепящая позолота в интерьерах - концентрированное сочетание всего названного, честно говоря, порой рождает ощущение недостатка чувства меры у заказчика сего шедевра.
Новый, вельми чуждый ментально, архитектурный стиль – барокко – вполне прижился в России,…(на след. фото – церковь Варлаама Хутынского, 1780 г, Вологда:)
Широкой волной прокатился по разноудалённым от молодой столицы городам и весям, после отлива оставив на отмели удивительные памятники…(след. фото – церковь Владимирской Богоматери, 1764 г, Вологда:)
… часть из которых, разной степени сохранности, вопреки всему уцелела до наших дней, диковинными формами изумляя восхищенную публику. (След. фото - Владимирской Богоматери, 1770 г, Вязьма:)
Региональные особенности архитектурных школ бескрайнего Отечества причудливо-барочным симбиозом запечатлелись в камне на улицах глубоко русских Вологды, Вязьмы, Тотьмы, Вятки, Владимира, поволжских и многих других городов и деревень, часть из которых за 2,5 века уже и с географической карты стёрта, а церкви стоят, в полях, в лесных чащобах, и добраться до них – великая проблема и азарт…(След. фото – храм Покрова на Лузе, Кировская область:)
Но вернёмся в молодой Петербург, коему в 1753 году (когда государыня Елизавета Петровна изволили заложить первый камень в основание нашего Морского собора) насчитывалось всего полвека…
Репутация столицы громадной империи требовала продуманного подхода к планомерной регулярной застройке города, в связи с чем, дабы облагородить местность, прилегающую к Морскому собору, 9 ноября 1761 года было издано распоряжение, гласящее: ”По Именному Ея Императорскаго Величества указу велѣно, между рѣками Мойкою и Фонтанкою строить каменное строенiе, а деревянному не быть, по чѣму и слеуетъ в тѣхъ мѣстахъ, для украшенiя города, какъ и Адмиралтейская Коллегiя представляетъ, быть строенiю хорошаго вида”. Вида, достойнаго сосѣдства с ТАКИМ памятником.
Николо-Богоявленский собор - двухэтажный, крестообразный в плане.
Нижний храм Святителя Николая Чудотворца изначально был “зимним”. В верхнем Богоявленском храме (освящённом уже при Екатерине Великой в 1762 г) до начала XX века службы проводились лишь в тёплое время года, а в 1901 году в нём была обустроена система отопления (след. фото - план верхней церкви:)
Пятиглавие представлено восьмигранными световыми барабанами, скорее напоминающими башни в изящной аранжировке.
Кровли сложной конструкции для барабанов были изготовлены на тульских заводах, принадлежавших семейству Демидовых.
Массивные пропорции храма были заведомо рассчитаны на визуальное восприятие здания, расположенного посреди обширной площади, издалека,...
...причём приоритетным для обзора получившейся панорамы был северный фасад собора, (подразумевалось, что зритель стоит в створе Никольской улицы - ныне улицы Глинки):
Здание обнесено кованой оградой, столбы которой повторяют ритм колонн на фасадах храма.
Южная часть площади (со стороны Глухой речки - затем Екатерининского – ныне Грибоедова канала) отводилась под застройку для церковных нужд, именно она не позволяет сделать нормальный кадр с южной стороны собора.
Симметричное построение всех четырех фасадов, обилие лепнины,
...три яруса окон разного профиля, многочисленные колонны разной высоты,
...раскреповка, узорные решетки балконов,
...полукруглые фронтоны с окнами, обрамленными лучами и скульптурными ангелами в облаках – ...
...Морской собор по праву считается одним из самых живописных архитектурных памятников Петербурга.
В интерьерах собора многочисленные опорные пилоны всё же создают ощущение тесноты, а уже упомянутый золотой блеск всего и вся производит тягостное впечатление, обратное тому, на которое рассчитан.
Четырехъярусная колокольня к западу от собора строилась два года – с 1756 по 1758.
Существует неподтверждённая версия, что в проектировании колокольни Николо-Богоявленского собора принимал участие Василий Баженов, будучи в ту пору, 19-летним юношей, в учениках под началом Саввы Чевакинского.
После завершения строительства в верхнем ярусе колокольни установили часы с курантами.
А увенчали колокольню шпилем, отдав дань традиции, заложенной Петром I.
Сейчас время здесь остановилось – стрелки недвижимы.
Символично – ибо в этом уголке словно переносишься в середину XVIII века.
В советские годы собор не был закрыт, службы в нём не прерывались ни на один день – несмотря на все препятствия, создаваемые новыми властями, агрессивно пропагандирующими атеизм.
К началу 1940-х гг собор оказался одним из восьми оставшихся в Ленинграде действующих храмов, выстояв и в страшную блокаду – можно лишь представить, с какими мыслями и просьбами приходили к нему жители осаждённого обречённого города.
