Ежедневный автомобильный журнал #14
28 января 2019
Фирма Тонар, семейственность и якутские алмазы – Захаров больше не гендиректор ЗиЛа – Статистика, охраняемая авторским правом - История фирмы Labbe – Самый крупный трактор на планете – Пятиосный Citroen DS – Аэросани КА-30 etc.
[репортаж]
Семья Тонаров
По документам это трактор. Внешне вестернизированный, чудовищно длинный – но трактор. Ему даже нельзя выезжать на дороги общего пользования без специального разрешения, ибо негабарит. Но ему туда не очень и надо, рудовозу. Да, эта машина сделана для компании Алроса, ей предстоит решать проблему «последней мили» в Якутии, перевозя руду от места добычи до комбината, это примерно 170 км.
А вообще подмосковная фирма Тонар придумала новый класс автомобилей. Или, точнее, транспортных машин. Раньше как было? Из карьера наверх руду поднимают карьерные самосвалы. Если вези добычу надо далеко, её перегружали на ЖД или автомобили с полуприцепами. А что делать, если руду надо везти сравнительно недалеко, на 100-200 км? Автомобилями с более-менее стандартной грузоподъёмностью не навозишься, слишком мало они берут на борт. А гнать те же БелАЗы на такое расстояние – ещё большее расточительство. Вот пару лет назад Тонар и сделал нечто промежуточное между карьерником и обычным автомобилем – трёхзвенный негабаритный автопоезд грузоподъёмностью 130 тонн. По сути это была сцепка грузовика Тонар-45252 и сочлененного полуприцепа Тонар-95405.
Тонар-45252
Он неплохо справляется со своей задачей в той же Якутии, но выявились и недостатки: тягач 6х4 склонен к пробуксовке при старте или на скользких подъёмах, что приводит к ударным нагрузкам в трансмиссии. И тормозов маловато для такой тяжёлой машины. Поэтому новая итерация, получившая обозначение Тонар 7502, уже полноприводная (6х6) и с гигантским ретардером (трансмиссионным тормозом).
Гигантский – это не фигура речи. Посмотрите, за кабиной целое нагромождение теплообменников; это и есть ретардер. Плюс огромный радиатор спереди – тоже для него, дизелю в Якутии такое охлаждение как-то без надобности.
На машине стоит 760-сильный 19-литровый китайский дизель Cummins QSK19, гидрообъёмная трансмиссия Allison 6620, китайские же мосты Hande. Кабины Тонар делает самостоятельно, подсмотрев их каркасную конструкцию у американских классических роад-кингов. Получается довольно неплохо по качеству, но архаично с точки зрения компоновки и посадки. Зато теплоизоляция и печка таковы, что при минус пятидесяти водители могут работать в одной рубашке.
Одна из «фишек» - цельнорезиновые упругие элементы в подвеске, сейчас их патентуют. Не сказать, что это совсем уж оригинальное решение, но именно такой вариант разработан впервые.
Борта прицепа и полуприцепа – с боковой разгрузкой, коей заведует гидравлика Penta.
Сейчас эта машина наматывает испытательные километры на специально подготовленном двухкилометровом полигоне в лесу близ Ликино-Дулёво. Именно там я её застал, едва ли не в последний день перед отправкой заказчику. Так что новые фотографии этого Тонара теперь можно будет сделать только поблизости от Верхне-Мунского алмазного месторождения.
Тонар – это 5 млрд руб годового оборота, 15 единиц продукции ежедневно (в основном полуприцепы), работа в три смены, полный цикл производства. Но всё равно это небольшая семейная фирма, начинавшаяся в начале 1990-х годов с заброшенного ангара, к которому потом добавился не менее заброшенный коровник. Сейчас они, конечно, отстроились, наработали лоск. Но семейность остаётся, даже главный конструктор – бывший одноклассник нынешнего гендиректора. Кстати, конструкторский отдел довольно силён, это 40 человек, каждый из которых занят по уши.
На Тонаре я оказался как-то наспех, без предварительного обдумывания. И производство фотографировал почти неглядя, навскидку. Поэтому за полноценный репортаж нижеследующие зарисовки не держите, это всё сделано на бегу.
Производственные цеха чистотой и освещённостью не поражают, навевая ассоциации с машинно-тракторными станциями времён СССР. Но хорошими, которые принято было показывать иногда наезжающему союзному руководству. В принципе, так или примерно так устроены все таркторно-бульдозерно-прицепные заводы, там нет глянца автомобильных сборочных конвейеров, да он и не нужен, не та технология.
На «входе» - голый металл.
Который почти сразу отправляется на плазменный резак.
Или на отрезной станок попроще.
Тонар от поставщиков берёт только высокотехнологичные вещи, а то, что может сделать сам – делает сам. Например, оси полуприцепов и элементы их подвески.
Даже некоторые болты нестандартного типоразмера штампует у себя, горячим способом.
С примитивнейшей оснасткой соседствуют высокопроизводительные роботы. Вот эти, например, приваривают кронштейны к осям.
В соседнем цехе готовят рамы и основания для кузовов. Сначала вручную «прихватывают»…
…а потом роботы всё аккуратненько проваривают. Вот такой изящный шов получается.
Потом все эти железки идут на обработку, похожую на пескоструйную, но не песком, а специальной дробью.
И в покраску. Ну, то есть, сначала на грунтование, а потом и на финальное покрытие. Камера, конечно, не самая впечатляющая, зато просторная.
В этой камере можно красить даже такие длиннющие рамы.