В годы войны священнослужители неоднократно организовывали сбор средств, идущих на помощь семьям военнослужащих, подарки бойцам, в фонд обороны, на нужды Красного Креста. С июля 1941 по июнь 1945 гг общая сумма пожертвований, собранных в Никольском храме, составила 4,7 млн руб. Пострадал собор и от обстрелов – лишь к 1953 году были ликвидированы разрушения, нанесённые войной.
Последняя реставрация собора проводилась уже в XXI веке – в 2007 - 2008 гг.
Его легко разыскать на карте, ибо всё здесь именуется Никольским. Никольский переулок, Никольский рынок, два Никольских моста через каналы (один Старо-Никольский - через Крюков, а другой Ново- Никольский - через Грибоедова), Никольский сквер, Никольский сад, и наконец, по адресу Никольская площадь, д. 1/3 – чудо елизаветинского барокко, Николо-Богоявленский морской собор.
В комплекте со впечатляющей колокольней в 70 метрах к западу.
Чудо это с южной стороны (лучше всего освещаемой в нашем сумрачном Петербурге) нещадно обстроено позднейшими двухэтажными (плюс цокольный этаж) зданиями:
...просветы между которыми вдобавок заботливо засажены деревьями, что приводит к невозможности оценить панораму собора и колокольни со стороны канала Грибоедова – факт весьма огорчительный.
Почему-то в 1860-х гг, когда строились эти “Дома причта собора”, никто не задумывался, а не помешает ли новостройка художественному восприятию архитектурного комплекса L
А романтика этого уголка зашкаливает…Остались еще в Питере места, где хочется читать стихи вслух, мурлыкать себе под нос ”Moon River” от незабвенной Одри Хепберн из ”Завтрака у Тиффани” (см. ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=Q7SI7N22k_A ), рисовать пейзажи, сочинять сонеты, думать о том, отчего люди не летают, признаваться девушкам в любви, делать предложения руки и сердца и прочие большие хорошие глупости J
Ради таких уголков стоит пройтись пешком с километр: добираться сюда удобнее от метро ”Садовая” – напрямую по Садовой же улице.
Альтернативный мега-вариант для супер-романтиков – попетлять по набережной канала Грибоедова, растянув удовольствие от созерцания Северной Венеции, пока не сядут оба аккумулятора в фотокамере и не стемнеет.
Появлению на этом месте, на берегу Глухой речки (предшественница канала Грибоедова) роскошного барочного собора мы обязаны императрице Елизавете Петровне.
Она, памятуя волю батюшки, Петра Великого-громовержца, намеревавшегося, но не успевшего при жизни построить в своём любезном Санкт-Питербурхе каменный морской собор, 16 июля 1752 г подписала указ о постройке Никольской церкви на территории Морского полкового двора.
Случись это событие двумя десятилетиями позднее, при Екатерине II, церковь была бы совсем иной – как известно, Екатерина Великая на дух не переносила барокко.
Проект и смету будущего собора уже в мае 1752 года представил к высочайшему утверждению Савва Иванович Чевакинский, архитектор, вся жизнь которого была связана с Адмиралтейским ведомством: в юности он прошёл обучение в Московской школе навигацких наук и Морской академии, затем переехал в Петербург, где состоял в помощниках при главном адмиралтейском архитекторе Иване Кузьмиче Коробове, а с 1740 года принял на себя все его обязанности, включавшие строительство зданий для нужд Морского ведомства.
Еще до непосредственного начала строительных работ (после осенних наводнений 1752 года), предварительный проект пришлось существенно подкорректировать, “приподняв” здание на три аршина. (Впоследствии собор неоднократно попадал в зону подтопления, каждый раз представляя собой вполне апокалиптическое зрелище каменной громады, возвышающейся посреди стихийного разливанного озера.)
Елизавета Петровна широким жестом вернула в русскую православную архитектуру традиционное исконное пятиглавие, отменив запрет царственного батюшки на строительство пятиглавых храмов – от чего архитектурные шедевры той поры (Смольный и Николо-Богоявленский морской соборы) только выиграли.
Однако тотальная принудительная европеизация всех сфер государственной жизни, привлечение к строительным работам иностранных архитекторов, обучение и приобретение практического опыта русскими зодчими за рубежом – привели к тому, что за каких-то полвека вектор развития русской архитектуры кардинально сменил направление, взяв курс на соответствие новомодным западным тенденциям.
Актуальными стали нарочитая пышность, чрезмерная обильность, тяжеловесный повсеместный декор, яркая слепящая позолота в интерьерах - концентрированное сочетание всего названного, честно говоря, порой рождает ощущение недостатка чувства меры у заказчика сего шедевра.