Сборка происходит на конвейере. Простецком, но всё же.
Некоторая автоматизация есть и тут, в виде пневматического пятиштырькового гайковёрта, которым прикручивают колёса.
Если работа спорится, почему бы не сплясать?
А если дома сигареты забыл – всё, хана, даже бычком не разживёшься.
Кузова полуприцепов гнут и варят на специальной оснастке, некоторые приспособления меня даже попросили не фотографировать. Директор Тонара Денис Кривцов сказал: да я сам из ютьюбовских роликов нет-нет, да и вытащу какую-нибудь производственную фишку от конкурента, зачем мне им показывать наши ноу-хау?
Кузова делают не только из стали, но и из алюминия, те, в которых не грузоподъёмность нужна, но объём. Варить и красить их, конечно, тяжелее, но выигрыш по массе того стоит.
Специализация у полуприцепов бывает самая разная. Например, вот тут собирают трейлер для перевозки свиней, а чуть дальше стоит полуприцеп для крупного рогатого скота. На мой детский возглас: «Лошадок жалко» Денис философски ответил: «Не думай об этом».
А вот гигантские сельскохозяйственные полуприцепы, картофеле- и зерновозы.
В отдельном цехе делают кузова из сэндвич-панелей с полиуретановым наполнителем.
А вот процесс сборки кабины.
А это разобрали и вновь собирают какой-то старый грузовик.
Уникальный прицеп. Знаете, для чего он? Для доставки того самого 130-тонного Тонара, с которого начался рассказ. Входит, так сказать, в базовую комплектацию машины.
Конечно, это не весь завод, только реперные его точки. Но их достаточно, чтобы получить представление об уровне технологий. Стороннему наблюдателю тут не слишком уютно, но, с другой стороны, что тут делать стороннему наблюдателю? А работники не жалуются: средняя зарплата на Тонаре 65 тыс руб, а сварщики получают до ста тысяч. Для этих железяк не нужна стерильность, нужны чётко организованные процессы. С процессами у Тонара нет проблем, иначе выдавать по 15 машин в день он бы не смог.
--
[первоисточники]
А знаете, что сегодня произойдёт? Сегодня уволят на хер директора ЗиЛа Игоря Захарова! Этот мальчик с грустными глазами пришёл на ЗиЛ с Иж-Авто и много лет сидел, флегматично наблюдая как завод рушится и разворовывается. Увольнение Захарова выглядит логичным: всё уже спиздили его приглашали именно как местоблюстителя на период превращения ЗиЛа в большой девелоперский проект. Ну, что ж, революция свершилась, все свободны.
--
[соцсети]
История фирмы Labbe описана уже многократно. Но TrunkMonkeys сделал свою статью столь качественно, что не могу не порекомендовать. Речь там, в основном, о броневиках на базе РАФов, с обилием иллюстраций, надёрганных из интернета. https://clck.ru/F6wuV
--
Доселе неизвестное (мне) фото забытого прототипа грузовика ЗАЗ-2301. Сделана фотография в 1995 году на ВАЗе, во время автопробега из Запорожья в Красноярск и обратно. https://clck.ru/F6wuj
--
В 1977 году, по словам strangernn, фирма Versatile построила самый крупный на планете Земля трактор. 12 цилиндров, 600 л.с., две сочленённые тележки, четыре оси, масса 26 тонн. Подробности – у автора. https://clck.ru/F6wxK
--
[заграница]
Вот что можно сделать из Citroen DS, если ты – фирма Michelin и тебе хочется безопасно испытать грузовые шины. https://clck.ru/F6wwT
Машину придумали в 1972 году, назвали Poids Lourd Rapide, оснастили двумя (!) 5,7-литровыми «восьмёрками» Chevrolet, расположив их сзади, в наспех смастыренном кузове. Один мотор передавал момент на две задние оса, а средняя ось приводилась другим двигателем. Четыре передних колеса были управляемыми. Десятитонная машина разгонялась до 111 миль в час. Насколько востребованным был этот испытательный стенд – история не говорит. https://clck.ru/F6wwT
--
Саудовская Аравия начала строить водородные автозаправочные станции. По этому поводу Дмитрий Чугунов в своём аккаунте в ФБ ехидно написал: «Аналогия выглядит примерно так, - будто во французскую провинцию Шампань стали завозить подмосковный самогон». https://clck.ru/F6wy2
--
[объява]
Редчайшая Subaru SVX, да ещё в хорошем состоянии? Бывает и такое. Я её видел в Москве только один раз, году этак в 2000, она стояла где-то недалеко от Москворецкой набережной, чёрная, вся вдрызг уезженная, грустная. Я посмотрел на её трогательные двойные окошки – и влюбился. https://clck.ru/F6wyR
--
И ещё одно занятное объявление. Продают Бычки в томате без пробега, прямо с заводской территории. Это, наверное, самые оставшиеся остатки нераспроданного. https://clck.ru/F6wyc
[видео]
Воспоминание о самых массовых аэросанях СССР – КА-30.
--
Ежедневный автомобильный журнал выходит на следующих аккаунтах:
- ВКонтакте: https://vk.com/rusautomobile
- Facebook группа: https://www.facebook.com/rusautomobile2/
- Живой Журнал: https://rusautomobile.livejournal.com/
- Telegram: https://t.me/rusautomobile2
- ЯндексДзен: zen.yandex.ru/rusautomobile
О журнале: https://clck.ru/Ewf4e
Ежедневный автомобильный журнал © 2019