Новый, вельми чуждый ментально, архитектурный стиль – барокко – вполне прижился в России,…(на след. фото – церковь Варлаама Хутынского, 1780 г, Вологда:)
Широкой волной прокатился по разноудалённым от молодой столицы городам и весям, после отлива оставив на отмели удивительные памятники…(след. фото – церковь Владимирской Богоматери, 1764 г, Вологда:)
… часть из которых, разной степени сохранности, вопреки всему уцелела до наших дней, диковинными формами изумляя восхищенную публику. (След. фото - Владимирской Богоматери, 1770 г, Вязьма:)
Региональные особенности архитектурных школ бескрайнего Отечества причудливо-барочным симбиозом запечатлелись в камне на улицах глубоко русских Вологды, Вязьмы, Тотьмы, Вятки, Владимира, поволжских и многих других городов и деревень, часть из которых за 2,5 века уже и с географической карты стёрта, а церкви стоят, в полях, в лесных чащобах, и добраться до них – великая проблема и азарт…(След. фото – храм Покрова на Лузе, Кировская область:)
Но вернёмся в молодой Петербург, коему в 1753 году (когда государыня Елизавета Петровна изволили заложить первый камень в основание нашего Морского собора) насчитывалось всего полвека…
Репутация столицы громадной империи требовала продуманного подхода к планомерной регулярной застройке города, в связи с чем, дабы облагородить местность, прилегающую к Морскому собору, 9 ноября 1761 года было издано распоряжение, гласящее: ”По Именному Ея Императорскаго Величества указу велѣно, между рѣками Мойкою и Фонтанкою строить каменное строенiе, а деревянному не быть, по чѣму и слеуетъ в тѣхъ мѣстахъ, для украшенiя города, какъ и Адмиралтейская Коллегiя представляетъ, быть строенiю хорошаго вида”. Вида, достойнаго сосѣдства с ТАКИМ памятником.
Николо-Богоявленский собор - двухэтажный, крестообразный в плане.
Нижний храм Святителя Николая Чудотворца изначально был “зимним”. В верхнем Богоявленском храме (освящённом уже при Екатерине Великой в 1762 г) до начала XX века службы проводились лишь в тёплое время года, а в 1901 году в нём была обустроена система отопления (след. фото - план верхней церкви:)
Пятиглавие представлено восьмигранными световыми барабанами, скорее напоминающими башни в изящной аранжировке.
Кровли сложной конструкции для барабанов были изготовлены на тульских заводах, принадлежавших семейству Демидовых.
Массивные пропорции храма были заведомо рассчитаны на визуальное восприятие здания, расположенного посреди обширной площади, издалека,...
...причём приоритетным для обзора получившейся панорамы был северный фасад собора, (подразумевалось, что зритель стоит в створе Никольской улицы - ныне улицы Глинки):
Здание обнесено кованой оградой, столбы которой повторяют ритм колонн на фасадах храма.
Южная часть площади (со стороны Глухой речки - затем Екатерининского – ныне Грибоедова канала) отводилась под застройку для церковных нужд, именно она не позволяет сделать нормальный кадр с южной стороны собора.
Симметричное построение всех четырех фасадов, обилие лепнины,
...три яруса окон разного профиля, многочисленные колонны разной высоты,
...раскреповка, узорные решетки балконов,
...полукруглые фронтоны с окнами, обрамленными лучами и скульптурными ангелами в облаках – ...
...Морской собор по праву считается одним из самых живописных архитектурных памятников Петербурга.
В интерьерах собора многочисленные опорные пилоны всё же создают ощущение тесноты, а уже упомянутый золотой блеск всего и вся производит тягостное впечатление, обратное тому, на которое рассчитан.
Четырехъярусная колокольня к западу от собора строилась два года – с 1756 по 1758.
Существует неподтверждённая версия, что в проектировании колокольни Николо-Богоявленского собора принимал участие Василий Баженов, будучи в ту пору, 19-летним юношей, в учениках под началом Саввы Чевакинского.
После завершения строительства в верхнем ярусе колокольни установили часы с курантами.
А увенчали колокольню шпилем, отдав дань традиции, заложенной Петром I.
Сейчас время здесь остановилось – стрелки недвижимы.
Символично – ибо в этом уголке словно переносишься в середину XVIII века.
В советские годы собор не был закрыт, службы в нём не прерывались ни на один день – несмотря на все препятствия, создаваемые новыми властями, агрессивно пропагандирующими атеизм.
К началу 1940-х гг собор оказался одним из восьми оставшихся в Ленинграде действующих храмов, выстояв и в страшную блокаду – можно лишь представить, с какими мыслями и просьбами приходили к нему жители осаждённого обречённого города.
В годы войны священнослужители неоднократно организовывали сбор средств, идущих на помощь семьям военнослужащих, подарки бойцам, в фонд обороны, на нужды Красного Креста. С июля 1941 по июнь 1945 гг общая сумма пожертвований, собранных в Никольском храме, составила 4,7 млн руб. Пострадал собор и от обстрелов – лишь к 1953 году были ликвидированы разрушения, нанесённые войной.
Последняя реставрация собора проводилась уже в XXI веке – в 2007 - 2008 гг.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]